«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой"
презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа)
Актуальность: В современном мире, всё чаще чтение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Приобщение к чтению детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Сл. 2
Актуальность: В современном мире, всё чаще чтение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.
Сл. 3 - 4
Цель: Прививать интерес дошкольников к художественной литературе через театрализованную деятельность.
Формы работы с детьми:
НОД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, ознакомление с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию ).
Культурно – досуговая деятельность: литературные гостиные, викторины, праздники, развлечения.
Свободная от занятий деятельность: Экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, организация «Книжной больницы», проведение недели «Детской книги», игровая деятельность : игры – драматизации, режиссёрские игры, настольно – печатные игры.
Сл. 5 - 6
Театральный уголок в нашей группе представлен разнообразным оснащением для разыгрывания сценок (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). Разнообразные виды театров : би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, театр пальчиковый, театр картинок (фланелеграф), магнитный и др. Атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления атрибутов для театрализованных игр. Также в театральном уголке у нас есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. Ну и конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.
Сл. 7 – 8
Центр книги.
Для привлечения детей к художественной литературе оформляем выставку книг, знакомим с писателем. В «Центре книги» по работе с художественной литературой предлагается одному ребенку пересказать содержание произведения; предлагаем детям выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.); чтение сказки по ролям. Создана картотека к развитию интереса.
Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке
Задания:
- Придумать рассказ по картинке;
- составить пересказ по мнемотаблице;
составление скороговорок, пословиц, загадок на основе прослушанного текста.
Игровые упражнения
- Воссоздать сюжет сказки/рассказа при помощи игрушек;
- «Угадай сказку по трём словам»;
- придумывание рифмующихся слов;
- поиск на страницах книги все изображения животных/растений/людей/волшебных предметов;
- передать при помощи интонации настроение персонажа;
- мимикой показать эмоции героев.
Двигательные упражнения
- «Зайка прыгал» (после прослушивания сказки «Лиса и заяц»);
- «Строим теремок»;
- «В Лукоморье на прогулку приглашаю вас пройти…»;
- двигательно-речевой тренинг «Колобок»;
- пальчиковая гимнастика «Репку мы сажали»;
- логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
Дидактические игры
- Пиктограммы: расположить фишки с изображением героев вокруг эмблемы с сюжетом той сказки, к которой они относятся и др.;
- на внимательность: «Найди лишнего персонажа», «Кого не хватает»;
- литературное лото, домино;
- «Раздай героям их волшебные предметы»;
- «Найди пару», «Чья это тень?».
Игры-драматизации
- Театрализованные пальчиковые игры
- инсценировка эпизода произведения при помощи кукольного театра;
- Игры-имитации образов литературных персонажей;
- игра в теневом театре с набором бумажных фигур по сюжетам сказок;
- дети распределяют роли персонажей сказки, надевают изображающие их маски или шапочки, воспитатель читает текст, а дети показывают действия героев;
- ролевые диалоги;
- инсценировки малых жанров УНТ (пословиц, поговорок);
- импровизации.
Сл. 9
Для того чтобы прививать любовь к книге у ребенка необходимо помочь ребенку полюбить книгу и относиться к ним бережно. Поэтому мы учим не только слушать литературные произведения, рассматривать иллюстрации к ним, но и «лечить» их.
Сл. 10
Знакомство с художественными произведениями
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть.
5. Пересказ по ролям
В беседы по прочитанным произведениям включаем словесные игры и упражнения на развитие темпа. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений и их инсценировка. Дидактические игры ««Кто за кем? », «Что изменилось? », «Раскрась по описанию»,«Помоги герою найти свою сказку».
Сл. 11
Театрализация русской сказки проводится с целью: знакомства ребенка с устным народным творчеством, сказками народным фольклором, что воспитывает и развивает интерес к литературе.
Сл 12
Знакомство с инсценировкой начинается с выбора литературного произведения. Выбора эпизода произведения. О чём оно? Какие события главные?
Затем предлагается детям представить героев инсценировки. Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.
Далее распределяются роли и идёт работа над ролью: составляется словесный портрет героя, описывается его жилище, любимые блюда, игры. Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывают отдельные фрагменты сказки.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
Сл. 13
Мы следим за памятными датами. В день книги мы с ребятами изготавливали книжки-малышки. Вместе с ребятами организовали выставку «Моя любимая книжка!» где ребята с удовольствием представили свои любимые книжки и рассказали о них.
Сл.14
Викторина направлена на систематизацию знаний детей о художественной литературе посредством игры-викторины, прививание интереса детей к литературному чтению; формирование умения детей работать в коллективе.
Сл. 15 - 16
Подготовка к театральной деятельности начинается через пальчиковые игры, это увлекательный и любимый вид деятельности. Пальчиковые игры стимулируют развития мышления ребёнка, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.
В индивидуальной и совместной работе используем дидактические игры по мотивам сказок- они помогают развить все стороны речи. В группе создана картотека дидактических игр по сказкам. И картотека пальчиковых игр по сказкам.
Сл. 17
Как приобщить ребенка к чтению? Как помочь ему полюбить книгу? Эта проблема подвела нас к разработке проекта «Мир книг».
Цель работы: способствовать формированию интереса детей к художественной литературе и потребности в чтении.
В проект были включены тематические недели «Мы читаем Маршака», «Мы читаем Михалкова», «Мы читаем Чуковского».
Сл. 18 -19
Дети познакомились с историей создания и изготовления книги и с большим интересом участвовали в данной работе, создавали свою книгу, экспериментировали, повышая свой интерес к художественной литературе. В течение проекта была обновлена картотека дидактических игр по сказкам. Полученные знания дети регулярно закрепляли в продуктивной деятельности. Создавая художественный образ своего героя дети самостоятельно подбирают материал, цвет для своего персонажа. Созданные поделки используются для игры в настольный театр.
На занятиях по изобразительному творчеству детям предлагается изобразить какой-либо фрагмент из данного литературного произведения; нарисовать литературного героя, передав в рисунке все характерные особенности персонажа; а так же применить свои художественные способности в изготовлении реквизитов и атрибутов к театрализованной постановке. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать.
Сл. 20 – 21
Отчетным мероприятием по неделе «Мы читаем Чуковского» стало проведение викторины по сказкам Чуковского.
Отчетным мероприятием о неделе «Мы читаем Михалкова С.» стало совместная деятельность - изготовление газеты по произведениям Михалкова С.
Сл 22
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Через игру развивается интерес к – драматизациям. Дети учатся изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.
Сл. 23
Итогом проекта «Мир книги» была подготовлена постановка спектакля «Муха Цокотуха».
Для родителей была проведена викторина «По сказкам Чуковского» и показ спектакля «Муха-Цокотуха». Совместно с родителями, каждому герою подобрали костюмы. В ходе всей нашей работы, родители пришли к единому мнению, что их вовлечение и заинтересованное участие в воспитательно–образовательном процессе необходимо для развития собственного ребенка. Такие совместные досуги могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в группе.
Сл. 24
Мы посещали театр теней. Смотрели сказку. После просмотра сказки ребят научили нескольким приемам игры с тенью. Этот вид театра очень полюбился нашим ребятам. Дети с огромным удовольствием принимают участие в постановке в группе, даже самый скромный ребёнок раскрывает свой скрытый потенциал.
Сл. 25
Также мы посещаем театральные представления, которые приезжают к нам в детский сад. Ребята с удовольствием не только смотрят, но и общаются с актерами. Учатся правилам поведения и актерскому мастерству.
Сл. 26
Как театр начинается с вешалки, так и приобщение детей к книге и чтению художественной литературы начинается с библиотеки.
Цель сотрудничества: приобщение детей к чтению художественной литературы, как увлеченного думающего читателя.
Сл. 27
Сотрудничество с родителями дает положительный результат в работе. Мы оформляем для них родительские стенды, буклеты, проводим консультации, анкетирование, привлекаем к участию в акциях, посещению театров, изготовлению декораций, костюмов, атрибутики.
Сл. 28
Родители приняли участие в акции «Сказки на ночь»
Предложены были буклеты «Как приобщить детей к книге», «Как полюбить книгу и чтение», участвовали в акции «Книжка-самоделка».
Родители и дети активно включились в совместную работу. Некоторые придумывали и рисовали иллюстрации к любимым произведениям, кто-то сочинил свои истории. В процессе работы получилось много разнообразных и интересных книжек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»
"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...
Положение о смотре-конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»
Положение о смотре-конкурсе в ДОУ«Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»...
План образовательной деятельность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС ДО
План проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»...
Конспект образовательной деятельности по теме: «Новые подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой». «Сказка в гости к нам пришла».
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....
Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.
Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....