Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Познакомить детей с творчеством С. Есенина, с фактами из его детской биографии, воспитывать любовь к родному краю на основе лирики поэта, учить чувствовать и слышать красоту родного слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством С. Есенина.
Тема: «В гостях у Сергея Есенина».
Цель: Познакомить детей с творчеством С. Есенина, с фактами из его детской биографии, воспитывать любовь к родному краю на основе лирики поэта, учить чувствовать и слышать красоту родного слова.
Задачи:
Образовательные: Расширить и систематизировать знания о творчестве С. Есенина. Формировать умения понимать художественные образы в стихах поэта.
Развивающие: Развивать связную речь, внимание.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Формировать у детей чувство сплоченности, закреплять умение согласовывать свои действия с другими, действовать в команде, развивать умение слушать другого не перебивая, учить высказывать свое мнение, свою точку зрения.
2. Познавательное развитие:
Закрепить в сознании детей неповторимую особенность стихов С. Есенина, его неоценимый вклад в духовную жизнь народа.
ФЭМП: Упражнять детей в ориентировке в пространстве.
3. Речевое развитие:
Активизировать словарный запас детей, развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре, учить формулировать свою мысль в виде полных предложений.
Упражнять в выразительном исполнении стихов, развивать поэтический слух, чувство ритма, рифмы, упражнять в сочинении буриме, совершенствовать четкость дикции.
4. Художественно-эстетическое:
Развивать чувство прекрасного через пейзаж. Развивать способность передать свои впечатления в рисунке, аппликации. Познакомить с иллюстрациями книг к произведениям С. Есенина, подводить детей к созданию сюжетных композиций на тему прочитанных стихов С. Есенина. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами, используя различную технику изображения.
Музыкальное развитие: Обогатить музыкальные впечатления детей, вызвать в них эмоциональный отклик при прослушивании песен на стихи С. Есенина. Упражнять в определении характера музыкального произведения (темпе, настроении).
5.Физическое развитие:
Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультурной паузы, развивать способность к самоконтролю при выполнении двигательных упражнений.
Предварительная работа: чтение стихотворений С. Есенина, рассматривание картин с пейзажами природы рязанского края, с. Константиново. Разучивание стихотворений с детьми: «Белая береза», «Поет зима, аукает», «Ночь», «Черемуха» и др.; Слушание песен на стихи С. Есенина. Взаимодействие с родителями: оформление «Литературной галереи», уголка С. Есенина.
Материал и оборудование: Иллюстрации, мультимедийная аппаратура, звукозаписи песен на стихи С. Есенина, сборники стихов С. Есенина, иллюстрации к его стихотворениям, мнемосхема, альбомные листы, цветная бумага, карандаши, клей, кисти, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит интересная встреча с человеком, чье имя является визитной карточкой русской поэзии.
У каждого человека есть своя малая Родина, недаром говорится
«Где родился, там и пригодился». Наша малая Родина- Рязанщина. Много на ней родилось талантливых людей: поэтов, ученых, музыкантов.
А поговорим мы о поэте, который писал о красоте природы русской земли. Родился он на рязанской земле. Душа этого поэта светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви к Родине. Кто из вас сможет назвать его имя?
Ответы детей: Сергей Есенин.
Воспитатель: Правильно, ребята. Перенесемся с вами на какое-то мгновение в отчий край поэта, в прекрасную есенинскую «страну березового ситца».
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда
Воспитатель: Так написал о своем родном доме, в котором прошло его детство и юность С. Есенин. Рязанская земля- колыбель поэзии С. Есенина. Его Родина – село Константиново.
(показ иллюстраций: «Село Константиново», «Комната С. Есенина»)
С раннего детства Сергей полюбил природу, любил возиться с животными. С ранних лет его окружали и плеск волны, и свет зари, небесная синь. Вся эта красота родного края отразилась в его стихах. В детстве, затаив дыхание, Сергей слушал старинные легенды, предания, русские песни, которые ему пела бабушка. «В детстве я рос,- писал С. Есенин, - дыша атмосферой поэзии».
В пять лет Сергей Есенин научился читать, а в девять лет стал писать стихи, подражая песням. Поэтому стихи Есенина очень певучи, вот послушайте: «Отговорила роща золотая, березовым веселым языком…», как напевно звучат эти строки. Хотелось бы вам их спеть? Как вы думаете, какой по характеру будет музыка на эти слова? Какой темп будет у музыки?
Ответы детей: Мелодичная, певучая, напевная, медленная и т.д.
Воспитатель: Многие композиторы сочиняли музыку на слова великого поэта, и его стихи стали песнями, которые любят и исполняют не только на русском, но и на других языках. Давайте послушаем песню «Отговорила роща золотая» в грамзаписи.
(Слушание песни «Отговорила роща золотая» в грамзаписи)
Воспитатель: Каждый год, 3 октября, в день рождения поэта на его родине в селе Константиново собираются люди – почитатели поэзии великого поэта, поют песни на его стихи, водят хороводы, читают стихи.
Воспитатель: Сергей Есенин очень любил осень. Этому времени года он посвятил много стихов. Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под песню С. Есенина «Клен ты мой опавший».
Релаксация: (Хоровод с кленовыми листьями. Дети выполняют танцевальные движения
Воспитатель: Стихи С. Есенина плачут и смеются вместе с поэтом, открывая нам мир природы, чувств, размышлений. Нельзя не любоваться красотой русской природы, слушая песни и стихи С. Есенина, они близки каждому русскому человеку, затрагивают самые тонкие струны человеческой души, воспитывают любовь к Родине. Сам поэт писал: «Чувство Родины – основное в моем творчестве». Много стихов посвятил поэт русской родной земле. Вот такие прекрасные слова он написал:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».
Воспитатель: Очень много стихов С. Есенин посвятил красоте родной природы. Природа у Есенина многоцветна и многокрасочна, он одушевляет ее. Черемуха «спит в белой накидке», «березы плачут по лесам», «Заря окликает другую». Давайте послушаем стихи С. Есенина в исполнении ребят.
(Дети читают стихи: «Черемуха», «Поет зима, аукает»).
Воспитатель: Ребята, понравились вам стихи? Что понравилось больше?
Ответы детей: Красота природы.
Воспитатель: В этих стихах поэт воспевает красоту природы, родной земли. Особенное внимание он уделяет молодой «зелено косой», «в юбчонке белой» березе, он воспевает ее красоту и величие. Поэт обращается к деревьям как к людям, призывая их радоваться и огорчаться. Вот какие нежные слова он пишет о белоствольной красавице:
«Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан
И её золотистые косы,
И холщевый ее сарафан».
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята попробовать рассказать самое известное стихотворение С. Есенина о березе «Белая береза» используя мнемосхему.
Мнемосхема. Стихотворение С. Есенина «Белая береза»
(Дети читают стих, используя предложенную схему)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. А давайте представим себя молодыми березками.
Физкультминутка.
Как девчонки подростки -руки через стороны вверх
На лугу растут березки
Белоствольные сестрички -руки в стороны, кисти опущены вниз
Ветви будто бы косички -плетение «косичек» руками
Побегу по тропинке к березке -бег на месте
Обниму ее крепко рукой -обнять себя руками
Ей в листочки шепну как на ушко: -руки рупором, произнести слова
«Я с тобой, я с тобой, я с тобой».
Воспитатель: Ребята, не хотите ли попробовать сами сочинить стихи?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Попробуем составить буриме – это стихотворения, составленные на заданные рифмы.
Например, Окно – темно
Сосной – расписной
(Буриме, сочиненное детьми):
Вот на улице темно Дом стоит наш расписной
Месяц светит к нам в окно Под зеленою сосной.
Воспитатель: Молодцы. И еще такие рифмы: дорога- тревога, вперед – ведет. (Буриме) Не страшна нам тревога
Нас вперед ведет дорога.
(Воспитатель обращает внимание на указатель дороги)
Воспитатель: Ребята, смотрите - дорога. «Дорога» нам хочет на что-то указать. (Надпись на указателе: «Пройдите три шага вперед, поверните направо, сделайте вперед два шага»). Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Дорога» привела нас в «Литературную галерею» (на стенде выставка книг С. Есенина. Дети вместе с воспитателем рассматривают книги. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто занимается иллюстрированием книг.
Ответы детей: Художники.
Воспитатель: Иллюстрируют книги художники-иллюстраторы. Мы видим в «Литературной галерее» много книг стихов С. Есенина, проиллюстрированных художниками-иллюстраторами. Иллюстрации помогают лучше понять произведение, вызывают эмоциональный отклик, обращают внимание на красоту природы. Я предлагаю вам создать свою книгу любимых стихов С. Есенина и проиллюстрировать ее. (Воспитатель выясняет, какие стихотворения С. Есенина будут иллюстрировать дети и что они хотят изобразит
(Звучит песня «За окошком месяц» в исполнении русского народного хора).
Дети иллюстрируют любимые стихи С. Есенина.
Воспитатель: Ребята, ваши прекрасные работы помогут нам проиллюстрировать книгу о поэзии С. Есенина, которую мы с вами изготовим к следующему занятию.
Итог:
Воспитатель: Ребята, сегодняшнее путешествие и знакомство с «поэтом земли русской» не закончилось, оно было интересным, увлекательным, познавательным. Я надеюсь, что вы захотите узнать еще больше, о творчестве С. Есенина, полюбите его стихи, и будете любить нашу родную землю, воспетую в его стихах
В конце занятия проходит выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-11316-1512642105.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1004085-1517316638.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1464583-1679224368.jpg)
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для среднего дошкольного возраста с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну Огня»
Формирование у детей знаний об огне, о пользе и опасности огня; правилах пожарной безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618848-1428153062.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".
Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618848-1428153062.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/02/picture-731843-1706847679.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание...