Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Солнце, воздух и вода-наши верные друзья"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Рабочая программа
"Солнце-воздух и вода-наши верные друзья"
по формированию здорового
образа жизни у воспитанников старшей группы «Светлячок» МАДОУ детского сада «Ручеек»
Программу разработал воспитатель
старшей группы "Светлячок"
Донгур-оол Мариана Датыевна
Шагонар 2016 г
Здоровый образ жизни!
Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой,
который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.
Принципы реализации программы.
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка, в данном случае
нацеливание его на ведение здорового образа жизни, чёткого понимания такой необходимости. Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие и здоровье», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Открытость нашей Программы предусматривает включение данных направлений,
в уже реализуемые Программы, и может дополняться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться только ими. В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду.
Принцип систематичности и последовательности.
В соответствии с конкретным планом работы в течении всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждении учитывается индивидуальный подход к
каждому ребёнку на основе их интересов и способностей.
Принцип единства и сотрудничества с семьей.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать
х к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные
досуги и праздники, походы.
Предполагаемый результат.
В ходе реализации задач Программы нам удастся добиться:
- обогащения знаний детей о своём здоровье и здоровом образе жизни человека;
- сформированности навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
- овладение дошкольников технологиями (разнообразными видами закаливания, самомассаж, фитотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика);
- повышения уровня здоровья воспитанников, посещаемости и снижение заболеваемости;.
Данная Программа реализуется через режимные моменты, игры, прогулки, индивидуальную работу, непосредственную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность с детьми, работу с педагогами и родителями.
Каждое занятие имеет свою структуру в зависимости от возраста детей, состояния здоровья, наличия сформированных умений и навыков и от вида деятельности.
Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста
II. Содержательный раздел.
В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:
- Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.
- Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Направления работы:
- самопознание;
- я и другие;
- гигиенические правила;
- питание и здоровье;
- основы личной безопасности и профилактика травматизма;
- культуры потребления медицинских услуг.
План работы по ЗОЖ в старшей группе
Дидактические подвижные игры
«Правила гигиены»
Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены.
Содержание: все дети становятся в круг; ведущий по очереди называет
каждого, определяя ему задание:
- Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
- Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет в движении,
- и все повторяют его движения) следующий игрок выполняет следующее
- задание ведущего:
- Что мы делаем перед едой?
Моем руки ... и т.д.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны
и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика
выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Дружные пальчики»
- Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
- С этим пальцем в лес ходил.
- С этим пальцем щи варил.
- С этим пальцем кашу ел.
- С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
«Наша группа»
В нашей группе все друзья.
(ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший – это я.
Это Даша,
Это Саша,
Это Намчыл,
Это Алина.
(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
Конспект занятия по формированию здорового
образа жизни «Мое здоровье — мое богатство»
Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить
основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Предшествующая работа: просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство», чтение книги «Мойдодыр» К. Чуковского, чтение и занятие по
Г. Остеру «Вредные привычки», беседы «Что такое здоровье».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила Чебурашку. Он бежал в аптеку. Оказывается Крокодил Гена заболел. Давайте расскажем Чебурашке, что надо делать, чтобы не болеть. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в город Здоровье.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое здоровье? Ответы детей.
Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Только вы ответьте мне:
Путь к загадочной стране,
Где живет здоровье ваше,
Все ли знают? Дружно скажем…
Дети отвечают «Да».
Чтобы попасть в город Здоровье, надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебный пароль: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! «
А вот и наш маршрут. Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Посмотрите, сколько здесь разных улиц. (Рассматривают карту-схему)
Улица Витаминная.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами попали на улицу Витаминная.
Чебурашка, мы тебе с ребятами расскажем, как надо питаться, чтобы быть здоровым. Чтобы быть здоровым, необходимо сбалансированное питание, т. е.
надо знать, какие продукты можно есть, а какие вредны для здоровья. (Ответы детей) Свежие фрукты и овощи можно употреблять, сколько хочешь, они заменят самые лучшие таблетки из аптеки.
Воспитатель: Дети, какие витамины вы знаете? (Ответы детей.)
- Ребята, а для чего нужны витамины? (Чтобы укреплялся наш организм, было крепкое здоровье).
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму
легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и фруктов.
Воспитатель рассказывает детям, что в них много витаминов А, В, С, Д. Объясняет в каких еще продуктах они содержатся и для чего нужны.
Воспитатель: Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка.
Важно для зрения.
Витамин В-мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды) .
Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек) .
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок черничный пьет.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Воспитатель: «Совершенно верно!»
Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием.
Давайте продолжим наше путешествие и отправимся на другую улицу, которая называется
Физкультурная.
Давайте разделимся на команды и за каждый правильный ответ вы будете получать фишки.
Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Нужно обязательно делать утреннюю гимнастику. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
Ребята, а какие виды спорта вы знаете? (Ответы детей)
(Подведение итогов, посчитать фишки)
– Что-то мы с вами, ребята, засиделись. Давайте поиграем!
Физкультминутка «Зверобика»
Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильным! Нужно еще знать и выполнять правила личной
гигиены. И следующая улица, которая нас ждет, это улица Чистоты.
– Какие правила гигиены ребята мы с вами соблюдаем дома и в детском саду?
(Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы и др.)
– Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы.)
– Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не прикрывая рот;
если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть овощи, фрукты.)
– Что нужно выполнять, чтобы уберечься от них? (Ответы детей)
Воспитатель: ребята чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам
нужны помощники. Про них я загадаю загадки.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Вот какой забавный случай:
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят …
(душ)
Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.
(Носовой платок)
Вместе с детьми воспитатель делает вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета, есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
Воспитатель: Молодцы! Устали? Вот какой, оказывается, трудный путь
преодолели мы с вами по городу «Здоровье». Мы узнали много интересного и полезного. Но мы побывали не на всех улицах, поэтому мы будем еще путешествовать по этому замечательному городу. Я думаю и Чебурашка понял,
что надо делать, чтобы не болеть, и больше ему не придется ходить в аптеку за таблетками.
Конспект занятия на тему «Здоровье Мишутки»
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Задачи: Знакомить с понятием «здоровье» и «болезнь». Продолжать знакомить детей с частями тела.
Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы само оздоровления (точечный массаж). Формировать правильную осанку.
Воспитывать потребности в соблюдении режима питания, употребление в пищу овощей и фруктов. Воспитывать отзывчивость и желание помочь другим.
Развивать активность детей в разнообразных играх. Развивать любознательность.
Материалы и оборудование: костюм медведя (для взрослого, две корзины,
муляжи овощей и фруктов,
Ход (НОД) :
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю прогуляться в лес. Прогулки
очень полезны для нашего организма, особенно в лесу. Оглянитесь вокруг, что вы видите? Прислушайтесь, что вы слышите? Давайте посидим на поляне,
полюбуемся природой, послушаем звуки леса.
(Входит персонаж – медведь – неожиданный гость)
Медведь: - Это кто в мой лес пожаловал? И так заснуть на зиму не могу, а тут
еще и дети, вот я вас сейчас съем. Ой, голова моя, ой спина моя. Да что же это со мной? Заболел, даже уснуть не могу.
Воспитатель: - Мишка не реви так страшно, всех детей моих напугал! Лучше поздоровайся да расскажи, что с тобой? А может, мы с ребятами тебе поможем, вылечим!
Медведь: - Да все болит и горло, и лапы ломит, и в ушах шумит. Помогите дети. Вот присяду с вами может научите меня, как от болезней избавиться.
Воспитатель: - Поможем, ребята? Давайте Мишку научим, как не болеть, может
он подобреет.
Дети вместе с педагогом выполняют массаж биологически активных точек
в стихотворной форме:
Девочки и Мальчики!
ПРИГОТОВЬТЕ ПАЛЬЧИКИ
ТОЧКИ МЫ НАЙДЕМ НА ТЕЛЕ,
ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ БОЛЕЛИ.
ПЕРВАЯ ЕСТЬ НА ГРУДИ,
ПОСКОРЕЙ ЕЕ НАЙДИ.
НЕ ЛЕНИСЬ ЕЁ ПОТРИ, РАЗ, ДВА, ТРИ. (2 РАЗА)
ВЫШЕ ПАЛЬЧИК ПОБЕЖАЛ,
В ЯМКУ ПО ПУТИ ПОПАЛ.
ДЕСЬ МЫ СДЕЛАЕМ МАССАЖ ТРИ, ДВА, РАЗ (2РАЗА)
. РУКИ ВМЕСТЕ ПОДНИМАЕМ,
ШЕЮ ДРУЖНО РАСТИРАЕМ:
СВЕРХУ ВНИЗ И ВПЕРЕДИ,
ТОЧНО ТАКЖЕ ПОЗАДИ.
ТАМ МЫ БУГОРОК НАЙДЕМ,
И ЕГО МЫ РАЗОТРЕМ.
