Наши дети не станут "Иванами, не помнящими родства", а ещё и с ФГОСом справятся.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Статья о минимузеях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 342.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
|
Наши дети не станут «Иванами, не помнящими родства»,
а еще и с ФГОСом справятся
Нижневартовск - сравнительно небольшой город, и музеев у нас не много, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что такое музей? На наш взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Для наших воспитанников – музей, как источник познания, и он открывается в детском саду.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначено содержание образования детей через образовательные области. Так социально- коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Следуя содержанию познавательного развития не менее важно формирование первичных представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, об объектах окружающего мира.
Важная особенность наших мини-музеев — участие в их создании детей и их родителей, т.е. сотрудничество с семьей. Дошкольники чувствуют свою и семейную причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, размещении в групповом помещении, собирают и приносят из дома экспонаты, едут в отпуск и помнят о том, что для музея будет особенно важно и нужно. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Они находятся в групповом помещении и их можно посещать каждый день. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его самые дорогие люди: папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В нашем детском саду в каждой группе созданы мини-музеи: мини-музей часов, мини-музей собак, мини-музей кукол, мини-музей коров, народно- прикладных видов искусства и т.д.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея, поэтому первые экспонаты воспитатели Кирилина Ольга Ивановна и Рябченкова Татьяна Викторовна разместили в уголке уединения. По их мнению, первую экскурсию в мини- музей, непосредственное знакомство с понятием «музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в младшей группе в марте-апреле. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми 3-4 лет, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома и тогда первое посещение музея станет во многом «встречей со старыми знакомыми предметами».
Групповой мини-музей открыт для экскурсий, сюда приходят дети из других групп детского сада. Экскурсанты могут узнать об истории, происхождении различных предметов, увидеть и потрогать широкое разнообразие экспонатов. Рассказ экскурсовода сопровождается фольклорными мудростями и народными приметами. Через мини-музей происходит изучение предметов и явлений природы родного края. А хозяева музея наперебой рассказывают о своих экспонатах. Педагоги пользуются экспонатами музея для проведения образовательной работы с дошкольниками.
Мини-музеи в группах компенсирующей направленности, которые посещают дети с задержкой психического развития- это место уединения и психологической разгрузки детей, здесь ребенок соприкасается с разными экспонатами самостоятельно: рассматривает, любуется, приходит в психологическое равновесие.
Научная достоверность и удачно найденная образная форма делают информацию мини-музея запоминающейся. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Кроме того, участие воспитанников в создании экспозиций позволяет зрительно фиксировать пройденный материал, что способствует усвоению информации. Работа в мини-музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы. Все названные особенности музейной педагогики делают музей своим для ребёнка.
Над созданием наших мини- музеев работал весь педагогический коллектив во главе с заведующим Гаманистовой Т.Н., она уверена, что «человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот и мы стараемся зародить и сохранить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное. Заместитель по воспитательно и методической работе Кулябина Е.В. часто напоминает воспитателям мудрость-фразеологизм об «Иванах, не помнящих родства».
В мини – музее старшей группы «А» «Кукляндия» воспитанники наперебой рассказывают своим сверстникам историю, культуру и традиции возникновения разных кукол, демонстрируют прародителей современных. Галина Аркадьевна Завертайло организовала эту работу со средней группы.
Благоприятные условия для развития и обогащения представлений и речи ребятишек в мини – музее «Часы», который воспитанники подготовительной группы создавали не один год вместе с воспитателем Уразаевой Флорой Каримовной. Здесь есть командирские, морские, песочные и самые древние солнечные часы. Спросите о часах в этой группе, разговор затянется очень надолго. В этой же группе коллекция «Собаки- наши друзья» формирует у детей представление о породах, повадках собак и бережном отношении к животным. Старшие дошкольники выступают в музее в роли экскурсоводов.
Под руководством учителя- дефектолога Коуровой Альбины Витальевны дети на протяжении трех лет совместно с родителями собирали различные пуговицы, где пуговицы были применены в совместно организованной деятельности так и в индивидуальной работе. Например, на занятиях по развитию элементарных математических представлений дети совместно с учителем – дефектологом составляют различные логические задачи, которые способствуют познавательной активности ребенка.
Групповой мини- музей дети посещают систематически, много знают об экспонатах, ориентируются в них свободно, но экспозиции мини – музеев не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются экспонатами, насыщаются новым содержанием, поэтому интерес детей не угасает на протяжении длительного времени.
Мини- музеи дополняет ту большую работу, которая проходит в дошкольном учреждении по воспитанию граждан своей страны, патриотов Родины и людей, умеющих относится к другим людям доброжелательно и с интересом.
Дети восторженно рассказывают родителям о своих мини- музеях и посещая передвижные выставочные залы городского музея им. К. Шуваева ведут себя как знатоки, слушатели, ценители истории. Небольшой мини-музей в группе детского сада может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Без сомнения это окажет влияние на формирование его личности, воспитание достойного гражданина.
Таким образом, экспозиции мини - музеев позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственной образовательной деятельности. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в музее в роли экскурсоводов - а это эффективный метод развития речи.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях в других городах. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличивается число совместных с родителями посещений выставок города, о чём потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. Создание мини – музеев в группах позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей дошкольного возраста.
Дети проявляют устойчивый интерес к музейной живописи. В процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.). Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов
Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса. Мини-музеи в группах детского сада стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в образовании дошколят в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не быть Иванами, не помнящими родства
Праздник для детей с участием родителей по сохранению семейных традиций...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детей с ЗПР Тема: «Закрепление знаний о цифрах. Порядковый счёт. Слева, справа, вверху, внизу».
Упражнение в счете предметов до 7-ми.Сравнение и уравнивание множествЗакрепление порядкового счета в пределах 7-ми.Упражнение в ориентировке в пространстве и на листе бумаги.Знакомство с цифрой ...

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"
17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Статья по здоровьесбережению для детей 2-3 лет "Здоровье наших детей , в наших руках"
На данное время особую если не главную роль имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.Сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения превращается ав...

Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие ро...