Речевое развитие. Пересказ рассказа Пермяка"Для чего нужны руки ".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ №1056 г.Москва
Конспект занятия по развитию речи
Подготовительная к школе группа.
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка
« Для чего руки нужны»
Воспитатель: Баранникова С.Б.
Цель:
- Учить связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Пересказывать по ролям.
- Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Активизировать в речи детей слова действия.
- Учить подбирать родственные слова.
- Образовывать множественное число существительных.
- Учить понимать и объяснять фразеологические обороты.
- Развивать память мышление.
- Воспитывать в детях трудолюбие.
Материал:
- Рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны».
- Иллюстрация к рассказу.
- Графические схемы для пересказа.
- Мяч.
Предварительная подготовка:
- Беседа о труде, проговаривание пословиц, поговорок о труде.
- Игры: «Слова- действия»; « Цепочка слов»; «Один- много».
Ход занятия:
-Ребята, отгадайте загадку:
«У меня есть и у вас,
Две сестрички, просто класс!
Они без дела не бывают-
Рисуют, пишут, вышивают
Они без дела не сидят,
И иногда они шалят…» (Руки)
-Правильно- это руки.
- Как вы думаете, для чего человеку руки нужны?
( играть, есть, рисовать, лепить, брать, давать, работать, стирать, дарить, умываться, гладить и т. д.)
-Сегодня я прочитаю вам рассказ о том, как на этот вопрос отвечал мальчик Петя. Написал этот рассказ Е. Пермяк.
Е.А. Пермяк писал мудрые книги для читателей всех возрастов. Очень он любил людей трудолюбивых, честных и добрых.
- Проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Е.А. Пермяк « Для чего руки нужны»
Чтение рассказа. - Вам понравился рассказ?
- Как называет автор дедушку и Петю
( Дедушка и Петя были большими друзьями)
- Какой вопрос задал дедушка внуку?
( Для чего людям руки нужны?)
- Как отвечал на вопросы внук?
( Внук отвечал: играть в мяч, держать ложку, гладить кошку, камешки в речку бросать)
-Как долго отвечал Петя на вопросы?
( На вопросы Петя отвечал весь вечер)
-Правильно отвечал Петя на вопросы?
(Петя отвечал правильно, так как он по своим рукам обо всех других судил в силу своего возраста)
-Почему дедушка продолжал задавать один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?
( Дедушка хотел услышать, что руки умеют трудиться)
-Как вы понимаете, выражение «трудовые руки»? И как это на руках может весь свет держаться?
(Трудовые руки это руки, которые все делают: прокладывают дороги, строят дома, лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб, делают машины)
- Ребята, как вы понимаете выражение, когда говорят о человеке, что у него «золотые руки»?
- Да, это человек, руки которого делают всё умело, искусно, лечат, мастерят, строят. Ещё говорят о таких людях- мастер своего дела.
- А вот говорят: «У него всё в руках горит», что это значит?
- Да, этот человек не только всё отлично делает, но ещё и быстро.
- Ребята, а как можно назвать руки человека, который делает всё неумело, неловко?
- Да говорят: «Руки- крюки».
- А когда человек, делает свою работу кое-как, что можно о нём сказать?
- Сделал свою работу на «скорую руку» или «спустя рукава»
- Ребята, а вы хотели бы, чтобы ваши руки называли трудовыми? Что для этого надо делать?
( Да, для этого нужно каждый день тренировать руки в труде)
- Какие пословицы, поговорки вы знаете о труде?
- Человек рожден для труда.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда нет добра.
- Труд кормит и одевает.
- Без хорошего труда нет плода.
- Где труд, там и счастье.
- Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
- Землю солнце красит, а человека — труд.
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Физминутка:
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем. |
А потом их разведём и скорей к себе прижмём. |
А потом быстрей, быстрей |
Хлопай, хлопай веселей (хлопки в ладоши). |
- А теперь поиграем в игру:
«Цепочка родственных слов»
Сегодня мы будем подбирать родственные слова к слову: «рука»
Рука- ручка, рученька, ручище, ручной, подручный, рукодельный, рукотворный, безрукий, наручные, рукоятка, рукав, рукавицы, нарукавники, рукодельница, рукопашный, рукописный, леворукий, праворукий, рукоприкладство, рукопожатие.
«Один – много»
Дедушка – дедушки
Друг – друзья
Внук – внуки
Рука – руки
Мяч – мячи
Игра – игры
Ложка – ложки
Камень – камни
Река – реки
Вечер – вечера
Ответ – ответы
Вопрос- вопросы
Труд – труды
Рассказ- рассказы.
Повторное чтение рассказа с установкой на запоминания и пересказ.
На доску выставляются схемы к рассказу.
Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Завершается пересказом по ролям.
Итог занятия:
- С каким рассказом мы сегодня познакомились.
( Мы познакомились с рассказом, «Для чего руки нужны»)
-Кто автор рассказа?
(Рассказ написал Е.Пермяк)
- Что мы узнали о трудовых руках?
( Мы узнали, что на трудовых руках весь белый свет держится.)
Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться не только для себя, но и на благо Родины..
Е.А.Пермяк говорил: «Только труд делает маленького человека большим.»
Все профессии прекрасны.
Все работы хороши,
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-25210-1431254313.jpg)
Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».
Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833041-1476775278.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»
Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-115036-1349357588.jpg)
Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».
Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221348-1363268521.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"
Конспект предназначен для развития навыков пересказа художественных произведений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-887082-1485894718.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию речи Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/08/picture-1209410-1646747406.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Как Маша стала большой" (подготовительная группа)
Цели: продолжать учить детей передавать содержание небольших по объему литературных произведений, используя выразительные средства автора....