ИЩЕМ ДРУЖНО МЫ В КОНЦЕ,
ЭТИ ТОЧКИ НА ЛИЦЕ.
ДВЕ ТАКИЕ ЕСТЬ У НОСА,
РАСТИРАЕМ БЕЗ ВОПРОСОВ.
ТАКЖЕ У БРОВЕЙ ПОТРИ, РАЗ, ДВА, ТРИ (2РАЗА).
ДВЕРКИ ЕСТЬ У НАШИХ УШЕК,
ИМ МАССАЖ, КОНЕЧНО НУЖЕН.
РЯДОМ С НИМИ ТЫ ПОТРИ. РАЗ, ДВА, ТРИ (2РАЗА).
НА РУКЕ НАЙДИТЕ ТОЧКУ
РЯДОМ С ПАЛЬЦЕМ –ОДИНОЧКОЙ,
РАЗ, ДВА, ТРИ - РАСТИРАЙ, РАЗ, ДВА, ТРИ НЕ ЗЕВАЙ
ВОТ ТАК СЛАВНО ПОТРУДИЛИСЬ,
ВСЕ СТАРАЛИСЬ НЕ ЛЕНИЛИСЬ.
СТАЛИ КРЕПЧЕ, ЗДОРОВЕЕ
, НИ ЗА ЧТО НЕ ЗАБОЛЕЕМ! »
Воспитатель: - Как ты Миша поправляешься? Помог тебе наш массаж?
Медведь: - Голова прошла, и нос задышал, лапы вроде отпустило? Но вот живот еще болит? Можно я кого-нибудь съем из твоих ребят, может быть поможет? Давайте сыграем со мной в игру, кто попадется того и съем.
Дети становятся в хоровод, медведь в кругу, делает вид, что задремал.
Подвижная игра «Медведь и дети» Слова: «Как – то мы в лесу гуляли и медведя увидали. Он под елкою лежит – развалился и храпит. Мы вокруг него ходили, косолапого будили. – Ну-ка мишенька вставай, нас скорее догоняй! » Повтор
игры.
Медведь: - Ох, не могу никого поймать, а живот болит еще больше, ладно загляну-ка я к себе в лукошко, что мне туристы оставили с осени. (Показывает детям
муляжи чипсов, колы, сладостей) Вот сладости – конфеты самые мои любимые, сейчас съем и мне лучше станет. Ой, еще хуже стало, теперь зуб заболел.
Воспитатель: Эх ты медведь разве можно столько сладкого есть это же вредно. Ребята, а что еще вредно кушать Дети называют, глядя на картинки.
Медведь: - Помогите мне разобрать мое лукошко на полезные продукты и
вредные, пожалуйста!
Дидактическая игра «Полезно или нет? »
(Медведь рассыпает лукошко перед детьми и предлагает ему помочь, в одну корзину собрать полезные продукты, а в другую корзину вредные.)
Воспитатель: - Из чего можно приготовить борщ? А из чего варят компоты?
Медведь: Так много красивых картинок, даже глаза заболели, хотите я вас своей гимнастики научу, чтобы глазки не болели?
Вставайте, руки за спину, смотрите и слушайте и внимательно повторяйте:
«Поведи глазами влево не заметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
(Дети громко называют имя ребенка слева)
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою справа тихо-тихо говори.
(Дети тихо называют имя ребенка)
Медведь: - Какие вы молодцы, спасибо вам порадовали Мишку, и выздоровел и повеселел! А я вам за это подарки приготовил всем по сочной морковке!
«Морковь очень полезная, и для глаз и для роста. Сейчас из моего леса придете
в группу обязательно помоете руки и угощайтесь на здоровье». А мне в берлогу пора спать, прощайте до Весны!
Воспитатель и дети: Спасибо Мишка, ты про нас не забывай и нашу пословицу запомни:
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу! "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце,воздух и вода- наши верные друзья
Закаливание детей летом дает широкие возможности укрепить детский организм....
"Солнце, воздух и вода- наши верные друзья"
ПРаздник для детей старшей группы...
Сценарий развлечения в старшей группе: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья»
Программное содержание. Формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать коллективные сюжетные композиции. Закреплять умение детей располагать изображение на всем листе, передавать с...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Цели занятия:· Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;· Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком ...
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода – Наши верные друзья»
Беседа "Солнце, воздух и вода - Наши верные друзья"...
Рабочая программа по ЗОЖ с детьми второй младшей группы "Солнце, воздух и вода-наши верные друзья"
ЗОЖ с детьми...
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья....