Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года) по теме: "Вода"
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Опыты с водой
ЦЕЛИ: • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, имеет вес, жидкая; • подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет; • учить читать алгоритмы; • учить делать умозаключения на основе наблюдений, экспериментирования; • развивать речь детей, активизировать их словарь (жидкая, льется, бесцветная, прозрачная), закрепить произношение звука «С»; • развивать интеллектуальные способности, творческую, исследовательскую активность; • создать радостное настроение от совместной практической деятельности.
«Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.
С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по-взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эксперементирование с водой в первой младшей группе | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года) по теме: "Вода"
Опыты с водой
«Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.
С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по-взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей по теме: "Нам водичка добрый друг!"
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.
Задачи: создавать условия для практической деятельности детей, развивать речевую активность, закреплять приемы рисования пальцевой живописью, воспитывать культурно-гигиенических навыки
Материал: Капелька, Бяка-закаляка; вода холодная и горячая; емкость для смешивания воды; краска синего цвета, ватман; салфетки; аудиозапись «Звуки природы».
Ход деятельности:
Звучит музыка «Звуки природы» (шум дождя).
Воспитатель: (предлагает детям послушать музыку). Ребята, что вы слышите?
Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Капелька»
Пальчиковая игра «Капелька»
Кап-кап, тук-тук – дети пальцами стучат по коленям.
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти, – выставив ладошки и поднимая поочередно вверх-вниз
Выставив ладошки.
Сколько капелек поймали? – руки разводят в стороны
Раз, два, три, четыре, пять. – поочередное загибание пальцев
Будем капли рисовать! (Воспитатель предлагает детям, пальчиками нарисовать веселые капельки).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Что это?
Капля: Я капля- капелюшка,
Веселая девчушка!
В водичке я живу,
На деточек гляжу!
А что это такое у вас в ведерках?
Капля: А какая это вода? Давайте потрогаем ее руками и определим.
Дети: холодная и горячая.
Капля: А какой водой умываются?
Дети: Теплой.
Капля: Помогите мне, пожалуйста, сделать теплую воду (привлекает детей к смешиванию воды).
Раздается стук в дверь и входит Бяка-закаляка.
Капля: Ты кто?
Бяка: Я Бяка-закаляка. Глубоко в грязи сижу и на деточек гляжу (пытается испачкать кого-то из детей)
Капля: Посмотри, какой ты грязный. Это очень не красиво! Посмотри все детки у нас чистюли, потому что они дружат с водой. Водичка смывает с них грязь и микробы. Детки наши не болеют.
Бяка-закаляка, а ты знаешь, что
Рано утром на рассвете
Умываются все дети!
Ты один не умывался
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки!
Капля: Давай-ка ребята помогу тебе скорее умыться. (Уточняю у детей, какой водой следует умываться, чтобы быть чистыми)
Капля: Моют, моют Бяку-закаляку теплою водою.
И сейчас же все чистюли обнимутся с тобою! (Детки подходят к Бяке и поглаживают его.)
Бяка: Буду с детками я жить!
И с водичкою дружить.
Дети все вместе: Это знают все вокруг
Нам водичка, лучший друг!
В конце деятельности Бяка-закаляка угощает всех детей соком и благодарит что, научили умываться.
Развлечение «Где живет лягушонок?»
Вед. Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце жарче грей,
Будет праздник веселей!
Квак. Здравствуйте, меня зовут Квак. Я вышел погулять и заблудился. Куда я попал?
Ведущий. Здравствуй, лягушонок! Ты попал в детский сад.
Квак. Как много здесь ребят! Может быть, они мне помогут отыскать мой дом?!
Ведущий. А где ты живешь, Квак?
Квак. Я забыл.
Ведущий. Поможем лягушонку, дети? Будем все вместе искать его домик (ходьбы по «дорожке»)
Зашагали наши ножки по извилистой дорожке.
Топ-топ-топ.
Вот как наши ножки шагают по дорожке.
Топ-топ-топ. (Подходят к лесу.)
Ведущий. Как много вокруг деревьев! Куда мы пришли?
Вон ворона на дереве сидит, и она хочет с вами поиграть. Как вороны полетаем, крыльями помашем и покаркаем.
Игра «Вороны»
Ведущий. Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны. Кар-кар-кар.
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала. Ав-ав-ав.
(Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2 раза.)
Ведущий. Вороны живут на деревьях, в гнездах. Лягушонок, может быть, и ты живешь в лесу на дереве?
Квак. Нет, я не умею летать и на дереве жить не смогу.
Ведущий. Ну, что ж пойдем дальше. (Ходьбы по «дорожке»)
Зашагали наши ножки по извилистой дорожке.
Топ-топ-топ.
Вот как наши ножки шагают по дорожке.
Топ-топ-топ. (Подходят к избушке.)
Ведущий. Какой красивый домик! Здесь бабушка живет, она деток в гости ждет!
Из избушки выходит бабушка.
Бабушка. Здравствуйте, мои дорогие! Давно я вас не видел! Как вы выросли! Кто это с вами?
Ведущий и дети. Здравствуй, бабушка. Мы ищем домик лягушонка. Может, он у тебя во дворе живет?
Бабушка. Много живности по моему двору ходит: и корова, и коза, и собака, и кошка.
Игра «Кто как кричит?»
Бабушка. А что любят есть лягушки? Хотите поймать комара для лягушонка?
Игра «Поймай комара»
Ведущий. Мы так хотим помочь лягушонку, надо бы идти дальше, ой, кажется, дождь начинается.
Ведущий. Солнце светит веселей, выходи гулять скорей!
Дождик, дождик все сильней, все под зонтик поскорей! (2 раза)
Ведущий. Вот и кончился дождик!
Баушка. Сколько во дворе луж после дождя! Осторожно ноги не намочите!
Ведущий. Через лужицы шагайте, выше ноги поднимайте! (Ходьба через «лужи».)
Квак. А мне больше нравится прыгать по лужам. (Прыгает по лужам.)
Вед. Ты, лягушонок, наверное, в воде живешь.
Квак. Да! Пойдемте скорее, я очень люблю плавать! (Дети подходят к болоту.)
Квак. Ура! Вспомнил! Я живу в воде, на болоте! Спасибо, дети, что помогли мне найти мой дом! Посмотрите, здесь много моих друзей. Кто это? Как они кричат?
Хотите поиграть с моими друзьями? (Дети надевают маски лягушат.)
Игра «Лягушки» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Квак. На болоте пять подружек, пять зеленых лягушат.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
В речку прыгать нам пора, плавать можем до утра!
1,2,3 – лапками греби и на берег выходи!
Все на берег, детвора! Поиграли мы. Ура!
Квак. Да они прыгают, как настоящие лягушата! До свидания, ребята!
Заклички, потешки
Дождик, дождик пуще!
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай, не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще.
Дождик, дождик, что ты льёшь?
Погулять нам не даешь
Дождик, дождик, полно лить
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
Водичка- водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки краснели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Моем, моем Машу мылом,
Маша мыло полюбила!
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся.
От водички, от водицы
Все улыбками искрится.
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы.
Чистая водичка,
Умоем Ване личико.
Вода текучая,
Дитя растуче.
С гуся вода-
С дитя худоба!
Чистая водичка
Умоет Даше личико,
Машеньке ладошки
И пальчики Антошке.
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза,
Мойся шейка хорошенько!
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
Любит чистые лица,
Зеркало скажет:
- Надо умыться!
Зеркало охнет:
- Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?
Зеркало даже
Темнеет от страха,
Если в него
Поглядится неряха!
Игровые упражнения
Скачет лягушонок
Скачет лягушонок.
Прыжки «лягушонка»
Ква – ква- ква!
С продвижением вперёд.
Плавает утёнок.
Кря – кря – кря!
Ходьба в полуприсяде, руки в стороны.
Все вокруг стараются,
Спортом занимаются!
Ходьба по площадке.
Мы пойдем купаться
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Брызгаться, резвиться,
Будет Лена мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Алёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!
Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх!
(Присели.)
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг:
- Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук:
- Ж-ж-ж!
(Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают:
- Га-га-га!
(Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал: - Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш: - Ш-ш-ш!
И опять настала тишь: - Ш-ш-ш.
(Подняли вверх руки, потянулись.)
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся.)
Раз-два — шли утята
Раз-два — шли утята,
Три-четыре — шли домой.
(Шагаем на месте.)
Вслед за ними плелся пятый,
Впереди бежал шестой,
(Хлопаем в ладоши.)
А седьмой отстал от всех —
(Топаем ногами.)
Испугался, закричал:
— Где вы, где вы?
(Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
Кто играет с нами в прятки?
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок —
(Прыжки.)
Ускакала под кусток. (Сесть в глубокий присед.)
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас.
(Дети сидят в глубоком приседе.)
Это шустрая лягушка!
Выходи играть, квакушка!
(Дети встают.)
Посмотри, как небо ясно!
(Потягивания — руки вверх.)
Как природа здесь прекрасна!
(Потягивания — руки в стороны.)
А лягушка любит дождь.
(Руки скрещены на груди, ладони на плечах.)
Чем мы можем ей помочь?
Ведь сегодня ясный день,
Отнесём лягушку в тень.
(Дети садятся.)
Пальчиковая гимнастика
Над водой летят стрижи
Над водой летят стрижи,
Под водой плывут ерши, —
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса.
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Поднять выпрямленные ладони вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Имитировать движения волн и рыбок.
Гроза
Закапали капли .
(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния,
(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!
(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой,
(прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Скачут две лягушки
Скачут две лягушки —
Зеленые подружки.
(Пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола)
Комаров они поели,
Прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками,
(Поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу)
Хлоп-хлоп ладошками!
(Хлопаем в ладоши)
Загадки
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми,
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем и тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)
Водой обливалось,
Из рук вырывалось,
Пенилось, вертелось –
Никуда не делось!
Что же это было?
Это было... (мыло).
Он и льет, и льет, и льет.
Мокрая погода.
Может, это вертолет
Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков? (Дождь)
Если дождик моросит,
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь.
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой.
(Зонт)
Консультация для родителей "Поиграйте с детьми!"
Уважаемые родители!
Игры с водой – это отличное настроение, повышенный жизненный тонус, масса полезных впечатлений и знаний.
Организуя игры с водой, можно решать следующие задачи:
- знакомить детей с окружающим миром (свойства воды, качество материала, действия с материалами и предметами),
- расширять словарный запас,
-помогать овладеть математическими понятиями (полный - пустой, много - мало),
- способствовать физическому развитию детей (развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук),
- плескание в воде снимает психическое напряжение, состояние внутреннего дискомфорта, агрессию
«Познакомимся с водой»
Побеседуйте с детьми о свойствах воды.
- Вода разливается по поверхности стола. Воду можно собрать губкой. Пусть дети поупражняются в собирании воды с помощью губки, положить в лужу – отжать и т.д.
- Вода бывает теплая и холодная. Принести горячей и холодной воды (температуру горячей воды проверяем через стенку ведерка, холодной – в ведерке). Смешайте воду, сделайте теплую и искупайте куклу.
- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте с малышом воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте возможность ребенку наливать самостоятельно.
«Ну-ка, вылови!»
Поставьте на стол тарелку или ведерко. В ванне с водой плавают мелкие игрушки и предметы. Предложите ребенку выловить их ложкой и переложить в ведерко. Вначале помогите ребенку, слегка направляя его руку. Следите, чтобы малыш правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: выловить все предметы в ведерко, а пролитую воду собрать губкой.
«Жур-жур» и «Кап-кап»
Выливая воду из бутылочки, предложите ребенку послушать, как журчит вода. Послушайте вместе, как капелька из пипетки ударяется о поверхность стола, железный поднос.
«Кто быстрее нальет и выльет?»
Предложить ребенку посуду разной формы (бутылочки, кружки, баночки), пусть наливает в них воду. Предложите налить воду через воронку.
«Волшебные камешки»
Рассмотрите с ребенком камешки. Поговорите о том, что камешки тяжелые, ушли на дно. Достаньте камешки и сравните их с сухими. Мокрые камешки изменили свой цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по формированию с детьми раннего возраста навыков рисования
Задачи:Образовательные:Развивать сенсорные способностиУчить работать на листе с печатной основойВоспитательные:Формировать у детей умение внимательно слушать и понимать рассказ взрослогоВоспитывать ин...
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
Учебно - методический материал. Конспект занятия с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по развитию слухового восприятия и обучению произношения по теме: "Одежда"
Предложенный конспект занятия будет полезен педагогам, родителям детей, имеющим нарушения слуха....
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...
Методический материал для работы с детьми раннего возраста
Методический материал для работы с детьми раннего возраста (1,5-2 года)...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...