Использование картинок-схем при проведении артикуляционной гимнастики.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Статья содержит описание и картинный материал упражнений артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kartinok-shem_pri_provedenii_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование картинок-схем при проведении артикуляционной гимнастики.
Т.В.Хатыленко, учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ №56 «Северяночка» г.Нижневартовск
Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Работая с детьми – дизартриками мы сталкиваемся с тем, что период подготовки к постановке звуков зачастую увеличивается, поэтому дошкольники и младшие школьники быстро утомляются от однообразных упражнений. И учителю – логопеду приходится проявлять фантазию, чтобы разнообразить занятия с ребенком тем самым повысив их эффективность.
Предлагаемая мной методическая разработка «Артикуляционная гимнастика в картинках-схемах» разработана на основе традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с использованием картинок в исполнении автора. Картинки-схемы достаточно просты в применении и любимы детьми, поскольку у них есть возможность раскрасить картинки по своему желанию и, самое важное, – видеть объем работы на занятии. И другой немаловажный плюс данной методической разработки – это подробное описание выполнения упражнений для родителей с целью закрепления полученных ребенком навыков в домашних условиях. Описание дается родителям только после того как ребенок научится правильно выполнять упражнения с логопедом.
Следует отметить важное правило, о котором нужно помнить всегда: практически все упражнения выполняются при так называемом оскале, который должен удерживается ребенком постоянно. Это позволит сократить время подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Об этом должны знать и родители.
Описание выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
«Заборчик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.
Описание: сжать зубы, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе.
2. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.
«Окно»
Цель: вырабатывать умение удерживать широко открытый рот, выполнять круговые движения языка.
Описание: открыть широко рот. Губы не должны закрывать зубы. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не расслаблялись в процессе выполнения упражнения.
2. Я зык лежит в полости рта спокойно, не поднимаясь наверх.
«Качели»
Цель: вырабатывать умение двигать широким языком вверх-вниз.
Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) на счет «раз», затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) на счет «два». Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
2. Зубы видны.
«Часики»
Цель: вырабатывать умение двигать узким языком из стороны в сторону.
Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы, узким языком выполнять движения влево-вправо. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
«Дудочка»
Цель: вырабатывать умение вытягивать губы вперед.
Описание: вытянуть вперед как можно дальше округленные губы. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.
«Обезьянка балуется»
Цель: вырабатывать умение двигать широким языком вверх-вниз.
Описание: сомкнуть губы. Не размыкая губ, просунуть широкий язык в пространство между нижней губой и нижними зубами. Затем аналогично поднять его наверх. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Не размыкать губы.
«Чашечка»
Цель: вырабатывать умение удерживать широкий язык в форме чашечки.
Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть широкий язык. Поднять передний и боковые края языка наверх. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Не касаться языком зубов.
«Бублик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в заданном положении.
Описание: открыть рот, обнажить зубы. Губы округлить не напрягая их. Выполнять под счет от одного до пяти. Затем, удерживая позу. Облизать губы языком по кругу по три раза в одну, затем в другую сторону.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Не опускать губы, зубы обнажать.
2. Облизывая губы не «ломать» бублик.
«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть и пощелкать языком («лошадка цокает копытцами»). Выполнять под счет от одного до двадцати. Лучше поставить песочные часы на 30 секунд.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
2. Растягивать подъязычную уздечку максимально.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
«Футбол», «Орешки для белочки»
Цель: вырабатывать умение двигать напряженным языком в полости рта.
Описание: губы сомкнуть. Выполнять узким напряженным языком выталкивающие движения в щеки слева – направо. При этом щеки поочередно натягиваются на язык. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
2. Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
«Балалайка»
Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук "д" в быстром темпе. Одновременно ватной палочкой взрослый выполняет быстрые движения слева направо задевая подъязычную уздечку. Появляется вибрация кончика языка со звуком «р».
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
5. Ребенок не должен прекращать выполнять движения языком при прикосновении ватной палочки.
«Вертолет»
Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Набрать через нос воздух и напряженно выдыхать его на кончик языка со звуком «т».
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. Не отрывать язык от нёба до начала выдоха.
«Молоточек»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо поочередно произнося звуки "т-д". Сначала звуки произносить медленно, затем постепенно увеличивать темп.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
3. Звуки "т-д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Горка»
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: открыть рот, улыбнуться. Кончик языка упереть в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть горкой.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, зубы видны.
2. Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.
«Зайчик»
Цель: вырабатывать умение двигать только верхней губой вверх-вниз.
Описание: закусить передними верхними резцами нижнюю губу, двигать верхней губой вверх-вниз.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Двигать только верхней губой. Остальные части лица находятся в покое.
«Лягушка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.
Описание: неплотно сомкнуть зубы, оставив небольшую щель, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы протяжно произносить звук «и». Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе.
2. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.
«Резиночка»
Цель: вырабатывать умение быстро менять позу губ.
Описание: сомкнуть зубы, губы максимально растянуть в улыбке. Затем вытянуть вперед как можно дальше округленные губы, не разжимая зубы. Таким образом чередовать многократно заданные позы. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе, рот чрезмерно не открывался при смене позиции губ.
2. Движения губ выполнять с максимальным усилием.
«Слоник»
Цель: вырабатывать умение вытягивать губы вперед.
Описание: вытянуть вперед как можно дальше округленные губы, протяжно произносить звук «у». Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед. Мышцы подбородка не должны перенапрягаться.
«Лодочка»
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка наверх, образуя желобок.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Поднять боковые края языка наверх, образуя желобок.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
«Хомячок»
Цель: вырабатывать умение надувать щёки и втягивать их в рот.
Описание: надуть щеки - «хомячок набрал полные щечки зернышек». Удержать позу под счет от одного до пяти. Затем втянуть щеки в рот – «хомячок высыпал зернышки и снова стал худеньким». Удержать позу под счет от одного до пяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Надув максимально щеки не выпускать воздух преждевременно.
2. Втянув щеки в рот держать губы «восьмёрочкой»: нижняя губа не втягивается в рот.
«Расческа»
Цель: вырабатывать умение выполнять движения широким языком вперед-назад.
Описание: улыбнуться, немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Слегка прикусить язык передними резцами и выполнять движения широким языком вперед-назад, не разжимая зубы.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, зубы обнажены, язык при движении не сужается, держит распластанную форму.
«Змейка»
Цель: вырабатывать умение выполнять движения узким языком вперёд-назад.
Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть узкий, напряженный язык выполнять движения вперёд-назад. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Узкий кончик языка направлен вперед, а не вниз.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
«Иголочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать узкий и длинный язык.
Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть узкий, напряженный язык вперед. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Узкий кончик языка направлен вперед, а не вниз.
«Почистим зубы»
Цель: вырабатывать движения языка вверх – вниз за нижними зубами.
Описание: открыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх – вниз. Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, а находился за нижними зубами.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Пылесос»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот выполнять движения кончиком языка вперед-назад по твёрдому нёбу одновременно произносить длительно звук «А». Выполнять под счет от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
3. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Выполнять под счет от одного до десяти. Можно использовать густое варенье, небольшим количеством которого смазывать участок кожи над верхней губой.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем), нижняя губа обнажает нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его боковые края касаются углов рта.
«Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Выполнять под счет от одного до двадцати.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
4. Нижняя губа опущена вниз, обнажая нижние зубы.
«Барабан»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до десяти. Если не получается удержать широкий язык, то следует пошлёпать его верхней губой, произнося звуки «пя-пя-пя», затем попытаться беззвучно удержать его в заданной позе.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
«Приклей конфетку»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Выполнять 5-7 раз.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Грибок»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Удерживать позу под счёт от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. Широкий кончик языка слегка виден за верхними зубами.
4. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
«Гармошечка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Удерживать позу под счёт от одного до десяти.
При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
2. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
3. Удерживать кончик языка за верхними зубами (он немного виден), не утягивать его вглубь рта.
Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках-схемах
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков
Названия упражнений: «заборчик», «окно», «лопаточка», «иголочка», «качели», «часики», «футбол», «приклей конфетку», «дудочка», «чашечка», «футбол», «грибок», «вкусное варенье», «обезьянка балуется», «гармошечка», «бублик», «лошадка». | Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л
\ Названия упражнений: «заборчик», «бублик», «лопаточка», «часики», «иголочка», «орешки для белочки», «чашечка», «лошадка», «окно», «качели», «грибок», «индюк», «обезьянка балуется», «гармошечка», «змейка», «пылесос». |
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Р.
Названия упражнений: «лопаточка», «иголочка», «часики», «чашечка», «заборчик», «лошадка», «обезьянка балуется», «грибок», «барабан», «гармошечка», «качели», «балалайка», «змейка», «вкусное варенье», «молоточек», «пылесос», «вертолет». | Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков
Названия упражнений: «заборчик», «окно», «лопаточка», «лодочка», «заборчик», «горка», «почистим зубы», «иголочка», «заборчик», зайчик», «лягушка», «слоник», «заборчик», «хомячок», «расческа», «резиночка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с использованием сказок о Весёлом Язычке
Материал может быть полезен для логопедов и воспитателей ДОУ....
Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи
Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков. Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...
Презентации.Проведение артикуляционной гимнастики с использованием сказочных персонажей с презентациями.
В работе представлены варианты презентаций артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста и статья .Статья знакомит родителей с проведением артикуляционной гимнас...
Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...
Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки....