Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических средств языка Тема: «Осень»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Методы и приемы:
ü Динамическое упражнение «Приветствие»
ü Речевые игры и упражнения:
- Игра «Подскажи словечко»- изменение по падежам;
- Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ» - развитие внимания к чужой речи;
- Игра «Четвертый лишний»- развитие самостоятельной речи;
- Игра в компаниях «До и после назови» - развитие самостоятельной речи, внимания и памяти;
- Игра «Один-много» - употребление множественного числа существительных;
- Фонопедическое упражнение «Листочек» - автоматизация произношения звуков [П] в игре. Развитие фонематического слуха и восприятия, четкой дикции, ритма.
- Пальчиковые игры «Осень», «Чесночек» - активизация и актуализация словаря по теме «Осень. Овощи».
ü Социоигровой прием: деление по названию времени года на 4 компании;
ü Загадки
ü Игра «Вершки и корешки»- закрепить знания об овощах
ü Подвижная игра «Листочки»
ü Работа с мнемотаблицей «Осень» – активизация речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_osen_dlya_starsh_gr.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 92»
муниципального образования города Братска
Конспект занятия
по совершенствованию лексико-грамматических средств языка
Тема: «Осень»
Группа компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи (дети 5-6 лет)
Подготовила: Матвеева Е.Н.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 92»,
1 квалификационная категория
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
- Совершенствование грамматического строя речи:
- договаривание предложений – изменение слова по падежам;
- составление предложений;
- употребление множественного числа существительных;
- образование прилагательных.
- Автоматизация произношения звуков [П] в игре.
- Развитие фонематического слуха и восприятия, четкой дикции, ритма.
- Активизация речи детей.
- Обобщение и систематизация представлений об изменениях в природе осенью.
- Активизация и актуализация словаря по теме «Осень. Овощи» (названия овощей, осенних месяцев, словарь глаголов и признаков).
- Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики.
- Развивать навыки совместной деятельности, умения договариваться, считаясь с интересами, желаниями других.
- Развивать интерес к художественному слову.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование: сюжетная картина «Осень», 3картинки осени и 1 лета,4 разрезанных картинки по временам года, листики для фонопедического упражнения 1больой и 2 маленьких, муляжи (капуста, огурец, морковь), предметные картинки (Свекла, капуста, морковь, кабачок, огурец, перец, тыква, картофель, баклажан, редис, горох), мнемотаблица «Осень», 4 стола, стульчики по количеству детей.
Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)
Логопед говорит: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки нам давай» - приветствие.
Методы и приемы:
- Динамическое упражнение «Приветствие»
- Речевые игры и упражнения:
- Игра «Подскажи словечко»- изменение по падежам;
- Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ» - развитие внимания к чужой речи;
- Игра «Четвертый лишний»- развитие самостоятельной речи;
- Игра в компаниях «До и после назови» - развитие самостоятельной речи, внимания и памяти;
- Игра «Один-много» - употребление множественного числа существительных;
- Фонопедическое упражнение «Листочек» - автоматизация произношения звуков [П] в игре. Развитие фонематического слуха и восприятия, четкой дикции, ритма.
- Пальчиковые игры «Осень», «Чесночек» - активизация и актуализация словаря по теме «Осень. Овощи».
- Социоигровой прием: деление по названию времени года на 4 компании;
- Загадки
- Игра «Вершки и корешки»- закрепить знания об овощах
- Подвижная игра «Листочки»
- Работа с мнемотаблицей «Осень» – активизация речи
Ход занятия
- Организационный момент
Здравствуй, здравствуй – не зевай встают в круг
И ладошки нам давай.
Вместе с солнцем мы встаем, поднимаются на носочки, руки вверх
Вместе с птицами поем: машут руками как крыльями
С добрым утром хлопки руками – ритм
С ясным днем шаги в ритм
Вот как здорово живем! правая рука вперед – кулак с поднятым
большим пальцем
- Введение в тему.
- Ребята отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь я елочек и сосен,
Потому что я называюсь… (осень)
- Молодцы, конечно это осень.
Логопед выставляет сюжетную картину «Осень»
- Сегодня мы поговорим с вами об осени.
