Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми
консультация по коррекционной педагогике на тему

Зинченко Юлия Александровна
Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon autizm_2.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми даёт учитель-логопед

Зинченко Ю. А.

Проявления раннего детского аутизма выражаются, прежде всего, в отсутствии контактов с окружающими людьми, возникают своеобразные нарушения речи (эхолалия, персеверация), речь не сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией и не служит для коммуникации. Детям с данными нарушениями в развитии свойственны механические стереотипные движения. Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи.

  • Аутизм связан с нарушением развития миндалевидного тела - участка головного мозга, регулирующего эмоции и способность общения  с   людьми. При компьютерной томографии головного мозга обнаружены изменения миндалевидного тела в "миниколонках", которые являются структурно-функцинальными единицами мозга и находятся в лобных и височных долях.

Выделяют 4 основные формы проявления аутизма:

  • Полная отрешенность от происходящего.
  • Активное отвержение.
  • Захваченность аутистическими интересами.
  • Чрезвычайная трудность в организации общения и взаимодействия.

    Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. Отсюда восприятие действительности всеми органами чувств и ее осмысление происходит особенным образом. Жизненные впечатления местами смешиваются в фантасмагорическую картину, когда звук идет в виде цвета, а тактильный контакт воспринимается как звук.

   Аутисты кажутся жутко медлительными, и это тоже имеет объяснение в особенностях постижения их действительности. Они вынуждены каждый раз вновь механически собирать калейдоскоп деталей, чтоб понять то или иное явление. Каждый момент они борются с хаотичностью и «абсурдностью» этого мира, используя для этого все имеющиеся средства. Это ритуалы, стереотипии, эхолалии – все, что может помочь хоть как-то упорядочить жизнь.

  Специальный коррекционный процесс очень длительный, продвижения незначительные, поэтому родители и педагоги должны запастись терпением.

   Прежде всего, необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте и в определенное время. Целесообразно, чтобы педагог и ребенок сидели лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками. На самом столе должно находиться только то, что понадобиться для проведения конкретного задания.

   На начальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Задания начинать с определенной последовательности. Например, сначала пальчиковая гимнастика, потом рисуем, затем счет.

  Если мы работаем над развитием знаний об окружающем мире, надо учитывать, информация по какому-то формальному признаку (цвет, форма, величина, различные явления, классификации и т.п.) воспринимается ребенком гораздо легче. Гораздо сложнее донести информацию о том, как люди относятся друг к другу, заботятся друг о друге и т.п.

  Немного подробнее, расскажем о работе над пониманием речи, т.к. у всех четырех групп с разными вариантами синдрома, встречается недостаточность понимания, осмысления речи, связанную с нарушением коммуникации.

   Этого мы достигаем с помощью специального эмоционально-смыслового комментария. Это такой комментарий, который позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Например, если ребенок пьет чай, приговариваем, что  «чай сладкий, как раз, как ты любишь».

   Как наш опыт, так и опыт других специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений упорная коррекционная работа дает положительную динамику: ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...

Презентация "Взаимодействие с аутичными детьми"

Работа для начинающих педагогов, работающих над этой проблемой....

Тренинг взаимодействия с аутичными детьми

Публикуемый материал содержит психолого-педагогическую характеристику аутичных детей, методы, конкретные упражнения и рекомендации из опыта работы с аутичными детьми. Кроме того большему пониманию про...

Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Данная статья поможет воспитателям в работе с аутичными детьми. Даст конкретные советы....

Ранний детский аутизм. Взаимодействие с аутичными детьми.

Ранний детский аутизм выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ...