Консультация: «Нетрадиционные логопедические технологии. Использование песочной терапии в работе учителя - логопеда»
консультация по логопедии

Использование песочной терапии в работе логопеда

Логопедические игры в песочной стране.

Артикуляционные упражнения.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Пропедевтика и коррекция лексико – грамматических нарушений речи

Примеры некоторых упражнений.

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти помог!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pesochnaya_terapiya.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 8 «Мишутка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

«Нетрадиционные логопедические технологии.

Использование песочной терапии

в работе учителя - логопеда»

Учитель-логопед: Полунина Л.В.

г. Зверево, Ростовской обл.                                                                                                                  2020 г.

     Речь человека – это важнейшая психическая функция человека.

Хорошая правильная речь - важное условие всестороннего полноценного развития ребенка. Ведь, чем богаче и правильнее у малыша речь, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, тем лучше сформируются психические процессы.

 

В процессе развития речи ребенка формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Это очень важно, так как мышление - это высшая ступень человеческого познания. Так как значение слова само по себе уже является обобщением, то ребенку нужно постараться и соотнести слово с предметом, признаком или действием. Поэтому, слово представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не равны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития у малыша возникает сложное, качественно новое единство — речемыслительная деятельность, речевое мышление.

Важно и то, что речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека. В ходе общения происходит обмен мыслями, передается информация от одного человека к другому. Овладение способностью к речевому общению предоставляет возможности для специфических человеческих социальных контактов. Благодаря этим контактам у детей формируются и уточняются представления об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Общение с помощью речи дает возможность создать необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности и мышления. Это обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов.  В процессе этих речевых контактов осуществляется познание ребенком окружающей действительности и позволяет малышу получать знание о качествах, свойствах, отношениях реального мира.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

У всех детей с нарушениями речи отмечаются:

- трудности коммуникативной деятельности;

- недостаточная устойчивость внимания;

- проблема с саморегуляцией поведения;

- некоторое отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие общей и мелкой моторики;

- отклонение в эмоционально – волевой сфере;

- отстают в развитии словесно – логического мышления.

     Для того, чтобы избавить ребенка от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные занятия и упражнения, разнообразить его речевую практику.

Из этого можно сделать вывод, что для работы с  детьми, имеющими нарушения речи, чтобы повысить эффективность коррекционной работы нужно использовать как традиционные,  так и нетрадиционные  методы коррекции.

В различных специальных журналах, в методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, психологи  и педагоги  представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к основным академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как  М.А. Поваляева, Е.А. Пожиленко,  М.И.Чистякова,  Т.М. Грабенко,    Т.Д. Зенкевич - Евстигнеева, , Т. Г. Неретина  и многие другие.                                                                                                                              

По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы:                                                                                              

 1. Помогает   непосредственному речевому развитию ребенка.                                                                                            

2.  Опосредованная, к которой,  относятся нетрадиционные логопедические технологии.    

На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия,  относятся:

Изотерапия - лечение с помощью изобразительной деятельности;

Музыкотерапия – терапия через музыку,  куда входят музыкосамототерапия, музыкопсихотерапия,  кинезитерапия;

 Имаготерапия – терапия через образ. Виды:  куклотерапия,  сказкотерапия , образно-ролевая драмтерапия, психодрама.

 Иппотерапия - терапия через общение с животными, в частности с лошадьми;

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

Ароматерапия  - лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.  

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека

Библеотерапия - терапия через книгу;

Су –джок – массаж пальцев и кисти специальными мячиками;

Игротерапия,кудавходятпескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка, пальчиковые  игры;

  и многие другие методики.

Использование песочной терапии в работе логопеда

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит.… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- снимают мышечную напряжённость;

- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- способствуют расширению словарного запаса;

- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

 - транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

- злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. 
(На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг – демонстрация песочницы.

 («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Правила моей страны. Очень все они просты! 
Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! 
Вы готовы мне внимать? Значит, можно начинать? 
Повторяйте все за мной! Вредных нет детей в стране — 
Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! 
Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, 
Можно много сотворить: Горы, реки и моря, 
Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? 
Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, учащиеся разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например,

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

Логопедические игры в песочной стране.

1. Игры на развитие дыхания.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
-Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
- Выдыхай медленно и плавно.
- Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

 Цель: научить детей выдыхать воздух медленно, плавно, долго.

«Выровняй дорогу»
Ход игры. Ставим детскую машинку, и логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

 «Что спрятано под песком?»
Ход игры. Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка»
Ход игры. Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«Помоги зайцу»
Ход игры. В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса или волк. Необходимо «замести» все следы, чтобы злые животные не обнаружили зайца.
«Дорога к другу»
Ход игры. На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«Секрет»
Ход игры. В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Добрый великан»
Ход игры. Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
«Путешествие»
Ход игры. На песке легкие пластмассовые игрушки: бабочка, ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
«Буря»
Ход игры. Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

2. Пропедевтика и коррекция фонетико – фонематических нарушений речи.

Артикуляционные упражнения.

Цель: подготовить речевой аппарат к постановке звука, сформировать необходимые движения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Индюк»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл – бл - бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Накажи непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Мой город»
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.


4. Пропедевтика и коррекция лексико – грамматических нарушений речи

«Строители»
Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
- предлоги: ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование : Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город. Затем заселить жителей, достроить дома, перестроить их, привести животных, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю как один жителей пошел в гости к другому.
«Чего не стало»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование: Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
«Я делал – я сделал»
Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю -откапывал).

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.д.) Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю )
«Волшебный клад»
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать уверенность в себе, самостоятельность, сообразительность.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад» - конфеты, упакованные в плоскую коробочку, набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-Фея.
Ход игры.
В руках логопеда - кукла- Фея из Чудо - Страны. Логопед говорит, что Фея очень любит делать сюрпризы. И вот, пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но самое главное - где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

5. Развитие связной речи.
Когда мы рисуем с детьми песочную картину то, можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.

«Начни предложение»

Цель: Развивать связную речь детей.
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
«Друзья»  При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Оли зеленый воздушный шар, а у Саши яркий резиновый мяч»).

Засели землю.

Дети строят дома для животных, ставят загоны, расселяют диких и домашних животных. Малыши рассказывают и объясняют, где живет каждое из животных, почему? Логопед задает наводящие вопросы.

Примеры некоторых упражнений.

  1. «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 
    - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
    - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
    - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
  2. Скользить по поверхности песка, как змейка или как машина.
  3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
  8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
  9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
  11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
  12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
  13. Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
  14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
  15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
  16. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
  17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
  18. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 
- обучающиеся чувствуют себя более успешными; 
- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

           Оптимизация коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи - одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. Эти методы нетрадиционной коррекции позволяют ребенку жить так, как он хочет. Он может обыграть ситуацию так, или как-то по-другому. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка внимание, память, 

повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет

стрессы, снижает уровень утомляемости.

     Я предлагаю использовать эти нетрадиционные методы всем работающим с малышами: учителям – дефектологам, логопедам, психологам.

Главное соблюдать правила:

1. Присоединись к ребенку. Ведь песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Главное - понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины.  Это входит в понятие присоединения.

2. Искренне заинтересуйся событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Ведь ты любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.

С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...

«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»

Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия  - одна из разновидностей игр...

презентация "Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда по развитию сенсомоторных навыков у не говорящих детей."

в презентации представлены основные этапы работы в проекте по использованию песочной терапии для развития сенсомоторных навыков у неговорящих детей. Данный м атериал будет полезен логопедам, психолога...

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми ...