Организация совместных занятий детей с ЗПР и их родителей, как условие повышения эффективности коррекционной работы в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Данная консультация поможет при работе с семьей учителя=дефектологам и учителям-логопедам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_vzaimodeystviyu_s_semey.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместных занятий детей с ЗПР и их родителей, как условие повышения эффективности коррекционной работы в ДОУ
Как часто родители говорят своим детям: “Подожди, сейчас освобожусь”, “Поиграй пока один”, “Я занят” и т. д. Сколько времени проводят родители, играя со своим ребенком? Опыт показывает, что родители очень мало уделяют времени для того, чтобы поиграть со своим ребенком, часто отправляют его играть с братиком, сестренкой, или одного. А ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно в игре ребенок развивается, учится общаться. Получается, что ребенок остается один среди своих игрушек, не имея возможности общаться. Об этом же свидетельствует и частая фраза родителей: “У тебя столько игрушек, книжек а ты ни во что не хочешь играть!”
Еще труднее приходится ребенку с диагнозом «задержка психического развития», при которой отмечается замедленный темп психического развития, личностная незрелость, нарушения познавательной деятельности,
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и отдельных частей речи.
Большое влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения и воспитания, особенно в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии.
Пять лет назад у нас с логопедом возникла идея проведения совместных индивидуальных занятий логопеда и дефектолога с родителями и их детьми. На этих занятиях мы обучаем родителей способам и формам совместной деятельности с ребенком.
Их главная цель – создание оптимальных условий взаимодействия детей с ЗПР и родителей с целью организации грамотного семейного воспитания и коррекционно-развивающего воздействия в условиях семьи ( на слайде).
Ведь это – хорошая возможность лучше понять друг друга, стать ближе, наладить эмоциональный контакт и наконец, увидеть, на что способен твой ребенок, посмотреть на других детей и просто стать единой командой.
Что же такое совместное занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей – и дети и родители являются активными участниками. Они вместе выполняют предложенные задания. И в такой момент не понятно даже, кто больше переживает: ребенок или родитель!
Структура занятий включает в себя:
1. Организационный момент и объявление темы занятия, которая может соответствовать тематическому планированию работы в группе .
2.Развитие познавательной активности
3. Развитие связной речи.
4. Формирование фонематического слуха.
7. Активизация памяти и внимания, мышления
8. Обогащение пассивного и расширение активного словаря.
9. Формирование грамматического строя речи.
10. Подведение итогов, домашнее задание. (на слайде)
Продолжительность занятия – 25-30 минут в зависимости от возрастной группы.
Практика показала, что на первые совместные занятия родители идут с тревогой. Некоторые родители решили, что раз присутствуют на занятии, значит, они и должны выполнять задания, не давая возможности высказаться своему ребенку. Или наоборот не обращали особого внимания на старания своего ребенка , могли вообще не прийти на занятие и вместо родителя с ребенком садился заниматься педагог, работающий на группе.
Таким образом, на первых порах много времени уходило на разъяснение ролей участников – детей и родителей, организацию их взаимодействия. Но постепенно контакт между детьми и их родными становился все крепче.
Очень часто после занятия родители говорили о том, что даже не представляли, в какие игры играют их дети, как проводятся занятия у логопеда. И только после того, как родитель сам “прочувствовал” игровую, обучающую ситуацию, он начинает задумываться о том, как важно на самом деле играть со своим ребенком. Уходят родители и дети с занятий в приподнятом настроении, с воодушевлением.
И как показывает практика, результаты есть - и они хорошие. Родители с нетерпением ждут занятий, у них меньше возникает проблем с выполнением домашнего задания. Они видят, на что способен их ребенок. Некоторые из родителей по-другому посмотрели на детей. Изменился психологический климат в группе. Где как не на совместном занятии ребенок сможет «загадать желание у цветика-семицветика», «сходить в лес погулять» и т. д. Родители становятся активными участниками коррекционно-развивающей работы, а это - большой плюс в работе. Несмотря на трудности (отсутствуют конспекты занятий, занятость родителей, отчасти их ответственность ) мы продолжаем начатую работу. Именно совместные занятия являются основой повышения качества образования в группе для детей с ЗПР, так как никто так не заинтересован в успехе ребенка как его родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...
Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми
Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...
Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...