Каталог "Чтение художественной литературы как средство ранней проф.ориентации"
картотека по художественной литературе
Слово - самое сильное оружие человека»
Аристотель
Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени, например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда, например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hudozhestvennoy_literatury_kak_sredstvo_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.pptx | 883.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Слово - самое сильное оружие человека» Аристотель Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени, например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда, например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), широко используются потешки , например: Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся. Стихи, например, как А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р.н.с «Репка» - трудовой коллективизм. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б. Заходера : «Шофер» «Сапожник» Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер, Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги - прохудились сапоги. Нажимаю на педаль - Забивай покрепче И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня В гости! А. Кардашовой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор -- это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.
Таким образом, в формировании профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка знакомит детей с разными профессиями, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений. Для продолжения знакомства с профессиями детей среднего возраста рекомендуются следующие художественные произведения: . Г.Сапгир «Садовник». 2. Б. Заходер «Портниха», «Строители». 3. С.Маршак "Пожар", "Почта". 4. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?». 5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». 6. Е. Пермяк «Мамина работа». 7. Н. Найденова «Ольга Павловна». 8. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека». 9. С. Баруздина «Кто построил этот дом?». 10. А. Бродский «Мой брат». 11. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы». 12. Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).
В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям -- это счастье. Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми.
Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду, как важной деятельности человека, например: «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова. Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями. Дети старшей группы сами могут составлять загадки о профессиях. Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают о различных профессиях. Старший – подготовительный возраст 1.С.Маршак. Откуда стол пришел. 2.К.Ушинский. Стол и стул. 3.И.Токмакова. Скоро в школу. 4.С.Михалков. А что у вас? 5.Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица. 6.С.Маршак. Почта. Пожар. 7.С.Маршак. Как печатали книгу. 8.В.Маяковский. Кем быть? 9.Е.Пермяк. Для чего руки нужны. 10.Д.Родари. Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла. 11.К.Ушинский. Булочник. Сапожник. Куй железо, пока горячо. 12.К.Чуковский.Айболит. 13.В.Тюрин. Кто главный на корабле? 14.А.Барто. Штукатуры. 16.С.Маршак. Пограничник. 17.Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике. 28.Л.Скребцова. Чудесный парикмахер.
Мир взрослых манит и привлекает ребенка — там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и поди разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной – врач, продавец, повар – дети могут представлять её совершенно неожиданным образом. Чтобы разобраться, какие бывают профессии и зачем они нужны, мало разговаривать об этом. Обязательно стоит читать книги о профессиях, посещать экскурсии на разные производства, смотреть тематические видеоролики и мультфильмы. В этой подборке вы найдёте книги для детской профориентации, ориентированные на дошкольников. Возраст почемучек-трёхлеток и старший дошкольный возраст – то, что надо для начальных знаний о профессиях.
1. Георг Юхансон , серия книг «Мулле Мек – умелый человек» Мулле Мек – механик, мастер на все руки. Всем, кто интересуется прикладными профессиями, будет интересно прочесть о том, как он из старых железок и досок делает серьёзные вещи: самолёт, машину, новый дом, лодку. В книгах есть описание мастерской, инструментов, технических принципов и устройства разных механизмов. Есть у Мулле Мека собака по имени Буффа . С ней мастер делится своими идеями и секретами. А заодно и с читателями. Рекомендуемый возраст: от 3 лет.
2 . Ричард Скарри «Город добрых дел » Каждая история – это знакомство с определённой профессией . Книга написана с юмором, но при этом информация там даётся вполне правдивая и даже энциклопедическая. Юные читатели узнают, как изготавливают бумагу, строят дорогу и многое другое. Рекомендуемый возраст: от 3 лет. 3. Виктор Бундин «Такая работа» Старая добрая книга, на которой выросли ещё наши мамы. Её можно назвать виммельбухом советского времени – текста минимум, а картинки можно разглядывать и разглядывать. Желто-оранжевые деревья, зоопарк с резвящимися животными и ухаживающими за ними сотрудниками, осенние листья в окнах хлебобулочного комбината, слаженные действия рабочих на стройке. А вечером, в лучах заходящего солнца, отработавший народ спешит по домам. Тем, кто любит Петербург, эта книга понравится вдвойне, ведь тут столько видов любимого города! Рекомендуемый возраст: от 3 лет.
4. Серия книг «Кем быть» 5 книг в картинках посвящены профессиям. Одна книга – одна профессия. Чем заняты спасатели? Из каких продуктов пекут хлеб? Как возникла профессия художника? Что нужно портному для работы? Как устроен автомобиль? Эти и многие другие вопросы освещены в серии книг «Кем быть». Информация о профессиях дана здесь в доступной малышам форме — мало текста, много картинок. Книга написана просто, но крайне информативно и ёмко. Рекомендуемый возраст: от 4 лет.
5. Гордиенко Н., Гордиенко С. «Большая книга профессий » В книге 42 раздела, охватывающие современные профессии: садовник, архитектор, врач, сантехник, кондитер, продавец, портной, водолаз, повар и многие другие. Показаны не только нюансы производства, работы, но и освещены качества, умения, знания, которые нужны, чтобы достичь успеха в какой-либо профессии. Рекомендуемый возраст: от 4 лет. 6. Хавукайнен А., Тойвонен С. «Какие бывают профессии» , «Тату и Пату идут на работу» Тату и Пату – озорные братья, неугомонные любители приключений и всего нового. В этой книге авторы отправляют своих героев на биржу труда, после которой они смогут познакомиться с разными профессиями: механик, журналист, секретарь, фермер, строитель, учитель, уборщица и другие . Рекомендуемый возраст: от 4 лет.
7. Амели Бомон «Кем быть ?» Книга рассказывает о более чем 300 профессиях в разных отраслях: лесничие, лесорубы, цветоводы, ветеринары, жокеи, директор предприятия, мясник, машинисты электропоездов, электрики, палеонтологи и т.д. Каждый разворот – это детально прорисованные иллюстрации, где можно узнать, чем занимаются люди разных профессий, увидеть поэтапный процесс изготовления той или иной вещи. Рекомендуемый возраст: от 5 лет. 8. Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану …» Это и энциклопедия, и книга для разглядывания . Здесь можно узнать чем занимаются не только всем известные продавец, актёр, учитель, но и портье, бариста , либреттист, метеоролог. Конечно, в книге далеко не полный перечень учреждений и профессий, но охватить все темы практически нереально. Зато это будет поводом прочесть другие тематические книги, а их очень и очень много. Рекомендуемый возраст: от 5 лет.
9. Джон Грин « Гиппопотамистер » Эта история в картинках не только о профессиях и животных, но и о том, что не стоит опускать руки, если что-то не получается. Ещё после прочтения книги можно обсудить с детьми, что навыки, которые мы приобретаем сейчас, могут пригодиться в будущем, ведь в современном мире всё так быстро меняется. Рекомендуемый возраст: от 5 лет . 10. Успенский Э. « 25 профессий Маши Филипенко » Незаметно для читателя история о приключениях девочки превращается в ненавязчивый урок о профессиях. Вместе с Машей дети узнают о разных специальностях, побывают в троллейбусном парке, в геологической экспедиции, на овощной базе. Книга написана с юмором, читается на одном дыхании. Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ранней проф. ориентации с детьми 1 мл. группы
ТемаСодержание работыСрокРабота с родителями«Кто нас лечит?» (профессия-доктор)Беседа: «Если, вдруг, ты заболел…»;Продуктивная деятельность: рисование «Яблочки для здоровья»;С/р игра: «Больница для зв...
Конспект педагогического мероприятия по ранней проф.ориентации дошкольников
Конспект педагогического мероприятия по ранней проф.ориентации дошкольников разработан для детей старшего дошкольного возраста....
Ранняя проф.ориентация дошкольников
На свете есть много разных профессий – врач, строитель, учитель, водитель. Но есть одна особенная Родину защищать. Каждый человек при выборе профессии решает для себя, какая ему н...
Проект по ранней проф.ориентации детей подготовительной группы.
Цель:формировать эелементарные представления о профессии строитель....
Ранняя проф ориентация "Все профессии нужны, все профессии важны"
В данном материале представлена часть программы для детей младшего дошкольного возраста разработчиком которой являлась в составе творческой группы педагогов ДОУ....
Картотека по ранней проф ориентации
Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями....
Заседание семейного клуба «Содружество» Чтение художественной литературы как средство ранней профориентации дошкольников.
Материал полезен педагогам-психологам и воспитателям ДОУ....