Роль театрализованных игр при ознакомлении детей с нарушением речи с художественной литературой.
статья по коррекционной педагогике на тему

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Во время овладения художественными образами, формируется эмоциональная сфера детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль театрализованных игр при ознакомлении детей с нарушением речи с художественной литературой.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы. Немалую помощь в преодолении данных проблем могут оказать театрализованные игры.

Большое значение театрализованные игры имеют для расширения жизненного опыта ребенка, способствуют развитию любознательности,  стремления к познанию нового и новых способах действия. Дети обогащают свой кругозор, постигая окружающий мир посредством художественных образов, знакомятся с новыми героями, сюжетами, музыкальными звуками.

Развивается речь детей. Упражнения на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат. Дети разучивают и запоминают тексты игр и ролей. Активизируется словарь, совершенствуется культура речи, улучшается интонационный строй, выразительность произнесения,  совершенствуется диалогическая речь.

Во время овладения художественными образами, формируется эмоциональная сфера детей. Они учатся сопереживать своим героям, приобретают первые эстетические категории в противопоставлении понятий «добро – зло», «прекрасное – безобразное», «хорошее – плохое», таким образом, происходит постижение правил поведения в обществе.

Во время театрализованных игр реализуются коммуникативные навыки детей. Они приобретают умение общаться вербально и без слов, а также получают навык ориентироваться на бесконфликтный, позитивный контакт.

Неоценима роль театрализованных игр в их помощи ребенку реализовать полет фантазии, воображения, способность к импровизации

В результате использования театрализованных игр в работе с детьми с нарушением речи дети приобретают умения: формулировать свои мысли и излагать их публично, увлекательно говорить; владеть своим голосом и выразительностью речи;  лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.                                                                       Таким образом, театрализованные игры являются одним из эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, где средством обучения является игра.

 Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

 К режиссерским играм можно отнести настольный театр, плоскостной (на фланелеграфе, теневой, на тарелках, на веревочках), кукольный (би-ба-бо, марионетки, пальчиковый). В ходе режиссерской игры дети могут с помощью любого предмета детского обихода взять на себя и выразить роль с помощью этого предмета. В такой игре ребенок должен оречевлять действия, которые он производит с предметом. Все эти игры проигрываются фронтально (перед человеком). Идет коррекция глаз–рука – это особенность режиссерской игры.

     Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей, воображения, способности управлять собой, умение контактировать с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: «Повторное чтение стихотворений про автомобили»

Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и л...

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: « Стихи про легковые и грузовые машины»

Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и легковые. Закр...

Конспект познавательно-оздоровительного развлечения «В дружину богатырскую» (на основе предварительной работы по ознакомлению детей с былиной как жанром художественной литературы)

Программное содержание.Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной  культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственн...

Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.Искусство слова отражает действительность ...

Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору....

Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного  возраста с детской художественной  литературой в процессе театрализованной  деятельности»...