Конспект образовательной деятельности по теме: «Новые подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой». «Сказка в гости к нам пришла».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Св.Ивановна Колесникова

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_otkrytoe_zanyatie.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.

Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам.

Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.

Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.

Воспитывать отзывчивость, дружеские отношения, желание прийти на помощь.

Предварительная работа.

Посещение выставки театров, рассматривание макетов различных сказок.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок.

Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Мои любимые сказки».

Знакомство с новыми словами.

Рассматривание картины Венецианова А. Г. «Гумно».

Оборудование и материалы.

Книжки-сказки, иллюстрации к сказке «Заяц-хваста», ковер-самолет, сундучок, герои  сказок, шапочки зайца и вороны.

Дети входят в группу.

Воспитатель:  Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

1. Организационный этап.

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите.

   

2.Мотивационный этап.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

-Куда можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

-Я хочу предложить  вам отправиться в путешествие по стране сказок.

«Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать,

И, конечно,  поиграть!»

Ребята, а вы любите  сказки? (ответы детей)

        3. Поисковый этап.

Воспитатель: А как вы думаете, где живут сказки?(ответы детей)

 -Сказки живут далеко-далеко. За морями и горами есть огромная сказочная страна.

 -Как вы думаете, на чем  можно добраться до этой сказочной страны? (ответы детей)

 -А у меня имеется  такое сказочное средство передвижения. Это  –  ковер-самолет! На нем мы с вами и отправимся в путешествие по интереснейшему миру сказок! Рассаживайтесь  на ковре. Все готовы? Отправляемся!

«Ты ковер, ковер,  лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише,  не качайся.

Не пугай моих ребят,

Хорошо они сидят».

        4. Практический этап.

-Ребята, вот мы и в сказочном царстве.  Что  вы видите на своём пути? (стоит расписной сундучок)

 -Давайте его откроем, и посмотрим, что лежит  внутри! (Воспитатель пытается открыть сундучок) Не открывается!

-Что же делать, как открыть сундук? (ответы детей)

 -Ребята, мы же с вами в сказочной стране. Значит, всё здесь сказочное и волшебное, и сундук тоже. Открыть его можно только с помощью волшебных слов. Попробуем это сделать? Повторяйте за мной:

“Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Ты откройся для ребят,

Что в тебе? Все знать хотят!”

-Помогли наши слова, сундучок открылся! Давайте заглянем в него и посмотрим,  что в нём лежит.

(Дети находят в  сундучке  сказочных персонажей).

-Кто же их сюда спрятал и на засов закрыл? (ответы детей)

-Поможем сказочным героям  вернуться  в свои сказки! Что же мы можем для них сделать? (ответы детей) 

-Правильно, нужно назвать сказочного героя, и рассказать из какой он сказки.

(Короткие рассказы детей).

- Какие вы молодцы, помогли всем сказочным героям, правильно расселили их  по сказкам! Буратино  тоже вас благодарит,  и приглашает  на  весёлую игру.

(Проводится динамическая пауза «Буратино»).

«Буратино потянулся».

«Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.…..»

 -Отдохнули, а теперь продолжаем  сказочное путешествие.

- «Сказки, сказки - ярмарка чудес.

Мир волшебный, разноцветный лес.

Крылья сказок тихо, тихо шелестят.

Значит, в гости к нам они летят».

- Посмотрите, ребята, какое  дерево перед нами: необычное, удивительное! (стоит дерево, на ветвях - книги)

-  Что  растёт на нём? (книжки)

- Дерево тоже волшебное! Если на нём растут книжки, значит, какое это дерево? (книжное).

-Предлагаю вам игру «Кто больше назовёт сказок»? Для этого необходимо рассмотреть дерево со всех сторон и запомнить сказки, которые вы узнали.

Дети называют сказки.

Воспитатель обращает внимание  на книгу, которая лежит под деревом.

- Ребята, как вы думаете, а про кого эта сказка?( книга со сказкой «Заяц-хваста»).

- Как вы догадались?(ответы детей)

- Хотите  узнать содержание этой сказки? Тогда садитесь на стульчики. Но сначала мы с вами  проведём артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика «Волшебный мир».

«Если в сказку всем сердцем поверить,

(Улыбочка).

В мир волшебный раскроются двери!

(Приоткрыть рот).

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

(Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе).

На летучем большом корабле

(Поднять боковые края и кончик языка(«чашечка»).

Или с Бабой-Ягой на метле,

( Кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево).

На плоту по молочной реке

(Широкий расслабленный язычок).

И верхом на Коньке-Горбунке.

( Поцокать языком).

Можно в сказку влететь на Жар-Птице,

(Широкий язык движется вверх-вниз).

Можно на Колобке закатиться,

(Круговые движения кончиком языка по губам).

Можно въехать, как Слон на Еже.

(«Пожевать» язычок).

Ой! Мы, кажется, в сказке уже…»

-А теперь можно и сказку послушать. Слушайте внимательно.

Чтение сказки « Заяц-хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кустом. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а  лáпищи, не зубы, а зýбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!

Вопросы по сказке:

-  Понравилась вам сказка?

- О чём она?

- Назовите главных героев сказки?

- Каким был заяц в начале сказки?

- Что он говорил про усы?  Про  глаза? Про зубы?

- Каким можно назвать зайца после случая с вороной?

- Чем закончилась сказка?

- Чему учит сказка?

«Вот он заяц-молодец!

Был он хваста, стал храбрец!

Это правда, в нем сперва было много хвастовства!

Но однажды вышло так,

Спас ворону от собак

Спас ворону и потом хвастать он не стал о том!».

- Как можно назвать сказку? Предложите свои варианты.

5. Рефлексивно – оценочный этап..

- Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Что вам понравилось и запомнилось ?

-Кому мы помогли? С какой сказкой познакомились?

Вот и пришла пора возвращаться обратно. Садитесь все на ковер-самолет.

«1, 2, 3 взлетаем, глазки закрываем.

1, 2, 3, 4, 5 вот и в группе мы опять

можно глазки открывать.»

Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же

удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,  добрыми,  как Емеля, обаятельными,  как Чебурашка, трудолюбивыми, как Золушка, и находчивыми, как Кот в сапогах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...

Конспект педсовета «Новые подходы к ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Повысить профессионально-деятельную компетентность педагогов  в системе педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой, наметить пути дальнейшей эфф...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...