РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения.
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
Составлена на основе общеобразовательной программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_14g._2_god_ob._artemova.docx | 86.41 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа—Югры
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»
Рассмотрено Согласованно Утверждено
на заседании МО на педагогическом совете Директор школы
учителей-дефектологов протокол №____от_____ ______Л.Б.Козловская
протокол№____от____ приказ №___ от_____
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Второй год обучения.
составлена на основе общеобразовательной программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».
Составитель: учитель-дефектолог
Артёмова Л. Л.
г. Нижневартовск
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Настоящая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (3-4лет) имеющих различные нарушения слуха и использующих все виды слухопротезирования.
Программа составлена на основе программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», авторы - Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, Т.В. Трофимова и Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 мая. 5 недель в году (1, 2 недели сентября, последняя неделя декабря, 1, 2 недели мая) отводятся на проверку уровня знаний по всем разделам программы (кроме музыкального воспитания). Диагностики усвоения и сохранности программного материала проводятся, опираясь на методические рекомендации: Николаевой Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом», «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» под ред. Королевой И.В., «Обследование произношения дошкольников с нарушенным слухом» Шматко Н.Д., Пелымской Т.В., Зонтовой О.В.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с нарушением слуха дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;
- Обогащение общего развития;
- Коррекция аномального развития;
- Подготовка к школе.
Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателей каждой группы, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними. Ответственность за выполнение программы полностью возлагается на работников дошкольного учреждения. Родителей информируют о продвижениях, успехах или трудностях в усвоении программы их ребенком. Во время пребывания ребенка дома (выходные дни, каникулы и т.д.) родители осуществляют его воспитание и обучение, ориентируясь на рекомендации сурдопедагогов и воспитателей.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12г);
- «Конвенция о правах ребёнка»;
- «Трудовое законодательство»;
- СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.13№26;
- Устав образовательного учреждения (2012г.);
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих от 14.08.2009г. № 592; «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» от 09.12.2004.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
- альбомы обследования;
- альбомы по автоматизации и дифференциации звуков;
- комплексный речевой тренажер «Интон - М»;
- специальная электроакустическая аппаратура «ВерботонVТ 42;
- презентации по темам;
- речевая ритмика.
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Диагностический состав группы разнороден по возрасту, состоянию слуха и
речи. 3 воспитанника имеют кохлеарныйимплант (разной стадии настройки адаптации), 3 воспитанника слухопротезированы. По уровню речевого развития группа также неоднородна. Четверо детей пользуются в общении лепетными, простыми словами и короткими фразами с аграмматизмами, два дошкольника осуществляют общение посредством элементарных жестов.
Уровни детей с учетом речевых возможностей.
Имя, фамилия. | Способ | Уровни | Состояние импрессивной речи. | Состояние экспрессивной речи |
(ИСА) 4 группа глухоты | Уровень А | Непонимание обращенной речи. | Голосовые реакции, крик, не соотнесённый лепет. | |
(ИСА) 3 степень тугоухости | Уровень Б | Понимание отдельных слов в ситуации ограниченного наглядного выбора | Голосовые реакции, соотнесенный лепет, лепетные слова, звукоподражания | |
2 степень тугоухости (КИ) (КИ) | Уровень В | Понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного наглядного выбора | Короткая фраза из 2 и более слов с аграмматизмами | |
Уровень Г | Понимание слов и фраз вне ситуации наглядного выбора | Фразовая речь с аграмматизмами |
Средства контроля | Вид контроля | Сроки |
Контроль за реализацией программы (документальный). | ноябрь февраль май | |
Проверка имеющихся ЗУН на начало года. | сентябрь декабрь май | |
Педагогическое обследование слуха | сентябрь май | |
Проверка произношения. | сентябрь декабрь март май | |
Проверка усвоения программного материала на конец года. | декабрь май |
Период | Развитие речи | Формирование элементарных математических представлений |
1 квартал | 37 | 12 |
2 квартал | 39 | 12 |
3 квартал | 38 | 13 |
Итого за год: | 114 | 37 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Настоящая программа по развитию речи для второго года обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида составлена в соответствии с годовым планом школы - сада и не противоречит её задачам.
Данная рабочая программа составлена для воспитанников 2 года обучения и рассчитана на 114 занятие, по три занятия в неделю в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Основой программы служит программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.
Задачами данного раздела являются формирование словарного состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений состава слов и словосочетаний, активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, развитие разнообразных видов речевой деятельности.
Основная работа по развитию речи проводится на занятиях, где обеспечивается отработка речевого материала в определенной системе.
В данной программе принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. Тематика занятий определяется сферой интересов ребенка-дошкольника и тесно связана с их практической деятельностью, условиями жизни в детском саду и дома. Указана тематика занятий каждого квартала и дан перечень речевого материала в соответствии с ней.
Программа предусматривает формирование и использование в процессе обучения разных форм речи. На всех этапах основной формой речи является устная. Формирование потребности в устном общении, развитие слухо-зрительного восприятия, собственного говорения детей – важнейшая задача на всех этапах обучения. При затруднениях в овладении аналитическим чтением, в усвоении звуко-буквенной структуры слова и в овладении грамматическими формами возможно использование дактилологии.
Занятия по развитию речи носят комплексный характер, различные направления работы могут иметь место на одних и тех же занятиях.
В группе обучаются дети с разной потерей слуха: 2 ребенка с КИ; 1 ребенок со 2 степенью тугоухости; 1 ребенок с 3 степенью тугоухости; 2 ребенка с 4 группой глухоты.
Так как в группе обучаются дети после кохлеарной имплантации и разными слуховыми возможностями, в программу внесены некоторые изменения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАДЕЛУ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
I КВАРТАЛ ( 37Ч)
№ заня тия | Дата проведения и количество занятий | Тема | Задачи образовательной деятельности | Речевой материал | ||||||
по плану | по факту | |||||||||
1 3 4 5 6 | 3.09 4.09 5.09 10.09 11.09 12.09 | Обследование. Выявление уровня прочности усвоения и сохранности знаний и умений у детей по основным темам. | Речевой материал программы 1 года обучения. | |||||||
7 8 9 10 11 | 17.09 18.09 19.09 24.09 25.09 | Игрушки. Детский сад. | Различать значения слов в процессе устного называния, подкладывания табличек к соответствующим игрушкам, предметам, картинкам; Учить понимать и выполнять инструкции (в устной или письменной форме) и отчитываться о выполнении; учить оценивать свои и чужие действия с помощью слов «верно, неверно, хорошо, плохо, можно, нельзя». Учить понимать готовый текст с опорой на картину, отвечать на вопросы по содержанию; учить наизусть стихотворение (в любой доступной форме приближенно, сопряженно). Формировать первоначальные навыки составления рассказа, учить делать зарисовки по рассказу-описанию, учить сопряженно и отраженно рассказывать стихотворение. Учить составлять рассказ по вопросному и схематическому плану, выполнять зарисовки к рассказу.Формировать мотивацию участию в занятии, желании оказывать помощь. | Что это? Чей?, Кто это? Возьми мишку, отвези в гараж. Нет куклы ( машины, юлы). Зайчики, шарики, куколки, машинки, кубики. Что это? Какого цвета? Какой величины? Как можно играть? Это мяч. Мяч большой. Мяч красного цвета. Мяч круглый. Мяч можно бросать, ловить. Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише , Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. | ||||||
12 13 14 15 16 | 26.09 1.10 2.10 3.10 8.10 | Время года – осень. | Расширять и уточнять словарь по теме; учить вслушиваться в речь педагога, выполнять действия соответствующие его словам. Учить писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек). Тренировать детей в различении знакомых слов и фраз только по устному предъявлению или только по табличкам. Умение понимать значение вопроса, давать ответ, сопровождать речью свои действия, уметь выполнять действия продуктивного характера, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики. Формировать положительную мотивацию к участию в занятии. | Звукоподражание : ветер – у__, дождь – кап-кап, идем по лужам – шлеп-шлеп. Дождь, зонт, лист, красные, желтые, коричневые. Осень. Время года осень. Листья падают. Идет дождь.Дует ветер. Холодно. На небе тучи. На дороге лужи. Солнца нет. Что это? Что делают листочки? Кружатся, летят. Покажи красный…) листочек. Куда падают листочки? | ||||||
17 19 20 | 15.10 16.10 17.02 22.10 | Овощи. | Формирование мотивации к участию в занятии.Учить понимать и использовать в речи (в любой доступной форме) существительные, прилагательные, глаголы темы, учить использовать их во фразах из 2 слов; знакомить с множественными формами слов, уменьшительно-ласкательной формой; учить выполнять инструкции и отчитываться о выполнении. Учить понимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию; формировать элементарные навыки пересказа . Учить понимать готовый текст (загадку), делать к нему зарисовки, отвечать на вопросы по содержанию.Продолжать работу с разрезной азбукой: складывать знакомые слова с опорой на таблички, используя весь набор букв; развитие предметности восприятия, цветового восприятия, мелкой моторики, воспитание эмпатии; развитие мимических движений, воображения. | Что это? Помидор, огурец, морковь, лук, капуста, картофель, свекла. Овощи. Какого цвета? Какой формы? Дай. На. Какой? круглый, продолговатый. Это огурец. Огурец зеленого цвета. Продолговатый. Вкусный. Я люблю. Я не люблю. Назови желтый овощ. Назови красный овощ... | ||||||
21 22 23 24 | 23.10 24.10 29.10 30.10 | Фрукты | Учить понимать и использовать в речи (в любой доступной форме) существительные, прилагательные, глаголы темы, учить использовать их во фразах; знакомить с множественными формами слов, уменьшительно-ласкательной формой; учить выполнять инструкции и отчитываться о выполнении. Учить и понимать небольшие стихи.Учить отвечать (в любой форме) на вопросы по сюжетной картине. Учить понимать готовый текст из 4-5 простых распространенных предложений, отвечать на вопросы по содержанию, демонстрировать сюжет. Учить составлять рассказ-описание по плану, делать зарисовки. Продолжать работу с разрезной азбукой: складывать знакомые слова с опорой на таблички, используя весь набор букв; развитие предметности восприятия, цветового восприятия, мелкой моторики, воспитание эмпатии; развитие мимических движений, воображения. | Что это? Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан, арбуз, виноград. Фрукты. Дай. На. Какой? Какого цвета? круглый, продолговатый, кислый, сладкий, вкусный, большой, маленький. В ручки яблочко возьму. Пальцами его сожму. Меж ладошек покатаю. Вверх подброшу и поймаю. | ||||||
25 26 27 28 29 | 31.10 5.11 6.11 7.11 12.11 | Семья. | Формировать представление о семье, ее членах, пополнение номинативного словаря. Учить понимать и использовать в речи (в любой доступной форме) существительные, прилагательные, глаголы темы.Учить писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек). Развивать умения понимать и выполнять инструкцию взрослого, зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики.Продолжать работу с разрезной азбукой. Формировать интерес к дальнейшей деятельности. | Кто это? Назови. Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, Это Вова. Кто привел Вову в садик? Кто живет вместе с вами дома? Что вы видите на картинке? Это мама. Маму зовут… Это папа. Папу зовут.. Это я. Что делает Мама( папа)? Играет, читает, пишет. Как зовут маму(папу)? Это мама. Это папа. Это я. Вместе дружная семья! Узнал? | ||||||
30 31 32 33 | 13.11 14.11 19.11 20.11 | Части тела. | Формирование мотивации к участию в занятии. Закреплять в речи названия частей тела и названия действий (в любой доступной форме). Учить писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек). Учить понимать, отвечать на вопросы и драматизировать прочитанный текст. Учить понимать и выполнять элементарные инструкции данные в устной и письменной форме, отчитываться о выполнении. | Голова, глаза, уши, нос, рот, руки, ноги, живот, спина. Глазами видим. Ушами слышим. Носом нюхаем. Руками и ногами двигаем. Что это? Назови. Части тела. Покажи где…? | ||||||
34 35 36 37 | 21.11 26.11 27.11 28.11 | Мебель. | Учить понимать и использовать в речи (в любой доступной форме) существительные, прилагательные темы, учить использовать их во фразах. Учить писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек). Учить использовать названия предметов мебели в элементарной фразе. Знакомить с назначением предметов мебели. Учить понимать содержание сказки, отвечать в доступной форме на вопросы по содержанию, формировать элементарные навыки пересказа. Воспитывать интерес к занятиям. Развивать логическое мышление, память, воображение. | Мебель. Комната. Расставим мебель. Какую мебель мы поставили? Справа, слева, тут , там. Стол, стул, кровать, диван, шкаф, кресло. Что это? Зачем нужна …? На кровати спят, лежат. На диване сидят, лежат. На кресле сидят. На стуле сидят. За столом едят, занимаются, рисуют. В шкафу хранят книги, посуду, одежду, игрушки. Вспомните беда какая Комната была пустая Посмотрите ка теперь: Стул, стол, кровать, диван и шкаф есть в ней. Будут мишка с зайкой жить. И с ребятами дружить. | ||||||
Всего занятий за 1 квартал | 37 | |||||||||
II КВАРТАЛ ( 32 Ч) | ||||||||||
№ заня тия | Дата проведения и количество занятий | Тема | Задачи образовательной деятельности | Речевой материал | ||||||
по плану | по факту | |||||||||
38 39 40 41 42 | 3.12 4.12 5.12 10.12 11.12 | Посуда. | Побуждать детей к использованию усвоенных слов и фраз в общении со взрослыми и детьми. Расширять словарный запас за счет тематического словаря, а также увеличения количества слов, связанных с организацией быта и занятий (устал, забыл, позови (Таню), не хочу и т. д.). Включать усвоенные слова в инструкции (Возьми чашку), конструкции повествовательного типа (Оля и Саша накрывают на стол), вопросы (Где нож? У кого тарелка?), отрицания (чашки нет.,.). Увеличивать количество слов, словосочетаний и фраз, которые дети могут произносить самостоятельно, при затруднениях использовать чтение табличек. | Посуда. Столовая посуда, чайная посуда. Ложка, вилка, чашка, тарелка, кастрюля, нож. В чашке чай, компот, молоко. В глубокой тарелке – суп. Вмелкой - макароны, пельмени, салат, каша. Я люблю… Я не люблю… повтори | ||||||
43 44 45 46 | 12.12 17.12 18.12 19.12 | Домашние животные. | Продолжать учить аналитическому чтению слов и фраз с последующей демонстрацией прочитанного, показом необходимого предмета (картинки). Учить детей описывать сюжетные картинки 2—3 фразами; отвечать на вопросы об изображенных детях и взрослых, их действиях; подбирать таблички и прочитывать их. Проводить работу с книжкой-самоделкой. Учить подбирать таблички к картинкам, прочитывать их. Учить складывать из разрезной азбуки знакомые слова (по памяти, в случае затруднений прочитывать табличку). Продолжать учить детей писать печатными буквами (списывать с табличек) знакомые слова с последующим аналитическим чтением. | Животные. Домашние животные. Живут около дома, во дворе. Кто это? Корова, собака, кошка, свинья, лошадь, коза. Назови. Что делает собака, кошка, корова, лошадь, коза? Бежит, сидит, стоит, лежит, ест. Спроси. | ||||||
47 48 49 50 | 24.12 25.12 26.12 31.12 | Праздник Новый год. | Уточнить представление о Новогоднем празднике, расширение и активизация словаря по теме. Развивать умение договаривать и повторять фразу за взрослым. Учить складывать из разрезной азбуки знакомые слова (по памяти, в случае затруднений прочитывать табличку). Продолжать учить детей писать печатными буквами (списывать с табличек) знакомые слова с последующим аналитическим чтением. Продолжать работу с разрезной азбукой и письмом. Развивать зрительноевосприятие, внимание и память. | Танцуют, поют, подарил. Новый год, елка, Дед Мороз, бусы, шары. Чей подарок? Мой подарок. Чем можно украсить елочку? Ты ошибся. | ||||||
51 52 53 55 56 | 2.01 7.01 8.01 9.01 14.01 | Дикие животные. | Называть в любой доступной форме диких животных, используя: существительные, прилагательные, глаголы строить фразы и простые предложения. Эмоционально рассказывать детям сказки и читать наизусть потешки, короткие стихи из 2—4 строк, сопровождая чтение демонстрацией действий, использованием иллюстраций. Учить складывать из разрезной азбуки знакомые слова (по памяти, в случае затруднений прочитывать табличку). Продолжать учить детей писать печатными буквами (списывать с табличек) знакомые слова с последующим аналитическим чтением. | Дикие животные. Живут в лесу. Кто это? Назови. Лиса, волк, медведь, заяц, белка. Бежит, сидит, стоит, лежит, ест. Сказка «Колобок». Хочешь? | ||||||
57 58 59 60 61 62 | 15.01 16.01 21.01 22.01 23.01 28.01 | Время года зима. Зимние забавы. | Побуждать детей к использованию усвоенных слов и фраз в общении со взрослыми и детьми.Расширять словарный запас за счет тематического словаря, а также увеличения количества слов, связанных с организацией быта и занятий (устал, забыл, позови (Таню), не хочу и т. д.). Включать усвоенные слова в инструкции (Возьми варежки), конструкции повествовательного типа (Оля и Саша лепят бабу), вопросы (Где Таня?У кого санки?), отрицания (Тани нет.,.). Увеличивать количество слов, словосочетаний и фраз, которые дети могут произносить самостоятельно, при затруднениях использовать чтение табличек. Продолжать учить аналитическому чтению слов и фраз с последующей демонстрацией прочитанного, показом необходимого предмета (картинки). Учить детей описывать сюжетные картинки 2—3 фразами; отвечать на вопросы об изображенных детях и взрослых, их действиях; подбирать таблички и прочитывать их | Время года зима. Мороз. Холодно. Дует холодный ветер. Много снега. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. Ты знаешь? Не знаешь? Замерзли. Дети лепят бабу. Текст «Зима» | ||||||
63 64 65 66 67 | 29.01 30.01 4.02 5.02 6.02 | Одежда и обувь. | Учить понимать и использовать в речи (в любой доступной форме) существительные, прилагательные, глаголы темы, учить использовать их во фразах; знакомить с множественными формами слов, уменьшительно-ласкательной формой. Понимать и выполнять инструкции, данные в устной или письменной форме, отчитываться о выполнении, использовать фразу. Учить отвечать в любой доступной форме на вопросы по картине. Учить понимать готовый текст из 3-4 предложений, отвечать на вопросы, подбирать предмет к описанию. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. | Что это? Одежда. Кофта, платье, штаны, туфли, куртка, шапка, шарф.шарф, сапоги, чешки, девочка, мальчик, На. Покажи. Одень. Сними. Красное платье. Синяя шапка. Зеленые сапоги. Застегни, завяжи, развяжи. Маша идет гулять. Маша надела: шапку, кофту, куртку, штаны, сапоги. Читаю сам. Текст «Кукла заболела».Позови. | ||||||
68 69 70 71 72 | 11.02 12.02 13.02 18.02 19.02 | Транспорт. | Называть транспорт в любой доступной форме. Понимать и выполнять инструкции, данные в устной или письменной форме, отчитываться о выполнении. Учить отвечать, в любой доступной форме, на вопросы по картине. Учить понимать готовый текст из 3-4 предложений, отвечать на вопросы, подбирать предмет к описанию. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. | Транспорт. Что это? Назови. Как гудит…? Машина, самолет, поезд, автобус, лодка. Машина едет. Самолет летит. Лодка плывет. Шофер. Летчик. Это машина. Машина едет по дороге. Машина везет грузы. Это самолет. Самолет летит по небу. Самолет перевозит людей. … Самолет летит В нем мотор гудит У УУУ я лечу в Москву. | ||||||
73 74 75 76 | 20.02 25.02 26.02 27.02 | Наша армия. | Закрепление представлений о празднике, о военной технике и военных профессиях, уточнение и активизация словаря. Учить отвечать, в любой доступной форме, на вопросы по картине. Учить понимать готовый текст из 3-4 предложений, отвечать на вопросы, подбирать предмет к описанию. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. | День защитника отечества. Танк, самолет, корабль. Самолет летит по небу. Танк едет по земле. Корабль плывет по воде. Солдат – смелый, добрый, сильный, умный. В танке – танкист. В самолете пилот. На корабле – матрос. | ||||||
Всего занятий за 2 квартал | 38 | |||||||||
III КВАРТАЛ ( 35 ч) | ||||||||||
№ заня тия | Дата проведения и количество занятий | Тема | Задачи образовательной деятельности | Речевой материал | ||||||
по плану | по факту | |||||||||
77 78 79 80 | 4.03 5.03 6.03 11.03 | Мамин праздник. | Учить детей понимать вопросы и отвечать на них (в ситуации): Учить отчитываться о выполненных действиях (Что ты сделал?) устно, в случае затруднений — чтение табличек. Обогащать словарь за счет прилагательных, активизировать в речи детей. Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их. Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов. Эмоционально рассказывать детям сказки и читать наизусть потешки, короткие стихи из 2—4 строк, сопровождая чтение демонстрацией действий, использованием иллюстраций. Побуждать детей запоминать потешки, четверостишия, читать их наизусть. | Праздник – мамин день. Подарок, цветы, конфеты, торт. Мама, бабушка. Хорошая, красивая, добрая. Чья это мама? Моя мама. Мама, мама, мамочка, Я тебя люблю. Я тебе на праздник, Цветочек подарю. | ||||||
81 82 83 84 85 | 12.03 13.02 18.03 19.03 20.03 | Учебные принадлежности. | Учить детей понимать вопросы и отвечать на них (в ситуации): Учить отчитываться о выполненных действиях (Что ты сделал?) устно, в случае затруднений — чтение табличек. Обогащать словарь за счет глаголов, активизировать в речи детей. Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их. Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов. | Карандаш, бумага, ручка, кисточка, краски. Рисует, пишет. Мальчик рисует. Девочка пишет. Оля пишет. Алеша рисует. Дай карандаш. Возьми ручку. Убери ручку. Покажи бумагу. Это Тома. У Томы бумага и краски. Тома рисует. | ||||||
86 87 88 89 90 91 | 25.03 26.03 27.03 1.04 2.04 | Профессии. | Познакомить и закрепить с детьми названия профессий. Отвечать и задавать вопросы. Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их. Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов. | Кто это? Шофер, повар, врач, продавец. Что делает? Покажи, где…? Положи верно. Молодец. Работает, лечит, продает. Шофер – водит машину. Повар готовит обед. Продавец продает продукты. Врач лечит людей. | ||||||
92 93 94 95 96 97 | 8.04 9.04 10.04 15.04 16.04 17.04 | Время года весна. | Накопление номинативного и предикативного словаря. Формирование представлений о весенних признаках. Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их. Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов. Эмоционально рассказывать детям сказки и читать наизусть потешки, короткие стихи из 2—4 строк, сопровождая чтение демонстрацией действий, использованием иллюстраций. Побуждать детей запоминать потешки, четверостишия, читать их наизусть. | Времена года, весна, солнце, тепло, небо, ручей, сосулька, почки, лужа. Напиши слова. Какое время года наступило? Сосульки. Наступила весна. Какое солнце? Солнце яркое. Какое небо? Небо голубое. Какой снег? Снег грязный, серый. Солнце греет и снег тает. На крышах сосульки. Пришла весна. На улице тепло. Дети гуляют. Герман и Катя пускают кораблики. Никита и Настя играют в мяч. Составь рассказ. | ||||||
98 99 100 101 102 103 | 22.04 23.04 24.04 29.04 30.04 1.05 | Растения. | Накопление номинативного и предикативного словаря. Формирование представлений о растениях. Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их. Составлять небольшие слова из разрезной азбуки. Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов. | Ребята решили посадить цветы. Они взяли лопаты и вскопали землю. Девочки посадили цветы. Мальчики полили цветы водой. Ответь на вопросы. Что решили сделать ребята? Кто посадил цветы? Кто полил цветы? Мальчики копают землю. Настя и Марина садят цветы. Алеша и Никита поливают цветы. Девочки садят цветы. Мальчики поливают цветы. Составь предложение. Нарисуй. | ||||||
104 105 106 107 108 109 | 6.05 7.05 8.05 13.05 14.05 15.05 | Повторение и обследование | ||||||||
110 111 112 113 114 | 20.05 21.05 22.05 27.05 28.05 29.05 | Скоро лето | Накопление номинативного и предикативного словаря. Формирование представлений о летних признаках. Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их. Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов. Эмоционально рассказывать детям сказки и читать наизусть потешки, короткие стихи из 2—4 строк, сопровождая чтение демонстрацией действий, использованием иллюстраций. Побуждать детей запоминать потешки, четверостишия, читать их наизусть. | Скоро лето. Жарко. Летом купаются, загорают. Дети надели футболки, шорты, платья. Ребята играют в мяч. Девочки играют в песке. Хорошо летом! Лето, жарко, бабочки, цветы, жуки, птички. | ||||||
Всего занятий за 3 квартал | 39 | Цветы, роза, тюльпан, гвоздика, астра, ирис. Напиши слова. | ||||||||
Всего занятий за год | 114 | Девочки садят цветы. Маша садитастры и ирисы. Света садит тюльпаны. Вера поливает цветы. Составь предложения. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Настоящая программа по формированию элементарных математических представлений для второго года обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида составлена в соответствии с годовым планом школы - сада и не противоречит её задачам.
Данная рабочая программа составлена для воспитанников 2 года обучения и рассчитана на 37 занятий, по одному занятию в неделю в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Основой программы служит программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.
Задачами данного раздела является формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение.
Математические представления формируются на специальных занятиях с опорой на опыт, полученный детьми во всех видах деятельности. В программу входят следующие разделы: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Занятия по всем разделам ведутся параллельно, а не последовательно.
На II году обучения основная задача заключается в том, чтобы научить детей сопоставлять объекты по количеству, величине, форме, пространственному расположению, отдифференцировав эти признаки друг от друга; сделать количество осознанным и значимым признаком. К известным детям способам количественного сопоставления прибавляются пересчет и измерение, что подводит их к возможности формирования полноценного понятия о числе и единице.
Занятия носят комплексный характер, различные направления работы могут иметь место на одних и тех же занятиях.
В группе обучаются дети с разной потерей слуха: 2 ребенка с КИ; 1 ребенок со 2 степенью тугоухости; 1 ребенок с 3 степенью тугоухости; 2 ребенка с 4 группой глухоты.
Так как в группе обучаются дети после кохлеарной имплантации, в программу внесены некоторые изменения.
К концу года дети должны уметь: выделять один и много предметов из множества, отвлекаясь от несущественных признаков — цвета, формы, величины, по подражанию, образцу, слову; составлять множества из единиц; сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство групп; брать предметы группой при соотнесении в пределах 3, соотносить один, два, три предмета с количеством пальцев;сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине; различать объемные и плоскостные геометрические формы — шар, куб, круг, квадрат, треугольник; иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя; уметь опираться в деятельности на величину, форму, пространственное расположение предметов; пользоваться при сопоставлении по количеству, величине, форме приемами наложения и приложения, при обследовании величины и формы опираться не только на зрительное, но и на тактильно-двигательное восприятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАДЕЛУ ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
I КВАРТАЛ (12 Ч)
№ занятия | Дата проведения и количество занятий | Тема | Задачи образовательной деятельности | Речевой материал | ||
по плану | по факту | |||||
1 2 | 2.09 9.09 | Обследование. Выявление уровня прочности усвоения и сохранности знаний и умений у детей по основным темам. | ||||
3 | 16.09 | Количество и счет. | Учить составлять группы предметов, учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов: устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложением;учить раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо; закрепить желтый и красный цвет; развивать внимание, воображение, познавательный интерес. | Один, много, мало, сколько, столько, где, поровну, больше, меньше, самолет, пчелки, флажок, красный, желтый, круглое - не круглое. | ||
4 | 23.09 | Форма. | Познакомить и повторить формы: круг, квадрат; различать и называть их. Упражнять детей в различении цвета; развивать внимание и познавательный интерес. | Квадрат, круг. Что это? Синий квадрат и красный круг., найди квадрат (круг). Какого цвета? Домик, коробка, разложи в коробки. | ||
5 | 30.09 | Форма. (закрепление) | Учить различать и называть круг и квадрат; классифицировать предметы по признаку формы; создавать образы на основе характерных признаков. Развивать мышление и познавательный интерес. | Мяч, круг, квадрат, красный, синий6 зеленый, желтый.На что похож круг? Сколько квадратов (кругов)? Нарисуй круг (квадрат).Похож на. | ||
6 | 7.10 | Количество и счет. | Упражнять в составлении групп отдельных предметов, учить находить сходство между ними; соотносить множества в пределах 3 зрительно, брать нужное количество предметов группой в пределах 3; различать и называть форму предметов – квадратная, круглая; развивать воображение, познавательный интерес. | Круг и квадрат, большой и маленький, Сколько вагонов? Одинаковый. Покажи большой круг ( маленький круг).Сколько, столько, поровну, больше, меньше. | ||
7 | 14.10 | Форма. | Вспомнить с детьми геометрическую фигуру – треугольник. Учить различать и называть его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию; развивать воображение, мышление, познавательный интерес. | Уберите круги (треугольники). Найди такую же фигуру. Какого цвета? Что это? Желтого, синего цвета. Сколько кругов? Возьмите… | ||
8 | 21.10 | Форма. (закрепление) | Учить детей различать называть круг, квадрат, треугольник; соотносить плоскостную и объемную форму; учитывать форму в работе с дидактическими игрушками. При соотнесении объектов по форме пользоваться наложением, приложением, обследовать предметы зрительно и тактильно-двигательно. Закрепит понятия: вверху-внизу, показывать и проговаривать. Развивать мышление, воображение познавательный интерес. | круг, квадрат, треугольник, куб, шар. Такой же как. Цыплята. Что это? Покажи такую же . | ||
9 | 28.10 | Количество и счет. | Учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, правой рукой слева направо; различать равенство и неравенство, по количеству входящих в группу предметов; продолжить различать шар и куб по отличительным признакам. Развивать память и познавательный интерес. | Сколько, столько, поровну, больше, меньше. Ромашки, пчелки, бабочки. Чего больше? Много, одна, шар, куб. | ||
10 | 11.11 | Количество и счет. | Соотносить множества в пределах 3 зрительно, брать нужное количество предметов группой в пределах 3; соотносить количество предметов в пределах 3 с количеством пальцев; закрепить понятия правая и левая руки. Развивать воображение и познавательный интерес. | Сколько, столько, поровну, больше, меньше.там, тут, правая рука левая рука. Покажи. Где? | ||
11 | 18.11 | Ориентировка в пространстве. | Упражнять в нахождении предмета в пространстве, определяя его место нахождение словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнении двух групп предметов расположенных в ряд | Такой, не такой; дай, такой, дай столько (же), делай так. Где находится …? Лягушка, листочек. Какого цвета? Красный, еленый, желтый. Чего больше лягушек или листочков? Поровну. Мышонок. Вверх, вниз, на. | ||
12 | 25.11 | Величина. Сравнение предметов по длине. | Учить сравнению двух предметов по длине; научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче; развивать память, мышление | Круги красные, зеленые столько же, Сколько? Больше или меньше? Длиннее, короче, дорожка для матрешки, | ||
Всего занятий за 1 квартал | 12 | |||||
II КВАРТАЛ (12ч) | ||||||
№ занятия | Дата проведения и количество занятий | Тема | Задачи образовательной деятельности | Речевой материал | ||
по плану | по факту | |||||
13 | 2.12 | Величина. Сравнение предметов по длине. | Упражнять в сравнении предметов по длине, а также умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: слева, справа | Сравни по длине. Длиннее, короче, длинная, короткая, слева, справа. Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь Налево пойдешь – куклу найдешь. | ||
14 | 9.12 | Величина. Сравнение предметов по длине. (закрепление) | Упражнять в сравнении предметов по длине, обозначая словами результаты сравнения; различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; различать один, много | Длинный – короткийдлинный шаг, короткий шаг, длиннее, короче, Что длиннее? Треугольник, круг, квадрат. Что это? Сравни по длине. | ||
15 | 16.12 | Величина | Учить сравнивать два предмета по ширине продолжать сравнивать предметы по длине различать и называть геометрические фигуры; составлять из них картинки. | Шире – уже, дорожка длиннее, короче, палочки, веревка, ручеек, шире, уже, квадрат, круг, треугольник, колокольчик, Что это?, Назови фигуру., один – много, убери. | ||
16 | 23.12 | Величина. Сравнение предметов по длине. | Упражнять в сравнении предметов по длине, а так же в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади. Упражнять в ориентировке в пространстве . | Длиннее, короче; Где больше игрушек? Как это узнать? | ||
17 | 30.12 | Величина. | Научить сравнивать два предмета по ширине; продолжать сравнивать предметы по длине; различать и называть геометрические фигуры, составлять из них картинки | Шире – уже. Дорожка длиннее, короче, палочки, веревка, ручеек, шире, уже, квадрат, круг, треугольник, колокольчик, Что это?, Назови фигуру., один – много, убери. | ||
18 | 13.01 | Величина. | Учить сравнивать два предмета по ширине, используя слова: шире, уже; упражнять в сравнении 2 групп предметов путем наложения, отражать в речи результат сравнения: столько… сколько, поровну, одинаково | Шире – уже, широкая дорожка, узкая дорожка, уже-уже-уже-узко, шире-шире-шире-широко, поровну, одинаково, столько…сколько, сравни, круг большой, круг маленький. | ||
19 | 20.01 | Величина. | Учить сравниванию двух предметов по ширине, а так же обозначение словами результата сравнения: разные по ширине | Разные по ширине.Длинная, короткая, широкая, узкая, дом, дверь, одинаковые, разные, Какие по ширине?, Сравни. Машина едет в гараж. | ||
20 | 27.01 | Форма. | Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; упражняться в соотнесении фигур по величине; составлять из них картинки. | Утро вечер.круг, квадрат, треугольник, Что это?. Покажи круг…, большой, маленький, дом. | ||
21 | 3.02 | Количество и счет. | упражнять в сравнении количества предметов (равное и неравное) в двух группах; закрепить геометрические фигуры. | Круг, квадрат, треугольник. Найди свою варежку, Белочка , орешки. Столько… сколько поровну, одинаково. Больше, меньше.Чего больше? Чего меньше? | ||
22 | 10.02 | Ориентировка в пространстве. | Продолжить упражнять в сравнении предметов по ширине, в умении ориентироваться во времени и пространстве (используя слова: далеко – близко). | Шире, уже. Какая по ширине? Где находится игрушка? Далеко, близко. Тут – там. | ||
23 | 17.02 | Количество и счет. | Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов, способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | Сравни. Больше, меньше, столько сколько, поровну. Кто к нам пришел? Котята, мишки, корзинка. Круг, квадрат, треугольник. Какие фигуры вы видите? Сколько мишек? Сколько конфет? | ||
24 | 24.02 | Количество и счет. | Учить сравнивать две группы предметов по величине. Уметь раскладывать фигуры в определенной последовательности. | После того как. Чего больше домиков или детей? Сколько домиков, столько и детей. Узкая (широкая) дверь. Юбка короткая а платье…Палка длинная а карандаш …Какие ручейки по ширине? | ||
Всего занятий за 2 квартал | 12 | |||||
III КВАРТАЛ (13ч) | ||||||
№ занятия | Дата проведения и количество занятий | Тема | Задачи образовательной деятельности | Речевой материал | ||
по плану | по факту | |||||
25 | 3.03 | Величина. | Учить сравнивать предметы по высоте, обозначать словами: выше-ниже; сравнивать предметы по величине. | Высокий – низкий. Кто из них выше? Кто как думает? Одинаковые. Эти дети одинаковые. Что выше? Дерево, куст. Дом, шкаф, стол, стул, У кого дом выше? Как определить? Чей дом выше(ниже)?Какого цвета самый большой круг? | ||
26 | 10.03 | Величина. | Упражнять в сравнении предметов по высоте, отражая в речи результат сравнения: выше – ниже; различать и называть геометрические фигуры. | Выше-ниже, большой, поменьше, маленький, желтый, красный, зеленый, круг, сравни. | ||
27 | 17.03 | Форма. | Учить классифицировать фигуры по заданному признаку; выделять признак высоты, классифицировать предметы по разным признакам; | Наверху-внизу. куб, наверху, внизу, красный, зеленый, синий, желтый, треугольник, квадрат, круг, большой, маленький, убери все (треугольник, круг, квадрат). Много. Сколько больших ( маленьких) рыб? Где ты был? Выше-выше-выше, ниже-ниже-ниже. | ||
28 | 24.03 | Величина. | Учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения: большой, маленький; | Большой – маленький. Зайка, морковка, длинные уши, короткий хвост. Большая и маленькая морковка. Высокая , низкая елочка. Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ножки бежали по дорожке. Топ-топ. | ||
29 | 31.03 | Форма. | Закрепить название и называние формы предметов. Продолжать упражнять сравнивать предметы по величине. Развивать воображение. | Большая, маленькая коробка, треугольник, круг, большой, маленький. Покажи большой (маленький) круг. Положи большой круг в большую коробку. Положи маленький круг в маленькую коробку.Птичка. Закройте глаза. Что изменилось? | ||
30 | 7.04 | Ориентировка в пространстве. | Упражнять в умении определять положение предмета, используя предлоги: на, над, в; различать: один, много, мало. | На, над, в. Там –тут; далеко-близко, рядом, где? Рядом… далеко… Близко… Достань один… Достань много… | ||
31 | 14.04 | Ориентировка в пространстве. | Упражнять в сравнении предметов по величине, а так же закреплять пространственные представления. Различать: круг, квадрат, треугольник. Сравнивать 2 группы предметов. | Увеличение – уменьшение. Дом елка, цветок, Что выше, дом или елка (елка или цветок)? Большой маленький, Круг, квадрат, треугольник. Чего больше: рожков или мороженого? У меня : красное, синее, зеленое, желтое мороженое. | ||
32 | 21.04 | Величина. | Сравнивать предметы по величине: больше, меньше, равные по величине. Продолжать упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги: под, за. | Под. За.Пирамидка, Это самое большое кольцо. Это колечко поменьше. Это самое маленькое колечко. Где ты спрятался? Будем играть в прятки. Какого цвета? Какой величины? | ||
33 | 28.04 | Количество и счет. | развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить ориентироваться в пространстве | Сравни. Чего больше? Чего меньше? Цветы, бабочки. Сколько зайчиков? Сколько норок? Какие ручейки по ширине? Шире, уже. | ||
34 | 5.05 | Величина. | Упражнять в сравнении предметов по высоте, отражая в речи результат сравнения: выше – ниже; различать и называть геометрические фигуры. Развивать память, мышление; воспитывать познавательный интерес. | выше-ниже, большой, поменьше, маленький, желтый, красный, зеленый, круг, сравни. | ||
35 | 12.05 | Повторение | Закрепление пройденного материала: составление группы из отдельных предметов; находить сходство и различие; уметь сравнивать предметы по величине. | Пирамидки, мыльные пузыри, обруч, Найди такое же колечко. Какие мы большие! ( мы большие, мы маленькие). | ||
36 37 | 19.05 26.05 | Обследование | Выявление уровня прочности усвоения и сохранности знаний и умений у детей по основным темам. | Весь речевой материал. | ||
Всего занятий за 3 квартал | 13 | |||||
Всего занятий за год | 37 |
ЛИТЕРАТУРА
- Белущенко В.А., Наумова А.Е., Седова М.Ю. «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха», Каро, С-Пб, 2006
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция звуков у детей». М., просвещение, 1987
- Зыков С.А. «Методика обучения глухих детей языку», М., «Просвещение», 1997
- Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей, м., Владос, 2004
- Рау Ф.Ф., Неймана Л.В.,.Боскис Р.М Классификации детей с нарушениями слуха
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., Просвещение», 1989
- Щербакова Е.К. «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»
- Е.Н. Балышева «Ребенок плохо слышит».
- В.А.Белущенко, А.Е.Наумова, М.Ю.Седова «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха», Каро, С-Пб, 2006, М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М., Просвещение», 1989
- Л.А. Головчиц «Дошкольная сурдопедагогика»- М.: Владос, 2002, Б.Д.Корсунская «Методика обучения глухих дошкольников речи».-М.:Просвещение,1969
- В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо», «Дельта», С-Пб, 2005
- С.А.Зыков «Методика обучения глухих детей языку», М., Просвещение, 1997
- Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»- М.: Владос, 2003
- Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская «Исправление недостатков произношения у школьников», М., Просвещение, 1980
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция звуков у детей». М., Просвещение, 1987
- Н.Д. Шматко, Т.В.Пелымская «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом»
- Е,К.Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией».
- З. А, Ефанова «Познание предметного мира» 1 младшая группа, Волгоград 2013.
- З. А, Ефанова «Познание предметного мира» 2 младшая группа, Волгоград 2013.
- Е. Н. Краузе «Практическая логопедия, СП Корона – век 2008.
- Н. В. Ершова, И. В. Аксенова, О. А. Чистова «занятия с дошкольниками имеющими проблемы познавательного и речевого развития, детство-Прогресс2 011.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
http://logopediya.com/
http://www.logoped.ru/
http://www.solnet.ee/
http://defectolog.ru/
http://www.boltun-spb.ru/
http://www.logopunkt.ru/
http://www.defectus.ru/
http://www.pedlib.ru/
http://festival.1september.ru/subjects/32/
http://www.logopedmaster.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»
Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
Рабочая программа инструктора по физической культуре (без обучения плаванию)
С целью обеспечения взаимосвязи физического, психологического и интеллектуального развития разработана программа для всех возрастных групп. ...
Анализ учебной рабочей программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»
Анализ учебной программы...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)...