Мои конспекты
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Курьина Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

"Детский сад №63"

План-конспект

интегрированной образовательной деятельности по познанию и

коммуникации в подготовительной группе для детей с ОВЗ

на тему: «Времена года»

                                                                                            Составили: учитель-логопед                                                                                                              

                                                                                                                   Мулланурова Л.Р.

                                                                                                                      учитель-дефектолог

                                                                                                            Курьина О.А.

                                                                                           

                                                                                           

                                                         

г. Нижнекамск

2015г.

Конспект НОД.

Цель:  Уточнить и расширить представление о зиме,  о начале весны ,их приметах.                                                               

Программное содержание:                                                                                                          1. Обогащение словаря по теме.                                                                                                2.Развитие грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных.                                                                    3.Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.                                                                                 4. Развитие связной речи:  составление предложений, рассказа по сюжетной                      картинкам.        

5. Развитие психических процессов, мыслительной деятельности, памяти, познавательного и устойчивого интереса.                                                                                                         6.Развитие общей и мелкой моторики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             7. Вызывать интерес к коррекционной деятельности.                                                        

Словарная работа: проговаривание слов пальчиковой гимнастики «Снеговик», проговаривание предложений по данной лексической теме;

Знакомство с новыми словами «капель», « журчит», «первоцветы».

Оборудование: стол, 4 стульчика, ноутбук; фонограмма (песня в исполнении В. Толкуновой «Кабы не было зимы» , из мультфильма «Маша и медведь» «Солнечные зайчики»).                                                                                                                    

Лексический материал:  стихотворение «Снеговик», слова по данной лексической теме.

Наглядно- демонстрационный материал: презентация на ноутбуке, сундучок с заданиями, буквы.

Предварительная работа педагога:  изучили методическую литературу, составили конспект образовательной деятельности, подготовили презентации по темам «Зима», «Весна».

Предварительная работа с детьми:  пальчиковая гимнастика, проговаривание слов, стихотворения «Снеговик», составление предложений,  составление небольших связных рассказов по сюжетным картинкам; знакомство с весенними признаками, с названиями весенних месяцев, чтение слов на тему «Начало весны», обучение дидактической игре «Зашифрованное слово», разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы прилетели».

                         

Структура НОД.

   1 часть ( учитель- логопед).                                                                                                            

– Организационный момент; игра «Прочитайте слово по буквам»1 мин.

- «Доскажи словечко» 1 мин.

- Физминутка 1 мин.

«Скажи по-другому» - 1 мин.

«Что лишнее?» - 1 мин.

«Скажи полным предложением» - 1 мин.

«Назови картинки одним словом» - 1 мин.                                                                                                              «Чей хвост?» - 1 мин.

«Путешествие в лес»- 1 мин.

«Назови птиц»-1 мин.

«Как птицы подают голоса?»-1 мин.

«Чем люди занимаются зимой?» (составление предложений) - 1 мин

2часть (учитель – дефектолог).

-Включение музыки «Солнечные зайчики». Приход учителя- дефектолога в костюме весны. Дети танцуют под музыку 1-2 мин.

-Беседа о начале весны. Называние весенних признаков 1-2 мин.

-Дидактическая игра «Зашифрованное слово» 2-3 мин.

-Чтение весенних месяцев. Выкладывание в нужной последовательности 2 мин.

-Разгадывание загадок о весне. Составление со словами – отгадками предложений 2 мин.

-Презентация на тему «Весна» (выполнение заданий)3-4 мин.

3 часть .Заключительная.

Подведение итогов. Угощение.

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                           

Ход НОД.

1 часть.

Подгруппа детей под фонограмму песни «Кабы не было зимы» входят в кабинет и садятся на стульчики.

Педагог:  Здравствуйте ребята! Послушайте и посмотрите внимательно и отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить: 

1.  3, И, М, А. (Зима) Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 1).

 - Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) слайд 2

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Слайд 3, 4, 5, 6)        

- Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок все снижается... (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (щелчок).

Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

- Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

  - На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. (Слайд 7)

4. Физминутка – провести 2 раза. (Слайд 8)        

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. (Машут руками перед собой).

Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопок в ладоши, («ловят»).

 Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

4. Беседа об одежде.

Игра «Скажи по-другому» (с мячом)

 Взрослый называет картинку (слайд 9) - Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.)  Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки).  Сапоги из кожи – (кожаные сапоги).  Пальто из драпа — (драповое пальто) и т.д.

Игра «Что лишнее?» (слайд 10, 11)

- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

- Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку        (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.)

Назовите картинки одним словом (меховая шапка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама - щелчок). Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)

 Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки - щелчок). Почему? (Потому что босоножки носят летом)

5. Беседа о животных (слайд 12, 13)

 Игра «Чей хвост? (слайд 14, индивид. картинки)        

- Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь …)

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 13 - медведь, ёж, барсук).

 Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост - ... У лисы ... У волка... У белки...

Игра «Путешествие в лес» (слайд 15)        

- Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Давайте расскажем, что мы там увидели. За пеньком мы увидели, чьи уши? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул ... (лисий хвост). На снегу мы заметили ... (волчьи следы). А на дереве отыскали ... (беличье дупло). Когда мы выходили из леса, то услышали ...(воронье карканье).

6. Беседа о птицах (слайд 16, 17).        

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющиеся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Как птицы подают голоса? Отвечайте полным предложением. (Слайд 17 по щелчку:  Воробей чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона каркает. Сорока трещит.  Голубь воркует.)

 - Когда синицы и снегири голодные, они шипят.

7. Занятия людей зимой (слайд 18)        - А чем занимаются люди зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц).

Включение музыки «Солнечные зайчики». Входит «Весна». Дети танцуют под музыку.

2 часть

Педагог: -Здравствуйте! Вы меня узнали? Кто я? (весна).

_Я принесла с собой сундучок с заданиями. Хотите поиграть? (да)

1 задание:    Разгадайте мои загадки.

Растёт она вниз головой                                          На зелёной ножке

Не летом растёт , а зимой                                        Выросли горошки.

Но солнце её припечёт

Заплачет она и умрёт.

Всю зиму лежал

А весной в овраг убежал.

Педагог: _-Молодцы. Все мои загадки разгадали. А сейчас давайте составим предложения с этими словами (дети составляют разные предложения).

Педагог: Следующее задание – игра «Зашифрованное слово». Помните такую игру?

Буквы записаны под цифрами. Их необходимо расставить по порядку и прочитать слово.

А  С  Н  В  Е

5    3  4   1   2                  ВЕСНА

Педагог:  Молодцы! Что означает это слово? ( ответы детей).

Педагог: И последнее задание Нужно прочитать названия весенних месяцев и встать в правильной последовательности.

Дети выполняют задание.

Педагог: Садимся на стульчики. Сейчас посмотрим видеофильм.

Презентация фильма «Весна». Выполняем задания на слайдах.

1 слайд «Подбери слово»

2слайд «Подбор глаголов. «Что делает ручей, солнце, снег?»

3 слайд «Назови признаки весны»

4 слайд «Чего не бывает весной»

5 слайд  Обобщение по теме.

Педагог: Давайте немного отдохнём. Физминутка «Птицы прилетели».

3 часть.

-Все сегодня молодцы. Кто к нам приходил на занятие? О чём мы говорили?

Что нового вы узнали?

Угощение.

Литература.

1.Н. Сазонова, Е. Куцына  «Рассказы о временах года. Зима». Литур, 2009.

2. Л.Н.Смирнова «логопедия в детском саду». М:, Мозаика- синтез, 2006.

3.И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ЗПР» .Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет.- Мозаика- Синтез, Москва, 2007.

4.Калинина Т.В. АБВГДейка. Комплексная программа подготовки детей к школе.-Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №63»

Конспект  интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим, развитию речи и рисованию

на тему:

«Дикие животные зимой»

                                                              Составили:

                                                                               учитель - дефектолог

                                                                                                  Курьина О.А

                                                                            воспитатель гр. № 3

                                                                     Галлямова Э.Р

                                                                     

                                                 

                                                    Республика Татарстан

                                                        г. Нижнекамск

2014г.

Занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и рисованию.

Тип: занятие по обобщению полученных знаний и умений.

Тема: «Дикие животные зимой».

Возрастная группа: дети 6-7 лет с задержкой психического развития смешанного генеза, 1 год обучения.

Задачи:

1. учить рисовать зайчика, закреплять приём изображения овальных и круглых форм, создавать образ пушистого зайчика;

 закрепить последовательность смены времён года (Д /и «Что сначала, что потом»);

2. способствовать формированию целостного восприятия у детей (работа с разрезными картинками), формированию умения использовать приёмы нетрадиционного рисования («тычками», «набрызг»).

3. способствовать расширению и углублению знаний о диких животных, местах      

 их обитания; проживания в зимнее время года.

 способствовать развитию слухоречевой  памяти, мыслительной            

 деятельности  ( Д/и « Обобщи», разгадывание загадок),

 умения  устанавливать причинно – следственные зависимости и        

 формирования простейших выводов (Д/ и «Логические цепочки»);  способствовать умению подбирать имена прилагательные к существительным,          согласуя в роде  и числе  (Д /и «Придумай слово»);

способствовать уточнению словарного запаса по теме «Дикие животные»

 ( словесная дидактическая игра «Угадай по описанию»); развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитию эстетического восприятия, интереса к природе.

4. способствовать воспитанию гуманного отношения к животным, к лесу.

Словарная работа: предметный словарь: «шёрстка», «тычками», «набрызг».

 Слова «логово», «дупло», «берлога» перевести из пассивного словаря в активный;

словарь наречий: «ловко», «погуще»;

словарь прилагательных: «рыжая», «мягкая», «пушистая».

глагольный словарь: «скачет», «взлетает», «рыщут».

Оборудование: мольберт, мяч.

Демонстрационный материал: С.В.Вохринцева «Дикие животные»,  «зашумлённый рисунок», сугроб из ваты, образец рисунка, мягкая игрушка «зайчик».

Раздаточный материал:  набор из 4 картинок, изображающие времена года, разрезные картинки на тему: «Зима» разной сложности, альбомы, палочки для тычкования, щётки зубные, белая гуашь, кисточки, простой карандаш.

Предшествующая работа: изучила книгу Морозовой, Пушкарёвой «Ознакомление с окружающим и развитие речи», Т.А Шорыгиной «Какие месяцы в году»;

изготовление палочек для тычкования, рисование образца.

Предварительная работа с детьми: упражнялись в составлении небольших описательных рассказов о диких животных, беседовали о начале зимы, читали стихи и небольшие рассказы.

Индивидуальная работа: Мише  оказать помощь при выкладывании последовательности времён года, Данилу – при составлении разрезных картинок из 6 частей;

с Ромой и Фоатом рисовать контур с лёгким нажимом на карандаш, упражнять Данила в рисовании овальных форм.

Структура занятия:

  1. Вводная часть – 3 мин. Организационный момент.

а) разгадывание загадки о диких животных.

б) словесная игра «Слова – действия».

2. Основная часть -17 мин.

а) загадка о зиме

б) называние признаков зимы, повторение последовательности времён года.

в)  работа с разрезными картинками, беседа.

     г) релаксационное упражнение.

     д) логопедическая минутка

е) составление предложений  о животных.

ж) рассматривание зайца в сугробе, описание его.

З) рисование зайца

 3. Заключительная часть – 5 мин.

а) вопросно – ответная беседа

б) обобщение педагогом

в) анализ  (о том какие знания показали дети).

Организация детей на занятии.

В вводной части дети стоят рядом с педагогом на коврике , в основной части -на коврике и за столами, релаксацию дети  выполняют на ковре.

                                                Ход занятия

1.Вводная часть. Орг. Момент.

Дети стоят полукругом около дефектолога.

Дефектолог: «Здравствуйте, ребята. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Они с людьми не живут,

Постоянной помощи от них не ждут,

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях,

На воде и под водой,

В небесах и под землёй.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочные жилища,

И лекарства – травы ищут.

Дети: «Дикие животные».

Дефектолог: «Правильно. А сейчас  узнайте, про кого я говорю» (называю характерные действия).

1. рыщет, охотится, догоняет, нападает (волк);

2. ворует, охотится, ловит, хитрит (лиса);

3.спит, разрушает муравейники, сосёт лапу (медведь);

4. убегает, меняет цвет, спасается (заяц);

5. прыгает, скачет, запасает грибы (белка);

6. сворачивается клубком, бежит, собирает грибы (ёж).

2.Основная часть.

Дефектолог: «Сейчас разгадайте загадку (о зиме)».

Дел у меня немало

Я белым одеялом,

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома

                    А зовут меня …          зима

 Дефектолог:

«Молодцы. Давайте вспомним признаки зимы».  

Дети называют.

Дефектолог: «Какое время года было перед зимой, а какое будет после зимы? Как называется первый зимний признак?

Дети отвечают на вопросы.

Дефектолог: «Сейчас я раздам вам разрезные картинки, вы их соберёте и узнаете, какое время года на ваших картинках».

Дети собирают на коврике. Оказываю индивидуальную помощь Данилу, Фоату.

Дефектолог: « У всех получилась картинка с изображением какого времени года? Докажите, что это зима».

Дети перечисляют признаки зимы (слепили снеговика, ребята в тёплой зимней одежде и обуви, много снега и т.д).

Дефектолог: «Молодцы. А сейчас выполним упражнение «Тепло – холодно». Представьте, что сейчас лето, наши руки и лицо греет ласковое солнышко (дети имитируют расслабление, показывают удовольствие). Но лето закончилось и наступила зима, стало холодно.

Хорошо. Немного отдохнули и сейчас проговорим чистоговорку. Её надо говорить красиво и понятно.

Саша в лесу встретил лису.

Дефектолог: «Хорошо проговорили. А теперь вспомним, чем занимаются дикие животные в первый месяц зимы. Я раздаю вам картинки с изображением животных, вы должны рассказать о каждом».

Дети получают картинки и составляют предложения.

Предполагаемые ответы детей.

Зайцы оделись в белые пушистые незаметные шубки и грызут кору деревьев. Они прячутся в ямках, под кустиками.

Медведи сладко спят в берлогах.

Белки прыгают по веткам. Грызут еловые шишки, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

Лиса ищет мышиные норки. Бегает по снегу. Пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор.

Бродит по лесу злой голодный волк, ищет добычу.

Дефектолог: «Всё правильно вы рассказали о животных. Ну а сейчас по цепочке мы опишем  зверей. Начинает Миша….»

Вопросы:

 Какая лиса? (хитрая, рыжая, хищная …)

Какой волк?

Какой заяц?

Какой медведь?

Дефектолог: «Хорощо сегодня поработали.»

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель обращает внимание на сугроб.

Воспитатель: «Как вы думаете, кто спрятался в сугробе?»

Дети: лиса, волк, ёж.

Воспитатель: «Хотите узнать?»

Дети: «Хотим»

Воспитатель: «Тогда отгадайте загадку: Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

Дети: «заяц».

Воспитатель обращает внимание на зайца и предлагает его описать :

- сшит из меха

- какого цвета

- какой на ощупь (пушистый, мягкий, гладкий)

-Воспитатель: «сегодня мы будем рисовать зайца».

Дети рассматривают образец, уточняют последовательность и приём рисования «тычками».

Воспитатель: «Зайчик на полянке один. Давайте спрячем его от диких животных в сугроб».

Дети прячут зайца.

«Белой гуашью нарисуем сугробы и «набрызгом» падающий снег».

Дети рисуют простым карандашом силуэт зайца «тычками» по контуру, а затем внутри.

Пока подсыхает изображение зайца, дети дополняют рисунок падающим снегом («набрызгом»).

Воспитатель:

-Как будем рисовать снег?

Дети: «набрызгом».

Объяснение педагога:

«Кистью наносим гуашь на зубную щётку. После нанесения проводим движение большим пальцем по щётке «к себе». Щетинки распрямляются и наш рисунок покроется маленькими капельками. Главное не ошибиться с направлением движения большого пальчика, иначе все капли полетят не в цель.

Дети выполняют . Затем концом тонкой кисти дополняют детали мордочки зайца.

Дети рассказывают о своих рисунках».

Заключительная часть.

Воспитатель: « Про кого мы сегодня говорили на занятии? Кого рисовали? Какими приёмами пользовались? Сегодня все были молодцы, у всех получились красивые рисунки».

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №63»

Конспект индивидуального занятия

по сенсорному развитию

на  тему: «Цвет предметов»

( ребёнок 5 – 6 лет с ОВЗ )

                                                                                                           Составила:

                                                                                Курьина Ольга Анатольевна

                                                  Республика Татарстан

                                                       г. Нижнекамск

2014г.

Занятие по сенсорному развитию.

Тип: обобщающее (обобщение и систематизация знаний, умений и навыков)

Тема: «Цвет предметов»

Лексическая тема: «Осень».

Возрастная группа: ребёнок 5-6 лет с задержкой психического развития смешанного генеза, 2 год обучения.

Задачи:

1. способствовать закреплению знаний ребёнка о цвете, как одном из свойств предмета, умению различать, называть основные цвета спектра, сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы, составлять группы предметов, одинаковых по цвету (Д /и «Цвет и форма»), способствовать закреплению узнавания геометрических фигур ( Д /и «Чудесный мешочек»)

   

2. коррекция зрительного и тактильного гнозиса.

3.способствовать развитию внимания, памяти (Д/и «Что изменилось?) мыслительных операций: сравнения, анализа ( Д /и «Сравни предметы»,  «Какая фигура лишняя?)

4. способствовать воспитанию внимательного отношения к цвету, к красоте природных явлений.

Словарная работа: «Одинаковые по цвету», «Одинаковые по форме»

Оборудование:

Демонстрационный материал: набор геометрических фигур разных цветов, вырезанные из бумаги листья деревьев (берёзы, клёна, дуба).

 

Раздаточный материал:  картинки с изображением предметов, из которых 3 – одинаковые по цвету, 1 – другого цвета.

Предшествующая работа: подбор материала, вырезывание листьев из цветной бумаги.

Предварительная работа с ребёнком: упражнения на закрепление цвета, формы предметов: подбор из окружающей обстановки предметов, схожих по цвету с образцом, рассматривание листьев и называние их ( Д/и «С какого дерева лист?»),

Рисовали и раскрашивали листья берёзы, дуба, клёна.

 

Структура занятия:

1.Вводная часть – 3 мин. Организационный момент.

а) Игра «Чудесный мешочек»  (в мешочке лежат прямоугольник, квадрат, овал, треугольник, круг).

2. Основная часть -15 мин.

а) Д/и «Узнай по описанию»

 б) работа с раздаточным материалом (с листьями деревьев)

в)  Д /и «Что изменилось?»

г)  минутка отдыха: чтение стихотворения «Осень»

д) Д /и «Четвёртый лишний»

 3. Заключительная часть – 5 мин.

а) выполнение штриховки на осеннем листочке

     б) обобщающие вопросы

     в) анализ занятия.

Организация ребёнка на занятии.

      Сидя на коврике., в заключительной части сидя за столом.

Ход занятия.

1.Вводная часть. Орг. момент.

Деф: «Посмотри, какой у меня есть мешочек. В нём лежат знакомые тебе фигурки, разные по цвету и величине. Предлагаю тебе достать эти фигурки, назвать их цвет и форму».

Дефектолог показывает, как это сделать «Я достала красный круг».

Ребёнок выполняет задание, достаёт зелёный квадрат, синий прямоугольник, жёлтый треугольник, красный овал.

Деф: «Молодец».

2.Основная часть

 Деф: «Ты достал все геометрические фигуры, правильно назвал их. Сейчас я буду описывать геометрическую фигуру, а ты попробуй отгадать и показать мне её.

- У этой фигуры три угла и три стороны, она жёлтого цвета ( показывает треугольник)

- У этой фигуры четыре угла, четыре стороны, стороны разной длины, она синего цвета ( ребёнок показывает прямоугольник).

- У этой фигуры четыре угла, четыре стороны одинаковые по длине, она зелёного цвета  (показывает квадрат)

- У этой фигуры нет углов, она может катиться, она красного цвета (показывает круг).

- Эта фигура не имеет углов, но не круг. Она тоже красного цвета (показывает овал).

- Молодец, ты всё правильно показал.

На коврике лежат листья деревьев. Предлагаю задание.

Деф: «Ты выбираешь листочек, называешь какого он цвета, с какого дерева. Например, я взяла дубовый, желтый листочек».

Деф: « Посмотри, у тебя и у меня листочки жёлтого цвет, значит они какие по цвету?»

Ребёнок: «Они одинаковые по цвету».

Деф: « У меня дубовый листочек и у тебя дубовый, значит они какие?»

Ребёнок «Одинаковые по форме»

В этом задании используем приём прикладывания листьев друг к другу и устанавливаем,  что цвет или форма одинаковые.

Аналогичная работа происходит с другими листьями.

Игра «Что изменилось?»

Ребёнок закрывает глаза. Дефектолог убирает одну из фигур.

Деф: «Открывай глаза. Что изменилось?» (ребёнок должен сказать, что изменилось).

 Деф: «А сейчас немного отдохнём. Я прочитаю стихотворение.

Осень.

 

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с клёнов полетели,

Закружился листьев пёстрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Деф: « О каком времени года это стихотворение?»

Ребёнок: «Об осени».

Деф: « Почему листья называют золотыми?»

Ребёнок: « Они горят, как золото».

Деф: « Покажи как кружатся листочки». Ребёнок кружится.

Деф: « Сейчас поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Перед ребёнком 4 картинки с изображением предметов, из которых 3 – одинаковые по цвету и 1 – другого цвета. (Квадрат, треугольник и круг – красного цвета и овал зелёного), 3 картинки с изображением предметов жёлтого цвета (цыплёнок, солнышко, лимон) и 1 картинка красного – мак.

Ребёнок выделяет лишнюю картинку и объясняет. При затруднении оказываю помощь.

3.Заключительная часть.

Деф: « Сегодня мы говорили про осень, про листочки. А сейчас я предлагаю тебе заштриховать нарисованный листочек по образцу.»

Ребёнок садится за стол и выполняет штриховку.

Деф: « Какие цвета ты запомнил? Какие геометрические фигуры ты знаешь?. Про какое время года я читала тебе стихотворение?»

Ребёнок отвечает на вопросы.

Деф: «Ты занимался сегодня очень хорошо. Все задания выполнял самостоятельно. Молодец».

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №63»

                                                                                                                       

Конспект театрализованной игры

для детей 6 – 7лет с задержкой психического развития

«Кто в каком домике живёт»

                                                                                             Составила:

                                                                                             Курьина Ольга Анатольевна

                                                  Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2014г.

