Диагностические таблицы (диагностика и коррекция)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Трудности при обучении русскому языку и чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические таблицы

Трудности при обучении русскому языку и чтению: диагностика и коррекция

Педагогическая типология трудностей

Педагогическая симптоматика

Психологические причины трудностей

Способы диагностики и коррекции

1.Несформированность соответствующих умений и навыков

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв

Недоразвитие фонематического восприятия

Задание 1

Консультация логопеда

Слабая концентрация внимания

Не усвоены правила правописания

Методика 2

Ликвидация пробелов в знаниях

Пропуск букв, недописывание слов и предложений

Недостаточность звуко-буквенного анализа и синтеза

Задание 2а

Неустойчивость внимания

Методика 2

Сниженная работоспособность (астеническое состояние)

Щадящий режим

Снижение учебной нагрузки

Организация разгрузочного дня

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов

Несформированность умения производить звуко-буквенный анализ

Задания 2б, 3

Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных

Недоразвитие фонематического восприятия

Задание 1

Консультация логопеда

Недостаточность звукового анализа

Задание 2в

Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова

Задание 5

Неразличение на письме сходных по начертанию букв (                                    )

Недостаточность зрительного анализа (оптическая дисграфия)

Методики 1, 3

Задание 8

Лишняя вставка букв, удваивание букв

Несформированность звуко-буквенного анализа

Задания 2а, 2в

Невнимательность

Методика 2

При списывании – пропуски букв, слогов, слов; переставление слогов в словах

Недостаточность зрительного анализа

Методика 3

Задание 7

Зрительный диктант

Недостаточность звуко-буквенного анализа, слогового анализа

Задание 2

Занятия с логопедом

Неустойчивость внимания

Методика 2

Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами

Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов

Задание 3

Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза

Задание 4

Пространственные отношения не абстрагируются от предметов

Задание 19

Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов

Задание 4

Побуквенное чтение

Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов

Задание 4

Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде

Недостаточность зрительного анализа

Методики 2, 3

Недостаточное развитие пространственных представлений

Методики 4, 5

Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами букв

Формирование соответствующих ассоциаций

Задание 8

Замена букв по пространственному сходству

(                                    )

Недостаточное развитие пространственных представлений

Методики 4, 5

Недостаточный зрительный анализ

Методика 3

Сравнение правильного и неправильного написания букв

Задание 8

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки

Не усвоено понятие «рабочая строка»

Методика 4

Нарушена мелкая моторика

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Методика 6

Задание 20

Недостаточное развитие пространственных представлений

Методика 4,5

Расположение букв при списывании (чтении) в обратной последовательности

Нарушение считывания слева направо

Методика 4

Недостаточно развиты пространственные представления

Методика 19

При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз

Методика 4,5

Недостаточно развиты пространственные представления

Задание 19

Неустойчивость внимания

Методика 2

Не усвоено правильное начертание букв

Недоразвитие микромоторики

Задание 20

Нарушение зрительно-моторной координации

Методика 6

Несформированность дифференцированных зрительных образов букв

Неправильный выбор образца при написании буквы

Методики 1, 3

Формирование умения сравнивать

Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш

Недоразвитие микромоторики

Методика 6

Задание 20

Несформированность определенных личностных качеств

Выработка аккуратности и прилежности

Очень медленный темп письма

Недостаточное развитие микромоторики

Методика 6

Задание 20

Трудности в произвольном управлении движениями

Методики 7, 8

Инертность нервных процессов

Индивидуальный темп работы

Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Недостатки зрительно-моторной координации

Методика 6

Рисование узоров

Недостаточность зрительного анализа

Методика 3

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

Формирование соответствующих ассоциаций

Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение

Ликвидировать проблемы в знаниях

Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы

Формировать соответствующие ассоциации

Дислексия

Занятия с логопедом

Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Оптическая дислексия

Недоразвитие пространственных представлений

Задание 19

Методики 4, 5

Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво

Недостатки в развитии кратковременной памяти

Методика 9

Недостаточное владение произвольным запоминанием

Методики 7, 10

Поверхностность обработки материала при запоминании

Методика 12

Слабая концентрация внимания

Методика 2

Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда

Недостаточное развитие кратковременной памяти

Методика 9

Недостаточное владение произвольным запоминанием

Учить выявлять смысловые связи, пользоваться логическими схемами, устанавливать закономерности

Поверхностность обработки материала при запоминании

Методика 12

Развивать логическое мышление

Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв)

Недостаточность зрительного анализа

Методика 3

Недостаточно отдифференцированны зрительные образы печатных и письменных букв

Формирование умения сравнивать

Задание 8

Тремор (дрожание руки) при письме

Трудности в произвольном управлении микромоторикой

Методика 6

Задание 20

Работа с мозаиками

Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)

Щадящий режим

Снижение учебной нагрузки

Организация «разгрузочного» дня

Потеря строки при чтении

Неустойчивость произвольного внимания

Методика 2

Возрастание ошибок к концу работы

Постепенная утрата контроля

Недостаточность саморегуляции

Методики 7, 8

Нарушение функции внимания

Методика 2

Двигательная разрядка

Астеническое состояние

Щадящий режим

Снижение учебной нагрузки

Количественные ошибки (преувеличение, преуменьшение количества элементов)

Отсутствие точной дифференцировки количественных отношений

Задание 9

Недостаточность зрительного анализа

Методика 3

Инерция возбудительного процесса или преждевременная заторможенность

Методика 6

Раскрашивание картинок

2.Несформированность грамматических понятий

Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему

Не усвоены соответствующие правила

Ликвидация пробелов в знаниях

Трудности в применении правила

Специальный подбор заданий на сближение знаний и действий

Нечеткое знание всех букв алфавита

Недостатки в развитии произвольной памяти

Методика 9

Недостаточная дифференциация букв, сходных  по написанию или близких по звучанию

Задание 1

Различение слов, близких по звуковому составу и по написанию

Вычеркивание в тексте заданных букв

Затруднения в употреблении заглавной буквы

Не усвоено правило

Ликвидировать пробелы в знаниях

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Методика 11

Широкая иррадиация нервного возбуждения

Методика 6

Неумение пользоваться точкой для отделения предложений

Неспособность вычленять предложение из текста. Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

Задание 3

3.Общее недоразвитие речи

Ограниченный словарный запас

Недостаточное развитие процессов памяти

Методика 12

Слабая познавательная активность

Задания на нахождение синонимов и антонимов

Методика 20

Плохое запоминание прозы, стихотворения

Использование нерациональных приемов заучивания (недостаточная опора на мыслительную деятельность)

Учить приемам смысловой обработки текста (деление на смысловые части, выделение опорных пунктов, составление плана)

Недостаточность непосредственного произвольного запоминания

Методики 9, 12

Астеническое состояние, истощение психических процессов (неврастения)

Щадящий режим

Снижение учебной нагрузки

Организация «разгрузочного» дня

Дословный пересказ

Несформированность приемов смысловой обработки материала

Методики 10, 14

Отклонение в произношении и фонематическом восприятии

Нарушение звукопроизношения

Недоразвитие фонематического восприятия

Занятия с логопедом

Задание 1

Недостаточная готовность к звуковому анализу

Занятия с логопедом

Формирование слухоречедвигательного взаимодействия

Искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы

Некритичность мышления

Задание «Ошибающийся учитель»

Поверхностная смысловая обработка текста

Методика 15

Задание на нахождение синонимов и антонимов

Учить работать с текстом, выделять существенное в прочитанном

Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу

Недостаточное развитие фонематического восприятия

Задания 1, 6

Задания и методики для диагностики и коррекции выявленных трудностей

Задания

1.Выявление недостатков фонематического восприятия

- Учить детей различать заданный звук среди других речевых звуков.

- Дифференциация сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких, сходных по артикуляции.

- Различать слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу.

-Называть слова, включающие стразу два оппозиционных звука («с» и «ш» - сушка).

2. Выявление недостатков звуко-буквенного анализа

А.        - Определять количество звуков в словах.

- Преобразовывать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов.

Б.          - Учить детей членить слышимую речь на отдельные слова и звуки.

- Выделять звуки из слова вразбивку.

В.         - Учить детей последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова

- Определять количество звуков в слове.

- Называть звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука.

- Называть слова из 3, 4, 5 звуков и выделять в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в словах.

- Придумывать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определенный звук.

3. «Склеенное» слово, «склеенное» предложение (выделение отдельных слов  из квазислова или предложения)

4.Выявление недостатков синтеза звуковых элементов

-Ребенку произносят отдельные звуки и предлагают сказать, какой слог должен получиться. В более сложном варианте – нужно сказать, какое слово получится.

-Прием «упреждающего» синтеза, т.е. прогнозирование слова на основе восприятия отдельных его элементов, что особенно важно для чтения: ребенок должен определять недостающий слог в слове.

5.Сравнение слов (выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами (карандаш и карандашик – какое слово длиннее?)

6. «Конфликтные» картинки

- Подобрать картинку к слову (молоток, где картинки молоко и молоток).

7. «Найди слово» (направлено на тренировку зрительного восприятия букв, выделения их в слове

- Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты (чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка).

8. «Мягкие буквы» (направлено на запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)

- Выложить на листе шнурок так, чтобы получилась заданная строчная буква (можно использовать цепочку, пластилин, желуди и т.д.)

9.Установление взаимно-однозначного соответствия

19.Развитие пространственных представлений

- Отработка понятий «правый» и «левый».

- Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами и наречиями в устной речи.

- Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом виде; рассматривать картинки в прямом и перевернутом виде.

- Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка.

- Использование игр с постройками из кубиков, палочек  и т.д.

- Составление узоров из геометрических мозаик по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание  и сбор различных моделей по плану, с выяснением, где какая сторона и т.д.

- Написание слов справа налево.

20.Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений

- Вырезание по контуру. Складывание рисунков –узоров из мелких предметов в ячейки и т.п. Рисование, лепка.  Выполнение пальчиковой гимнастики, в т. ч. с помощью мячика, шарика.

Методики

1.Изучение и развитие наблюдательности

А.Выявление полноты, разносторонности, точности наблюдения

- Описание внешнего вида объектов.

- Определение недостающих деталей на рисунках.

- Обнаружение малозаметных компонентов («Найди различия»).

- Задание «запутанный рисунок» (контуры нескольких предметов).

- Узнавание объектов по контуру.

Б.Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения (описать сюжетную картину).

2.Изучение особенностей процессов внимания

А.Корректурная проба (для изучения устойчивости внимания)

Б.Красно-черные таблицы, таблицы Шульте (для изучения переключения внимания)

В.Переписывание без ошибок строчек бессмысленных слов

3. «Домик» (срисовывание картинки)

4. «Разноцветные точки» (выявление нарушений в однонаправленности считывания слева направо и сверху вниз)

5.Диагностика трудностей в выполнении пространственных учебных требований

- Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца.

6. «Змейка» (изучение особенностей зрительно-двигательных координаций)

-Провести карандашом линию по извилистой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.

7. «Палочки» (выявление особенностей саморегуляции интеллектуальной деятельности)

- На листе бумаги в линейку ученику предлагается написать систему палочек и черточек между ними.

8. «Графический диктант»

9.Развитие непосредственной произвольной памяти

-Ученику предлагается запомнить 3-4 картинки, назвать их и отыскать их изображение на 10-12 похожих картинках, так же учить узнавать буквы и цифры.

10. «Пиктограммы»

11. «Продажа слова с аукциона» (развитие гибкости мыслительной деятельности)

- Тот ученик, который последним называет какое-либо качество объекта, становится его хозяином.

12.Двойная стимуляция памяти (опосредованное запоминание)

-Выбрать картинки, которые помогут запомнить данные слова, далее воспроизвести предъявленные слова.

13. «Четвертый лишний» (на выявление существенных признаков и обобщение)

14. «Классификация» (выявление способности анализировать, умения выделить общий признак для группы объектов)

-Задания на классификацию на математическом материале, на наглядном материале, на вербальном материале.

15. «Пословицы» (выявление способности к пониманию переносного смысла фразы)

16.Развитие смысловой памяти

-Ученик запоминает второе слово пары, между которыми смысловые связи отсутствуют, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами.

17.Формирование искусственных понятий по Выготскому – Сахарову (выявление особенностей мыслительной операции обобщения)

18.Развитие способностей к установлению аналогий (простые и сложные аналогии)

19. «Лодочки» (совмещение данных о двух объектах)

20.Выбор родственных слов (выявление способности к обобщению)

21. «Точки, снежинки, палочки» (выявление умения устанавливать закономерности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические таблицы по образовательной области "Художественный труд.лепка"

Диагностические таблицы по ОО " Художественный труд.Лепка"для первой и второй младшей группы...

Диагностическая таблица баллов

Результативность качества обучения детей....

Диагностические таблицы

Диагностические таблицы по образовательным областям "Коммуникация" и "Безопасность" в средней группе по программе "Детство"....

Диагностические таблицы по развитию игровой деятельности у дошкольников.

Данные диагностические таблицы в помощь воспитателю старшей группы детского сада....

Диагностические таблицы по лепке.

Если вы работаете в  художественно - эстетическом направлении, то этот материал обязательно понадобится вам в работе.  Разработан он был в ходе работы над программой по лепке с детьми 3-7 ле...

Диагностические таблицы

Методические разработки для проведения мониторинга по музыкальному воспитанию дошкольников....

Диагностические таблицы в ДОУ по ФГОС.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюден...