Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)
консультация по коррекционной педагогике по теме

Левашова Марина Вячеславовна

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preimushchestva_ispolzovaniya_pesochnoy_terapii.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  старшего воспитателя - Левашовой М.В.

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира,  даст ощущение разнообразия и близости  природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее,  чем песочная игра.

        Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему свой жизненный опыт.

Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития( раскрыть своё творчество – сочинить сказку, нарисовать песочную картину.

Именно поэтому в настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы.  И это не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с давних времен. Принцип «терапии песком» был предложен  Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр.

Формы и варианты песочной терапии разнообразны и  определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игры на песке  являются обучающими, познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать познавательные процессы и активность ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. То есть  использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Песочную терапию можно проводить как игры - занятия и как дидактические игры.

Основные цели педагогической песочницы:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • саморазвитие ребенка посредством творческих игр на песке;
  • развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • закрепление  навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму;
  • формирование коммуникативных навыков детей.

Что же необходимо для организации  работы с песком?

При организации  песочной терапии  необходимо соблюдение следующих условий:

1.   Занятие должно проходить в   доброжелательной, творческой атмосфере.

Ребенку  необходимо  создать  пространство  для  его  самовыражения,  не устанавливая  жестких рамок  и правил,  чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.  

2.  Структуру  занятия  необходимо  адаптировать    под  интересы  самого ребенка.

3.  Необходимо:

•  поддерживать    ребенка  в  поиске  своих  ответов  на  вопросы,  а  не предлагать стандартные решения;

•  ценить  его  инициативу  и  мнение,  но  не  молчаливое  согласие  с Вами;

•  ценить  природную  мудрость  ребенка  и  его  уникальность.

Основными принципами игры на песке являются:

  • В первую очередь, стимулирующая среда (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);
  • Второе- это -доступность;
  • адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме);
  • реальное «проживание», проигрывание ситуаций вместе с героями;
  • эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Нужно отметить, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия "неправильно". Поэтому, во время песочной терапии (игр с песком), ребёнок чувствует себя более раскованно, ему комфортно.

Использование  игр с  песком  в  работе  с  детьми-дошкольниками  дает возможность:          

  • гармонизировать психоэмоциональное состояние;  
  • сформировать у ребенка  установку на положительное отношение к себе;
  • успешно адаптироваться к школе;
  • развивать  познавательные  процессы  (восприятие,  внимание,  память, образно-логическое мышление, пространственное воображение),  процессы саморегуляции;
  • развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;  
  • формировать коммуникативные навыки;
  • тренировать мелкую моторику рук.  

Мы предлагаем вашему вниманию опыт работы  педагогов нашего детского сада по использованию песочной терапии для развития детей, имеющих речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками

Данный материал содержит информацию о том, как работать с дошкольниками, используя песочную терапия. здесь раскрываются принципы работы, указан необходимый материал, а также игры для детей....

План самообразования «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции...

Консультация: «Нетрадиционные логопедические технологии. Использование песочной терапии в работе учителя - логопеда»

Использование песочной терапии в работе логопедаЛогопедические игры в песочной стране.Артикуляционные упражнения.Развитие фонематического слуха и восприятия.Пропедевтика и коррекция лексико – гр...

Статья "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки совок – первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Оказывается, эт...