Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)
консультация по коррекционной педагогике по теме
Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preimushchestva_ispolzovaniya_pesochnoy_terapii.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление старшего воспитателя - Левашовой М.В.
Использование песочной терапии в работе с дошкольниками
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, даст ощущение разнообразия и близости природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, чем песочная игра.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему свой жизненный опыт.
Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития( раскрыть своё творчество – сочинить сказку, нарисовать песочную картину.
Именно поэтому в настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с давних времен. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.
Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр.
Формы и варианты песочной терапии разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игры на песке являются обучающими, познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать познавательные процессы и активность ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. То есть использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Песочную терапию можно проводить как игры - занятия и как дидактические игры.
Основные цели педагогической песочницы:
- снятие эмоционального напряжения;
- саморазвитие ребенка посредством творческих игр на песке;
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму;
- формирование коммуникативных навыков детей.
Что же необходимо для организации работы с песком?
При организации песочной терапии необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
3. Необходимо:
• поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
• ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами;
• ценить природную мудрость ребенка и его уникальность.
Основными принципами игры на песке являются:
- В первую очередь, стимулирующая среда (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);
- Второе- это -доступность;
- адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме);
- реальное «проживание», проигрывание ситуаций вместе с героями;
- эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).
Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Нужно отметить, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия "неправильно". Поэтому, во время песочной терапии (игр с песком), ребёнок чувствует себя более раскованно, ему комфортно.
Использование игр с песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность:
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- сформировать у ребенка установку на положительное отношение к себе;
- успешно адаптироваться к школе;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
- развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;
- формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук.
Мы предлагаем вашему вниманию опыт работы педагогов нашего детского сада по использованию песочной терапии для развития детей, имеющих речевые нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...
Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"
Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...
Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».
Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....
Использование песочной терапии в работе с дошкольниками
Данный материал содержит информацию о том, как работать с дошкольниками, используя песочную терапия. здесь раскрываются принципы работы, указан необходимый материал, а также игры для детей....
План самообразования «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции...
Консультация: «Нетрадиционные логопедические технологии. Использование песочной терапии в работе учителя - логопеда»
Использование песочной терапии в работе логопедаЛогопедические игры в песочной стране.Артикуляционные упражнения.Развитие фонематического слуха и восприятия.Пропедевтика и коррекция лексико – гр...
Статья "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки совок – первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Оказывается, эт...