Психологическая помощь при стахе медицинских процедур
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Многие дети испытывают различные страхи, в частности страх медицинских процедур. В статье описана программа коррекции страхов медицинских процедур у дошкольников и младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая помощь при страхе медицинских процедур у дошкольников и младших школьников.

Многие дети испытывают различные страхи, в частности страх медицинских процедур.

        Работа с этим страхом весьма актуальна не только для тяжело и длительно болеющих детей, но и для практически здоровых ребят, т.к. система охраны здоровья в России подразумевает медицинские осмотры детей, профилактические прививки и, конечно же, лечебные процедуры, если ребенок заболел.

        Дети очень болезненно реагируют не только на сами медицинские процедуры, но и на ожидание этих процедур и на приближение к ним людей в белых халатах. Дети плачут, отказываются от контакта с медицинскими работниками и т.п.

        Иногда разовый неудачный опыт общения с медицинским персоналом может привести к серьезным психологическим травмам, которые могут потребовать в дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции.

        «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическом или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении» .

        Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет важную функцию в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную.

        Страхи делят на патологические и нормальные, возрастные.

        Патологический страх препятствуют общению, развитию личности, приводит к социальной дезадаптации и далее к аутизму, к психосоматическим заболеваниям. К таким страхам относится и сильно выраженный страх медицинских процедур. Конечно же, подобные страх должны корректироваться.

        Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы существенное место начинают занимать методы игротерапии и, в частности куклотерапия.

        Любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка («Бегемотик пришел на укол»).  Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с ней. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога.

        Детям подробно, на доступном каждому из них языке объясняется значение, смысл и ход каждой потенциально неприятной медицинской процедуры.

         Занятия поводятся до тех пор, пока у детей есть живой интерес к ним, и пока проявляются признаки страха медицинских процедур.

        Детей просят больше говорить об их чувствах по поводу медицинских процедур и всего, что этим процедурам сопутствует.

        Ведущий занятия не боится выглядеть смешным и должен с искренним удовольствием выполнять все упражнения вместе с детьми, в том числе и такие, которые могут непосвященному человеку показаться на первый взгляд нелепыми. В противном случае сложно ожидать выполнения этих упражнений от детей ( например, «Попрыгайте, как лягушки» и т.д.).

        Следует инициировать активность детей, их творческие возможности.

        Не делать за ребенка то, что он, хотя бы однажды, сделал сам.

                Ход коррекционной процедуры.

        Работа предусматривает четыре этапа:

 первичный диагностический, собственно коррекционный, контрольное тестирование и этап закрепления знаний и навыков у детей, а также передача ими опыта другим детям и родителям.

        1.Цели диагностического этапа следующие: исследование психологического статуса ребенка; выявление актуальных психологических проблем, связанных с медицинскими процедурами; выяснение опыта общения детей с медицинским персоналом (как ведет себя ребенок во время процедур, до них и после).

        2. На втором этапе осуществляется программа психологической коррекции страха.

        3.Этап контрольного тестирования необходим для исследования динамики состояния каждого ребенка после обучающих процедур.

        4.На четвертом этапе закрепляются знания и навыки детей, они обучаются передавать свой опыт другим детям и родителям.

        Первый и третий этапы включают в себя беседы с каждым ребенком и родителями, наблюдение за поведением детей при встрече с медицинским персоналом, тестирование.

        

  1. Анатомирование страха.

Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц для инъекции). Как он устроен, «откуда берется», зачем нужен. Такие беседы устраняют «пробелы» в знаниях и, следовательно, в восприятии ребенка, которые прежде заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных для ребенка качеств. Занятия с детьми проводятся в форме беседы-игры «Как и для чего люди лечатся?».

В результате названных и других бесед дети понимают, что лечение это не наказание за их плохое поведение и прочие «прегрешения», а помощь им в том, чтобы они были здоровыми и красивыми, либо научились бы принимать себя такими, как есть, уже потому, что красота человека – это, прежде всего, красота его души.

  1. Рисование страха.

Этот метод также направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием: попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, а рядом – себя. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или защищенным каким-либо образом по отношению к пугающему его предмету (например, с палкой в руках и т.д.).

        4.Привыкание к страху (десенсибилизация)

Десенсибилизация – уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, инъекцию-прививку делают для того чтобы не болеть инфекционными (заразными ) заболеваниями), а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному для ребенка объекту. Десенсибилизации способствовали такие методические приемы, как манипулирование со шприцем, «разговор со шприцем», «перемигивание с ним», написание стихов в подарок шприцу, а также обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры «Мы – врачи», «Лечим бегемотика» и пр.

Данные игры проводятся с детьми многократно, до тех пор, пока они просят об этом и когда объективно фиксируются положительный эффект от занятий, т.е. с очевидностью (и для самих детей, и для взрослых) уменьшаются страхи ребят по поводу медицинских процедур.

Приобретение детьми навыков сопереживания, сочувствия, навыков общения в сложных ситуациях ведет к уменьшению их конфликтности и, как следствие, к улучшению психологического климата в детском коллективе. Ребята меньше ссорятся, самостоятельно и преимущественно мирными способами разрешают возникшие у них противоречия, научаться утешать сверстника и взрослого человека. Дети в целом становятся более открытыми, в большей мере доверяют воспитателям свои чувства, скрытые от окружающих, но приносящие детям психологический дискомфорт. Они на собственном опыте понимают, что взрослые всерьез относятся к их переживаниям и готовы помочь им в трудных ситуациях.



Предварительный просмотр:

Психологическая помощь при страхе медицинских процедур у дошкольников и младших школьников.

Многие дети испытывают различные страхи, в частности страх медицинских процедур.

        Работа с этим страхом весьма актуальна не только для тяжело и длительно болеющих детей, но и для практически здоровых ребят, т.к. система охраны здоровья в России подразумевает медицинские осмотры детей, профилактические прививки и, конечно же, лечебные процедуры, если ребенок заболел.

        Дети очень болезненно реагируют не только на сами медицинские процедуры, но и на ожидание этих процедур и на приближение к ним людей в белых халатах. Дети плачут, отказываются от контакта с медицинскими работниками и т.п.

        Иногда разовый неудачный опыт общения с медицинским персоналом может привести к серьезным психологическим травмам, которые могут потребовать в дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции.

        «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическом или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении» .

        Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет важную функцию в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную.

        Страхи делят на патологические и нормальные, возрастные.

        Патологический страх препятствуют общению, развитию личности, приводит к социальной дезадаптации и далее к аутизму, к психосоматическим заболеваниям. К таким страхам относится и сильно выраженный страх медицинских процедур. Конечно же, подобные страх должны корректироваться.

        Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы существенное место начинают занимать методы игротерапии и, в частности куклотерапия.

        Любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка («Бегемотик пришел на укол»).  Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с ней. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога.

        Детям подробно, на доступном каждому из них языке объясняется значение, смысл и ход каждой потенциально неприятной медицинской процедуры.

         Занятия поводятся до тех пор, пока у детей есть живой интерес к ним, и пока проявляются признаки страха медицинских процедур.

        Детей просят больше говорить об их чувствах по поводу медицинских процедур и всего, что этим процедурам сопутствует.

        Ведущий занятия не боится выглядеть смешным и должен с искренним удовольствием выполнять все упражнения вместе с детьми, в том числе и такие, которые могут непосвященному человеку показаться на первый взгляд нелепыми. В противном случае сложно ожидать выполнения этих упражнений от детей ( например, «Попрыгайте, как лягушки» и т.д.).

        Следует инициировать активность детей, их творческие возможности.

        Не делать за ребенка то, что он, хотя бы однажды, сделал сам.

                Ход коррекционной процедуры.

        Работа предусматривает четыре этапа:

 первичный диагностический, собственно коррекционный, контрольное тестирование и этап закрепления знаний и навыков у детей, а также передача ими опыта другим детям и родителям.

        1.Цели диагностического этапа следующие: исследование психологического статуса ребенка; выявление актуальных психологических проблем, связанных с медицинскими процедурами; выяснение опыта общения детей с медицинским персоналом (как ведет себя ребенок во время процедур, до них и после).

        2. На втором этапе осуществляется программа психологической коррекции страха.

        3.Этап контрольного тестирования необходим для исследования динамики состояния каждого ребенка после обучающих процедур.

        4.На четвертом этапе закрепляются знания и навыки детей, они обучаются передавать свой опыт другим детям и родителям.

        Первый и третий этапы включают в себя беседы с каждым ребенком и родителями, наблюдение за поведением детей при встрече с медицинским персоналом, тестирование.

        

  1. Анатомирование страха.

Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц для инъекции). Как он устроен, «откуда берется», зачем нужен. Такие беседы устраняют «пробелы» в знаниях и, следовательно, в восприятии ребенка, которые прежде заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных для ребенка качеств. Занятия с детьми проводятся в форме беседы-игры «Как и для чего люди лечатся?».

В результате названных и других бесед дети понимают, что лечение это не наказание за их плохое поведение и прочие «прегрешения», а помощь им в том, чтобы они были здоровыми и красивыми, либо научились бы принимать себя такими, как есть, уже потому, что красота человека – это, прежде всего, красота его души.

  1. Рисование страха.

Этот метод также направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием: попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, а рядом – себя. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или защищенным каким-либо образом по отношению к пугающему его предмету (например, с палкой в руках и т.д.).

        4.Привыкание к страху (десенсибилизация)

Десенсибилизация – уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, инъекцию-прививку делают для того чтобы не болеть инфекционными (заразными ) заболеваниями), а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному для ребенка объекту. Десенсибилизации способствовали такие методические приемы, как манипулирование со шприцем, «разговор со шприцем», «перемигивание с ним», написание стихов в подарок шприцу, а также обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры «Мы – врачи», «Лечим бегемотика» и пр.

Данные игры проводятся с детьми многократно, до тех пор, пока они просят об этом и когда объективно фиксируются положительный эффект от занятий, т.е. с очевидностью (и для самих детей, и для взрослых) уменьшаются страхи ребят по поводу медицинских процедур.

Приобретение детьми навыков сопереживания, сочувствия, навыков общения в сложных ситуациях ведет к уменьшению их конфликтности и, как следствие, к улучшению психологического климата в детском коллективе. Ребята меньше ссорятся, самостоятельно и преимущественно мирными способами разрешают возникшие у них противоречия, научаться утешать сверстника и взрослого человека. Дети в целом становятся более открытыми, в большей мере доверяют воспитателям свои чувства, скрытые от окружающих, но приносящие детям психологический дискомфорт. Они на собственном опыте понимают, что взрослые всерьез относятся к их переживаниям и готовы помочь им в трудных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Психологическая помощь дошкольникам с высоким уровнем тревожности"

Программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и  предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление причин высо...

Психологическая помощь

Данная презентация раскрывает тему психологического консультирования и тренинговой работы с педагогами и родителями....

Паспорт кабинета психологической помощи

В паспорте кабинета представлена информация о методическом и организационном оснащении деятельности службы.Паспорт кабинета помогает лучше организовать работу специалиста, показать направления деятель...

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"

Психологическая помощь родителям детей раннего возраста  с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...

Психологический практикум «Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.»

Психологический практикум для психологов ОУ «Самоповреждающее поведение.Психологическая помощь обучающимся.»...