Ранняя проф ориентация "Все профессии нужны, все профессии важны"
рабочая программа (младшая группа)
В данном материале представлена часть программы для детей младшего дошкольного возраста разработчиком которой являлась в составе творческой группы педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
49_programma-proforientatsiya.docx | 47.53 КБ |
Предварительный просмотр:
1.3 Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание оптимальных условий для успешной социализации дошкольников посредством профориентационной работы.
Задачи:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества (о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий, о простейших трудовых операциях и материалах);
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, полученные представления о профессиях;
- сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить им возможность использовать свои знания, умения и навыки в доступных видах деятельности;
- развивать любознательность и интерес к деятельности взрослых; творческую инициативу, навыки активного речевого общения; обогащение и активизация словаря;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- обеспечить социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы; помочь накопить детям определенный социальный опыт;
- организовать взаимодействие с семьями воспитанников в формировании у детей базовых представлений о различных видах труда, их значении для общества;
- спланировать и организовать деятельность педагогов ДОУ по созданию условий для успешной социализации дошкольников, через организацию профориентационной работы;
- создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию интереса дошкольников к профессионально-трудовой деятельности взрослых.
Возраст детей | Задачи |
Младший возраст 3-4 года | - воспитывать интерес к труду взрослых, учить наблюдать за их работой (в ближайшем окружении), совершенствовать себя как личность, через общение с людьми; - знакомить с трудом взрослых (врач, водитель, парикмахер, повар, продавец и т.д.), обращая внимание на трудовые действия и их результат; - знакомить с названием предметов и орудий труда профессии взрослого; - формировать умения действиям предметов и орудий труда профессии взрослого; - знакомить с профессиональными фразами и диалогами между людьми той или иной профессии с потребителями услуги; - содействовать развитию игр, отражающих труд взрослых и их несложные профессиональные действия (например, водитель работает на машине, перевозит людей или грузы); - учить взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 действующими лицами (водитель - пассажир; врач - медсестрой - пациент; воспитатель - няня - дети); - воспитывать бережное отношение к вещам (они сделаны людьми и помогают жить); - развивать интерес к труду взрослых по уходу за растениями и животными (цветовод, ветеринар и т.д.); - учить общению и дружественному взаимодействию с миром природы. |
2.2 Перспективный план Программы с детьми с 3 до 4 лет
Дата | Тема, задачи | Форма проведения |
Сентябрь Сентябрь сентябрь | Воспитатель Формировать представления о сотрудниках детского сада (воспитатель, младший воспитатель, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь Младший воспитатель Дать конкретные представления детям: младший воспитатель накрывает на столы, чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, посуду и т.д.; отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе | Рассказ воспитателя Рассматривание иллюстраций Экскурсия по детскому саду Беседы Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», З. Александрова «Катя в яслях», Е. Янковская «Я хожу в детский сад» Чтение стихотворений о профессии Загадки о предметах профессии С/р игра «Детский сад» Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» Наблюдение за трудом младшего воспитателя, помощь младшему воспитателю. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: помощь младшему воспитателю (хозяйственно - бытовой труд) Игра «Что нужно младшему воспитателю для работы» |
Октябрь | Повар Дать представления детям: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда | Целевое посещение кухни, наблюдение Рассказ воспитателя Рассматривание иллюстраций Беседа о труде повара С/р игры «Семья», «Детский сад» Игра «Что нужно повару для работы» |
Ноябрь | Прачка Формировать представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки | Экскурсия по детскому саду, наблюдение Рассказ воспитателя Рассматривание иллюстраций Помощь младшему воспитателю в стирке кукольного белья. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад» Сюжетные игры «Мы, как мама стираем и гладим бельё» Д/игра «Кому что нужно для работы» Этюд «Кому и как можно подражать» |
Дворник. Познакомить с трудом дворника, его рабочим инвентарём; воспитывать интерес к труду взрослых; вызывать желание поддерживать чистоту и порядок на своём участке | Наблюдение за трудом дворника Посильный труд детей на участке сада во время прогулок Узнай предмет, что опишу | |
Декабрь | Лётчик. - дать детям первичные знания о профессии летчика; - способствовать обогащению представлений об особенностях работы летчика (летает на самолете, перевозит людей и богаж), о личностных качествах: сильный, внимательный, ловкий, храбрый; - активизировать в речи детей слова: летчик, аэродром, взлетная полоса | Наблюдение за прогулке за полётами самолётов, вертолётов. Видеоэкскурсии «На борту самолёта» Чтение: А. Барто «Самолет построим сами», Игра «Что нужно пилоту для работы» Музыкальная игра на внимание и ускорение действий «Анималики. Самолёт», «Кукутики. Садимся в самолёт» Прослушивание песни «Хорошо пилотом быть» |
Январь | Водитель Формировать представления о профессии водителя; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Водитель должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать водителем нужно учиться | Беседа «Кто работает на транспорте», «Какой бывает транспорт» Рассматривание иллюстраций Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б.Зходер «Шофер» Д/игры: «Из чего состоит машина», «Виды транспорта», «Едем, плывем, летим», «На чем поедем», «Что лишнее» П/игры «Цветные автомобили», «На машине по кочкам», «Грузовик», «Воробушки и автомобиль» и др. С/р игры «Мы - водители», «Поездка на автомобиле» Игра «Что нужно водителю для работы» |
Пожарный. Познакомить младших дошкольников с профессией - пожарный. Дать представления о профессиональной деятельности, значимости пожарного для людей и живой природы. Формировать представление о последствиях неосторожного обращения с огнём, об основных правилах пожарной безопасности | Игра «Что нужно пожарному для работы» Чтение, просмотр мультфильма и театрализация сказки «Кошкин дом» Собери пазл «Кошкин дом» Рассматривание иллюстраций из серии «Спички детям не игрушка» Рассматривание игрушки «Пожарная машина» Видеоэкскурсия «Пожарный» Беседы по теме «Пожарная безопасность» Игра «Кому что нужно для работы» Игра – эстафета «Тушим пожар» Выставка семейных работ по пожарной безопасности | |
Февраль | Военный Уточнить представления детей о профессии военного. Сформировать представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Военный –защитники нашей Родины; о военных написано много книг и снято много интересных кинофильмов. Воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки | Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение: З. Александрова «Дозор», С. Маршак «Пограничники», Г. Бойко «Мы собираемся в полёт», А. Барто «Самолёт», А. Нехода «Лётчики» Заучивание стихотворений к 23 февраля Игра «Мы – военные» |
Март | Медсестра Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник, таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу Актёр театра. Формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении; познакомить детей с профессией актёр и помещениями театра (зрительный зал, сцена). | Экскурсия «Путешествие в медицинский кабинет» Рассказ воспитателя о работе медсестры Рассматривание иллюстраций Беседа «Кто где работает?» С/р игра «Поликлиника», «Детский сад» Игровая ситуация «Кукла заболела» Д/игра «Что нужно для работы» Рассматривание картины «Врач» Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит» Игра «Что нужно доктору для работы» «Гость группы. Доктор» Просмотр мультфильмов «Доктор Айболит», «Про бегемота, который боялся прививок» Посещение театральных постановок сказок в театре с семьёй Посещение сказок в детском саду Участие в театрализации потешек и сказок в группе сверстников Выразительное чтение потешек, стихов, рассказывание сказок детьми Просмотр мультфильмов с участием кукол «Как козлёнок считал до 10», «В гости к солнышку», «Коза и Волк», «Самый маленький гном» и тд Рассматривание фотографий актёров театра в разных ролях Рассматривание фотогаллереи актёров в театральном фойе |
Апрель | Продавец Познакомить с трудом продавца. Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда Ветеринар. Дать представление детям о профессии доктора животных – ветеринаре, его важности и значении | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие бывают магазины». Экскурсия в магазин Чтение художественной литературы. Загадки о предметах профессии. Д/игра «Какие продукты продаются в магазине», «Предметы помощники» Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку» Лепка «Овощи и фрукты» С/р игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин» Чтение и просмотр сказки «Доктор Айболит» Игровая ситуация «Как мы лечили Котёнка» Игра «Кому что нужно для работы» Видеоэкскурсия «Ветеринарная клиника» Рассказ воспитателя о работе ветеринара Рассматривание сюжетных картинок |
Май | Закрепление знаний о профессиях взрослых: действия, предметы для труда. Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий. Развивать любознательность, стремление подражать взрослым | Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. Д/игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Для чего нужен предмет». Беседа с детьми «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем» Чтение Ю.Тувим «Все для всех», «Стол» Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Мы - водители» |
2.8 Взаимодействие с социумом
Тесное взаимодействие с социальными партнерами поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей. Социальное партнёрство - это инструмент развития комплексного многостороннего взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, содружества социальных партнёров. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него, тем легче в будущем для него сделать свой решающий выбор.
Партнер | Мероприятия |
КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» | Курсы повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по профориентации дошкольников |
Городская библиотека им. А. и Б. Стругацких | Организация и проведение совместных мероприятий. Познавательные тематические встречи. Беседы |
МБОУ СОШ № 5 г.Канска | Совместные досуговые мероприятия. Экскурсии, целенаправленные беседы |
Канский краеведческий музей | Посещение выставок, мастер-классов по теме |
ГОВД, ГИБДД и МЧС России г.Канска | Традиция «Гость группы» с приглашением и участием сотрудников Досуговые мероприятия, праздники с участием сотрудников Беседы, игровые ситуации |
Канский драматический театр ГМО | Цикл мероприятий – театральные постановки (знакомимся с профессиями режиссер, актер и др.) «Гостевой обмен» Мастер – классы педагогов в рамках темы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ранней профориентации на тему "«Все профессии нужны, все профессии важны».Проект одобрен и выдвинут на конкурс "Наше Подмосковье"
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. ...
КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...
Все профессии нужны, все профессии важны. Ранняя профориентация дошкольников , июнь 2018г.
Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с №30" ( ранняя профориентация детей дошкольного возраста)...
Формирование ранней профорентации У старших дошкольников посредством проекта: «все профессии нужны – все профессии важны»
Слайд 1Добрый день! Представляю вашему вниманию материал из опыта работы Формирование ранней профорентации дошкольников посредством проекта «Все профессии нужны – все профессии важны...
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...
Межсетевое взаимодействие между МБДОУ №6 и МБДОУ №16 г. Беслана по теме "Ранняя профориентация" КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»
Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов и их обсуждений для повышения познавательного интереса и закрепление знаний детей о профессиях взрослых....