Игра «Подскажи словечко» Добавляйте слово – осень в предложения:
Мы ждали …(осень)
Долго не было … (осени)
Мы рады … (осени)
Мы одеваемся тепло … (осенью)
Мы поем песни об … (осени)
Мы любим …(осень)
- 12345 предлагаю поиграть!
Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Надо куртки, шапки надевать?
- Молодцы, все вы знаете об осени. Проходите на стульчики.
- 12345 продолжаем мы играть.
Игра «Четвертый лишний» на доку выставляется 3 картинки осени и 1 лета
- Ребята, посмотрите внимательно и подумайте, какая из картинок лишняя. Почему?
- Хорошо ли вы знаете времена года? Будьте внимательны: давайте поделимся на компании по временам года: зима – весна – лето - осень….
Дети называют по порядку времена года (делятся на 4компании), подходят к своему столу
Найдите сою картинку на столе, садитесь.
На столе конверт с разрезанной картинкой, каждой компании надо собрать.
Игра в компаниях «До и после назови»
- до зимы бывает осень, а после зимы бывает весна
Игра «Один-много» в компаниях
Я буду каждой копании называть один предмет, а вы в ответ много, например: девочка – девочки.
Лист… зонт… туча… дождь… день… дерево… гриб… птица… ягода… арбуз… ветер…сапог…
- Молодцы. Отгадайте загадку:
Его весной летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки упали все рубашки.
- Что это? (лес)
- Почему говорится: «весной и летом мы видим одетым?»
- Почему говорится: «упали все рубашки?» Что имеется ввиду?
- Вы догадались, о чем загадка?
- Как называется явление в природе, когда опадают листья?
- Почему листопад бывает осенью?
- Правильно. Для того чтобы листья были зеленые нужно тепло и солнце.
А также деревьям нужно время, чтобы отдохнуть, для того, чтобы весной снова появились новые зеленые листья.
123 – круг собери. Поиграем с нашими пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал плавные волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал: загибают по одному пальчику
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Подвижная игра «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Фонопедическое упражнение «Листочек»
- Ребята, давайте попробуем пропеть песенку падающего листика
ПА-па-па
па-ПА-па
па-па-ПА
ПА-ПА-ПА (большие листики падают громко и медленно)
па-па-па (маленькие листики падают тихо и быстро)
- Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят…летят… летят…
Осень в гости к нам идет
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет.
- Ребята, что за дар? Что приготовила осень для ребят? (урожай)
Пальчиковая игра «Чесночек»
Вырос у нас чесночек разогнуть палец, помассировать на каждый овощ
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собрали,
Ими друзей угощали!
«Загадки» Если отгадали, то показывается муляж-отгадка
- А чем угощали друзей, отгадайте загадки:
- Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана (капуста)
- Наши поросятки выросли на грядке
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.(огурцы)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)
- Ребята назовите отгадки по порядку (логопед меняет порядок слов)
Как можно наши отгадки назвать одним словом? Что это? (овощи)
- 12345 продолжаем с овощами мы играть.
Игра «Вершки и корешки»
- Ребята, если овощ растет в земле – руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке – руки поднимаем вверх.
Логопед показывает картинки и называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки:
Свекла, капуста, морковь, кабачок, огурец, перец, тыква, картофель, баклажан, редис, горох.
- Молодцы, хорошо знаете овощи. Проходите, отдохните.
3. Итог.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Давайте расскажем об осени по рисункам.
Работа с мнемотаблицей «Осень»
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)
- А какое небо осенью? (хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, деревья стоят голые)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
- Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой что происходит? (засыхает, вянет, желтеет)
- Что делают птицы осенью? (улетают в теплые края)
- Какая погода осенью? (дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, солнечная, ясная)
12345 мы закончили играть
Предлагаю вам нарисовать осень.
Литература
- Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников стр. 25 – 29, «Логопед» № 2/2010г
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сала для детей с ОНР. – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЯЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.
- Смирнова Л.Н.
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 -6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозайка-Синтез, 2010г.
- Стяпина ЛюН., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей стр. 59 – 68, «Логопед» № 1/2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"
Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»
В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"
Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи "Дикие Животные".
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР. Объединяет м-л по пройденным темам "Дикие животные средней полосы", "Животные жарких стран". ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»
Цели: Уточнение представлений об осени и ее приметах.Расширение и активизация словаря по теме.Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (упо...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»
Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...