Методическая разработка "Тестопластика в работе с детьми раннего возраста"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей. Упражнения проводятся совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_yasley.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
по теме:
"ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Цикл адаптационных упражнений
Составитель:
Педагог - психолог
Васильева
Жанна Николаевна
г. Санкт - Петербург
2015год
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………….3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.....................................................................................................................4
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД
АДАПТАЦИИ К ДОУ(цикл адаптационных упражнений)..............................................5
Адаптационные упражнения № 1: «Как тебя зовут?»........................................................5
Адаптационные упражнения № 2: «Мой малыш»..............................................................7
Адаптационные упражнения № 3: «Давайте поздороваемся»...........................................9
Адаптационные упражнения № 4: «Ручками-хлоп, ножками-топ».................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит в три этапа.
На первом – ознакомительном этапе – происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды
(стадия «культурного шока»).
На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.
Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.
Первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Именно на этом этапе у многих родителей при общении со своим ребенком начинают возникать проблемы, которые они связывают с капризностью и избалованностью малыша: не слушается, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию к другим детям. В быту эти проявления в поведении ребенка характеризуются как «неправильное воспитание», а в науке подобные состояния ребенка ученые связывают с особенностями материнско-детских отношений, обусловленными неправильным поведением матери. Поэтому оказание своевременной помощи родителям в преодолении этих первых трудностей во взаимоотношениях со своим ребенком, является важным направлением работы по взаимодействию педагогов с родителями.
Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние малышей. Эти особенности стали одной из причин построения цикла психологического сопровождения для адаптационного периода, где предусмотрено присутствие психолога, родителей, и обязательно музыкального сопровождения.
Адаптационные игры используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Цикл рассчитан на один месяц. Игры проводятся 1 раза в неделю по 10-12 минут и включают в себя: ритуал приветствия (для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; массаж рук с помощью игл-бола; имитационные упражнения; игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); ритуал прощания.
Весь цикл рассчитан на занятия совместно с родителями, преимущественно для детей с тяжелой
и средней степенью адаптации.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.
Целью создания данного цикла явилось:
1. Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/
спортивного зала для успешной адаптации к условиям детского сада.
2. Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками,
группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.
Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:
1. Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ посредством психологического
сопровождения.
2. Поддерживать эмоциональный отклик на движения.
3. Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
4. Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных
правилах игры.
5. Развивать творческие способности, скорость реакции; развивать речь, мелкую
моторику рук.
Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.
Упражнения проводятся совместно с родителями.
Адаптационные упражнения № 1: «Как тебя зовут?»
Цель: обеспечение более легкой адаптации к новой среде.
Задачи: 1. Помочь настроиться на совместную работу взрослых и детей.
2.Учить ориентироваться в элементарныхправилах игры.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Способствует созданию благоприятного эмоционального фона.
Ход:
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой - Зайкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Массаж ладоней и пальцев рук. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.
Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:
а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому
суставчику.
б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте
круговыедвижения в центре ладони.
Встряхивания рук.
3. Поиграй с мамой:Упражнение «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так | Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть. | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
Педагог - психолог:
- Заинька наш убежал, волка испугался! Мы с вами вышли в поле, тут мельницы крутятся!
Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле, | Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к ней. Тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка. |
Чтобы мельницы мололи, | Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой. |
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. | Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются). |
Педагог - психолог:
- Надо Заиньку позвать. Давайте, ребятки, прогоним волка!
Упражнение «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! | Руки на пояс – кружатся. |
Педагог - психолог:
- Молодцы, волк испугался и убежал! Вот наш Заинька вернулся! Он вас благодарит за помощь (от имени игрушки поблагодарить каждого ребенка индивидуально).
4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки
прощается с каждым ребенком.
Адаптационные упражнения № 2: «Мой малыш»
Цель: обеспечение более легкой адаптации к новой среде.
Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию
восприятия.
2. Способствовать снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики.
3. Помогать настроиться на совместную работу взрослых и детей.
4. Устанавливать доверительные контакты ребенка со взрослым на телесно-игровом
уровне.
5. Стимулировать подражание взрослому, развивать умение действовать по речевой
инструкции.
Ход:
1. Поздоровайся с Мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.
2. Массаж ладоней и пальцев рук. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.
Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:
а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав
с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание
каждому суставчику.
б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца
делайте круговые движения в центре ладони.
Встряхивания рук.
3. Поиграем с Мишуткой.
Упражнение "Пропавшие ручки"
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину. |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. | Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Встать на ноги. |
Педагог - психолог:
- Ребятки, давайте побегаем вместе с Мишуткой!
Упражнение «Бежит мишка»
Бежит мишка по дорожке, У него устали ножки, Захотелось мишке спать… Выходи, тебе плясать! | Дети бегут по кругу, изображая мишек; на слова «Захотелось мишке спать» приседают, на последние два такта педагог надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, вместе с мамой. |
Педагог - психолог:
- Ребятки, а сейчас мы вместе с Мишуткой пойдем в музыкальный магазин!