                                                 

                                             

Занятие по обучению театрализованной игре

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игра с элементами драматизации

Возрастная группа: дети 6-7 лет с задержкой психического развития смешанного генеза, 2 год обучения.

Задачи:

1. способствовать закреплению знаний о домашних птицах и их птенцах, умению различать домашних птиц от животных.

   

2. коррекция внимания.

3.способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, развитие артистических способностей

4. способствовать воспитанию ответственности, самостоятельности, формирование заботливого отношения к домашним животным.

Словарная работа:

Оборудование: стол, коробочки белого цвета, которые служат домиками для персонажей. Домики отличаются величиной и цветом дверей и окошек. У домика цыплят окошки и двери жёлтые, у домика утят – зелёные, у домика петуха и кур – оранжевые, у домика кроликов – коричневые, у домика гусей – синие. Самый большой дом, где живут хозяйка и собака с голубыми окошками. Весь набор игрового материала находится в большой коробке. Материал загорожен ширмой.

Демонстрационный материал: картинки с изображением работ на скотном дворе.

 

Раздаточный материал:  игрушки, изображающие обитателей птичьего двора: пластмассовые цыплята, утята, курочки, петушки, гуси, кролики, собачки ( по 2 экземпляра каждой игрушки)

Предшествующая работа: изготовление коробок, служащие домиками для персонажей, подбор игрового материала.

Предварительная работа: упражнения на классификацию, обобщение; закрепление знаний о домашних птицах и их птенцах, домашних животных и их детёнышах (Д/и «Назови одним словом», «Разложи картинки на группы», «У кого кто?», «Где чья мама?»

 

Структура занятия:

1.Вводная часть – 3 мин. Организационный момент.

а) Игра «Чудесный мешочек»  (в мешочке лежат прямоугольник, квадрат, овал, треугольник, круг).

2. Основная часть -15 мин.

а) Д/и «Узнай по описанию»

 б) работа с раздаточным материалом (с листьями деревьев)

в)  Д /и «Что изменилось?»

г)  минутка отдыха: чтение стихотворения «Осень»

д) Д /и «Четвёртый лишний»

 3. Заключительная часть – 5 мин.

а) выполнение штриховки на осеннем листочке

     б) обобщающие вопросы

     в) анализ занятия.

Организация ребёнка на занятии.

      Сидя на коврике., в заключительной части сидя за столом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №63».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Тема: «По следам осени»

                                              Составили:

                                                                           учитель - дефектолог первой

                                                                            квалификационной категории

                                                    Курьина О.А.,                  

                                                              воспитатель высшей

                                                            квалификационной

                                                                          категории   Галлямова Э.Р.

г. Нижнекамск, 2016г.

Тип занятия:  интегрированное, обобщение и системтизация полученных знаний по теме «Осень».

Вид занятия: подгрупповое (5 детей).

Тема занятия: «По следам осени»

Возрастная группа детей: дети 5-6 лет с ЗПР.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Обучающие: 

-продолжать обучать детей составлять рассказы, используя наглядную модель, мнемотаблицу,  учить согласованию существительных с прилагательными

Развивающие:

- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);

- Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас по теме, 

-Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать мелкую моторику через самомассаж, пальчиковую гимнастику;

Воспитывающие:

- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа: листопад, лесовичок.

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Осень», мнемотаблица

Раздаточный материал: листья,  муляжи овощей, фруктов, корзины, тарелка с овощами.

Оборудование: ноутбук, проектор, аудиозапись «шум ветра», «шелест листьев», поднос.

Предшествующая работа педагога: подготовка костюма осени, декораций, оформление группы, подготовка презентации, атрибутов к играм, подбор лексического материала(загадки, стихи, подбор мнемотаблицы).

Предварительная работа с детьми: 

- На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
-Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
-Разучивание стихов;
- Пение песен об осени и слушание музыки;
-Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
-Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
-Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
-Наблюдение за деревьями на прогулке;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Индивидуальная работа: Рамазан-помощь при составлении предложений по мнемотаблице,  Аскар – помощь при словообразовании, проговаривание окончаний.

Структура образовательной деятельности:

1 часть. Вводная часть    (3 минуты )

Организационный момент.

- Релаксационное упражнение «Ласковое солнышко»

- Приветствие  «Солнышко»

2 часть Основная              (15 минут )

-слушание шелеста листьев в лесу закрытыми глазками;

- разгадывание загадок;

- составление рассказа по мнемотаблице;

- Игра «Разложи по корзинкам»;

- Игра “Угадай на вкус”

- «Четвёртый лишний»

- Словообразование

- Пальчиковая гимнастика

-Аппликация

3 часть Заключительная     (2минуты)

-Подведение итогов.

-Рефлексия.

Организация детей на занятии: в вводной части занятия дети стоят на ковре, в основной части занятия дети перемещаются по групповой комнате, во второй половине основной части образовательной деятельности – дети сидят за столами.

ХОД ОД

Организационный момент.

1. Релаксационное  упражнение: “Ласковое солнышко”.

Дефектолог. Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

Дети имитируют расслабление.

Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

Дети напрягаются.

Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз
Приветствие «Солнышко». Дети стоят в кругу, игрушку солнышко передают друг другу, а вместе с ним тепло и улыбку. Выполняя упражнение, все дети улыбаются. 

2.Основная часть.

Учитель – дефектолог:

-Мы сегодня с вами отправимся на прогулку в  лес. Посмотрите, как здесь красиво. Как вы думаете, какое время года сейчас? Правильно Давайте вспомним названия месяцев осенних. А теперь закроем глазки и послушаем. Звучит аудиозапись  (шум ветра и шелест  листьев).

Сюрпризный момент. Появляется ОСЕНЬ.

Учитель – дефектолог:

- Узнали вы меня? (Ответы детей)
Учитель – дефектолог:

-Я Осень. И пришла к вам не с пустыми руками. Это лукошко. А что в нем? А там загадки. Давайте разгадаем их.

Загадки на тему «Осень»

1. Пушистая вата плывёт куда – то

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

2. С неба пришёл, в землю ушёл.

3. Он на улице живёт

Листья осенью несёт,

А зимой несёт снежинки

Иногда весной дождинки

Летом, если он подует

С головы панамку сдует.

4.Летом вырастают, а осенью опадают

5. Весь Антошка

Шляпка да ножка

Дождь пройдёт, он подрастёт

6.Воробьи стрижи пингвины

Снегири грачи павлины

Попугай и синицы

Одним словом – это…..

7. Не зевай и собирай

Наш осенний ……

Учитель – дефектолог:

-Молодцы. А теперь посмотрите все отгадки зарисованы и мы по ним попробуем рассказать рассказ про осень.

Составление рассказа по мнемотаблице.

 Рассказы детей.

Дети: Осенью небо хмурое (серое). Ветер дует. Осенью часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели. Листья падают на землю. Птицы улетают в теплые края. Люди убирают урожай.

- Учитель – дефектолог:

-Молодцы, ребята. Красивые рассказы получились.

-Осенью люди собирают урожай. Посмотрите, сколько здесь овощей и фруктов. Давайте мы разложим дары осени по корзинкам.

Игра «Разложи по корзинкам».

-- Учитель – дефектолог:

-Как одним словом назовём, что находится в этой корзине? ( овощи)

-А в другой корзине? (фрукты)

- Я приготовила для вас сюрприз.

Игра “Угадай на вкус”

Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи и фрукты.

-В моём лукошке есть ещё игра. А называется она «Четвёртый лишний»

 Учитель-дефектолог: 

-Посмотрите, осень разбросала свои листочки. Найдите каждый себе листочек.

Проговариваем словосочетания:

Лист берёзы - берёзовый

Лист дуба – дубовый

Лист осины - осиновый.

Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. 
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы. 
(Дети загибают поочередно пальцы)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба 
Мы соберём 
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
В вазу осенний
Букет отнесём.
(Н.Нищева)
-А теперь возвращаемся из леса в детский сад и садимся за столы
.

- Воспитатель:

- Сегодня вы много говорили про осень, про листья. Давайте  сделаем для наших родителей аппликацию «Осенние листочки».

Воспитатель объясняет методику работы по аппликации.

Рефлексия

- Давайте вспомним, что же мы делали сегодня?

- Кому, что больше понравилось? Кто узнал сегодня, что -то новое?

Угощение из лукошка.



Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию и коммуникации с использованием  элементов татарского народного фольклора 

 для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы.

на тему:  «Весна».

                                                                             учитель – дефектолог:

                                                                            I  квалификационной категории

                                                                            г.Нижнекамска

                                                                            Курьина О.А

Цель: обобщить знания и умения детей на материале лексической темы «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять представления детей о признаках весны, названии месяцев, последовательности времен года, активизировать словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять творческий связный рассказ о весне;
  • закрепить употребление слов на татарском языке, правильное произношение, формировать связное высказывание на татарском языке (сущ +прилаг).

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять в умении распределять предметы по обобщающим понятиям, выполнять классификацию;
  • развивать логическое мышление, память, связную речь.
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать общую моторику.
  • закреплять умение делить слова на слоги, выделять первый звук в словах.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций по лексическим темам «Дикие и домашние животные»,  «Насекомые», «Птицы»,рассматривание сюжетной картины «Весна», серии картинок «Весенние месяцы», составление описательных рассказов о весне, разучивание слов на татарском языке, разучивание загадки, пальчиковой гимнастики на татарском языке.

Оборудование: игрушки «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые»», настенное панно «Весеннее дерево»,  столы,  стулья для индивидуальной работы детей, изображение леса, деревни, травы.

Раздаточный материал: счётные палочки, прищепки, разрезанные части солнышка (от4до 6 частей).

Структура занятия

  1. Вводная часть 3 мин.

Приветствие. Игра «Снежный ком» .

Вводная беседа.

  1. Основная часть  20 мин.

  • разгадывание загадки
  • работа с разрезными картинками
  • составление творческого рассказа о весне
  • физ. Минутка
  • закрепление названий диких животных на русском и на татарском языках
  • пальчиковая гимнастика на татарском языке.
  • классификация, обобщающие понятия
  • «Весенний пейзаж»
  1. Заключительная часть 2 мин.

Беседа.

Сюрпризный момент.

Поощрение детей.

                                            ХОД ОД.

1.Вводная часть
Приветствие (на коврике).

Игра «Снежный ком» ( дети называют себя по имени по цепочке).

-Минем исемем …..Динар, Рамазан и т.д

Организационный момент.

-Здравствуйте,ребята! Исәнмесез, балалар!

Вводная беседа. 

Цель: выявить и уточнить знания детей о смене времен года, их признаках.

-Ребята, отгадайте загадку.

Бөз һәм кар эреде,
Сулар йөгерде, 

 Көннәр озая,
Төннәр  кыскара,
 Бу кайсы вакыт
 Я, әйтеп кара?
-Кайсы вакыт балалар?
-Яз.

1. Значит какое  сейчас время года? (весна)

-Яз.

2. Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

3. Какое время года было до весны?

-Зима

4. как будет по-татарски «зима?»

-Кыш.

-Правильно.

4. Какое время года наступит после весны?

- Җәй. Лето.
-Дөрес.

5. Какое время года бывает между зимой и

летом?

Дети отвечают на вопросы дефектолога. Садятся на стульчики.

2. Основная часть

-Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, вы попробуйте отгадать её.

Ночью спрячется оно, станет во дворе темно

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное …..    солнце.

-Давайте вспомним, как по-татарски мы называем солнце.

-Кояш.

-Оно какое весной?

- Ул сап- сары, кояш җылытта.

-Дети называют слова – определения (доброе, ласковое, тёплое, весеннее). Что делает солнышко весной? (греет, припекает, светит).

 -Я предлагаю вам собрать солнышко из частей. Какое солнышко имеет форму?

- Круг. Тугэрэк.

- Вспомните, какого цвета солнышко?

- Жёлтого- сары. 

Дети собирают солнышко.

- Молодцы ребята. Так как солнышко весной очень яркое, давайте добавим лучиков к нему ( прищепки, счётные палочки).Весной оживает природа. Посмотрите, какая полянка, какое дерево красивое стало весной. Давайте мы с вами составим небольшой рассказ о весне.

Дети по цепочке составляют предложения.

Составление творческого рассказа.

«Весной на деревьях распустились листочки. Прилетели птицы из тёплых краёв. Они построили гнезда. В гнездах  откладывают яички и выводят птенцов. Проснулись насекомые: бабочки, паучки, стрекозы, божьи коровки. Появилась молодая травка. Выросли цветочки: одуванчики, подснежники».

- Молодцы. Получился красивый рассказ о весне.

Физ.минутка.

-А сейчас немного отдохнём и поиграем. Давайте встанем в круг.

                                               «Бабочка»

Видишь,  бабочка летает(машем руками),

На лугу цветы считает 1 2 3 4 5(хлопки в ладоши).

Ох считать, не сосчитать(прыжки),

За день, за два, и за месяц(шаг на месте) 6 7 8 9 10,

Даже мудрая пчела(машем руками) сосчитать бы не смогла!

-Ребята, а весной просыпаются дикие звери в лесу, выходят на полянку со своими малышами. Давайте вспомним, каких животных мы называем дикими?

-Медведь, ёж, лиса, белка ,заяц, кабан.

-Молодцы.а теперь мы вспомним татарские слова, обозначающие этих животных.

-Куян,аю, толке.буре,кабан,тиен,болан.

-Все правильно. Давайте немного отдохнём и поиграем пальчиками на татарском языке.

 Баш бармак була бүре,

 Имән бармагым — төлке,

 Урта бармагым — керпе,

 Атсыз бармагым — аю,

 Чәнти бармагым — куян,

 Куянны кая куям?

-Поиграли, сейчас нам нужно всем игрушкам найти свой домик. Например, бабочка на травке. Медведь – в лесу.

Дети разбирают игрушки и распределяют их по домикам.

Обобщение.

-Кто у нас живёт на полянке? Кто живёт в лесу? Кто живёт в деревне? (закрепляем обобщающие понятия).

-Молодцы. Давайте сядем на свои места и продолжим наше занятие.

Сейчас мы нарисуем весенний пейзаж.

Дети по словесной инструкции рисуют отдельные предметы.

Вадим нарисует в правом нижнем уголке солнышко.

Илья нарисует в левом верхнем уголке дерево.

Лиана нарисует в правом верхнем уголке цветочек.

Алина нарисует в левом нижнем уголке дождик.

-Ребята, правильная картина у нас получилась? (нет) Почему? (дети объясняют).

-А сейчас закрываем глазки. Что изменилось на картине? (дети находят изменения).

3. Заключительная часть. Сюрпризный момент.

-Наше занятие заканчивается. Скажите, о чём мы сегодня говорили? Что повторяли?

А сейчас давайте подойдём к нашему весеннему дереву. Оно нам приготовило сюрприз.

Дети находят сюрприз.

-До свидания. Сау булыгыз.

Литература:

Т.А.Шорыгина. «Точные сказки» «Формирование временных представлений Москва.2005.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА учитель-дефектолог первой квалификационной категории Курьина Ольга Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63»,г.Нижнекамск .

Слайд 2

Дошкольный возраст — основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский , А. В. Запорожец и др.). Когда следует развивать творческие способности? Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. . Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека .

Слайд 3

-Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения - воображение начинает развиваться к 2 годам. -малыш в 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило. - в возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.) - в 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Слайд 4

Как и когда развиваются творческие способности у дошкольников с ЗПР? Творческие способности у дошкольников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Слайд 5

Почему? - снижена познавательная активность, -ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, -недостаточно сформированы пространственные и временные представления, -бедный словарный запас, - снижена потребность в общении, -недостаточная целенаправленность, не замечают своих ошибок, -недостаточно распознают эмоциональные переживания, -не могут адекватно оценить результат - недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности мышления наглядно-действенного и наглядно-образного, - отмечается недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. -особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается, и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию.

Слайд 6

Ф ормирование творческих способностей зависит от: - развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действи й .

Слайд 7

Условия успешного развития творческих способностей. 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству

Слайд 8

. Развитие качеств творческого мышления . Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Слайд 9

Игры и упражнения на развитие творческого мышления детей 5-7лет 1 .Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений. 2 .задачи на поиск причин событий. Например, несколько ситуаций, где требуется определить причины их возникновения: - Утром Дима проснулся раньше обычного. - Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. - Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка. 3 . П ридумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Слайд 10

4. подумай, что может произойти, если ... "... дождь будет идти, не переставая." "... люди научатся летать, как птицы." "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом." "... оживут все сказочные герои." "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок». 5. Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки. 6. "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

Слайд 11

7. попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры 8. Дорисуй волшебниц так, чтобы одна волшебница стала доброй, другая – злая. .

Слайд 12

Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур.

Слайд 13

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества. Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. 2. Игра – «Неоконченный рисунок». Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. 3. Игра «Что это такое?» Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы. Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга .

Слайд 14

4 . Упражнение «Волшебная мозаика». Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов. Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение . 5 . Игра «Поможем художнику». Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Педагог рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека . 6. Игра «Сказочное животное (растение)». Цель: развитие творческого воображения. Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Слайд 15

Для развития творческого воображения необходимо : 1 .обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д. 2 . Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. 3 .Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное. 4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи. 5 . Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. 6 . Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве . МЕРЫ , направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: 1.Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей. 5. Работа с родителями.

Слайд 17

).



Предварительный просмотр:

Сценарий осеннего развлечения для детей старшей группы с ОВЗ

«От игры к учёбе».

Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Задачи:

  • Совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей через хороводы, танцы, упражнения, игры.
  • Закреплять вокально-хоровые навыки в процессе группового пения.
  • Закреплять и расширять знания детей о приметах осени.
  • Развивать творческое воображение, память, внимание, речь.
  • Формировать самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, готовность оказать помощь через игры, инсценировку.
  • Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.

Оборудование и материалы:

  • Осенние листочки (красного, желтого, оранжевого цветов)
  • Овощи (морковь, картофель, свекла, лук, чеснок)
  • Корзины для сбора овощей
  • Игрушка-заяц
  • Платок
  • Зонты,калоши
  • Сюрприз-угощение (печенье «орешки», квашеная капуста)

 Дети под музыку из мультфильма «Осень наступила» входят в зал. усаживаются на стульчики.

Ведущий: Вот художник, так художник,

Весь наш зал позолотил,

Даже самый сильный дождик,

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим. Кто художник? Это?

Дети: Осень.

Звучит музыка и в зал входит Осень.

Осень: Здравствуйте мои друзья,

Вот пришла на праздник я.

Петь и веселиться, с вами подружиться.

Ведущий: Осень золотая в гости к нам пришла

Желтыми листочками землю убрала

Ярко рыжей краской клены разукрасила

Урожай богатый к зиме припасла.

Осень: Скажите ребята, чем осень богата, что осенью собирают? (Урожай.)

 А где урожай растет? (На огороде.) 

А какой урожай бывает? (Из фруктов и овощей.) 

В моём осеннем огороде вырос богатый вкусный и полезный урожай в этом году.

Отгадайте ребятки мои загадки и тогда вы узнаете, что лежит в моей корзинке.

1. Сто одежек - и все без застежек! (дети отгадывают) - выходит капуста

2. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой? ( огурец.)

3. Никого не огорчает, а всех плакать заставляет? (лук.)

4. Медовую, душистую

В корзину соберем И на зиму храниться В подполье отнесем,

И зимою в стужу

Будем кушать … (грушу). ( груша.)

5. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет... (картошка.)

Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. ( яблоко.)

6. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая! (морковь.)

- Молодцы. Вот такой   богатый урожай у нас.

Ведущий Ой ребята, а в  корзинке все фрукты и овощи перемешались, давайте поможем Осени правильно их разложить, поиграем в игру «Разложи по корзинкам».

Осень: Спасибо что помогли мне

Ведущий. Ребята, а хотите ещё поиграть.

Игра называется «Кто быстрее сварит картошку». Команды формируем из желающих детей.

На двух стульчиках в мисках картошка (по 5 штук). На двух других - с противоположной стороны, стоят кастрюльки. Двое детей переносят по одной картошке в деревянной ложке в кастрюлю. Побеждает самый быстрый и ловкий.

(Дети по команде и под музыку соревнуются.)

После игры усаживаются на места, а осень заглядывает в свою корзинку и обращается к детям.

Ведущий: А мы осень дорогая знаем хоровод про урожай хочешь, мы станцуем, а ты к нам присоединяйся.

Осень: Спасибо я очень люблю танцевать и с вами потанцую

Осень: Поиграем ещё в одну игру. Я буду вам задавать вопросы, а вы хором громко будете отвечать. ДА или НЕТ.

Игра «Да или нет».

Осенью цветут цветы? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Холодный ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнёзда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Звери норы закрывают? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать: куртки, шапки одевать? (да)

Осень: Молодцы вы очень внимательные.

Ведущий выходит с зонтом и рассказывает стихотворение.

Дождик-дождик целый день барабанит в стекла,

Вся земля, вся земля от дождя промокла.

А мы зонтики возьмем,

Под дождем играть пойдем.

Давайте поиграем Игра с зонтиками.

Формируется 2 команды по желанию детей, каждой команде дается зонт, калоши. Задание: с зонтом и в калошах попрыгать по лужицам и вернуться обратно.

Ведущий: Ребята вот мы играем, танцуем, отгадываем загадки, а про приметы осени ничего не сказали, какие приметы осени вы знаете?

Дети называют приметы осени.

Осень: И пока к вам в гости шла,

Вот какой платок нашла.

Разноцветный, расписной,

Необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья,

Поиграть с платочком я!

Хотите? Тогда выходите!

Игра «Волшебный платок».

Дети ходят по залу под музыку, музыка останавливается, дети приседают, закрывают глаза ладошками. Осень накрывает кого – то платком.

Осень: Раз! Два! Три!

Кто – же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте!

Поскорее отвечайте!

Если ребята угадали, ребенок прыгает под веселую музыку, дети хлопают.

В последний круг игры незаметно ставится корзина с яблоками. Осень закрывает платком корзину.

Осень: Мы платочек поднимаем,

Что под ним, сейчас узнаем!

Что же это? Корзина! А в корзине? Яблоки!

Осень: Молодцы ребята! И на все вопросы осенние правильно ответили, играли как здорово. Песни, пляски хороши, угощаю от души! До свиданья детвора, в лес родной идти пора! пришло время расставаться.

(Детям раздают угощение, и они уходят в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....