Социализация ребенка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? Мы эту проблему решаем путём реализации проекта организации ГКП детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, функционирующей на основе комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка раннего возраста и его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основные моменты социализации детей | 72.35 КБ |
sotsializatsiya_rebyonka_rannego_vozrasta_v_usloviyah_gruppy_kratkovremennogo_prebyvaniya.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а насыщенная, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы. Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш” В.А. Сухомлинский
С оциализация Под социализацией понимается процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения
В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе - развитие предметной деятельности; -развитие общения со взрослыми; -развитие речи; -развитие игры; -приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности; -развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности .
Вывод: По результатам наблюдения за детьми, в период адаптации к условиям ДОУ, мной были сделаны следующие выводы: основная масса детей, посещавших ГКП при ДОУ, легко и безболезненно прошли адаптацию к условиям детского сада, чем дети, прибывшие в ДОУ из числа неорганизованных. Об их успешной адаптации свидетельствует быстрое установление контакта и активное включение во взаимодействие с педагогами, без участия родителей, что в свою очередь говорит о правильно организованной работе с детьми раннего возраста в нашем ГКП.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго – Восточного окружного Управления Образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №439 «Инженерный лицей «Интелект»
Дошкольное отделение №1
Педагогический совет по теме:
«Социализация ребёнка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»
Педагог-психолог
Стасева М.В.
В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? Мы эту проблему решаем путём реализации проекта организации ГКП детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, функционирующей на основе комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка раннего возраста и его семьи.
В модели развития системы ценностных ориентаций личности выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация, протекающие одновременно. Адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек-среда», социализация отражает внутреннее принятие ценностей значимых других, индивидуализация направлена на выработку собственной автономной системы ценностей. Каждая, в свою очередь, включает три уровня, сформированных этими процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности.
И.С. Кон выделяет несколько автономных психологических механизмов социализации в семье: подкрепление – выработка привычки к соблюдению норм посредством поощрения или наказания; идентификация – отождествляемая им с подражанием; понимание, связанное с формированием самосознания.
Соответственно, для успешной социализации ребёнка раннего возраста необходимо создать условия для устранения тревоги, формирования доверия и уважения к сотрудникам учреждения, принятия новых ценностей и групповых норм, а также организации среды для самовыражения и раскрытия личности воспитанника.
В практике дошкольного образования распространены три подхода к социализации детей раннего возраста. Первый – ребёнок приходит в детский сад и остаётся без мамы. Оставшись в новой социальной ситуации, ребёнок включает все возможные защитные механизмы, что через некоторое время приводит к истощению резомоторной функции организма и заболеваемости. На психологическом уровне ребёнок может переживать ситуацию отрыва от мамы как предательство человека, к которому было сформировано безусловное доверие. Более успешно социализацию таким способом проходят дети с нарушенным или несформированным базовым доверием к матери.
Второй подход – ребёнок посещает группу некоторое время вместе с мамой, при этом в процессе адаптации испытывает меньше тревоги, осваивает пространство группы, но в отношениях «человек-среда» формируется наблюдательная, неактивная позиция в социальной коммуникации. Новое социальное окружение не становится значимым, что затрудняет социализацию. В итоге, наедине с группой ребёнок тратит меньше энергии на освоение пространства, но с ним остаётся опыт наблюдательного отношения к социальному окружению, что также препятствует успешной социализации.
.
При поступлении детей в ГКП проводится диагностическое исследование с целью повышения эффективности развивающей работы с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка, стиля межличностного взаимодействия в семье и ценностных ориентаций родителей. Диагностическое исследование проводят , психолог По результатам исследования проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей.
Развивающая среда группы создается в соответствии с особенностями и возможностями детей, содержание деятельности планируется и реализуется командой специалистов, исходя из потребностей группы. В игровой комнате, пространство которой организованна всестороннего интеллектуального, сенсорного, эмоционального и физического развития, находится группа детей. Педагоги и психологи присутствуют в комнате для свободной игровой деятельности, где ребёнок играет, общается с другими детьми и родителями в началегода, и проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.
Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом), развивают игровые умения и навыки и пр. Создаются условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам и пр.
В условиях функционирования ГКП» родителям предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. В группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр
Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет детям чувствовать себя увереннее, повышать самооценку.
Режим работы группы предполагает работу на кругу (в начале и конце рабочего времени
Специалисты проводят занятия с родителями по основным вопросам семейной педагогики и психологии: игры с ребёнком, развитие и здоровье детей, вопросам взаимоотношений детей и родителей, особенностям воспитания детей разного пола и т.д. Родители могут получать консультативную помощь специалистов, работающих с детьми раннего возраста: психолога, логопеда, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, педагога ДО,старшей медицинской сестры.
Воспитатели проводят развивающие занятия с детьми и родителями: музыкальные, физкультурные, занятия по изобразительной деятельности и развитию речи.
Таким образом, оказывается помощь детям 2-3 лет в, что способствовует лучшей социальной адаптации ребёнка и его семьи в детском саду. Для дошкольного образовательного учреждения обеспечивается:
- Возможность формирования позиции активного сотрудничества родителей между собой и с сотрудниками образовательного учреждения;
- Формирование ответственной позиции родителя как воспитателя своего ребенка;
- Формирование доверия у родителей к детскому саду («развенчание родительских мифов»).
Проводится мониторинг социальной успешности воспитанников в период пребывания в ДОУ. Результаты первичной диагностики по прогнозу социальной адаптации используются в составлении индивидуальных программ комплексного сопровождения развития детей раннего возраста, поступивших в дошкольное учреждение. В завершении реализации плана работы группы проводится контрольная диагностика, которая повторяется в конце учебного года, вносятся коррективы в индивидуальные образовательные программы сопровождения, что даёт представление об устойчивости достигнутых результатов формирования успешной социализации.
Список литературы
- Кон, И.С. Социология личности. [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
- Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие двигательной и творческой активности детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»
О работе с группой кратковременного пребывания...
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....
Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания
Здесь представлен и обоснован опыт организации адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, работающей с использованием программы «От рождения до школы»...
Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"
Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностя...
Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...
Деятельность педагога-психолога в системе комплексного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности «Особый ребенок»
Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ – это практически значимая форма работы команды специалистов (учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психоло...