ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Месяц | Занятие | Программное содержание | |
№ | Тема | ||
СЕНТЯБРЬ | 1 | К нам приехали игрушки | • Познакомить детей с игрушками в групповой комнате, с обобщающим понятием «игрушки». • Познакомить с местонахождением разных игрушек. • Показать приемы осязательного обследования игрушек, называя их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за взрослым). |
2 | Маша-растеряша | • Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одежда», «обувь». • Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту расположения среди других). • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что делают в раздевалке?». «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик?» и т.п. • Дать детям образцы ответов. | |
3 | Я и мое имя | • Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя. • Обратить внимание детей на то, что по имени можно узнать, кто это - мальчик или девочка. • Учить детей отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?»; обращаться друг к другу по имени, называть имена друг друга ласково. • Дать детям образцы ответов на вопросы и обращения к другим по имени. | |
4 | Уроки Мойдодыра | • Познакомить детей с правилами личной гигиены: предметами туалета и их назначением (предоставить возможность рассмотреть, ощупать, понюхать). • Учить правильно мыть руки (закатывать рукава, открывать кран с водой, намыливать руки до густой пены и т.д.). • Продемонстрировать все действия и выполнить их вместе с каждым ребенком, описывая и объясняя их. • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты делаешь?», «Какая вода?». «Какое мыло?» и т.д. Дать детям образцы ответов. | |
ОКТЯБРЬ | 1 | Волшебный цветной мир | • Учить детей выделять основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий) в предметах ближайшего окружения, сопоставлять их с эталонами цвета, правильно называть (повторяя за тифлопедагогом). • Дать детям представление о многообразии цветов окружающего мира. Продемонстрировать это в группе и во время прогулки - на участке группы. |
2 | Маленькие помощники | • В процессе наблюдений за трудом помощника воспитателя обратить внимание детей на основные трудовые процессы. • Приобщать к выполнению простейших трудовых действий, показывая последовательность и правильность их выполнения. • Учить рассказывать о своих действиях. Дать детям образец их описания: «Я подметаю», «Я протираю пыль» и т.д. • Воспитывать желание оказывать посильную помощь; учить предлагать взрослым свою помощь (повторяя за тифлопедагогом, например; «Мария Петровна, я хочу помочь Вам подмести пол»). | |
3 | Фрукты | • Учить узнавать и правильно называть фрукты, выделять их характерные признаки с помощью зрения, осязания и обоняния. • Познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты», дать представление о том, что фрукты растут в саду. • Упражнять в узнавания фруктов на ощупь (не более трех). | |
4 | Моя семья | • Дать детям представление о семье, как о людях, живущих вместе (мама, папа, дети и т.д.). • Учить детей называть свои имя и фамилию, говорить друг другу, как зовут их мам и пап, называть имена своих близких ласково. • Дать детям образцы обращения друг к другу и к взрослым. | |
НОЯБРЬ | 1 | Игры с фигурками-человечками | • Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательным способом (обведение пальцами контура фигуры с одновременным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их. • Учить выделять части из целого. • Упражнять в назывании основных цветов. • Дать детям образцы описания своих действий, правильного называния геометрических фигур и их цвета. |
2 | О чем рассказал нам грузовик? | • Рассмотреть грузовую машину, которая привозит в детский сад продукты, рассказать детям о ее назначении, о труде водителя. • Формировать навыки общения - учить вежливо здороваться, обращаться с просьбами: «Здравствуйте!», Покажите нам, пожалуйста, машину», «Расскажите, пожалуйста, что привозит машина в детский сад» и т.д. (повторять за тифлопедагогом). • Показать и назвать основные части машины (дети повторяют эти названия за взрослым). • Предоставить детям возможность осторожно ощупать некоторые части машины (например, колеса, руль, сиденье водителя). | |
3 | Рыбки в нашем аквариуме | • Дать детям представление о рыбках, как о живых существах, обитающих в воде. • В процессе наблюдения за рыбками познакомить детей с особенностями их строения. Учить выделять рыбок по величине и цвету. • Вместе с детьми покормить рыбок. • Учить выражать словесно свои впечатления: «Рыбки плавают», «Рыбки красивые», «Эта рыбка самая большая. Она красного цвета» и т.д. Дать детям образцы описания. | |
4 | Наш детский сад | • Знакомить детей с помещениями детского сада и их назначением. • Учить называть помещения детского сада: «Это коридор», «Здесь кухня», «Здесь музыкальный зал», «Это физкультурный зал» и т.д. • Обратить внимание детей на особенности поведения в разных помещениях детского сада в соответствии с их назначением. • Дать детям образцы правильного называния помещений детского сада. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | В гости к трем медведям | • Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении величины предметов. • Учить устанавливать и обозначать в речи различия предметов по величине (большой, маленький). • В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание. • Дать детям образцы описания их действий. |
2 | Как мы мебель покупали | • Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель». • Дать представление о назначении некоторых предметов мебели группы, спальни, раздевалки. • Учить узнавать зрительно и на ощупь предметы мебели с помощью зрения и осязания и правильно называть их. • Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева». • Дать детям образцы правильного называния предметов мебели и описания их назначения. | |
3 | Куклы Даша и Маша собираются в гости | • Дать детям представление о трудовых действиях и предметах труда парикмахера. Продемонстрировать их. • Показать, как пользоваться расческой. Учить детей пользоваться расческой самостоятельно. • Учить описывать свои действия: «Я причесываюсь»; выражать свои желания: «Я хочу быть красивой». «Я хочу быть аккуратной»; просьбы: «Причешите меня, пожалуйста», «Помогите мне, пожалуйста»; свои ощущения: «Волосы стали шелковистыми» и т.д. • Дать детям словесные образцы. | |
4 | Мы дружим с комнатными растениями | • Познакомить детей с понятием «растение». • Показать составные части растения (корень, стебель, листья). • Учить узнавать части растения с помощью зрения и осязания. • Учить отражать в речи свои впечатления: «Растение красивое», «Листья гладкие», «Листья зеленые» и т.д. •Дать детям образцы описания своих впечатлений. | |
ЯНВАРЬ | 1 | В магазин за продуктами | • Дать детям представление о магазинах, их роли в жизни людей, о том, что магазины бывают разные. • Дать представление о том, что такое «продукты», показать и назвать некоторые из них (например, пакет молока, батон хлеба, упаковка сосисок). • Учить детей узнавать продукты с помощью зрения и осязания, правильно называть их. |
2 | Птицы на нашем участке | • Дать детям представление о птицах, зимующих в наших краях (на примере знакомых детям птиц, прилетающих на территорию детского сада). • В процессе наблюдения за птицами учить детей внимательно их рассматривать, слушать, какие звуки они издают (крики птиц, шум крыльев). • Вместе с детьми покормить птиц на кормушке. Объяснить, почему это необходимо делать. • Учить отражать в речи свои впечатления: «Воробей маленький», «Он проворный» и т.д. • Дать детям образцы описания своих впечатлений. | |
3 | Я увидел свой портрет | • Познакомить детей с нашими «умными помощниками»; глазами, ушами, носом, ртом; учить находить и узнавать их с помощью зрения и осязания (на себе самом и друг на друге). • Познакомить с понятием «отражение». Учить внимательно рассматривать свое отражение в зеркале. • Воспитывать интерес к собственной внешности и внешности окружающих. • Учить рассказывать о себе и других детях: «У меня глазки серые», «У Сережи глазки синие» и т.д.). • Побуждать детей к доброжелательному общению. • Дать детям образцы описания своей внешности. | |
4 | Звуки большого города | • Обратить внимание детей на разнообразие транспорта на улице города (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы и т.д.), • Учить детей вслушиваться в звуки проезжающего транспорта, обратить их внимание на то, что по звуку можно узнать, какая машина проехала. • Упражнять в подражании звукам разных видов транспорта. • Понаблюдать за движением машин, автобусов, подъезжающих к остановке. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Если гости к нам пришли | • Показать и назвать некоторые предметы посуды. Объяснить их назначение. • Познакомить детей с обобщающим понятием «посуда». • Упражнять в зрительно-осязательном обследовании, нахождении и назывании отдельных предметов посуды. • Дать детям представление о том, как надо встречать гостей (вежливо здороваться, быть приветливыми, внимательными). • Продемонстрировать детям такое поведение и дать образцы обращения к гостям. |
2 | Мы платочки постирали | • Познакомить детей с приемами стирки и необходимыми для этого предметами. • Учить выполнять простейшие трудовые действия. • Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. • Учить рассказывать о своих действиях: «Я стираю платочки» и т.д.; о своих впечатлениях; «Водичка теплая», «Платочки стали чистые» и т.д. • Дать детям образцы описания своих действий и впечатлений. | |
3 | О чем рассказал нам светофор | • В процессе наблюдений на улице города познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. • Дать представление о светофоре, о его назначении. • Понаблюдать за работой светофора. • Учить правильно называть цвет сигналов светофора. | |
4 | Я и мое тело | • Знакомить детей с частями своего тела. • Учить узнавать с помощью зрения и осязания части своего тела и правильно называть их. • Упражнять детей в играх, раскрывающих функциональные возможности рук. • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что это?». «Зачем тебе нужны руки?», Что ты делаешь правой (левой) рукой?» и т.д. • Дать образцы ответов. | |
МАРТ | 1 | Посещение кухни детского сада | • Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада (кухней), с взрослыми, которые там работают. • Дать возможность понаблюдать за работой повара. • Формировать навыки общения: учить приветливо здороваться; обращаться к взрослым но имени и отчеству; вежливо задавать вопросы; выражать свои просьбы. • Дать детям образцы правильного поведения на кухне и общения с работниками кухни. |
2 | Наши глаза | • Знакомить детей с органами чувств (глаза). • Дать представление о возможности получения информации об окружающем мире с помощью глаз. • Учить зрительно контролировать свои действия («Смотри внимательно». «Посмотри еще раз, правильно ли ты сделал» и т.п.). • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты видишь на столе?», «Что ты видишь за окном?», «Какого цвета яблоко?», «Как называется эта игрушка?» и т.д. • Дать детям образцы описания своих зрительных впечатлений, например: «Я вижу игрушки», «Я вижу своего друга», «Я увидел, что игрушка большая», «Я увидел, что мяч красный» и т.д. | |
3 | Каким бывает настроение | • Знакомить детей с неречевыми средствами общения (выражение эмоциональных состояний человека). • Продемонстрировать детям, как можно с помощью мимики передать свою радость. • Учить с помощью мимики изображать радость (перед зеркалом, друг другу). • Упражнять детей в создании радостного настроения («Улыбнись своим друзьям». «Назови имя своего друга ласково», «Скажи ласковые слова воспитателю» и т.д.). • Дать детям образцы этих действий. | |
4 | Путешествуем по детскому саду | • Учить детей безопасному движению в помещениях детского сада, используя зрение и сохранные анализаторы. • Упражнять в узнавании и назывании разных помещений детского сада. • Учить отвечать на вопросы и выполнять инструкции взрослого: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Где мы сейчас находимся?», «Иди в ту сторону, где слышна музыка» и т.д. • Дать детям образцы ответов. | |
АПРЕЛЬ | 1 | Бумажные предметы | • Познакомить детей с предметами, сделанными из бумаги (3 предмета ближайшего окружения). • Учить узнавать их с помощью зрения и осязания и правильно называть. • Дать детям образцы правильного называния предметов и материала, из которого они сделаны, например: «Это книжка. Она сделана из бумаги». |
2 | Оденем куклу на прогулку | • Учить детей различать с помощью зрения и осязания и правильно называть предметы своей одежды (например: платье, куртка, брюки); находить и показывать ее части (рукава, ворот, карманы). • Учить отбирать необходимые предметы одежды для прогулки (из набора кукольной одежды) с учетом погодных условий. • Дать детям образцы правильного называния предметов одежды, описания и объяснения своих действий. | |
3 | Прогулка на ближайшую улицу | • Понаблюдать, как ведут себя люди на остановке автобуса, при переходе улицы. • Напомнить детям, для чего нужен светофор. • Рассмотреть дома и магазины на улице. • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Где можно переходить дорогу?», «На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?» и т.д. • Дать детям образцы ответов. | |
4 | Что услышали наши ушки | • Знакомить детей с органами чувств (уши). • Продемонстрировать возможности получения информации об окружающем мире с помощью слуха. • Упражнять в определении источника звука. • Учить отвечать на вопросы: «Что ты слышишь вокруг?». «Послушай внимательно. Что сейчас делает Мария Петровна (помощник воспитателя)?» и т.п. • Дать детям образцы описания своих слуховых впечатлений. | |
МАЙ | 1 | Как мы убирали свой участок | • В процессе наблюдения дать детям представление о труде дворника, о его рабочем инвентаре. • Продемонстрировать выполнение некоторых трудовых действий на участке группы (сгрести грабельками мусор, собрать мусор в совок, выбросить мусор в ведро или урну и т.п.), привлекать к этим действиям детей. • Упражнять в узнавании с помощью зрения и осязания и правильном назывании инвентаря (детский набор) для работы на участке. • Дать детям образцы правильного называния инвентаря и своих трудовых действий. |
2 | Наша клумба | • Познакомить детей с растениями, растущими на клумбе участка. • Учить наблюдать за растениями на клумбе, узнавать их с помощью зрения, осязания, обоняния, правильно называть некоторые из них. • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что растет на клумбе?», «Как называется этот цветок?», «Какого он цвета?», «Какой запах у цветка?» и т.н. •Дать детям образцы ответов. | |
3 | Мы любим наши игрушки | • Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам. • Привлекать к выполнению трудовых действий (мыть игрушки, причесывать и одевать кукол, аккуратно убирать игрушки на место). • Учить описывать и объяснять свои действия с помощью вопросов взрослого: «Что ты делаешь с куклой?», «Зачем ты причесываешь куклу?», «Зачем ты убираешь игрушки?» и т.д. • Дать детям образцы описания и объяснения своих действий. | |
4 | Прогулка по территории детского сада | • Учить детей наблюдать за окружающим, выделять с помощью зрения и сохранных анализаторов разные объекты (деревья, цветы, птиц, насекомых и т.д.). • Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты видишь на своем участке?», «Какая птица прилетела?» и т.д. • Дать детям образцы ответов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...