ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
статья по коррекционной педагогике
Данная статья поможет воспитателям в работе с аутичными детьми. Даст конкретные советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_uroki_vzaimodeystviya_s_autichnymi_detmi.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
В последнее время мы все чаще слышим о загадочном синдроме «аутизма». И тенденция такова, что с каждым годом количество детей с подобным диагнозом увеличивается с геометрической прогрессией. У мальчиков он обнаруживается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Каждая новая встреча с синдромом раннего детского аутизма показала, что сложности возникают уже при постановке диагноза, родители не получают ответа на свои вопросы, а организации систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов: врачей психологов, педагогов, сложна даже в крупных городах. Существует обывательское мнение, что такие люди особо одарены в какой- либо области, что многие признанные гении были весьма странными «аутичными людьми». Но проработав в детском учреждении немало времени, и, столкнувшись с «аутичными» детьми, можем сказать совсем другое: насколько такие дети беспомощны, зависимы от близких, социально неприспособленны. Реальное поведение вещей поможет увидеть знание психологии нарушения. Даже если такой ребенок действительно одарен в чем-то: пусть это будут математика, либо музыка, либо рисование, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовать себя, быть счастливым. Как непросто такому ребёнку обратиться с просьбой к окружающим, даже если того требует необходимость, быстро перейти от одной деятельности к другой, сконцентрироваться. И вот задача взрослых, находящихся рядом помочь им сориентироваться в окружающей его обстановке. ФГОС дошкольного образования говорит об обеспечении равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Но современная действительность такова, что наполняемость групп в дошкольных учреждениях достаточна высока. У педагога нет возможности уделить такому ребенку необходимое ему количество времени, хотя такие дети требуют исключительно индивидуального подхода во всех режимных моментах. В специализированных детских садах создаются условиях для пребывания таких детей (малокомплектные группы, специалисты, тьютеры). Как правило, обычные детские сады не готовы к принятию таких детей, и если вам все же придется встретиться с ними в образовательном учреждении, то хотелось бы дать несколько практических советов. Во-первых, ребенка – аутиста нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже, он просто другой…он особенный. Это самое главное правило. Нельзя предугадать какую реакцию вызовут в нем самые обычные и привычные вещи. Если в какой- то момент он откажется одеваться или есть, выполнять вместе со всеми определенные действия, то это вполне естественно и нормально. Потому что в его представлении в данный момент происходит совершенно другой порядок действий (он может быть в другом образе, из которого он выходить не желает, и в этот момент необходимо быть готовым подыграть ему: мы собираемся на прогулку динозавров и муравьедов ; это не просто обед , а вечеринка драконов). Особенность нервной системы таких детей такова, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому аутичные дети практически никогда не спят в тихий час. Чтобы не вызвать у ребенка приступ агрессии лучше не заставлять его это делать. Можно предложить ему занятие по его интересам (тихо складывать пазлы, читать книги, пролистывать иллюстрированные журналы, рисовать и многое другое), что помогает не травмировать его, а наоборот, завлечь на какое-то время и побыть ему наедине с самим собой. Во время различных игр с будьте готовы к тому, что такой ребенок совершенно иначе воспринимает игровые правила. Если все дети принимают и соблюдают их, то у этого ребенка не существует их или существуют свои правила игры, где он никогда не проигрывает. Не надо развивать конфликт, можно просто ему подыграть. Все процессы в режимных моментах он выполняет с небольшой скоростью, поэтому лучше его не торопить. Предложить свою помощь, либо помощь товарищей. (Сложить красиво вещи, застегнуть пуговицы, надеть колготки). С такими детьми нужно быть предельно внимательными на прогулке. У них отсутствует чувство страха и боязнь быть потерянными. Они спокойно уходят от взрослых, никогда задумываясь, о том, что останутся одни. Для аутичного ребенка сенсорный компонент несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у него отделен от той функции, для которой он создан. Аутичный ребенок выделяет в предметах некие специфические свойства, которые не значимы для нас (из теста он не лепит, а рвет на куски). Понравившееся сенсорные ощущения стремится получит вновь и вновь. Он пробует на вкус все подряд (стиральный порошок, жуков, пластилин, свечи). Это может повлечь за собой опасные ситуации. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Будьте более чутким к реакциям ребенка, и увидите, что часто он сам предлагает форму возможного взаимодействия, которое в этот момент для него наиболее комфортно. Следует предупредить, что поведение ребенка может быть неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие и учить толерантному поведению сверстников-одногруппников, сообщая им о том, что в данный момент ему некомфортно, его что-то огорчило, что ему нужна помощь. И детей всячески призывать к тому, чтобы они были готовы оказать поддержку такому ребенку. Необходимо научить детей воспринимать аутичного ребенка таким, каким он есть. Большое беспокойство вызывает отношение окружающих к таким детям, не только сверстников, но и родителей. Наше общество не готово принять их такими, какие они есть. Определённая культура воспитания создает таким детям дополнительные трудности в социализации. Очень часто таких детей хотят видеть только в специализированных детских садах. Родителям аутичного ребенка надо набраться большого мужества и выдержки, чтобы принять этот диагноз и жить с ним дальше в обществе. Хочется призвать родителей не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенностей и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка. Близким аутичного ребенка нужно перестроить свою жизнь в интересах ребенка. Необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.
ЛИТЕРАТУРА 1. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия/ Е.А.Янушко. – Изд.7-е-М.: Теревинф, 2016. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...
Презентация "Взаимодействие с аутичными детьми"
Работа для начинающих педагогов, работающих над этой проблемой....
Тренинг взаимодействия с аутичными детьми
Публикуемый материал содержит психолого-педагогическую характеристику аутичных детей, методы, конкретные упражнения и рекомендации из опыта работы с аутичными детьми. Кроме того большему пониманию про...
Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми
Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...
Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"
Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"...
Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...
Ранний детский аутизм. Взаимодействие с аутичными детьми.
Ранний детский аутизм выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ...