Занятие педагога-психолога для родителей "Наши дети - какие они..."
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Занятие №1 «Наши дети – какие они…»
Задачи:
-Знакомство участников родительского клуба друг с другом, с педагогом.
-Ознакомление всех участников с целями и задачами занятий, выбор названия, девиза клуба.
-Учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей, видеть положительные черты в любых проявлениях поведения ребенка.
-Развивать умение выполнять согласованно движения, снимать психоэмоциональное напряжение.
Ход занятия.
- Приветствие.
Психолог предлагает всем познакомиться и сделать это следующим образом: родители и педагоги оформляют визитные карточки, где указывают свое имя.
- Представление себя в кругу.
Родители представляют себя по кругу, называют свои сильные и слабые стороны, говорят о том, что бы они хотели узнать, занимаясь в клубе.
- Ознакомление участников с целями и задачами работы клуба, знакомство с правилами клуба.
Правила:
1 Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.
2 Искренность в общении Если нет желания высказаться искренне, то лучше помолчать.
3 Конфиденциальность. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе
4 Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивают не участника, а только его действия и поведение.
5 Активное участие в происходящем.
- Выбор названия и девиза группы.
А сейчас мы устроим мозговой штурм, и подберем название и девиз нашему родительскому клубу.
(Лучик, Радуга, Беседка, Теремок, Сотрудничество)
- Упражнение «10 секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Психолог. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?
Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)
По длине волос.
По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Рефлексия
Что понравилось в игре?
Что огорчило?
Что заставило задуматься?
Как чувствовали себя те, кто остался без группы?
Как вы думаете в чем смысл игры?
А теперь, когда мы поближе узнали друг друга предлагаю узнать получше и своих детей.
Предлагаю познакомиться с таким понятием как темперамент. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека. Выделяют четыре типа темперамента.
Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.
Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.
Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Холерик. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.
Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.
Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.
Флегматик. Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.
Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным.
- Давайте попробуем определить тип темперамента Вашего ребенка. Но помните, что темперамент в чистом виде встречается редко, чаще это смешанные типы темперамента.
Тест.
Начертите на листе бумаги горизонтальную ось и напишите у левого её конца «замкнутость», а у правого – «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, у правого – очень открытые и общительные, а центр – это статистическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребёнка (с учётом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые дети, а вверху – ребята с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).
Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте, её попадание в правый верхний сектор – меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматичном типе; а если опустилась в правом нижнем секторе - о сангвинистическом.
Примечание:
- Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом, с момента его рождения.
- Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на существование смешанных типов.
Познакомясь с описанием типов темперамента и проведя тест, вы глубже разобрались в природных качествах личности ребенка и наверняка поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа. Вот и прощайте!
- Упражнение «Мой ребенок….»
Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в разных вариантах (например: «мой ребенок аккуратен…», «…не внимателен» и так далее, 5-10 вариантов.
Психолог предлагает родителям посмотреть и разделить написанное на 2 группы:
-те черты, которые вас устраивают в вашем ребенке
-те черты, которые вы бы хотели изменить в нем.
- Каких качеств больше? (Положительных или отрицательных?)
Психолог предлагает поразмышлять над теми или иными качествами, выбранными родителями.
- Проблемная ситуация «Супермаркет»
Педагог-психолог. Представьте что вы находитесь перед современным супермаркетом и в нем 3 этажа. На первом этаже – товары с браком, низкого качества, на втором – товары среднего качества и цены, на третьем продаются самые лучшие, качественные, добротные вещи.
- На какой этаж вы пойдете делать покупки? Родители по очереди отвечают
Психолог. Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» - были умными, добрыми, посещали музыкальную школу или школу с углубленным изучением языков. Может быть, мы мечтаем, чтобы наши дети воплотили наши несбывшиеся мечты?
Но к сожалению в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что то от первого, от второго и третьего этажей. Ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом делая предыдущее упражнение. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы изменить.
Родители обмениваются мнениями.
- Игра «Реклама»
Родители разбиваются на 2-3 группы.
Психолог предлагает родителям «прорекламировать» качества личности, требующие изменения с целью их «продажи», то есть в этих качествах нужно найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другая группа родителей захотела их «купить».
Например: «Такое качество характера как настойчивость, может стать помощником в достижении определенной цели» и тому подобное.
- Притча о двух ангелах.
В заключение психолог рассказывает притчу, которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому.
«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
-Не все является тем, чем кажется, - ответил спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
- Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим.
- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.»
Психолог. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие педагога-психолога ДОУ «Психологическая подготовка детей к школе.Путешествие с цветиком -семицветиком».
Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....
программа занятий педагога - психолога для занятий с детьми группы кратковременного пребывания детей со снижением интеллекта
рабочая программа...
программа занятий педагога - психолога для занятий с детьми группы полного пребывания детей со снижением интеллекта
рабочая программа...
«Ах, какой я молодец!»- сценарий детско-родительского занятия педагога-психолога
Занятие в игровой форме поможет всем узнать, чему научились Ваши дети, а что ещё предстоит узнать, чтобы хорошо подготовить деток к школе....
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»
Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Какой Я необыкновенный!"
Возрастная группа: старшая группаТема НОД: «Какой я необыкновенный»Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Интеграция областей развития: речев...
Занятие педагога-психолога "На какую птицу Я похож?" для детей средней группы.
Закрепление знаний о птицах: их голосах и внешнем виде. Развитие логического мышления, мелкой моторики рук, воображения. После того, как ребенок изобразит себя в облике птицы, можно проанализировать е...