Методическая разработка "Тестопластика в работе с детьми раннего возраста"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей. Упражнения проводятся совместно с родителями.                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_yasley.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

по теме:
"
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Цикл адаптационных упражнений

                                                                                                            Составитель:

                                                                                                            Педагог - психолог

                                                                                                            Васильева

                                                                                                            Жанна Николаевна

г. Санкт - Петербург

2015год

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………….3

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.....................................................................................................................4

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД

АДАПТАЦИИ К ДОУ(цикл адаптационных упражнений)..............................................5

Адаптационные упражнения № 1: «Как тебя зовут?»........................................................5

Адаптационные упражнения № 2: «Мой малыш»..............................................................7

Адаптационные упражнения № 3: «Давайте поздороваемся»...........................................9

Адаптационные упражнения № 4: «Ручками-хлоп, ножками-топ».................................11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“ Ясли – это серьёзно!”

/В. Алямовская/

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит в три этапа.

На первом – ознакомительном этапе – происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды

(стадия «культурного шока»).

На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.

Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.

Первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Именно на этом этапе у многих родителей при общении со своим ребенком начинают возникать проблемы, которые они связывают с капризностью и избалованностью малыша: не слушается, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию к другим детям. В быту эти проявления в поведении ребенка характеризуются как «неправильное воспитание», а в науке подобные состояния ребенка ученые связывают с особенностями материнско-детских отношений, обусловленными неправильным поведением матери. Поэтому оказание своевременной помощи родителям в преодолении этих первых трудностей во взаимоотношениях со своим ребенком, является важным направлением работы по взаимодействию педагогов с родителями.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние малышей. Эти особенности стали одной из причин построения цикла психологического сопровождения для адаптационного периода, где предусмотрено присутствие психолога, родителей, и обязательно музыкального сопровождения.

Адаптационные игры используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

                                                   «Детство – это важнейший период человеческой жизни,

                                                 не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка

                                                                 за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце

                                                    из окружающего мира – от этого в решающей степени

                                                       зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

 Цикл рассчитан на один месяц. Игры проводятся 1 раза в неделю по 10-12 минут и включают в себя: ритуал приветствия (для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; массаж рук с помощью игл-бола; имитационные упражнения; игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); ритуал прощания.

Весь цикл рассчитан на занятия совместно с родителями, преимущественно для детей с тяжелой

и средней степенью адаптации.

Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.

Целью создания данного цикла явилось:

1. Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/

    спортивного зала для успешной адаптации к условиям детского сада.

2. Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками,

 группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.

Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:

1. Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ посредством психологического

сопровождения.

2. Поддерживать эмоциональный отклик на движения.

3. Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.

4. Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных

правилах игры.

5. Развивать творческие способности, скорость реакции; развивать речь, мелкую

    моторику рук.

Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.

Упражнения проводятся совместно с родителями.

Адаптационные упражнения № 1: «Как тебя зовут?»

Цель: обеспечение более легкой адаптации к новой среде.

Задачи: 1. Помочь настроиться на совместную работу взрослых и детей.

2.Учить ориентироваться в элементарныхправилах игры.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Способствует созданию благоприятного эмоционального фона.

Ход:

1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой - Зайкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».

2. Массаж ладоней и пальцев рук. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.

Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.

Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому

суставчику.

б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте

 круговыедвижения в центре ладони.

Встряхивания рук.

3. Поиграй с мамой:Упражнение «Зайка серенький сидит!»

Зайка серенький сидит

Взрослый садится.

И ушами шевелит.

Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Вот так, вот так
Он ушами шевелит

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, Надо лапочки погреть!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, Надо зайке поскакать!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайку волк испугал!

Взрослый рычит!

Зайка тут же убежал!

Дети разбегаются врассыпную.

Педагог - психолог:

- Заинька наш убежал, волка испугался! Мы с вами вышли в поле, тут мельницы крутятся!

Упражнение «Мельница».

Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к ней. Тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.

Чтобы мельницы мололи,

Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.

Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки.

Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).

Педагог - психолог:

- Надо Заиньку позвать. Давайте, ребятки, прогоним волка!

Упражнение «Мы ногами топ!»

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши! Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай да малыши! Ай да крепыши!

Руки на пояс – кружатся.

Педагог - психолог:

- Молодцы, волк испугался и убежал! Вот наш Заинька вернулся! Он вас благодарит за помощь (от имени игрушки поблагодарить каждого ребенка индивидуально).

4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки

 прощается с каждым ребенком.

Адаптационные упражнения № 2: «Мой малыш»

Цель: обеспечение более легкой адаптации к новой среде.

Задачи:

1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию

    восприятия.

2. Способствовать снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики.

3. Помогать настроиться на совместную работу взрослых и детей.

4. Устанавливать доверительные контакты ребенка со взрослым на телесно-игровом

уровне.

5. Стимулировать подражание взрослому, развивать умение действовать по речевой

    инструкции.

Ход:

1. Поздоровайся с Мишуткой.

Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.

2. Массаж ладоней и пальцев рук. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.

Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав

с мизинца.

    Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание

 каждому суставчику.

б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца

 делайте круговые движения в центре ладони.

Встряхивания рук.

3. Поиграем с Мишуткой.

Упражнение "Пропавшие ручки"

У меня пропали ручки

Спрятать руки за спину.

Где вы, рученьки мои?

Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

Показать руки.

У меня пропали ножки.
Где Вы ноженьки мои?

Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

Встать на ноги.

Педагог - психолог:

- Ребятки, давайте побегаем вместе с Мишуткой!

Упражнение «Бежит мишка»

Бежит мишка по дорожке,

У него устали ножки,

Захотелось мишке спать…

Выходи, тебе плясать!

Дети бегут по кругу, изображая мишек;

на слова «Захотелось мишке спать» приседают, на последние два такта педагог надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, вместе с мамой.

Педагог - психолог:

- Ребятки, а сейчас мы вместе с Мишуткой пойдем в музыкальный магазин!

Упражнение - игровая гимнастика: "Музыкальный магазин", (С. и Е. Железновы).

Педагог - психолог:

- Молодцы, ребятки, возвращаемся в садик! Мишутке пора в лес, спать. Давайте с ним попрощаемся.

4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки

    прощается с каждым ребенком.

Адаптационные упражнения № 3: «Давайте поздороваемся»

Цель: учить ориентироваться в элементарных правилах игры. Развивать речь.

Задачи:

1. Обогащать двигательный и речевой опыт, учить повторять рифмующиеся слова

и звукосочетания.

2.  Побуждать детей к выполнению элементарных правил игры. Поощрять

 самостоятельность.

3. Вызывать чувство удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками,

 а так же от выполнения движений.

Ход:

1. «Давайте поздороваемся».

Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

2. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью игл-бола. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.

Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав

с мизинца.

    Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание

 каждому суставчику.

б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца

 делайте круговые движения в центре ладони.

Встряхивания рук.

3. Давайте поиграем!

Упражнение - игра «Киска-киска».

Для игры используется игрушечный котенок.

Педагог - психолог показывает детям игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Малыши гладят котенка. «Где у кисы глазки?, А носик?, А ушки? А как мяукает кошка?

А еще к нам пришла кукла: это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:

"Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет, Через киску упадет!"

Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.Дети пытаются повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет.

Упражнение «Киска».

Кисонька-киса

Дети мягко, плавно передвигаются, имитируя киску.

Маленькая киса

Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.

Мохнатенькие ушки

Дети приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки

Побежали.

Деток боишься
Киска-трусишка

Дети обхватывают себя руками, изображая страх.

- Педагог - психолог:

- Наша киска убежала, до свидания! А мы с куклой Таней, садимся в поезд.

(Дети и родителистоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – педагог).

Упражнение «Поезд».

«Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками –

как «поезд».

«Остановка». Дети с родителями расходятся в разных направлениях.

Педагог говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как), обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом. Поехали обратно в детский сад.

4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с куклой Таней и от ее имени

    прощается с каждым ребенком.

Адаптационные упражнения № 4: «Ручками-хлоп, ножками-топ»

Цель: Обогащать двигательный опыт. Учить ориентироваться в элементарных правилахигры.

Задачи:

1.Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУвразвивающей

предметно-пространственной средой группы/спортивного зала.

2. Поддерживать эмоциональный отклик на игры и упражнения.

3. Передавать при помощи движений различные образы.

Ход:

1. «Давайте поздороваемся». Дети и взрослые стоят в кругу, предлагается поздороватьсяпередавая по кругу мячик. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

2. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью игл-бола. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах,

в кругу.

Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав

с мизинца.

    Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание

 каждому суставчику.

б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца

 делайте круговые движения в центре ладони.

Встряхивания рук.

3. Поиграем!

Упражнение «Покажи отгадку».

Мордочка усатая, Шубка полосатая,
Часто умывается, А с водой не знается.

Кошка

Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лису
Ярко-рыжую…

Лиса

Он в дупло засунул лапу
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же ты сластена,
Косолапенький…

Медведь

Заворчу, заурчу,
В небеса улечу.

Самолет

Летом в болоте вы ее найдете
Зеленая квакушка-
Кто это?

Лягушка

Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?

Волк

Упражнение  «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Дети поднимают и опускают плечи.

Смотрит влево,

Поворачивают корпус влево.

Смотрит вправо,

Поворачивают корпус вправо.

Смотрит вверх,

Поднимают голову вверх.

Смотрит вниз,

Опускают голову.

Чуть присела на карниз,

Выполняют легкие полуприседания.

А с него свалилась вниз!

Резко приседают.

Упражнение «Ручками-хлоп, ножками-топ».

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за педагогом.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Руки на пояс – кружатся.

Педагог - психолог:

- Ребятки, а сейчас мы вместе пойдем в музыкальный магазин!

Упражнение - игровая гимнастика: "Музыкальный магазин", (С. и Е. Железновы).

Педагог - психолог:

- Молодцы, ребятки, возвращаемся в садик! Давайте попрощаемся.

4. Прощание.Дети и взрослые стоят в кругу, предлагается попрощатьсяпередавая

по кругу мячик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агапова А.Г. Музыкально-психологические занятия для детей раннего возраста,

цикл занятий для адаптационного периода. - М., 2009.

2.Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.

3.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей

и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.

4.Железновы С. и Е. Компакт-диск: «Игровая гимнастика. Игровые комплексы для

 детей 2 - 4 лет»; Издательство: Весть ТДА, 2005. Качество: mp3, 128-320 kbps, stereo.

5.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

6.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.

7.Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста

Материалы пособия подобраны для работы с детьми раннего возраста, через использование русской народной сказки в различных видах детской деятельности....

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года) по теме: "Вода"

Опыты с водойЦЕЛИ: • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, имеет вес, жидкая; • подвести к пониманию того, что вода может измен...

Методический материал для работы с детьми раннего возраста

Методический материал для работы с детьми раннего возраста (1,5-2 года)...