Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с онр.
презентация по коррекционной педагогике на тему
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико – грамматический строй речи.
комментарии к слайдам.
Горской Аллы Григорьевны.
Лексико – грамматический строй речи.
1 слайд
Что это такое?
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный.
Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов,
под активным – употребление их в речи.
2 слайд
Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
3 слайд.
Давайте рассмотрим, как в норме развивается речь ребенка.
К году- у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Эти слова могут обозначать, как названия предмета, так и его действие, например: (би-би, му, мяу, бух,), лепетные слова (ди – "иди", моко – "молоко").
4 слайд.
К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
5 слайд.
К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.
6 слайд.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов.
По данным исследователей:
50,2% составляют существительные;
27,4% – глаголы;
11,8% – прилагательные;
5,8% – наречия.
7 слайд.
К 5 годам словарь состоит из 2200 слов. Дети должны правильно употреблять существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности могут встречаться у детей, в употреблении существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
8 слайд.
На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическими конструкциями и пользуются ими достаточно свободно.
9 слайд.
К. И. Чуковский отмечал:
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, и при этом даже не замечая своей колоссальной работы».
10 слайд.
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
11 слайд.
-Рассмотрим особенности речи детей с ОНР.
-Бедность и искаженность словарного запаса;
-Отсутствуют некоторые обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.);
-Наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»),
-Неверное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»),
-Пропуск предлогов («Все лицо морщинках») или употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки.
12 слайд.
Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание.
Для этого необходимо:
-Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи;
-Помочь детям практически освоить систему родного языка (изменение по родам, числам, временам);
-Закреплять навык правильного согласования слов в предложении, построения разных типов предложений и сочетания их в связной речи.
-Формировать практические грамматические навыки через речевое общение со взрослыми и детьми.
13 слайд.
Методы: Приёмы:
Дидактические игры; Создание проблемной ситуации;
Словесные упражнения; Показ нужной формы,
Рассматривание картин; Исправление ошибок;
Пересказ коротких рассказов, Использовать наводящие вопросы,
сказок. напоминающие о том, как сказать
правильно.
14 слайд.
Работа по формированию правильной речи у детей с ОНР должна носить систематический характер.
Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться:
а) на закономерности развития речи ребенка в норме;
б) на имеющийся запас речевых навыков.
15 слайд.
Дидактические игры и задания для развития лексико-грамматического строя речи у детей.
16 слайд.
Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок включающих две группы предметов. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель, одежда и обувь и т.д.
17 слайд.
Игра «Найди лишний предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные накартинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Примерные серии картинок:
Капуста, слива, огурец, помидор;
Платье, юбка, шапка, брюки;
18 слайд.
Логопед предлагают детям назвать «лишнее слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
а) Существительные:
зима, апрель, весна, осень;
слива, яблоко, помидор, абрикос;
лошадь, олень, корова, свинья;
б) Прилагательные:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
в) Глаголы:
думать, ехать, размышлять, соображать;
налил, насорил, вылил, перелил.
19 слайд.
«Назови одним словом».
Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д.
Дай «ласковые имена»:
Валя-Валечка, Вася – Васенька, Соня – Сонечка…
«Назови ласково»
Дом- домик, нос-носик, хвост-хвостик, карандаш-карандашик, забор-заборчик, шкаф- шкафчик,…
«Один и много».
Педагог называет один предмет, а ребёнок – много.
( У меня один огурец – а у меня много огурцов)…
«Много – один»
Педагог называет много предметов, а ребенок один.
«Считай до пяти»
Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров и т. д.
20 слайд.
Изменить по образцу»
Белый – беленький. (тёплый, старый, кислый, лёгкий, чистый, добрый, толстый, сладкий, тонкий, узкий, мягкий…)
«Измените предложения по образцу»
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
(Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …)
«Скажи по образцу»
Какая посуда:
Из стекла – стеклянная.
(Из металла … Из глины …
Из дерева … Из хрусталя …
Из серебра … Из пластмассы)
21 слайд.
«Есть - нет».
Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста – а у меня нет свежей капусты.
(Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко…).
«Какой?»
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
(Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, яблоко).
«Большой – маленький»
Стол-столик, (булка - ... стул - ... чашка - ... салфетка - ... тарелка - ... огурец - ... конфета - ... диван - ... полка - ... нож - ... кружка - ... )
22 слайд.
«Расхвали»
К каждой картинке, подобрать как можно больше слов – определений.
Например:
Рукавички – новые, красивые, дорогие, розовые, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
23 слайд.
Образование притяжательных прилагательных по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
(Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … )
Шуба из белки – беличья шуба.
Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …
24 слайд. (Игры с мячом)
« Скажи наоборот».
Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.
Одеть- раздеть
Поднять-опустить
Бросить-поймать
Спрятать-найти
Дать-взять.
Купить-продать
Налить-вылить.
25 слайд.
«Правильно назови детенышей животных».
У лисы – лисенок, лисята.
У ежа – ежонок, ежата.
У кошки –котенок, котята.
У свиньи- поросенок
У слона- слоненок
У мышки- мышонок
У волка- волчонок
У коровы- теленок и т.д.
26 слайд.
Игра «Правильно назови листья»
Лист дуба- дубовый
Лист осины,
Березы-…
Клена-…
Липы-…
Яблони-…
Рябины-…
Смородины-…
Шишка ели-…
Шишка сосны-…
Сережка березы-…
27 слайд.
«Бумажная сказка»
28 слайд.
«Пальчиковый театр»
29 слайд.
«Части предметов»
30 слайд.
Игра « Кто где живет?»
На доске выставлены картинки с изображением жилища животных. Дети отвечают на вопрос «Кто где живет?»
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Волк в логове.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
31 слайд.
«Покажи на себе и на кукле и назови»
Голова-головка, головушка;
Лоб – лобик;
Уши – ушки;
Нога – ножка;(затылок, губы, рука, щёки, пальцы, спина, глаза, ногти, живот, брови, ресницы, шея, нос, язык).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...