Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старшей логопедической группе "В гостях у лесных жителей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание:
- расширить и уточнить естественнонаучные знания о диких животных, их внешнем виде и образе жизни с помощью принципа моделирования;
- закрепить в речи обобщающие понятия «Дикие животные»;
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в косвенных падежах с предлогами), способствовать развитию речевой активности и связной речи, формированию фонематического слуха и артикуляционной системы моторики;
- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старшей логопедической группе "В гостях у лесных жителей"
Программноесодержание:
- расширитьиуточнитьестественнонаучныезнанияодикихживотных, ихвнешнемвидеиобразежизниспомощьюпринципамоделирования;
- закрепитьвречиобобщающиепонятия «Дикиеживотные»;
- совершенствоватьграмматическийстройречи (употреблениесуществительныхвкосвенныхпадежахспредлогами), способствоватьразвитиюречевойактивностиисвязнойречи, формированиюфонематическогослухаиартикуляционнойсистемымоторики;
- способствоватьвоспитаниюлюбвиибережногоотношениякприроде.
Оборудование: плоскостныефигурыживотныхиихдетёнышей; предметныекартинкисизображениемдерева, полянки, дупла, берлогиит.д.; схемаописанияисравненияживотных; карточкисбуквами; кругипо 3 штукиоранжевого, серогоикоричневогоцвета; мяч.
Предварительнаяработа: чтениерассказовВ. Зотоваодикихживотныхизкниги «Леснаямозаика»; разучиваниепальчиковойгимнастики «Сидитбелканатележке»; рассматриваниеиллюстраций; составлениерассказов-описанийоживотныхпообразцуипредложенномуплану.
ХОДЗАНЯТИЯ
1. Воспитательвстречаетдетей, загадываетимзагадки, раздаётпооднойплоскостнойфигуркедикогоживотного.
– Расскажите, фигуркикакихживотныхвывыбрали?
– Какиеэтоживотные? (Дикие)
– Сегоднямыбудемговоритьодикихживотных.
2. Упражнение «Будьвнимательным».
– Япрочитаюстихотворениеодикихживотных, внимательнослушайте.
Веселоаукнулаизлесувесна.
Еймедведьоткликнулся, проурчавотсна.
Поскакализайкикней, подлетелкнейграч.
Покатилсяёжиквслед, какколючиймяч.
Всполошиласьбелочка, глянувиздупла –
Дождаласьпушистаясветаитепла!
Улыбнулсярадостновесьпушистыйлес.
Имороззаёлками, заворчав, исчез.
– О каком времени года это стихотворение? (О весне)
– Перечислите названия животных, которые вы запомнили (медведь, заяц, грач, ёжик, белка).
– Ктовэтомрядулишний? (Грач)
– Почему? (Этоптица).
3. Сейчасмыбудемсоставлятьрассказы-описанияодикихживотныхпосхеме. Вспомнимеёосновныемоменты (частитела, гдеживёт, чемпитается, какзовутдетёныша, какуюпользуприноситчеловеку, вкакихпроизведенияхвстречаетсякакгерой, см. Приложение 1).
4. Физкультминутка
Сидитбелканатележке, (хлопаемвладоши)
Продаётонаорешки (удары – кулачокобкулачок)
Лисичке – сестричке, воробью, синичке, (загибаемпальцынаобеихруках, начинаясбольшого)
Мишкетолстопятому,
Заинькеусатому.
5. Игра «Чтоизменилось?»
– Посмотритенадоскуирасскажите, гденаходятсяживотные?
– Гдестоитволк? (околодерева)
– Гдесидитбелочка? (переддуплом)
– Гдепрячетсязаяц? (вкустах)
– Гденаходитсямедведь? (уберлоги)
– Гдесидитрысь? (наветке)
– Гденаходитсялиса? (наполянке)
– Сейчасзакройтеглаза. (Педагогменяетместамиживотных)
– Чтоизменилось? Объясните.
6. Игра «Эхо»
– Давайтепредставим, чтомыгуляемвлесу, встретилитамежа; потомвидели, какбелкаскачетсветкинаветкуиобнаружили, чтозаблудились. Чтомыбудемкричать? (Ау!)
– Однакомандабудеткричатьгромко, другая – тише, третья – совсемтихо, какэховлесу.
– Дляэтоговыберитекружкикрасногоцвета, норазногооттенка.
Ярко-красный – кричатьгромко
Ярко-розовый – кричатьтише
Бледно-розовый – кричатьсовсемтихо.
– Сейчасмыпоиграемв игру «Укогокто». Яназываюдикоеживотное, бросаюмяч. Комумячпопал, тотназываетегодетёныша.
7. Игра «Ктолишний»
– Сейчасяпроверю, умеетеливывнимательнослушать. Яперечислюназваниядетёнышей, авыдолжнырешить, ктоизнихлишнийипочему.
- Медвежонок, котёнок, зайчонок, волчонок. – Лишний – котёнок, онживётдома.
- Волчонок, зайчонок, лисёнок, ежонок. – Лишний – лисёнок, он – рыжий, всеостальные – серые.
8. Послушайтевнимательностихотворение.
Трипушистыхрыжихшкурки,
Дружновышлинапрогулку.
Лис, лисицаилисёнок;
папа, мамаиребёнок.
Триколючихколобка
Притаилисьупенька:
Ёж, ЕжихаиЕжонок;
папа, мамаиребёнок.
Волкивышлииз-заёлки,
Наохотувышливолки:
Волк, ВолчицаиВолчонок;
папа, мама, иребёнок.
– Названиякакихживотныхиихдетёнышейпрозвучали?
– Нужновыйтикдоскеинапримеремодулейповторитьихназвания (см. Приложение 2)
9. Работасосхемами
– Посмотрите внимательно на доску и подумайте, название какого дикого животного спрятано в схеме?
– Какиебуквывывидитенасхеме? (О – К)
– Каквыдумаете, какиеспрятаныподкружками?
– Согласные, потомучтоквадратысинегоцвета.
– Какоесловообозначаетсхема? (Волк)
– Самостоятельновыложитеприпомощизаменителейслово – БЕЛКА.
– Проверяемнадоске (наквадратах)
– Сколькозвуковвслове?
– Сколькогласных?
– Сколькосогласных?
– Сколькослогов?
10. Отгадываниеребуса
Попервымзвукамвназванияхкартинокнужноотгадатьзашифрованноеслово – УЮТ, СЛОН. (см. Приложение 2)
11. Итогизанятия.
– Ребята, сегоднямыпобываливгостяхулесныхжителей. Чтовампоказалосьсамыминтересным? Трудным? Лёгким?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи дошкольников имеющих проблемы в развитии
Данный материал был представлен на конкурс "Воспитатель года 2014 года"...
Наглядно-дидактическое пособие к занятию по развитию речи в старшей логопедической группе
Авторское, разработанное и созданное мною наглядно-дидактическое пособие для использования на интерактивной доске в занятии по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР, ОНР. Пособи...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Куда спрятались лесные жители?»
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речидля детей средней группы.«Куда спрятались лесные жители?»...
Опыт работы "Практика использования метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников"
Данный материал будет интересен в работе с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей мнаправленности с ТНР....