Диагностические таблицы (диагностика и коррекция)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Трудности при обучении русскому языку и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностические таблицы для учителей начальных классов | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические таблицы
Трудности при обучении русскому языку и чтению: диагностика и коррекция
Педагогическая типология трудностей | Педагогическая симптоматика | Психологические причины трудностей | Способы диагностики и коррекции |
1.Несформированность соответствующих умений и навыков | Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв | Недоразвитие фонематического восприятия | Задание 1 Консультация логопеда |
Слабая концентрация внимания Не усвоены правила правописания | Методика 2 Ликвидация пробелов в знаниях | ||
Пропуск букв, недописывание слов и предложений | Недостаточность звуко-буквенного анализа и синтеза | Задание 2а | |
Неустойчивость внимания | Методика 2 | ||
Сниженная работоспособность (астеническое состояние) | Щадящий режим Снижение учебной нагрузки Организация разгрузочного дня | ||
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов | Несформированность умения производить звуко-буквенный анализ | Задания 2б, 3 | |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонематического восприятия | Задание 1 Консультация логопеда | |
Недостаточность звукового анализа | Задание 2в | ||
Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова | Задание 5 | ||
Неразличение на письме сходных по начертанию букв ( ) | Недостаточность зрительного анализа (оптическая дисграфия) | Методики 1, 3 Задание 8 | |
Лишняя вставка букв, удваивание букв | Несформированность звуко-буквенного анализа | Задания 2а, 2в | |
Невнимательность | Методика 2 | ||
При списывании – пропуски букв, слогов, слов; переставление слогов в словах | Недостаточность зрительного анализа | Методика 3 Задание 7 Зрительный диктант | |
Недостаточность звуко-буквенного анализа, слогового анализа | Задание 2 Занятия с логопедом | ||
Неустойчивость внимания | Методика 2 | ||
Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами | Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов | Задание 3 | |
Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза | Задание 4 | ||
Пространственные отношения не абстрагируются от предметов | Задание 19 | ||
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова | Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов | Задание 4 | |
Побуквенное чтение | Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов | Задание 4 | |
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде | Недостаточность зрительного анализа | Методики 2, 3 | |
Недостаточное развитие пространственных представлений | Методики 4, 5 | ||
Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами букв | Формирование соответствующих ассоциаций Задание 8 | ||
Замена букв по пространственному сходству ( ) | Недостаточное развитие пространственных представлений | Методики 4, 5 | |
Недостаточный зрительный анализ | Методика 3 Сравнение правильного и неправильного написания букв Задание 8 | ||
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки | Не усвоено понятие «рабочая строка» | Методика 4 | |
Нарушена мелкая моторика Не сформированы зрительно-двигательные координации | Методика 6 Задание 20 | ||
Недостаточное развитие пространственных представлений | Методика 4,5 | ||
Расположение букв при списывании (чтении) в обратной последовательности | Нарушение считывания слева направо | Методика 4 | |
Недостаточно развиты пространственные представления | Методика 19 | ||
При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней | Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз | Методика 4,5 | |
Недостаточно развиты пространственные представления | Задание 19 | ||
Неустойчивость внимания | Методика 2 | ||
Не усвоено правильное начертание букв | Недоразвитие микромоторики | Задание 20 | |
Нарушение зрительно-моторной координации | Методика 6 | ||
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв Неправильный выбор образца при написании буквы | Методики 1, 3 Формирование умения сравнивать | ||
Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш | Недоразвитие микромоторики | Методика 6 Задание 20 | |
Несформированность определенных личностных качеств | Выработка аккуратности и прилежности | ||
Очень медленный темп письма | Недостаточное развитие микромоторики | Методика 6 Задание 20 | |
Трудности в произвольном управлении движениями | Методики 7, 8 | ||
Инертность нервных процессов | Индивидуальный темп работы | ||
Искажение почерка (нестабильность графических форм) | Недостатки зрительно-моторной координации | Методика 6 Рисование узоров | |
Недостаточность зрительного анализа | Методика 3 | ||
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | Формирование соответствующих ассоциаций | ||
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение | Ликвидировать проблемы в знаниях | |
Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы | Формировать соответствующие ассоциации | ||
Дислексия | Занятия с логопедом | ||
Неправильное чтение похожих по начертанию букв | Оптическая дислексия Недоразвитие пространственных представлений | Задание 19 Методики 4, 5 | |
Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво | Недостатки в развитии кратковременной памяти | Методика 9 | |
Недостаточное владение произвольным запоминанием | Методики 7, 10 | ||
Поверхностность обработки материала при запоминании | Методика 12 | ||
Слабая концентрация внимания | Методика 2 | ||
Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда | Недостаточное развитие кратковременной памяти | Методика 9 | |
Недостаточное владение произвольным запоминанием | Учить выявлять смысловые связи, пользоваться логическими схемами, устанавливать закономерности | ||
Поверхностность обработки материала при запоминании | Методика 12 Развивать логическое мышление | ||
Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв) | Недостаточность зрительного анализа | Методика 3 | |
Недостаточно отдифференцированны зрительные образы печатных и письменных букв | Формирование умения сравнивать Задание 8 | ||
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | Методика 6 Задание 20 Работа с мозаиками | |
Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) | Щадящий режим Снижение учебной нагрузки Организация «разгрузочного» дня | ||
Потеря строки при чтении | Неустойчивость произвольного внимания | Методика 2 | |
Возрастание ошибок к концу работы | Постепенная утрата контроля Недостаточность саморегуляции | Методики 7, 8 | |
Нарушение функции внимания | Методика 2 Двигательная разрядка | ||
Астеническое состояние | Щадящий режим Снижение учебной нагрузки | ||
Количественные ошибки (преувеличение, преуменьшение количества элементов) | Отсутствие точной дифференцировки количественных отношений | Задание 9 | |
Недостаточность зрительного анализа | Методика 3 | ||
Инерция возбудительного процесса или преждевременная заторможенность | Методика 6 Раскрашивание картинок | ||
2.Несформированность грамматических понятий | Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему | Не усвоены соответствующие правила | Ликвидация пробелов в знаниях |
Трудности в применении правила | Специальный подбор заданий на сближение знаний и действий | ||
Нечеткое знание всех букв алфавита | Недостатки в развитии произвольной памяти | Методика 9 | |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | Задание 1 Различение слов, близких по звуковому составу и по написанию Вычеркивание в тексте заданных букв | ||
Затруднения в употреблении заглавной буквы | Не усвоено правило | Ликвидировать пробелы в знаниях | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Методика 11 | ||
Широкая иррадиация нервного возбуждения | Методика 6 | ||
Неумение пользоваться точкой для отделения предложений | Неспособность вычленять предложение из текста. Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Задание 3 | |
3.Общее недоразвитие речи | Ограниченный словарный запас | Недостаточное развитие процессов памяти | Методика 12 |
Слабая познавательная активность | Задания на нахождение синонимов и антонимов Методика 20 | ||
Плохое запоминание прозы, стихотворения | Использование нерациональных приемов заучивания (недостаточная опора на мыслительную деятельность) | Учить приемам смысловой обработки текста (деление на смысловые части, выделение опорных пунктов, составление плана) | |
Недостаточность непосредственного произвольного запоминания | Методики 9, 12 | ||
Астеническое состояние, истощение психических процессов (неврастения) | Щадящий режим Снижение учебной нагрузки Организация «разгрузочного» дня | ||
Дословный пересказ | Несформированность приемов смысловой обработки материала | Методики 10, 14 | |
Отклонение в произношении и фонематическом восприятии | Нарушение звукопроизношения Недоразвитие фонематического восприятия | Занятия с логопедом Задание 1 | |
Недостаточная готовность к звуковому анализу | Занятия с логопедом Формирование слухоречедвигательного взаимодействия | ||
Искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы | Некритичность мышления | Задание «Ошибающийся учитель» | |
Поверхностная смысловая обработка текста | Методика 15 Задание на нахождение синонимов и антонимов Учить работать с текстом, выделять существенное в прочитанном | ||
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу | Недостаточное развитие фонематического восприятия | Задания 1, 6 |
Задания и методики для диагностики и коррекции выявленных трудностей
Задания
1.Выявление недостатков фонематического восприятия
- Учить детей различать заданный звук среди других речевых звуков.
- Дифференциация сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких, сходных по артикуляции.
- Различать слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу.
-Называть слова, включающие стразу два оппозиционных звука («с» и «ш» - сушка).
2. Выявление недостатков звуко-буквенного анализа
А. - Определять количество звуков в словах.
- Преобразовывать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов.
Б. - Учить детей членить слышимую речь на отдельные слова и звуки.
- Выделять звуки из слова вразбивку.
В. - Учить детей последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова
- Определять количество звуков в слове.
- Называть звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука.
- Называть слова из 3, 4, 5 звуков и выделять в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в словах.
- Придумывать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определенный звук.
3. «Склеенное» слово, «склеенное» предложение (выделение отдельных слов из квазислова или предложения)
4.Выявление недостатков синтеза звуковых элементов
-Ребенку произносят отдельные звуки и предлагают сказать, какой слог должен получиться. В более сложном варианте – нужно сказать, какое слово получится.
-Прием «упреждающего» синтеза, т.е. прогнозирование слова на основе восприятия отдельных его элементов, что особенно важно для чтения: ребенок должен определять недостающий слог в слове.
5.Сравнение слов (выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами (карандаш и карандашик – какое слово длиннее?)
6. «Конфликтные» картинки
- Подобрать картинку к слову (молоток, где картинки молоко и молоток).
7. «Найди слово» (направлено на тренировку зрительного восприятия букв, выделения их в слове
- Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты (чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка).
8. «Мягкие буквы» (направлено на запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
- Выложить на листе шнурок так, чтобы получилась заданная строчная буква (можно использовать цепочку, пластилин, желуди и т.д.)
9.Установление взаимно-однозначного соответствия
19.Развитие пространственных представлений
- Отработка понятий «правый» и «левый».
- Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами и наречиями в устной речи.
- Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом виде; рассматривать картинки в прямом и перевернутом виде.
- Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка.
- Использование игр с постройками из кубиков, палочек и т.д.
- Составление узоров из геометрических мозаик по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание и сбор различных моделей по плану, с выяснением, где какая сторона и т.д.
- Написание слов справа налево.
20.Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений
- Вырезание по контуру. Складывание рисунков –узоров из мелких предметов в ячейки и т.п. Рисование, лепка. Выполнение пальчиковой гимнастики, в т. ч. с помощью мячика, шарика.
Методики
1.Изучение и развитие наблюдательности
А.Выявление полноты, разносторонности, точности наблюдения
- Описание внешнего вида объектов.
- Определение недостающих деталей на рисунках.
- Обнаружение малозаметных компонентов («Найди различия»).
- Задание «запутанный рисунок» (контуры нескольких предметов).
- Узнавание объектов по контуру.
Б.Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения (описать сюжетную картину).
2.Изучение особенностей процессов внимания
А.Корректурная проба (для изучения устойчивости внимания)
Б.Красно-черные таблицы, таблицы Шульте (для изучения переключения внимания)
В.Переписывание без ошибок строчек бессмысленных слов
3. «Домик» (срисовывание картинки)
4. «Разноцветные точки» (выявление нарушений в однонаправленности считывания слева направо и сверху вниз)
5.Диагностика трудностей в выполнении пространственных учебных требований
- Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца.
6. «Змейка» (изучение особенностей зрительно-двигательных координаций)
-Провести карандашом линию по извилистой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
7. «Палочки» (выявление особенностей саморегуляции интеллектуальной деятельности)
- На листе бумаги в линейку ученику предлагается написать систему палочек и черточек между ними.
8. «Графический диктант»
9.Развитие непосредственной произвольной памяти
-Ученику предлагается запомнить 3-4 картинки, назвать их и отыскать их изображение на 10-12 похожих картинках, так же учить узнавать буквы и цифры.
10. «Пиктограммы»
11. «Продажа слова с аукциона» (развитие гибкости мыслительной деятельности)
- Тот ученик, который последним называет какое-либо качество объекта, становится его хозяином.
12.Двойная стимуляция памяти (опосредованное запоминание)
-Выбрать картинки, которые помогут запомнить данные слова, далее воспроизвести предъявленные слова.
13. «Четвертый лишний» (на выявление существенных признаков и обобщение)
14. «Классификация» (выявление способности анализировать, умения выделить общий признак для группы объектов)
-Задания на классификацию на математическом материале, на наглядном материале, на вербальном материале.
15. «Пословицы» (выявление способности к пониманию переносного смысла фразы)
16.Развитие смысловой памяти
-Ученик запоминает второе слово пары, между которыми смысловые связи отсутствуют, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами.
17.Формирование искусственных понятий по Выготскому – Сахарову (выявление особенностей мыслительной операции обобщения)
18.Развитие способностей к установлению аналогий (простые и сложные аналогии)
19. «Лодочки» (совмещение данных о двух объектах)
20.Выбор родственных слов (выявление способности к обобщению)
21. «Точки, снежинки, палочки» (выявление умения устанавливать закономерности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические таблицы по образовательной области "Художественный труд.лепка"
Диагностические таблицы по ОО " Художественный труд.Лепка"для первой и второй младшей группы...
Диагностическая таблица баллов
Результативность качества обучения детей....
Диагностические таблицы
Диагностические таблицы по образовательным областям "Коммуникация" и "Безопасность" в средней группе по программе "Детство"....
Диагностические таблицы по развитию игровой деятельности у дошкольников.
Данные диагностические таблицы в помощь воспитателю старшей группы детского сада....
Диагностические таблицы по лепке.
Если вы работаете в художественно - эстетическом направлении, то этот материал обязательно понадобится вам в работе. Разработан он был в ходе работы над программой по лепке с детьми 3-7 ле...
Диагностические таблицы
Методические разработки для проведения мониторинга по музыкальному воспитанию дошкольников....
Диагностические таблицы в ДОУ по ФГОС.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюден...