Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с онр.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Горская Алла Григорьевна

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

*Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие.
*Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
*Различают словарь пассивный и активный.
* Под пассивным словарем понимают  возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико – грамматический строй речи.

комментарии к слайдам.

Горской Аллы Григорьевны.

Лексико – грамматический строй речи.

1 слайд

Что это такое?

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный.

 Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов,

 под активным – употребление их в речи.

2 слайд

Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

3 слайд.

Давайте рассмотрим, как в норме  развивается речь ребенка.

К году- у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Эти слова могут обозначать, как названия предмета, так и его действие, например: (би-би, му, мяу, бух,), лепетные слова (ди – "иди", моко – "молоко").

4 слайд.

К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

5 слайд.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.

6 слайд.

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов.

 По данным исследователей:

50,2% составляют существительные;

27,4% – глаголы;

11,8% – прилагательные;

5,8% – наречия.

7 слайд.

К 5 годам словарь состоит из 2200 слов. Дети должны правильно употреблять существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности могут встречаться у детей, в употреблении  существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

8 слайд.

На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическими конструкциями и пользуются ими достаточно свободно.

9 слайд.

К. И. Чуковский отмечал:

 «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, и при этом даже не замечая своей колоссальной работы».

10 слайд.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

11 слайд.

-Рассмотрим особенности речи детей с ОНР.

-Бедность и искаженность словарного запаса;

-Отсутствуют некоторые обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.);

-Наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»),

-Неверное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»),

 -Пропуск предлогов («Все лицо морщинках») или употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки.

12 слайд.

Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание.

Для этого необходимо:

-Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи;

-Помочь детям практически освоить систему родного языка (изменение по родам, числам, временам);

-Закреплять навык правильного согласования слов в предложении, построения разных типов предложений и сочетания их в связной речи.

-Формировать практические грамматические навыки через речевое общение со взрослыми и детьми.

13 слайд.

Методы:                                                  Приёмы:

Дидактические игры;                          Создание проблемной ситуации;

Словесные упражнения;                     Показ нужной формы,          

Рассматривание картин;                     Исправление ошибок;  

Пересказ коротких рассказов,           Использовать наводящие вопросы,

сказок.                                                          напоминающие о том, как  сказать

                                                                         правильно.

14 слайд.

Работа по формированию правильной речи у детей с ОНР должна носить систематический характер.

Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться:

а) на закономерности развития речи ребенка в норме;

б) на имеющийся запас речевых навыков.

15 слайд.

Дидактические игры и задания для развития лексико-грамматического строя речи у детей.

16 слайд.

Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы  (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок включающих две группы предметов. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы,  посуда и мебель,                                                                                                                                                                        одежда и обувь и т.д.

17 слайд.

Игра «Найди лишний предмет».                                                                                   Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы,  изображенные накартинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».                     Примерные серии картинок:

 Капуста, слива, огурец, помидор;

Платье, юбка, шапка, брюки;

18 слайд.

Логопед предлагают детям назвать «лишнее слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) Существительные:

    зима, апрель, весна, осень;

    слива, яблоко, помидор, абрикос;

     лошадь, олень, корова, свинья;

б) Прилагательные:

     грустный, печальный, унылый, глубокий;

     храбрый, звонкий, смелый, отважный;

     желтый, красный, сильный, зеленый;

в) Глаголы:

    думать, ехать, размышлять, соображать;

    налил, насорил, вылил, перелил.

19 слайд.

«Назови одним словом».

Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д.

 Дай «ласковые имена»:

Валя-Валечка, Вася – Васенька, Соня – Сонечка…

   «Назови ласково»

Дом- домик, нос-носик, хвост-хвостик, карандаш-карандашик, забор-заборчик, шкаф- шкафчик,…

«Один и много».

Педагог называет один  предмет, а ребёнок – много.

( У меня один огурец – а у меня много огурцов)…

«Много – один»

Педагог называет много предметов, а ребенок один.

«Считай до пяти»

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров и т. д.

20 слайд.

Изменить по образцу»

Белый – беленький. (тёплый, старый, кислый, лёгкий, чистый, добрый, толстый, сладкий, тонкий, узкий, мягкий…)

«Измените предложения по образцу»

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

(Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …)

«Скажи по образцу»

Какая посуда:

Из стекла – стеклянная.

(Из металла … Из глины …

 Из дерева … Из хрусталя …

Из серебра … Из пластмассы)

21 слайд.

«Есть - нет».

 Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».  

- У меня есть свежая капуста – а у меня нет свежей капусты.

(Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко…).

«Какой?»

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

(Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, яблоко).

«Большой – маленький»

Стол-столик, (булка - ... стул - ... чашка - ... салфетка - ...  тарелка - ... огурец - ... конфета - ... диван - ... полка - ... нож - ... кружка - ... )

22 слайд.

«Расхвали»

 К каждой картинке, подобрать как можно больше слов – определений.

Например:

Рукавички – новые, красивые, дорогие, розовые, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

23 слайд.

Образование притяжательных прилагательных по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

(Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … )

Шуба из белки – беличья шуба.

Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …

24 слайд.  (Игры с мячом)

 « Скажи наоборот».

Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть- раздеть

Поднять-опустить

Бросить-поймать

Спрятать-найти

Дать-взять.

Купить-продать

Налить-вылить.

25 слайд.

«Правильно назови детенышей животных».

У лисы – лисенок, лисята.

У ежа – ежонок, ежата.

У кошки –котенок, котята.

У свиньи- поросенок

У слона- слоненок

У мышки- мышонок

У волка- волчонок

У коровы- теленок и т.д.

26 слайд.

Игра «Правильно назови листья»

Лист дуба- дубовый

Лист осины,

Березы-…

Клена-…

Липы-…

Яблони-…

Рябины-…

Смородины-…

Шишка ели-…

Шишка сосны-…

Сережка березы-…

27 слайд.

«Бумажная сказка»

28 слайд.

«Пальчиковый театр»

29 слайд.

«Части предметов»

30 слайд.

Игра « Кто где живет?»

На доске выставлены картинки с изображением жилища животных. Дети отвечают на вопрос «Кто где живет?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк в логове.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

31 слайд.

«Покажи на себе и на кукле и назови»

Голова-головка, головушка;

Лоб – лобик;

Уши – ушки;

Нога – ножка;(затылок, губы, рука, щёки, пальцы, спина, глаза, ногти, живот,  брови, ресницы, шея, нос, язык).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...