Статья "Игротерапия, песочная терапия, арт-терапия"
статья по коррекционной педагогике по теме

Балдина Любовь Геннадьевна

Статья для педагогов Дома ребёнка "Инновационые технологии в работе воспитателя как условие повышения качества услуг в домах ребёнка".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu_igroterapiya_pesochnaya_art.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребёнка

Игротерапия, песочная терапия, арт-терапия.

Инновационные технологии в работе воспитателя как условие повышения качества услуг в домах ребенка

Воспитатель – Балдина Любовь Геннадьевна

Кроме традиционных воспитательских занятий эффективными в работе с детьми в домах ребенка являются такие формы работы, как игротерапия, песочная терапия,  арт-терапия.  Именно эти формы позволяют  включить детей в ситуации, отрабатывающие четкость сенсомоторных эталонов и  требующие волевого  усилия для достижения результата.  

Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

- коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»- концепции;

- коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.

Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

-  Реалистические игрушки. К ним относятся кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.

- Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств. К ним относятся солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.

- Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.

С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшения психического самочувствия (повышении самооценки), коррекции способов общения с другими людьми применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого воспитателя в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых наставник активно участвует в игре ребенка, а дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.

Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации. В домах ребенка наиболее эффективны игры с сюжетом на бытовую тему: «Кукла заболела», «День рождения» и т.д.

Психотерапевтическую направленность носят строительные игры, игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация. Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т.п. деятельности.

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей. В результате применения указанной игротехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир.

Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры-импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы и т.п.

Взрослый наставник не отстраняется от играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится:

а)  организовать атмосферу взаимопонимания, эмоционального сопереживания ребенку и передачи ему этого отношения;

б) обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;

в) установить ограничения в игре.

При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно игротерапией. В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее.

К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков.

Песочная терапия - один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии воспитанников.

В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Значение песочной терапии позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка посредством:

- возвращения  его в состояние играющего, свободно творящего ребенка;

- проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

- отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;

- укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.

Особое место в работе с детьми, находящимися  в условиях дома ребенка, отводится  арт-терапевтическим технологиям, которые позволяют   достаточно эффективно скоррегировать целый ряд проблем:

  • трудности эмоционального общения;
  • актуальный стресс и депрессию;
  • импульсивность эмоциональных реакций;
  • эмоциональную депривацию ребенка;
  • наличие конфликтных межличностных отношений;
  • искаженность формирования «Я-концепции» и пр.

К группе арт-терапевтических методов, основанных на  использовании различных изобразительных средств, относится лепка, рисование, создание коллажей.

Методика организации ИЗО-деятельности может быть  разной: директивной и недирективной. Директивная форма предполагает  выполнение задачи, поставленной воспитателем: «Слепи шарик». Недирективная форма предполагает самостоятельный выбор ребенком фигурки для лепки, цвета пластилина и т.д.

Интересным и полезным в работе  может стать методика «Фотоальбом моей жизни», которая  используется и для диагностики, и для методики, и для терапии. Эта методика помогает развить чувства ребенка, формировать ощущения своего «Я», отрабатывать различный эмоциональный опыт, проигрывать многообразные ситуации на одной и той же фотографии.

Для этого необходимо иметь обычный фотоальбом для каждого ребенка, в котором должны быть его фотографии.

Желательно иметь фото с момента его поступления в дом ребенка и до настоящего времени, на которых он изображен в различные режимные моменты: в игре, в манеже и т.п.; в различных эмоциональных состояниях. Каждый фотоальбом имеет свой цвет, который дети запоминают.

Начиная с двух лет (иногда можно раньше) Вы предлагаете ребенку почитать «его книжку», т.е. книжку о нем. Он сам вам находит этот фотоальбом, приносит, и вы начинаете придумывать истории типа: «Жил-был маленький хороший мальчик. Посмотри сюда. Это ты. Звали его…. Он был такой маленький, что его все очень любили и жалели. Каждый день он просил кушать и иногда громко плакал. Однажды…»

Трудно переоценить методику «Фотоальбом моей жизни» для формирования личности малышей, находящихся в условиях дома ребенка. Казалось бы, такой пустяковый способ занять ребенка. Но практика показывает, что при систематическом чтении «книги жизни» (в доме ребенка это делается по очереди: вы рассказываете сказку о Пете, а остальные дети читают свои альбомы), малыши начинают гораздо быстрее ориентироваться в книжках (правильно располагать, листать страницы, рассматривать картинки в любой книге и т.д.), у них формируется регулятивная функция речи, а главное развивается мотивация, служащая основой для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Используемая литература:

Образовательная программа дополнительного профессионального образования

«Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в домах ребенка как основа профилактики детской инвалидности и социального сиротства».

Авторы: Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В., Москва 2013

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / / Вопросы психологии. 1966.  № 6

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.

Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....