ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЧУВСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
У детей, живущих в доме ребенка и имеющих задержку психо-речевом развитии, существуют проблемы в развитии эмоциональной сферы.
Дети, лишенные родительской опеки, испытывают состояния безотчетного, неопределенного беспокойства, которое порождает тревогу. Эмоциональная жизнь у таких детей либо вовсе отсутствует, либо ограничивается страхом, гневом, приступами психомоторного возбуждения.
Именно поэтому коррекционная\ работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsii.docx | 51.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЧУВСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
У детей, живущих в доме ребенка и имеющих задержку психо-речевом развитии, существуют проблемы в развитии эмоциональной сферы.
Дети, лишенные родительской опеки, испытывают состояния безотчетного, неопределенного беспокойства, которое порождает тревогу. Эмоциональная жизнь у таких детей либо вовсе отсутствует, либо ограничивается страхом, гневом, приступами психомоторного возбуждения.
Именно поэтому коррекционная\ работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение.
Ощущения является первоисточниками эмоциональной жизни наших воспитанников. В качестве основных видов ощущений различают: кожные ощущения (прикосновения давления, поглаживания), осязание и обоняние, зрительные и слуховые, ощущения положения и движения, органические ощущения ( голод, жажда, боль, половые ощущения и т.д).
Первый уровень развития эмоций – это уровень органической аффективной эмоциональной чувствительности, который непосредственно связан с работой анализаторов, ребенка носят неопределенный характер: беспредметная радость, беспричинный смех, находящегося в определенной связи с окружающим миром.
Необходимо научиться распознавать эмоциональные реакции ребенка, угадывая, что за этим стоит. Нам надо научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме. Вот это и призвана обеспечить предлагаемая программа.
В нее включены игры и упражнения по развитию зрительного, тактильного восприятия, по освоению ребенком информацию о вкусе и запахе.
В программе три раздела, каждый раздел включает в себя два блока:
-Первый-это игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, при помощи глаз, рук, кожи.
-Второй блок посвящен играм и упражнениям по развитию способности воспринимать: глазами, ручками, кожей, носом.
Каждая игра – это занятие, которое сопровождается подробным перечнем профессиональных мер, шагов, осуществляемых педагогом в ходе его проведения; отбором словаря который может быть применен, описанием оборудования и пр. Это сделано с целью практического использования данных разработок.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психокоррекционная программа «Развитие элементарного чувствования « направлена на формирование положительного эмоционального фона у детей, воспитывающихся в доме ребенка и имеющих задержку в физическом и психическом и речевом развитии. Программа основывается на понимании, апатии со стороны педагога снять эмоциональное напряжения, дает возможность ребенку открыть свое «я».
Цель программы - устранение искажений эмоционального реагирования, реконструкция полноценных контактов ребенка со взрослым.
В связи с этим коррекционный процесс включает следующие задачи:
- Развивать элементарные чувствования, как проявление органической аффективной чувственности, служащие основой для формирования сложных чувств и эмоций.
- Формировать разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний.
- Формировать обобщение мировоззренческие чувства, которые и составляют эмоциональный мир личности.
- Снять эмоциональное напряжение.
- Помочь в преодолении негативных переживаний.
Предмет психокорекции - эмоциональная сфера детей.
Объект психокорекции – дети от рождения до трех лет с эмоциональными проблемами и проблемами в общении. Психокорекционный процесс, строится с учетом дифференцированного подхода к индивидуальным особенностям детей, испытывающих проблемы в эмоциональной сфере. Содержание психокоррекционной работы представлено индивидуальной формой работы. Занятия строятся на основе принципов интегрирования, системности и преемственности. Проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность 10-15 минут. Длительность работы должна быть не мене четырех месяцев. При отсутствии желаемого результата занятия можно повторить, увеличив общее количество занятий. Психокоррекционной программа включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга раздела:
1.зрительное восприятия.
2. тактильное (осязательное) восприятие.
3. вкус и запах.
Раздел № 1
Зрительное восприятие.
Цели раздела:
1. Установление зрительного контакта между ребенком и взрослым, создание основ для формирования «комплекс оживления».
2. Развитие прослеживающего движения глазного яблока.
3. Формирование потребности общения с взрослым.
Начиная работу необходимо именно с этого раздела, так как 80% информации,
воспринимаемой ребенком, поступает через зрительный анализатор. В случае
нарушения зрения работу следует начинать с наиболее сохранного анализатора, опираясь на соответствующий раздел данной программы.
Данный раздел имеет три части:
- зрительное восприятия людей,
- зрительное восприятие ребенком самого себя,
- зрительно восприятие предметов.
Зрительное восприятие людей
Зрительное восприятие окружающих людей – важнейшее умение, которое не сформировано у наших детей, и которое самостоятельно не развивается, Воспитанники домов ребенка с отставанием в развитие характеризуются рядом особенностей состояния зрительного анализатора: «уплывающий» взор, отсутствие прослеживающего движения глазного яблока, снижение остроты зрения и др. Все эти особенности зрительного анализатора существенно затрудняет работу.
Роль зрения в коррекции эмоционально-волевой сферы очень велика, особенно на первых этапах, так как зрение поставляет «пищу» для эмоций. А люди, окружающие ребенка, - это сильнейший раздражитель, который дает сразу комплекс сигналов: передвижения в пространстве, ощущения близости, слуховые и зрительные сигналы и др.
Зрительное восприятие самого себя.
Ребенку необходимо иметь представление о собственном теле. Подобные знания помогут ему овладеть представлениями о « схеме тела», определенными навыками пространственной ориентировке, а также помогут установить разницу между ребенком и окружающим его. Кроме того, информация о себе – это источник эмоционального фона развития эмоций.
Зрительное восприятие предметов.
Зрительное восприятие предметов и событий окружающего мира – очень важное умение. Способствующее широкому восприятию предметов окружающего мира. На основе этого зрительного восприятия у детей развивается потребность, желание различать предметы. Большинство детей обучаются преимущественно через зрительное восприятие, наблюдение и само действие. Так они тренируют новые умения и пытаются совершенствовать их, наблюдая за реакцией взрослых на их ответы.
Раздел № 2
Тактильное (осязательное) восприятие.
Цели и задачи:
- Развивать тактильное восприятие ребенка, как основу для эмоционально
реагирования.
- Формирование четких ощущений и представлений о предметах на основе
осязательного восприятия.
- Стимулировать зрительный контакт между ребенком и взрослым.
- Развитие интереса от пассивного к активному. Формировать потребности
ребенка в общении с взрослым.
- Развитие регуляции поведения ребенка на основе учета его интересов и
потребностей.
- Развитие словаря ребенка.
Этот раздел посвящен развитию осязания и имеет две части:
- тактильные представления,
- развитие способов тактильного изучения предметов.
Тактильные представления.
Это серия игр и упражнений, развивающих у ребенка способность чувствовать, ощущать. Акцент в данных упражнениях делается на то, чтобы ребенок различными способами расширял свои осязательные представления. Данные занятия стимулируют эмоциональную активность, которая поможет ребенку владеть предметами, превратить его из пассивного наблюдателя в активного участника.
Развитие способов тактильного восприятия предметов.
В ходе этих занятий осуществляется развитие способностей ребенка изучать и узнавать предметы на основе осязательных ощущений: формы поверхности, консистенции предмета, качества материалов и пр. Параллельно идет и коррекция и развитие мелкой моторики пальцев рук, кистей рук, координации двигательных актов: хватание, отпускание, царапанье, бросание, кидание, открывание, сжимание, наливание и т.п. Все это способствует развитию элементарного чувствования как проявления органической аффективной чувствительности.
Раздел № 3
Цели раздела:
- Развивать способность чувствовать , ощущать и соотносить данные ощущения с предметами.
- Учить различать приятные и неприятные запахи, вкусовые ощущения.
- Развивать соответствующее эмоциональное реагирование на данные ощущения.
Представление о вкусе и запахе очень важны. Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке всего эмоционального состояния. Они могут вызвать приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия. Вкусовая чувствительность, как и обоняние, дают разнообразные ощущения, в которых нам надо научить ребенка разбираться.
Из комплекса ощущений выделяют четыре основных: соленое, кислое, сладкое, горькое, к ним присоединяются ощущения давления, тепла, холода. Главной
вкусовой областью является слизистая оболочка языка, особенно его кончик, края и основание, середина же языка и его нижняя поверхность лишены вкусовой чувствительности.
Вкусовые области языка обладают различной чувствительность к ощущениям соленого, кислого, сладкого и горького. Наиболее чувствительны к сладкому- кончик языка, к кислому- края, к горькому-основание.
Обоняние доставляет нам разнообразие ощущений, для которых характерен положительный или отрицательный аффективно- эмоциональный фон. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни так тесно не связаны с эмоциональным чувственным опытом, как обонятельные.
Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств. Вот поэтому так важно научить детей разбираться в обонятельных ощущениях.
Обонятельная область – это самая верхняя часть слизистой оболочки носовой полости, что составляет примерно 5 кв.см. Пахучие вещества попадают сюда двумя способами: при входе и выходе.
Данные занятия направлены на развитие у детей вкусовых и обонятельных ощущений: различение и соотнесение вкусов и запахов; умение адекватно выразить свое эмоциональное состояние.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Зрительное восприятие людей
Тема: Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
Порядок действий:
1. Посадите ребенка к себе на колени лицом к лицу.
2. Улыбайтесь, говорите, гримасничайте и т.п., чтобы привлечь внимание ребенка, используя словарь: привет, я могу тебя видеть, давай обниматься, лево, право и опять закончили, еще, слова песенок.
3. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону.
4. Качаясь более интенсивно, продолжая болтать и держать зрительный контакт.
Тема: «Лицо взрослого».
Цель: Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать его.
Порядок действий:
1.Расположите ребенка удобно: сидя или лежа.
2.Превлеките внимание к вашему лицу.
3.Улыбайтесь и говорите, чтобы привлечь ребенка. Не имеет значение, что вы говорите, главное чтобы движение ваших губ заставило ребенка смотреть на ваше лицо.
Используйте словарь: привет, имя ребенка, смори, видишь мое лицо, вот мои глазки, мой нос, рот, язык, где твой нос, ротик, ухо, ушки, рука, ручки, глаз, глазки и т.п.
4.Сначала попробуйте построить простые гримасы: нахмурьте брови, сморщите нос, придайте разные формы рту, например, «широкую удивленную улыбку».
5. Если вы утратили внимание ребенка, обратитесь к вариациям или переходите к другой игре.
Тема: «Лицо взрослого».
«Игры-прядки».
Цель: Развитие потребности в положительном контакте со взрослым.
1.Станьте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо в любом положении -сидя на ваших коленях или на кровати или на полу.
2. Улыбайтесь и начините разговор с ним, чтобы привлечь его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка смотри, видишь мою шляпу, что случилось с моей шляпой, а вот и я, пока-пока
3.Наденьте шляпу и обратите внимания ребенка на ее. Затем опустите шляпу на глаза и вновь поднимете, произнося: «ку-ку».
4.Делайте так несколько раз, удлиняя время, когда глаза спрятаны.
5.Если вы утратили внимание ребенка, попробуйте перейти к вариациям или к другой игре.
Тема: «Комплекс оживления»
«Мое лицо»
Цель: Развитие эмоционального реагирования на скрытое лицо взрослого; потребность видеть все лицо.
Порядок действий:
1.Расположитесь так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо из любого положения: сидя на коленях или на стуле, лежа на кровати или на полу.
2.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка, вот мои руки, видишь мои пальчики, а где твои?
3.Закройте свои глаза пальцами рук, таким образом, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Через 1-2 секунды разведите пальцы, выглядывая сквозь них.
4. Повторите упражнение через несколько раз, продолжая болтать и рассказать ребенку, что вы делаете.
5.Помашите кистями рук из стороны в сторону в поле зрения ребенка. Посмотрите, будет ли он следить за движениями.
6. Помашите кистями рук в противоположную сторону, проследите, куда смотрит ребенок.
7.Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или другому упражнению.
Тема: «Мои руки».
«Игра-прятки».
Цель: Воспитание интереса к игре ручками, формирование основ эмоционального реагирования.
Порядок действий:
1.Расположите ребенка так, чтобы он мог видеть ваше лицо и ту часть своего тела, которую вы собираетесь прятать. Он может сидеть на ваших коленях, на стуле, лежать на полу, на кровати. Главное чтобы ему было удобно.
2.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка, смотри, вот твоя ручка, твои пальчики, ах-ох, они куда спрятались, вот они где, пока, ручки, опять.
3.Обратите его внимание на его собственные кисти рук. (Держите его руки перед его лицом, играйте с ним перебирайте пальцы).
Через некоторое время спрячьте его ручки за вашими и спросите: «А где твои ручки?»
5.Откройте его ручки и похвалите его за то, что он нашел их.
6.Выполняйе упражнение несколько раз, увеличивая время спрятанных ручек.
7.Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.
Тема: «Я и моя внешность».
«Зеркало».
Цель: Воспитание продолжительности внимания, умение разгадывать себя.
Порядок действий:
1.Сядьте напротив зеркала, посадите ребенка к себе на колени и раскачивайте его вверх-вниз. Помните, что ребенок обязательно должен видеть в зеркале движения.
Комментируйте свои действия, используя словарь: привет, имя ребенка, смотри, ты себя видишь, зеркало, вниз-вверх мы летим, где твои ручки? Животик, ножки, глазки? Вот они!
Зрительное восприятие предметов.
Тема: «Движения»
Порядок действий:
1.Расположи ребенка так, чтобы ему и вам было удобно.
2.Потрясите какую-нибудь игрушку, привлекая внимание ребенка.
3.Если игрушка висит, укажите на нее и посмотрите, следит ли ребенок за вашим пальцем.
4.Пусть ребенок находится рядом с этой игрушкой, трогает ее.
5.Говорите во время игры и обсуждайте, что делает игрушка, используя словарь: смотри, вверху, что это? Видишь эту игрушку, правда она красивая? Она двигается.
Тема: «Звуки».
Цель: Развитие слухового восприятия, реакции ребенка на источник звука.
Порядок действий:
1.Расположите ребенка так, чтобы и ему и вам было удобно.
2.Поиграйте набором колокольчиков, чтобы привлечь внимание ребенка.
3.Если колокольчики висят, укажите на них и посмотрите. Следит ли ребенок за движением ваших рук.
4.Пусть ребенок трогает колокольчики.
5.Говорите во время игры, рассказывайте о том, что делают колокольчики, используя словарь: смотри, вверху, что это? Видишь колокольчики, слышишь колокольчики, тебе они нравятся? Где они?
Тема: «Цветы»
Цель: Формирование навыка прослеживающего движения глаз.
Развитие элементарного чувствования цвета как основы эмоционального фона.
Порядок действий:
1.Ребенок сидит или лежит.
2.Встаньте или сядьте напротив ребенка и помашите ленточками, сперва плавно, затем более энергично.
3.Во время игры рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: смотри, вот, что это? Смотри на красивые ленточки, они летят в низ…вверх, название цветов.
Тема: «Игра-прятки».
Цель: развитие навыка устойчивого внимания, способность целостного восприятия.
Порядок действия:
1.Возьмите куклу и поиграйте с ней: пусть она танцует, прыгает ит.д., чтобы привлечь внимание ребенка.
2.Дайте ребенку поиграть ее: комментируйте его действие словами :вот (название куклы), она говорит «привет», она спряталась, где она ?До свидание! Кукла, опять, скажи привет!
3.Спрячте куклу за спиной и спросите: «А где кукла?» и тут же верните куклу, с радостью сообщая: «А вот она!». Спрячьте куклу за экран; затем покажите ее в неожиданном месте из-за экрана.
4. Повторите это несколько раз, отрабатывая прослеживающие движения глазного яблока.
5.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку.
Тема «Ожидание».
Цель: Развитие внимания, интереса к исчезнувшей игрушке.
Порядок действий:
1.Чтобы не испугать ребенка, лучше сначала показать ему игрушку в коробке, а потом поговорить и поиграть с ним.
2.Дайте поиграть ребенку с игрушкой.
3.Когда вы полностью завладели вниманием, спрячьте игрушку в коробку, а потом спросите: «А где игрушка?».
4.Достаньте ее и скажите с радостью: «А вот и она»!.
5. Проделайте это несколько раз, используя разнообразную лексику: коробка, а вот и игрушка, она говорит: привет, где он? До свидания, снова, скажи привет, вот здесь.
6. Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или другой игре.
7.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку.
Тема: «Из стороны в сторону».
Цель: Развитие концентрации внимания, пространственной ориентировки.
Порядок действий:
1.Расположите ребенка за столом или на полу.
2.Покажите ребенку мяч и поиграйте с ним немного.
3.Сядьте напротив ребенка и покатайте мячик перед ним в его поле зрения. Начните катать мячик справа налево. Говорите о том, что вы делаете, используя словарь: мяч, смотр, вот он, катится, ближе, кати мяч!
4.Катайте мяч в других направлениях.
5.Проделайте упражнения несколько раз, акцентируя внимание ребенка, когда мячик окажется перед ним.
6.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку.
Тема: «Верх-вниз».
Цель: Развитие прослеживающего движения глазного яблока. Формирование основ эмоционального реагирования.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол или на пол.
2.Сядьте на против ребенка и сперва бросьте катушку вниз, поймайте и покажите ребенку.
3.Проделайте упражнение несколько раз, с большим удивлением возвращая катушку.
4.Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.
5.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку, дайте ему поиграть с игрушкой.
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Тема: «Воздух»
Цель: Учить ощущать движение воздуха, стимулировать эмоциональную реакцию.
Оборудование: веер.
Порядок действий:
1.Расположите ребенка, так чтобы вам было удобно.
2.Помашите веером около его ручек, с начало плавно, чтобы ребенок не испугался; комментируя свои действия словами: ветер, воздух, чувствуешь тепло, холодно, еще.
3.Вы можете ожидать следующие реакции: улыбку, поворот в сторону ветерка или наоборот; ребенок самостоятельно машет ручками и т.д.
Тема: «Брызгалки».
Цель : Учить ощущать влагу и температуру воды: развитие навыка эмоционального реагирования.
Оборудования: бутылочка-разбрызгиватель полотенце.
Порядок действий:
1.Ребенок может сидеть или лежать.
2.Во время игры разговаривайте с ребенком, обсуждайте, что вы делаете, используйте словарь: вода, мокрый, сухой, холодный, брызги, полотенце.
3.Начните с теплой, но не горячей воды. По брызгайте на руки ребенка.
4.Ожидайте следующие реакции: улыбка , смех, плач, прятанье рук, желание снова быть обрызганным. Эти реакции покажут нравиться или нет ребенку упражнение.
5.После упражнения тщательно вытрите ребенка.
Тема: «Игра с кисточкой».
Цель: Развитие тактильных ощущений и умение дифференцировать эти ощущения.
Оборудования: большая мягкая кисточка для нанесения макияжа.
Порядок действия:
1.Расположите ребенка сидя или лежа так, чтобы вам было удобно.
2.Болтайте с ребенком, рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: кисточка, мягкая, жесткая, щекотать, гладить, нежно.
3.Легко погладьте кисточкой тыльную сторону руки ребенка.
4.Когда ребенок помет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, отдельно каждого пальчика, промежутков между пальцами.
5.По реакции ребенка можно понять, понравилось ему это или нет: улыбки, смех, плач, крик, протягивание рук для повторения, прятанье рук и т.д.
Тема: «Легкие материалы».
Цель: Развитие кожной чувствительности на основе упражнений в различении материалов. Развитие адекватных эмоций.
Оборудование: кусочек шелковой ткани.
Порядок действий:
1.Расположите ребенка сидя или лежа так, чтобы вам обоим было удобно.
2.Болтайте с ребенком, рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: шелк, мягкий, нежный, качаем, легкий.
3.Положите кусочек шелка на тыльную сторону руки ребенка или ему на ладонь.
4.Плавно покачайте его руку, держащую шелк.
5.Следите за реакцией ребенка, она может быть очень показательной: улыбки, смех, плач, покачивание головой, отбрасывание кусочка на пол и т.д.
Тема: «Разные поверхности».
Цель: Развитие дифференциации осязаемых ощущений и формирование эмоционального реагирования.
Оборудования: дощечка обтянутая каким-то материалом.
Порядок действий:
1.Ребенок может сидеть за столом или на полу.
2.Положите дощечку на его колени или на стол и опустит его руки на ее поверхность.
3.Пусть ребенок пощупает поверхность дощечки, подвигает руками по ней.
4.Болтайте с ребенком, расскажите, что вы делаете или что собираетесь дать ребенку в ладонь, используя словарь: прикоснись, чувствовать, нежный, грубый, дощечка, руки, ноги.
5.Следите за реакцией ребенка: вы поймете, нравиться ему это или нет, хочет ли он продолжать занятие.
Тема: «Липкие материалы».
Цель: Развитие ощущения консистенции, состояния вещества, температуры веществ; воспитание адекватной эмоциональной реакции.
Оборудование: банка ароматного джема.
Порядок действий:
1.Достаньте из холодильника ждем заранее, чтобы он был не очень холодным.
2.Положите небольшое количество джема на руки ребенку, когда он привыкнет к ощущению, добавьте еще.
3.Положите руки на джем.
4.Если ребенку понравиться, пусть он засунет руки в банку с джемом.
5.Сопровождайте игру обсуждением, что вы делаете, используя словарь: желе, липкое, чувствовать, название цветов, ароматов.
6.Следите за реакцией ребенка, чтобы определить нравиться ему это или нет.
7.После игры вымойте руки ребенку и высушите их.
Тема: «Сухие материалы».
Цель: Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
Оборудование: мешочек риса, поднос.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол.
2.Положите перед ребенком пустой поднос.
3.Медленно сыпьте рис на поднос, делая, остановки, чтобы ребенок мог видеть и слышать звуки.
4.Положите одну руку ребенка на поднос.
5.Плавно подвигайте его руку по рисовой поверхности.
6.Когда ребенок немного привыкнет, положите другую руку, пусть они совершают круговые движения.
7.Разговаривайте с ребенком, чтобы определить нравиться или не нравиться ему это занятие.
Тема: «Массаж».
Цель: Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.
Формирование основ эмоционального реагирования.
Оборудование: тальк.
Порядок действий:
1.Посадите или положите ребенка так, чтобы вам обоим было удобно.
2.Насыпте немного талька на тыльную сторону руки ребенка.
3.Плавно втирайте тальк одним пальчиком ребенка.
4.Добавте еще талька и плавно втирайте его на ладони, на каждом пальчике.
5.Говорите с ребенком, рассказываете ему, что вы делаете, используя словарь: таль, мягкий дотронуться, массаж нюхать.
6. Следите за реакцией ребенка, которая может показать, нравиться ребенку задание или нет.
Тема: «Ритмы пальцев».
Цель: Развитие реакции ребенка на различные прикосновения; формирование его эмоционального отклика.
Порядок действий:
1.Сядьте лицом к лицу с ребенком и возьмите его руку так, чтобы ладонь смотрела вверх.
2.Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняя, что хотите сделать, используя словарь: щекотать, рука, щекотно, еще, снова.
3.Под какую-нибудь детскую песенку начиная щекотать кисть ребенка, плавно переходя к остальной части руки (сорока-белобока, кашку варила, деток кормила).
4.Следите за реакцией ребенка, с помощью которой сможете определить, нравиться ребенку или нет.
Тема: «Различные материалы».
Цель: Формирование тактильно двигательного восприятия, развитие навыка хватания и ощупывать предметы. Развитие элементарного чувствования как формы проявления аффективной чувствительности.
Оборудование: вельвет, мех, шерсть, кожа, хлопок, пластик.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол.
2.Положите материалы на стол или поднос.
3.Предоставьте ребенку возможность самому начать изучение: ощупывать.
4.Коментируйте его действия, используя эмоционально окрашенную лексику: мягкий, нежный шелк, шершавый коврик, кусачий мех.
5.Увеличте или уменьшите количество предложенных материалов.
Тема: «Туалетные принадлежности».
Цель: Познакомить с новыми ощущениями. Развивать зрительно-тактильную координацию анализаторов. Формировать элементарные эмоциональные чувствования.
Оборудование: фартук для ребенка, пена для бритья, крем для рук, детское мыло, гель для волос и пр.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол; надеть фартук.
2.Сделайте пену и нанесите ее на стол.
3.Дать (стимулировать) ребенку окунуть руку в пену.
4.Предоставить ребенку возможность самому исследовать пену, сопровождая его действия словами: мягкая, белая, воздушная, пушистая, приятно ощущать, чувствовать, ароматный запах, нежная на ощупь, нравиться, не нравиться.
Тема: «Игра- моделирование».
Цель: Учить чувствовать фактуру материала, развивать зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук.
Оборудование: тесто, поднос, формочки.
Порядок действий:
1.Посадить ребенка за стол.
2.Положите перед ребенком немного теста.
3.Сядьте рядом и посмотрите, что ребенок будет делать.
4.Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, показать, что можно делать с тестом, рассказывать об этом, используя словарь: тесто, крутить, мять, бросать, руки, пальцы, резать и т.д.
Тема: «Сухие материалы».
Цель: Упражнение по размещению и узнаванию, восприятию и представлению о веществах; развитие движение кистей рук и навыков, умения подражать.
Оборудование: мешочек с опилками, ложка, чашка.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол.
2.Насыпте немного опилок на стол.
3.Пусть ребенок положит руки в опилки.
4.Сядьте в сторону и посмотрите, что ребенок будет делать.
5.Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, показать, что можно делать с опилками, рассказывать об этом, используя словарь: опилки, поднос, чувствовать, сыпать, держать.
Тема: «Шумовые предметы».
Цель: Развитие слухового и осязательного восприятия, двигательной координации.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол.
2.Положите перед ним шуршащую бумагу.
3.Пусть ребенок потрогает бумагу, пошуршит ею.
4.Сядьте в сторону и понаблюдайте за ребенком.
5.Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, рассказать ему о том ,что вы вместе делаете.
6.Меняйте количество шуршащей бумаги.
7.Помогите ребенку шуршать бумагой прямо около его уха.
8.Покажите ребенку разные действия с бумагой.
Тема: «Привлекательные предметы».
Цель: Отработка навыка произвольного внимания, самостоятельных действий, упражнения в различении цветов.
Оборудование: несколько новогодних гирлянд, поднос.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол или на пол.
2.Положите одну гирлянду ему на колени, на стол или на поднос.
3.Пусть ребенок сам ее потрогает, рассмотрит.
4.сядьте в стороне и наблюдайте за действием ребенка.
5.Через некоторое время вы можете, присоединится к ребенку, поговорить с ним о том, что вы делаете, используйте словарь: Новый год, гирлянда, серебряная, блестящая, блестящая, золотая, смотреть, название цветов.
Тема: «Двигающиеся игрушки».
Цель: Развитие умения узнавать предметы на ощупь, мелкие движения пальцев, вызвать интерес и положительные эмоции.
Оборудование: двигающаяся игрушка.
Порядок действий:
1.Пусть ребенок удобно сядет.
2.Дайте ребенку поиграть, подвигать игрушкой.
3.Поговорите с ним о том, что он делает, используя словарь: игрушка, висит, трогать, стоп, смотри, слушай, вверх, вниз.
Тема: «Формы».
Цель: Развивать умение тактильно и зрительного различать форму предмета, вес, фактуру, цвет.
Оборудование: несколько предметов тяжелых среднего размера, кирпичиков одного цвета, изготовленных из пластмассы; часть из них заполнена различными крупами, бумагой и пр., чтобы у них был разный вес.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка за стол.
2.Положите один кирпичик перед ним.
3.Пусть ребенок потрогает кирпичик одной рукой, затем двумя.
4.Сядьте в стороне и понаблюдайте за ребенком.
5.Через некоторое время, когда вы поймете, что ребенок почувствовал форму кирпича, его углы, поверхность, вы можете присоединиться. Поговорите о том, что вы вместе делаете, используя словарь: кирпич, квадрат, форма, чувствовать, угол, тяжелый, большой, маленький, названия цветов.
Тема: «Люди».
Цель: Разработка навыков сравнения и сопоставления, различения и узнавания. Учить соотносить названия предметов и сам предмет.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка и держитесь с ним за руки.
2.Пусть ребенок сравнит каждую часть вашей руки со своей.
3.Говорите с ребенком, о том что вы делаете, используя словарь: трогать, чувствовать, кожа, волосы, названия частей тела.
4.Помните, что предметом исследования ребенка должны стать только ваши руки и лицо.
Тема: «Изучение собственного тела».
Цель: Развитие самоощущения, комплексного тактильно-двигательного восприятия;
Оборудование: маленький бассейн или ванна, полотенце, купальный костюм, резиновые игрушки.
Порядок действий:
1.Удедитесь, что вода теплая.
2.Плавно опускайте ребенка в воду, сначала пусть он опустит руки, затем ножки, а потом ляжет на спину и т.д. Поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
3.Говорите о том, что вы делаете, используя словарь: раздевайся, вода, бассейн, стоять, сидеть, лежать, грести, мокрый, сухой, закончить, полотенце, одеваться, название частей тела.
4.Пусть ребенок подвигается в воде, погоняйте волны над различными частями тела ребенка, называя их.
5.Когда ребенок начнет привыкать, вы можете продолжить энергичнее занятие с ним.
6.Воду надо убрать сразу после занятий.
ВКУС И ЗАПАХ
Тема: «Контрасты по вкусу».
Цель: Развитие вкусовых ощущений, восприятие положительного отношения к приему пищи; расширение словарного запаса.
Оборудование: продукты сладкого и острого вкуса, стакан с водой.
Порядок действий:
1.Посадите ребенка, чтобы ему было удобно принимать пищу.
2.Предложите ребенку попробовать что-нибудь сладкое, сначала чуть-чуть, а потом побольше.
3.Теперь ребенок выпьет простой воды, чтобы избавиться от прежнего вкуса.
4.
Проделайте то же самое с чем-нибудь острым.
5.Предложите ребенку выбор между двумя вкусами.
6.Следите за реакцией ребенка, по которой можно определить, что ему понравилось, а что нет. Реакция может быть различной: отворачивание от ложки и наоборот, открывание или закрывание рта, качание головой, смех, гримасы и т.д.
7.Говорите с ребенком во время занятия, используя словарь: пить, вода, еда, вкус, сладкий, острый, нравиться, не нравиться.
Вариации:
Используйте различные контрастные вкусы: горький-сладкий, кислый-соленый,
Используйте еду приготовленную различные сорта пищи: сухой-мокрый, жесткий-мягкий, хрустящий, воздушный и т.д.
Используйте различную температуру еды: горячее, теплое прохладное, холодное.
Используйте еду приготовленную различными способами: варенную печенную, и т.д.
Используйте различные варианты еды: мясо, овощи, хлеб, фрукты и т.д.
Используйте контрастные напитки: холодные-горячие, концентрированные, разбавленные и т.д.
Тема: «Представления об ароматах».
Цель: Развитие обонятельных ощущений. Формирование связей между ароматами и предметами их издающими.
Оборудование: духи, спрей после бритья.
Порядок действий:
1.Удобго устройтесь вместе с ребенком.
2.Подержите открытый пузырек с туалетной водой около носа ребенка, не брызгая.
3.Побрызрайте немного на небольшом расстоянии от ребенка.
4.Побрызгайте немного на запястье ребенка и пусть он понюхает.
5.Проделайте то же за ушами ребенка и на шее.
6.Проследите, чтобы ребенок совершил несколько вдохов.
7.Разговаривайте с ребенком, следите за его реакцией, используя словарь: запах, духи, нос, аромат, фруктовый, похожий, сильный, стойкий.
8.Попробуйте другие запахи. Предложите ребенку выбрать один из запахов.
Литература
1.Баднер Г.,РомазинИ., ЧередниковаТ., «Я хочу Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей С-П «Сстроймспечать» 1996.
2.Изард К., «Психология эмоций». Питер 2000.
3.Ильин Е.П. «Психология воли» Питер 2000.
4.Кэмерон-Бендлер Л., Лебо М. «Заложник эмоций» (Как спасти вашу эмоциональную жизнь) Воронеж 1999.
5.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Питер 2000.
6.Худенко Е.Д., Лазеева Н.Н., Барышникова Д.И. «Коррекция и развитие эмоционально волевой сферы у детей-инвалидов». АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2001.
7.Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л., « Поддержка аутичным и отстающих в развитии детей» БелАПДИ, Минск 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
Программа развития «Развитие креативности у детей в продуктивной деятельности в нетрадиционном рисовании» «Мир фантазий и воображений»
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к но...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры
Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры...