Краткосрочный проект в средней группе "Ребенок и книга"
презентация к уроку по художественной литературе (средняя группа)
Цель проекта: Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, к книге, речевые умения.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
2.Воспитывать любовь и бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.
3.Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_5_gr.docx | 288.05 КБ |
rebenok_i_kniga.pdf | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Краткосрочный проект в средней группе
«Ребенок и книга»
Воспитатели: Жульдикова А.В,
Бондарчук О.В
2022
Краткосрочный проект «Ребенок и книга»
Продолжительность проекта: с1 декабря по 14 декабря
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет, родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Место проведения: МК ДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п.Горноправдинск.
«Любите книгу всей душой!
Она не только ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник.»
М. Шолохов.
Актуальность
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Многие считают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Цель проекта: Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, к книге, речевые умения.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
2.Воспитывать любовь и бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.
3.Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
3. Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
Для родителей:
1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ
2.Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
3.Привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1.Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
2.Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
3.Повышение уровня развития речи детей.
4. Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения.
Для воспитателя:
1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Для родителей:
1.Проявление инициативы в участии проекта.
2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
3.Возрождение чтения в кругу семьи.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап.
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы, создание электронной презентации по тематике проекта.
Информирование родителей о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Создание РППС в группе по речевому, познавательному развитию.
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2.Основной этап
Познавательное развитие
1.Беседа: «Девчонки и мальчишки очень любят книжки»
Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.
2.Беседа: «Такие разные книжки»
Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
3.Опытно экспериментальная: «Волшебница бумага»
Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п)
4.Рассматривание книжек, принесенные из дома.
Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.
Речевое развитие
1.Беседа «В мире книжных пословиц и загадок»
Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
2.Словесная игра «Незнайкин список сказочных книжек».
Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.
3. Чтение С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении).
Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
4.Чтение сказок
Цели: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
5. Загадки из сказки
Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
6.Драматизация русской народной сказки «Репка».
Цели: развивать память, интерес к драматизации; воспитывать вежливость, бережное отношение к окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие
1.Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
2.Дидактическая игра: «Узнай, о каком сказочном герое я говорю».
Цель: учить детей угадывать сказочного героя по описанию. Развивать словарное творчество.
3.Строительные игры «Заюшкина избушка»
Цель: развивать творчество при создании построек, умение обыгрывать постройки.
4.Настольные игры «Сказочные пазлы», «Путешествие по сказкам» - лото, «Герои сказок» - кубики
Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры.
5.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в книжном уголке
Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к книгам.
6.Трудовая деятельность в центре книги «Будь здорова книжка»
Цели: Формирование у детей бережного отношения к предметам, в том числе к книге, научить практическим навыкам по ремонту книг, занять важным и полезным делом.
Художественно – эстетическое развитие
1.Раскрашивание раскрасок «Герои из книг».
2. Лепка «Зайчик» из сказки «Заюшкина избушка».
3.Пение и слушание песен
- «Тот, кто любит читать» - Н. Тимофеева, Т. Копейкина, А. Войнов
- «Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин
- «Новая книжка» - слова: Т. Копейкина, Н. Тимофеева, музыка: Н. Тимофеева,
- альбом Н. Тимофеевой «Улыбайтесь, дети!»
- «Книжный праздник» - слова: Т. Копейкина, музыка: Н. Тимофеева, альбом Н. Тимофеевой «Волшебная страна»
- Песня «В мире много сказок» - музыка В. Шаинский, слова Ю. Энтин
4. Рисование «Заюшкина избушка».
Физическое развитие
1.Игры с мячом «Кто знает больше сказок»
Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики
2.Физминутки – сказки: «Кот, лиса и петух», «Рукавица», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
Взаимодействие с родителями
1.Вызвать желание у родителей приобщать детей к чтению художественной литературе «Сказки на ночь»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.
2.Участие в конкурсе рисунков «Любимый сказочный герой».
3.Папка- передвижка «Зачем читать детям книги?»
4.Заключительная беседа.
5.Презентация проекта.
3.Заключительный этап
В ходе подготовки и реализации познавательно-творческого проекта «Ребенок и книга» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей повысился интерес к чтению художественной литературы, к рассматриванию книг, обогатился словарь, лексико-грамматический строй, связная речь детей, уровень развития речи. Дети овладели несложными способами экспериментирования с бумагой. Познакомились с художественными произведениями, песнями, пословицами и поговорками, загадками о книге и героях из книг.
Продукт данного проекта – выставка рисунков «Любимый сказочный герой». Рисунки были изготовлены родителями совместно с детьми по различным сказкам. Большинство родителей нашей группы с радостью откликнулись на то, чтобы нарисовать рисунок.
Так же родителям и детям было предложено стать участниками акции «Подари книгу группе». Ведь книги развивают память, мышление и другие когнитивные процессы; художественное восприятие и эстетический вкус; эмоционально-волевую сферу; дети учатся сопереживать героям книг, оценивать их поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Надо сказать, что большинство родителей с радостью откликнулись на то, чтобы принять участие в акции! Дети с удовольствием рассматривают новые книги, а мы, в свою очередь, с удовольствием читаем им. Большое спасибо родителям!
Приложение№1.
Конспект занятия с элементами экспериментирования
«Волшебница бумага»
в средней группе «Малышок»
Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения бумаги;
- уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
- способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
- продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги.
- Развивающие:
- развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
- развивать диалогическую речь;
- развивать память, мышление, внимание;
- расширять зону ближайшего развития детей.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
- воспитывать аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа: организованна экспозиция различных бумажных изделий и работ детей.
Материалы и оборудование: сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег.
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
Воспитатель: Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди.
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги.
Ответы детей.
– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут).
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
– Я приглашаю вас в наш научный центр « Хочу все знать» , где мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент? (это опыты, пробы). Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы сейчас с вами увидим в опытах. Но перед экспериментированием надо вспомнить правила поведения в научном центре.
В нем нельзя - Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.
Воспитатель: В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.
Воспитатель: Молодцы! Итак, отправляемся!
Дети подходят к столам. У каждого лежат по 3 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.
Экспериментально-исследовательская деятельность.
1.Первое свойство – бумага мнется.
Дети, подойдите к столам для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги. Мягкость. (бумага мнется) Как проверить? Дети предлагают смять листы. – У вас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения (салфетка, обычный лист, картон). Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). Это первое свойство бумаги.
Вывод: Листы мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше.
2. Второе свойство бумаги –прочность (бумага рвется).
Возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую?
Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.
Вывод: Листы бумаги можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее.
3. Третье свойство бумаги – впитываемость, бумага намокает, впитывает в себя влагу.
Дети опускают опускают листы в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут.
Вывод: Бумага впитывает воду. Салфетка быстро, картон медленно.
4. Четвертое свойство бумаги – бумага горит. Есть еще один опыт, но он очень опасный, поэтому вы проведете его дома вместе с папой. А здесь я сама вам покажу его, а вы только наблюдайте. Бумага легко воспламеняется и горит. Этот опыт очень опасен, как вы думаете? По какому номеру нужно звонить, если случится пожар? Чем можно потушить? Что останется от бумаги, если ее поджечь? Пепел.
Вывод: поджигать бумагу нельзя. Бумага очень хорошо горит и сгорает быстро.
Потрудились и теперь немножко отдохнем.
«Физкульминутка»
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)
Итог: Понравилось вам сегодня проводить опыты? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из нее делаем оригами, рваную аппликацию и др.).
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.( мнется)
2. Бумага бывает прочной и не прочной.( рвется или режется ножницами)
3. Бумага боится воды.( намокает)
4.Бумага горит. (горит)
5. Из бумаги можно сделать поделки. (сгибается)
6.При смятии бумага издаёт звук. (шуршит)
7. Бумага разлетается при ветре. (летает)
Вывод: Ребята, вы большие молодцы! Узнали сегодня много интересного.
Приложение №2
Конспект Нод по лепке «Зайчик» (из сказки «Заюшкина избушка»).
Цель: познакомить детей с приемами лепки зайца.
Задачи:
Вызвать интерес к жанру устного народного творчества: сказке.
Учить детей лепить животное, передавать овальную форму его туловища, головы, ушей.
Закреплять приемы лепки и соединения частей.
Развивать умение создавать коллективную композицию; образные представления, воображение.
Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», подвижная игра «кто как кричит», «кто как передвигается».
Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, глазки из гречки, ушки – ватные палочки.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц, алгоритм выполнения зайчика
Ход занятия:
Дети стоят вокруг ковра. Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Ребята, слышите, звучит какая волшебная музыка? Я хочу вам предложить сегодня отправиться в сказку? Для этого нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три, четыре –
Дружно глазки все закрыли.
Повернулись, покружились –
Вот и в сказке очутились!
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказке. (открываем изображение сказки на доске).
Беседа по сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и наш зайка (показ мягкой игрушки зайца).
Воспитатель: Ребята, а что случилось с домиком лисы?
Дети: Растаял.
Воспитатель: А лиса что сделала?
Дети: Выгнала зайчика.
Воспитатель:Давайте вспомним, кто помогал зайчику выгонять лису.(Собаки,волк, медведь.)
А в итоге кто помог зайчику? (Петушок.)
И стали они жить вместе. Зайчик с петушком очень рады, что Вы все знаете.
Зайка хочет с Вами поиграть.
Физкультминутка.
Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки на месте на двух ногах).
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьёт, (кулачками стучат себя по бедрам).
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть, (присели).
Нужно лапочки погреть (протирание ладоней).
Лапки вверх, лапки вниз, (руки вверх, вниз).
На носочки подтянись (потягиваются).
Лапки ставим на бочок, (руки на пояс).
На носочках скок-скок-скок. (прыжки).
А затем вприсядку, («пружинка»).
Чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель: сегодня мы будем лепить зайчика из сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?
Дети: Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
Воспитатель: Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?
Дети отвечают: овальной, круглой.
Воспитатель: Какая часть тела самая большая?
Дети: Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.
Воспитатель: Первым делом разогреваем пластилин между ладошками.
Теперь нужно разделить пластилин отщипыванием.
Нужно раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, который побольше, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.
Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.
Лапки делаются способом раскатывания «колбаски».
Ушки таким же способом раскатывания «колбаски», а затем прищипывание.
А для хвостика нужно раскатать маленький кусочек пластилина круговыми движениями, чтобы получился шар.
Воспитатель: Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
Воспитатель: А теперь, пора за работу приниматься.
Воспитатель: Но перед тем, чтобы слепить зайчика, давайте пальчиковую гимнастику сделаем.
Пальчиковая гимнастика «Волк и зайцы»
Раз, два, три, четыре (дети поочередно разгибают пальцы).
Заяц уши оттопырил (поднимают согнутые руки к голове).
Вот он серый волк, волк, (хлопки перед собой «зубами).
Он зубами щелк, щелк!
Зайка, я, и ты, и ты, (разгибание пальцев).
Быстро прячемся в кусты (зажимаем пальцы в кулак).
Воспитатель: Зайчик будет наблюдать, за вами. Примемся за дело.
Самостоятельная деятельность с помощью воспитателя.
Итог занятия: Молодцы, вы хорошо потрудились. Ребята, а скажите, что интересного было у нас сегодня?
А что-то новое вы узнали?
А что вам особенно понравилось?
А теперь пора вернуться в наш садик.
Повторим волшебные слова:
Раз, два, три, четыре
Дружно глазки все закрыли.
Повернулись, покружились –
В садике мы очутились!
Спасибо вам за работу!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....
Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»
Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
Краткосрочный проект в средней группе «Книга-мост в мир знаний»
Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....
Краткосрочный проект в средней группе «Неделя безопасности» Название проекта: «Чтобы не было беды»
Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопыт...
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе...
Краткосрочный проект во 2 младшей группе "Книги-лучшие друзья!"
Краткосрочный проект во 2 младшей группе "Книги-лучшие друзья!"...
Краткосрочный проект в средней группе "Книга - наш друг"
Создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.Приобщить детей к процессу познания.Привлечь детей к совместной с взрослым речевой деятельности.Активизиро...