Упражнение - игровая гимнастика: "Музыкальный магазин", (С. и Е. Железновы).
Педагог - психолог:
- Молодцы, ребятки, возвращаемся в садик! Мишутке пора в лес, спать. Давайте с ним попрощаемся.
4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки
прощается с каждым ребенком.
Адаптационные упражнения № 3: «Давайте поздороваемся»
Цель: учить ориентироваться в элементарных правилах игры. Развивать речь.
Задачи:
1. Обогащать двигательный и речевой опыт, учить повторять рифмующиеся слова
и звукосочетания.
2. Побуждать детей к выполнению элементарных правил игры. Поощрять
самостоятельность.
3. Вызывать чувство удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками,
а так же от выполнения движений.
Ход:
1. «Давайте поздороваемся».
Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
2. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью игл-бола. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.
Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:
а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав
с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание
каждому суставчику.
б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца
делайте круговые движения в центре ладони.
Встряхивания рук.
3. Давайте поиграем!
Упражнение - игра «Киска-киска».
Для игры используется игрушечный котенок.
Педагог - психолог показывает детям игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Малыши гладят котенка. «Где у кисы глазки?, А носик?, А ушки? А как мяукает кошка?
А еще к нам пришла кукла: это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
"Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет, Через киску упадет!"
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.Дети пытаются повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет.
Упражнение «Киска».
Кисонька-киса | Дети мягко, плавно передвигаются, имитируя киску. |
Маленькая киса | Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. |
Мохнатенькие ушки | Дети приставляют ладошки к голове. |
Быстрые ножки | Побежали. |
Деток боишься | Дети обхватывают себя руками, изображая страх. |
- Педагог - психолог:
- Наша киска убежала, до свидания! А мы с куклой Таней, садимся в поезд.
(Дети и родителистоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – педагог).
Упражнение «Поезд».
«Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками –
как «поезд».
«Остановка». Дети с родителями расходятся в разных направлениях.
Педагог говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как), обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом. Поехали обратно в детский сад.
4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с куклой Таней и от ее имени
прощается с каждым ребенком.
Адаптационные упражнения № 4: «Ручками-хлоп, ножками-топ»
Цель: Обогащать двигательный опыт. Учить ориентироваться в элементарных правилахигры.
Задачи:
1.Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУвразвивающей
предметно-пространственной средой группы/спортивного зала.
2. Поддерживать эмоциональный отклик на игры и упражнения.
3. Передавать при помощи движений различные образы.
Ход:
1. «Давайте поздороваемся». Дети и взрослые стоят в кругу, предлагается поздороватьсяпередавая по кругу мячик. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
2. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью игл-бола. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах,
в кругу.
Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:
а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав
с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание
каждому суставчику.
б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца
делайте круговые движения в центре ладони.
Встряхивания рук.
3. Поиграем!
Упражнение «Покажи отгадку».
Мордочка усатая, Шубка полосатая, | Кошка |
Хвост пушистый, шерсть ярка, | Лиса |
Он в дупло засунул лапу | Медведь |
Заворчу, заурчу, | Самолет |
Летом в болоте вы ее найдете | Лягушка |
Кто зимой холодной | Волк |
Упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара | Дети поднимают и опускают плечи. |
Смотрит влево, | Поворачивают корпус влево. |
Смотрит вправо, | Поворачивают корпус вправо. |
Смотрит вверх, | Поднимают голову вверх. |
Смотрит вниз, | Опускают голову. |
Чуть присела на карниз, | Выполняют легкие полуприседания. |
А с него свалилась вниз! | Резко приседают. |
Упражнение «Ручками-хлоп, ножками-топ».
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за педагогом. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! | Руки на пояс – кружатся. |
Педагог - психолог:
- Ребятки, а сейчас мы вместе пойдем в музыкальный магазин!
Упражнение - игровая гимнастика: "Музыкальный магазин", (С. и Е. Железновы).
Педагог - психолог:
- Молодцы, ребятки, возвращаемся в садик! Давайте попрощаемся.
4. Прощание.Дети и взрослые стоят в кругу, предлагается попрощатьсяпередавая
по кругу мячик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агапова А.Г. Музыкально-психологические занятия для детей раннего возраста, цикл занятий для адаптационного периода. - М., 2009. 2.Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г. 3.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г. 4.Железновы С. и Е. Компакт-диск: «Игровая гимнастика. Игровые комплексы для детей 2 - 4 лет»; Издательство: Весть ТДА, 2005. Качество: mp3, 128-320 kbps, stereo. |
5.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
6.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
7.Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....
Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста
Материалы пособия подобраны для работы с детьми раннего возраста, через использование русской народной сказки в различных видах детской деятельности....
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года) по теме: "Вода"
Опыты с водойЦЕЛИ: • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, имеет вес, жидкая; • подвести к пониманию того, что вода может измен...
Методический материал для работы с детьми раннего возраста
Методический материал для работы с детьми раннего возраста (1,5-2 года)...