Речевое развитие детей 2-3 лет
консультация по коррекционной педагогике на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_2-3_let.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 2-3 лет.

Умение говорить не дается людям от рождения. Пройдет несколько этапов в речевом развитии малыша, прежде чем он научится произносить слова, соединять их между собой, выражать свои просьбы или спрашивать о чем-либо у близких, которые его окружают.

Несомненно, у каждого ребенка свой темп речевого развития, но без участия взрослых это развитие невозможно. Замечено, что маленькие дети любят звукоподражания, и поэтому это качество можно и нужно использовать в повседневной жизни. Отвечая на вопросы: «Как говорит петушок? Киса? Корова?», дети не только весело  играют, но и одновременно  улучшают свои произносительные навыки.

Желательно не просто просить малыша повторять звукосочетания, а создать игровую ситуацию. Например, говорите, что вам холодно (бррр), играйте в прятки (ку-ку),кормите кукол (ням-ням), играйте с водой (кап-кап), предложите поскакать на лошадке(но-но), играйте в поездку на машине (би-би). Хорошо, если ребенок вместе с Вами будет договаривать потешки, например, «Гуси-гуси (га-га-га), - Есть хотите? (да-да-да).

На втором году жизни быстро растет активный словарь: к двум годам это около 300 слов, а к трем годам их уже около 1500.

После двух лет у ребенка совершенствуются произносительные навыки, но всё же они ещё сильно отличаются от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются, или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте ещё не могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Это происходит в силу того, что дети ещё не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия, а также не могут выполнять сложные артикуляционные движения. В этот возрастной период взрослым надо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребёнок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явления, событий. Надо, чтобы то, о чём с ним говорят, он видел своими глазами, слышал своими ушами, и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять личный опыт ребенка, наглядно обогащать его знания и восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание) и через различные действия с предметами.

В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, ребенок часто задает взрослым вопрос: «Что это?». Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, это позволит обогатить пассивный и активный словарь ребенка.

В норме к концу третьего года ребёнок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные), хотя согласует их между собой не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком двух-трех лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел утором на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать её без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребёнком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребёнку образец правильной речи.

Дети с большим интересом слушают рассказы о других детях, о животных. Рассказ должен быть простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями или рассуждениями.

Малыши очень любят стихи. Они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. В первую очередь малышам надо читать русские народные стихи, песни, прибаутки. Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь повторить его, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит. Выучите сами стихи, которые Вы хотите разучить с ребенком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, стоя в очереди и т.д. И если маленькие стихи повторять время от времени, дети их запоминают без особого труда.

Рассматривая картинки, надо называть ребёнку всё, что он видит, а затем попросить показать тот предмет, который Вы назвали, а затем и самого ребенка попросить назвать слово. Ребенка надо обязательно хвалить за малейший успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...