Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с использованием сказок о Весёлом Язычке
методическая разработка по логопедии на тему
Материал может быть полезен для логопедов и воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_s_ispolzovaniem_logoskazok.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к проведению артикуляционной гимнастики
с использованием сказок о Весёлом Язычке
МДОУ ДС № 25 г.Будённовска
Учитель - логопед: Шевченко С. В.
Памятка
для логопеда и воспитателя логопедической группы
«Как правильно сочинить сказку»
- Главный герой сказки - язычок ребёнка или предмет, игрушка его заменяющая.
- Неизменными компонентами в сказке являются сказочные помощники, необычные герои (ветер, солнышко, лопатка и др.).
- Эти необычные персонажи, объекты в сказке могут быть «живыми» и всегда связаны одним сюжетом.
- Сюжет сказки – яркое, увлекательное действие.
- Так как сказка нужна, чтобы помочь ребёнку справиться с конкретной проблемой, то и главный герой (Язычок) по сюжету должен оказаться в подобной ситуации.
- Все проблемные ситуации в сказке характеризуются педагогом образно, красочно, чтобы получить эмоциональный отклик ребёнка и вызвать у него необходимые действия.
- Сказка может быть представлена в стихотворной, текстовой или чаще всего в смешанной форме, а также сопровождается рисунками, картинками, музыкой.
- Подбор артикуляционных упражнений для сказки осуществляется в соответствии поставленных задач.
- Объём сказки можно сокращать или, наоборот, увеличивать с учётом возраста, состояния здоровья и произносительных возможностей ребёнка.
- Конец сказки всегда должен быть положительным и вызывать у ребёнка удовлетворение от своих даже небольших успехов (успехов своего языка).
Модель
«Структура сказки о Весёлом Язычке»
Библиотека сказок о Весёлом Язычке:
- А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика», издательство «Астрель», 2008г.
- Е.М. Косинова «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких», издательство «Эксмо», 2008г.
- О.Е. Громова «Инновации - в логопедическую практику», издательство «Линко - пресс», 2008г.
- Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
- М.А. Поваляева «Сказки о Весёлом Язычке», издательство «Феникс», 2003г.
- Е. Карельская. Опыт работы логопеда. Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 5, 1998г.
7. Н.А. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «ш», «ж»,
издательство «Академия развития», 1999г.
Логосказки
в системе коррекции речевых нарушений
Логосказка - это сказка, способствующая коррекции речевых нарушений детей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)
Виды сказок:
- Артикуляционные (развивают дыхание, артикуляционную моторику).
- Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
- Фонетические (уточняют артикуляцию звука, автоматизацию, дифференциацию звука).
- Лексико - грамматические (обогащает словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
- Сказки для формирования связной речи.
- Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Логосказка может представлять собой целое занятие, часть занятия, а может носить и интегрированный характер. Это когда несколько логосказок объединяются в одну. Как правило, это чаще всего происходит на итоговых занятиях.
К артикуляционным сказкам относятся известные нам всем сказки о Весёлом Язычке. Чаще всего мы берём их из методических пособий (Библиотека сказок о Весёлом Язычке). Но нередко сказки о Весёлом Язычке мы сочиняем сами. Как правильно их сочинить? (Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку», модель «Структура сказки о Весёлом Язычке»)
Последовательность работы
над артикуляционными упражнениями
с использованием сказок о Весёлом Язычке
Основные принципы
отбора артикуляционных упражнений
- Характер дефекта
- Подбор упражнений
- Индивидуальность
- Точность движения
- Плавность и лёгкость движения
- Темп
- Устойчивость конечного результата
- Переключение
- Дозировка
Эффективность
логопедической работы в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики зависит от:
- участие ребёнка в процессе её проведения;
- роль ребёнка;
- степень его инициативности;
- систематичность повторения;
- благоприятные условия;
- эмоциональный настрой;
- интересная форма;
- элемент игры, сказки;
- новизна;
- оформление;
- использование картинок, сказочных героев, игрушек;
- обмен ролями (ребёнок – взрослый);
- умение видеть и называть ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приключения весёлого язычка" в младшей группе. Артикуляционно-пальчиково-мимический праксис.
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»Задачи:1. Закрепление знаний об основных органах артикуляционного аппарата.2. Развитие слухового внимания, рече...
Артикуляционная гимнастика "Сказка о весёлом язычке"
Артикуляционная гимнастика для детей от 4 до 7 лет "Сказка о весёлом язычке"...
Памятка для родителей. Артикуляционная гимнастика "Весёлый язычок"
Информация знакомит с некоторыми видами упражнений по артикуляционной гимнастике, поможет правильно организовать работу при выполнении упражнений дома....
Консультация для воспитателей «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».
«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»....
Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног...
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке»
Методические разработки...
Картотека логопедических сказок о весёлом язычке для старшей и подготовительной группы
Картотекалогопедических сказок о весёлом язычкедля старшей и подготовительной группы...