Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
консультация
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие родители теряются: как справляться с беспричинными истериками и бесконечными «нет, не буду, не хочу, не пойду»? Почему это происходит? Как реагировать и нужно ли это делать? Ответы на эти вопросы родители получат на семинаре-практикуме «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
Цель семинара: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.
Задачи:
• познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей 3–4 лет;
• проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им;
• развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми;
• оптимизировать детско-родительские отношения.
Продолжительность: 1 ч.
Материалы и оборудование: мяч, бланки с ситуациями, список литературы на каждого участника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley_detey_3-4_let.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Советы психолога родителям дошкольников»
Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет
«В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
Подготовила:
педагог-психолог
Зиганшина Дарья Минигалиевна
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие родители теряются: как справляться с беспричинными истериками и бесконечными «нет, не буду, не хочу, не пойду»? Почему это происходит? Как реагировать и нужно ли это делать? Ответы на эти вопросы родители получат на семинаре-практикуме «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
Цель семинара: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.
Задачи:
• познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей 3–4 лет;
• проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им;
• развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми;
• оптимизировать детско-родительские отношения.
Продолжительность: 1 ч.
Материалы и оборудование: мяч, бланки с ситуациями, список литературы на каждого участника.
Ход семинара
1. Разминка «Электрический ток»
Инструкция. Стоя в кругу, через рукопожатие участники передают друг от друга сигнал. Начинает педагог-психолог, к которому сигнал должен вернуться с другой стороны. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях через промежутки времени, от разных водящих. В этой игре важно не сбиться.
2. Вступительное слово педагога-психолога
Наверное, каждая мама хотя бы раз чувствовала себя неудобно и растерянно, когда ее ребенок неожиданно заливался слезами, поднимал крик, начинал биться об пол. В возрасте от года до 3–4 лет ребенок приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Он начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».
У некоторых детей капризы переходят в истерики, бывают довольно часто и проходят бурно: они топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадется под руку, бросаются на пол. Другие дети быстро раздражаются и так же быстро затихают.
Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера.
3. «Мозговой штурм» — «Что я подразумеваю под понятием “каприз”?»
Родителям предлагается высказать свое мнение о том, что они подразумевают под понятием "каприз". При проведение данного упражнения необходимо соблюдать ряд правил: запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма, выдвижение как можно большего количества идей, обязательная фиксация всех идей и т.л.
4. Упражнение «Я капризничаю, когда…»
Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»
Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой — проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после.
5. Мини-лекция «Причины детских капризов»
У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило, возникают не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом :
1) его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает;
2) хочет привлечь к себе внимание — он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки;
3) хочет добиться чего-то очень желаемого — покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных ребенку причин;
4) выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным — это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не станет самостоятельным и уверенным в себе. Всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;
5) испытывает психоэмоциональное напряжение — ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние.
6. Командная игра «Как мы боремся с капризами»
Инструкция. Родители делятся на две команды, получают карточки с описанием ситуации. Представитель от команды зачитывает содержание карточки. Соперники в течение 2 мин должны дать комментарий и предложить способ воздействия на ребенка.
- В воскресенье сын (4 года) устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
- Ване 4 года. Каждый день ходим на одну и ту же детскую площадку. Ему очень нравится играть с детьми, качаться на качелях, лазить по игрушечному кораблю, кататься с горки. Но когда наступает время уходить, повторяется одна и та же история: он не хочет возвращаться домой и устраивает публичное выступление… Почти всегда уношу орущего и бьющегося ребенка на руках.
- От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, — десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.
- Из детского сада Миша (4 года) выходит, и такое чувство, что он повод ищет, к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать?
- Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока дочь (4 года) набегается по раздевалке. Потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться. В результате испорчено настроение и у меня, и у нее.
- Каждый раз, когда идем с Машей (4 года) из садика и подходим к магазину, она заводит разговор: «Мама, я хочу шоколадку. Купи мне шоколадку». На все увещевания, что мы будем ужинать, а шоколад перед ужином есть нельзя, иначе испортишь желудок, она не реагирует и только твердит свое. В результате она просто останавливается у магазина и, когда я пытаюсь ее увести, устраивает истерику. Приходится заходить и покупать шоколадку, иначе не успокоится.
7. Мини-лекция «Как вести себя в проблемной ситуации»
Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение? В предыдущем упражнении вы предложили несколько способов. Приведу еще рекомендации.
- Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше опуститесь так, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим».
- Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы — не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом, вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.
- Общайтесь с ребенком, как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.
- Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где: между взрослыми нет согласия и единства; требования родителей не последовательны.
Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять — поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты… то…»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
- Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек — кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл.
- Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в то же время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы»: «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить — яичницу или хлопья с молоком?», «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?».
Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы.
8. Рефлексия
Инструкция. Разделите родителей на две команды. Передавая мяч, участники первой команды по очереди отвечают на вопрос «Какие эмоции, чувства я испытываю, когда ребенок капризничает?». Участники второй команды по принципу «ты мне — я тебе» на каждую названную эмоцию дают совет, как от нее избавиться.
Вывод: Эти чувства затмевают сознание и не дают принять верное решение. Очень часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у детей, о чем потом часто сожалеем. Как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!». Поэтому возьмите тайм-аут — «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся» — во время которого посчитайте до 10 или примените методику глубокого дыхания, или выполните упражнение «Лифт». Все эти приемы вы также можете предложить ребенку или использовать вместе с ним.
Упражнение «Глубокое дыхание»
Время выполнения — 2–3 мин.
1) Сядьте на стул, спина прямая, расслабленная.
2) Сделайте вдох через нос на счет 1-2-3-4, выдохните через рот на счет 4-3-2-1.
Упражнение «Лифт»
Время выполнения — 2–3 мин.
Сделав глубокий вдох, чтобы воздух дошел до живота, начните «поездку на лифте». Выдыхая, почувствуйте, как воздух начинает свой путь от «первого этажа» (живота). Упражнение хорошо выполнять стоя.
1) Вдохнули глубоко и медленно через рот так, чтобы воздух дошел до живота (первый этаж). Задержали дыхание, выдохнули ртом.
2) Снова вдохнули так, чтобы воздух поднялся на один «этаж» выше (желудок). Задержали дыхание — выдохнули через рот.
3) Вдохнули — и подняли лифт еще на один «этаж» (грудь), выдохнули.
После выполнения упражнения приходит ощущение, что и напряжение, и волнение вышли из тела, словно из дверей лифта.
9. Прощание
Вопросы для обсуждения:
- Встреча была полезной для вас?
- Что нового вы узнали?
- Какие ситуации вы увидели под другим углом зрения?
- Какие методы, способы, рекомендации вам понравились? Какие вызвали сомнения? Почему?
- Какие еще проблемы, ситуации во взаимоотношениях с детьми вы хотели бы обсудить на следующих встречах?
10.Рекомендации «Книги о детских капризах»
Подготовьте список литературы, которая поможет родителям найти способы и приемы общения с капризным ребенком. Предложите им совместно создать книгу о капризах, в которой они соберут свои методы, советы и рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста: «В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»
Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педаго...
Сценарий занятия с родителями младшей группы "В царстве упрямства и капризов или как преодолеть кризис трех лет"
Сценарий занятия для родителей младшей группы...
памятка для родителей "В царстве упрямства и капризов"
Советы родителям "Как справляться с капризами и упрямством детей"...
Консультация для родителей "В царстве упрямства и капризов".
Чем младше ребёнок, тем менее осознаны его негативные проявления, которые часто заменяют ему неумение объяснить взрослым своё желание.По мере роста ребёнка и развития его сознания капризы и упрямство ...
Консультация для родителей «Царство упрямства и капризов»
Консультация для родителей «Царство упрямства и капризов»Когда возраст ребенка подходит к 3 годам, он уже много умеет. Разговаривать, уверенно ходит, понимает значение слов – и тут о...
Кризис 3 лет у ребёнка: как вести себя родителям в «царстве упрямства и капризов»?
Только родители успели порадоваться, что малыш научился достаточно хорошо разговаривать, уверенно ходит и бегает своими ножками, понимает слово «нельзя» — как он меняется до неузнава...
Семинар-практикум для родителей «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой
Семинар-практикум для родителей «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в с...