«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой"
презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа)

Актуальность: В современном мире, всё чаще чтение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Приобщение к чтению детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Сл. 2

Актуальность: В современном мире, всё чаще чтение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.

Сл. 3 - 4

Цель: Прививать интерес дошкольников к художественной литературе через театрализованную деятельность.

Формы работы с детьми:

НОД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, ознакомление с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию ).

Культурно – досуговая деятельность: литературные гостиные, викторины, праздники, развлечения.

Свободная от занятий деятельность: Экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, организация «Книжной больницы», проведение недели «Детской книги», игровая деятельность : игры – драматизации, режиссёрские игры, настольно – печатные игры.

Сл.  5 - 6

   Театральный уголок в нашей группе представлен разнообразным оснащением для разыгрывания сценок  (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). Разнообразные виды театров : би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, театр пальчиковый, театр картинок (фланелеграф), магнитный и др. Атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления атрибутов для театрализованных игр. Также в театральном уголке у нас есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. Ну и конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

Сл. 7 – 8

   Центр  книги.

   Для привлечения детей к художественной литературе оформляем выставку книг, знакомим с писателем. В «Центре книги» по работе с художественной литературой предлагается одному ребенку пересказать содержание произведения;   предлагаем детям выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);   чтение сказки по ролям. Создана картотека к развитию интереса.

Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке

Задания:

  • Придумать рассказ по картинке;
  • составить пересказ по мнемотаблице;

составление скороговорок, пословиц, загадок на основе прослушанного текста.

Игровые упражнения

  • Воссоздать сюжет сказки/рассказа при помощи игрушек;
  • «Угадай сказку по трём словам»;
  • придумывание рифмующихся слов;
  • поиск на страницах книги все изображения животных/растений/людей/волшебных предметов;
  • передать при помощи интонации настроение персонажа;
  • мимикой показать эмоции героев.

Двигательные упражнения

  • «Зайка прыгал» (после прослушивания сказки «Лиса и заяц»);
  • «Строим теремок»;
  • «В Лукоморье на прогулку приглашаю вас пройти…»;
  • двигательно-речевой тренинг «Колобок»;
  • пальчиковая гимнастика «Репку мы сажали»;
  • логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.

Дидактические игры

  • Пиктограммы: расположить фишки с изображением героев вокруг эмблемы с сюжетом той сказки, к которой они относятся и др.;
  • на внимательность: «Найди лишнего персонажа», «Кого не хватает»;
  • литературное лото, домино;
  • «Раздай героям их волшебные предметы»;
  • «Найди пару», «Чья это тень?».

Игры-драматизации

  • Театрализованные пальчиковые игры
  • инсценировка эпизода произведения при помощи кукольного театра;
  • Игры-имитации образов литературных персонажей;
  • игра в теневом театре с набором бумажных фигур по сюжетам сказок;
  • дети распределяют роли персонажей сказки, надевают изображающие их маски или шапочки, воспитатель читает текст, а дети показывают действия героев;
  • ролевые диалоги;
  • инсценировки малых жанров УНТ (пословиц, поговорок);
  • импровизации.

Сл. 9

Для того чтобы прививать любовь к книге у ребенка необходимо помочь ребенку полюбить книгу и относиться к ним бережно. Поэтому мы учим не только слушать литературные произведения, рассматривать иллюстрации к ним, но  и «лечить» их.

Сл. 10

Знакомство с художественными произведениями

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

5. Пересказ по ролям

     В беседы по прочитанным произведениям включаем словесные игры и упражнения на развитие темпа. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений и их инсценировка.  Дидактические игры ««Кто за кем? », «Что изменилось? », «Раскрась по описанию»,«Помоги герою найти свою сказку».

Сл. 11

     Театрализация русской сказки проводится с целью: знакомства ребенка с устным народным творчеством, сказками народным фольклором, что воспитывает и развивает интерес к литературе.

Сл 12

Знакомство с инсценировкой  начинается с выбора литературного произведения.  Выбора эпизода произведения. О чём оно?  Какие   события   главные?

Затем предлагается  детям представить  героев инсценировки.  Где они  живут? Как  выглядит  их  дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их  взаимоотношения  друг  с другом и т.п.

Далее распределяются роли и идёт работа  над   ролью:   составляется   словесный   портрет   героя,   описывается   его   жилище,  любимые блюда, игры. Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей,  дети пересказывают отдельные  фрагменты сказки.

    Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. 

Сл. 13

    Мы следим за памятными датами. В день книги мы с ребятами изготавливали книжки-малышки. Вместе с ребятами организовали выставку «Моя любимая  книжка!» где ребята с удовольствием представили свои любимые книжки и рассказали о них.

Сл.14

   Викторина направлена на систематизацию знаний детей о художественной литературе посредством игры-викторины, прививание  интереса детей к литературному чтению; формирование умения детей работать в коллективе.

Сл. 15 - 16

    Подготовка к театральной деятельности  начинается через пальчиковые игры,  это увлекательный и любимый вид деятельности. Пальчиковые игры стимулируют развития мышления ребёнка, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.

   В индивидуальной и совместной работе используем дидактические игры  по мотивам сказок- они помогают развить все стороны речи. В группе создана картотека дидактических игр по сказкам. И картотека пальчиковых игр по сказкам.

Сл. 17

   Как приобщить ребенка к чтению? Как помочь ему полюбить книгу? Эта проблема подвела нас к разработке  проекта «Мир книг».

Цель работы: способствовать формированию  интереса детей к художественной литературе и потребности в чтении.

   В проект были включены тематические недели «Мы читаем Маршака», «Мы читаем Михалкова», «Мы читаем Чуковского».

Сл. 18 -19

   Дети познакомились с историей создания и изготовления книги и с большим интересом участвовали в данной работе,   создавали свою книгу, экспериментировали, повышая свой интерес к художественной литературе. В течение  проекта была обновлена картотека дидактических игр по сказкам. Полученные знания дети регулярно закрепляли в продуктивной деятельности. Создавая художественный образ  своего героя дети самостоятельно подбирают материал, цвет для  своего персонажа. Созданные поделки используются для игры в настольный театр.

   На  занятиях по изобразительному творчеству детям предлагается изобразить какой-либо фрагмент из данного литературного произведения; нарисовать литературного героя, передав в рисунке все характерные особенности персонажа; а так же применить свои художественные способности в изготовлении реквизитов и атрибутов к театрализованной постановке. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать.

Сл. 20 – 21

   Отчетным мероприятием по неделе «Мы читаем Чуковского» стало проведение викторины по сказкам Чуковского.

   Отчетным мероприятием  о неделе «Мы читаем Михалкова С.» стало совместная  деятельность -   изготовление газеты по произведениям Михалкова С.

Сл 22

   Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Через игру развивается интерес к – драматизациям.  Дети учатся изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Сл. 23

   Итогом проекта «Мир книги»  была подготовлена постановка спектакля «Муха Цокотуха».

Для родителей была проведена викторина «По сказкам Чуковского»  и показ спектакля «Муха-Цокотуха».  Совместно с родителями, каждому герою подобрали костюмы. В ходе всей нашей работы, родители пришли к единому мнению, что их вовлечение и заинтересованное участие в воспитательно–образовательном процессе необходимо для развития собственного ребенка. Такие совместные досуги могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в группе.

Сл. 24

Мы посещали театр теней. Смотрели сказку. После просмотра сказки ребят научили нескольким приемам игры с тенью. Этот вид театра очень полюбился нашим ребятам. Дети с огромным удовольствием принимают участие в постановке в группе, даже самый  скромный  ребёнок раскрывает свой скрытый потенциал.

Сл. 25

Также мы посещаем театральные представления, которые приезжают к нам в детский сад. Ребята с удовольствием не только смотрят, но и общаются с актерами. Учатся правилам поведения и актерскому мастерству.

Сл. 26

Как театр начинается с вешалки, так и приобщение детей к книге и чтению художественной литературы начинается с библиотеки.

Цель сотрудничества: приобщение детей к чтению художественной литературы, как увлеченного думающего читателя.

Сл. 27

Сотрудничество с родителями дает  положительный результат в работе. Мы оформляем для них родительские стенды, буклеты, проводим консультации, анкетирование, привлекаем к участию в акциях, посещению театров, изготовлению декораций, костюмов, атрибутики.

Сл. 28

Родители приняли участие в акции «Сказки на ночь»

Предложены были буклеты «Как приобщить детей к книге»,  «Как полюбить книгу и чтение», участвовали в акции «Книжка-самоделка».

Родители и дети активно включились в совместную работу. Некоторые  придумывали и рисовали иллюстрации к любимым произведениям, кто-то сочинил свои истории. В процессе работы получилось много разнообразных и интересных книжек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

Положение о смотре-конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Положение о смотре-конкурсе в ДОУ«Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»...

План образовательной деятельность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС ДО

План проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»...

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....