Речевое развитие. Пересказ рассказа Пермяка"Для чего нужны руки ".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Баранникова Светлана Борисовна
Данное занятие проводится для детей подготовительной к школе группе Оно направлено на обучение детей правильному и связанному пересказу текста с использованием графических схем.Закреплению грамматически оформлению высказывания. Все задачи реализуются через слушание рассказа и пересказа текста. Разнообразие оборудования и материалов, позволяет сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ruki.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

                           ГБОУ №1056 г.Москва

   Конспект занятия по развитию речи    

           Подготовительная к школе группа.

Тема:  Пересказ рассказа Е. Пермяка

               « Для чего руки нужны»

             

                           

                                                    Воспитатель: Баранникова С.Б.

Цель:

  • Учить связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Пересказывать по ролям.
  • Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
  • Активизировать в речи детей слова действия.
  • Учить подбирать родственные слова.
  • Образовывать множественное число существительных.
  • Учить понимать и объяснять  фразеологические обороты.
  • Развивать память мышление.
  •  Воспитывать в детях трудолюбие.

Материал:

  • Рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны».
  • Иллюстрация к рассказу.
  • Графические схемы для пересказа.
  • Мяч.

Предварительная подготовка:

  • Беседа о труде, проговаривание пословиц, поговорок о труде.
  • Игры: «Слова- действия»; « Цепочка слов»; «Один- много».

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте загадку:

«У меня есть и у вас,

Две сестрички, просто класс!

Они без дела не бывают-

Рисуют, пишут, вышивают

Они без дела не сидят,

И иногда они шалят…» (Руки)

-Правильно- это руки.

-  Как вы думаете, для чего человеку руки нужны?

( играть, есть, рисовать, лепить, брать, давать, работать, стирать, дарить, умываться, гладить и т. д.)

-Сегодня я прочитаю вам рассказ о том, как на этот вопрос отвечал мальчик Петя. Написал  этот рассказ  Е. Пермяк.

Е.А. Пермяк писал мудрые книги для читателей всех возрастов. Очень он любил людей трудолюбивых, честных и добрых.

- Проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее и слушайте.

Е.А. Пермяк « Для чего руки нужны»

Чтение рассказа. - Вам понравился рассказ?

- Как называет автор дедушку и Петю

( Дедушка и Петя были большими друзьями)

- Какой  вопрос задал дедушка внуку?

(   Для чего людям руки нужны?)

- Как отвечал  на вопросы  внук?

( Внук отвечал:  играть в мяч, держать ложку, гладить кошку, камешки в речку бросать)

-Как долго отвечал Петя на вопросы?

( На вопросы Петя отвечал весь вечер)

-Правильно отвечал Петя  на вопросы?

(Петя отвечал правильно, так как он по своим рукам обо всех других судил в силу своего возраста)

-Почему дедушка продолжал  задавать один и тот же вопрос  внуку? Что хотел услышать дедушка?

( Дедушка хотел услышать, что руки  умеют трудиться)

-Как вы понимаете, выражение «трудовые руки»? И как это на руках может весь свет держаться?

 (Трудовые  руки это руки, которые все делают:  прокладывают дороги, строят дома, лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб, делают машины)


- Ребята, как вы понимаете выражение, когда говорят о человеке, что у него «золотые руки»?

- Да, это человек, руки которого делают всё умело, искусно,  лечат, мастерят, строят. Ещё говорят о таких людях- мастер своего дела.

- А вот говорят: «У него всё в руках горит», что это значит?

- Да, этот человек не только всё отлично делает, но ещё и быстро.

 - Ребята, а как  можно назвать руки человека, который делает всё неумело, неловко?

- Да говорят: «Руки- крюки».

- А когда человек, делает свою работу кое-как, что можно о нём сказать?

- Сделал свою работу на «скорую руку» или «спустя рукава»

- Ребята, а вы хотели бы, чтобы ваши руки называли  трудовыми? Что для этого надо делать?

( Да, для этого нужно каждый день тренировать руки в труде)

- Какие пословицы, поговорки вы знаете о труде?

  • Человек рожден для труда.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Без труда нет добра.
  • Труд кормит и одевает.
  • Без хорошего труда нет плода.
  • Где труд, там и счастье.
  • Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  • Землю солнце красит, а человека — труд.
  • Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Физминутка:

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.

А потом их разведём и скорей к себе прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей (хлопки в ладоши).

- А теперь поиграем в игру:

«Цепочка родственных слов»

Сегодня мы будем подбирать родственные слова к слову: «рука»

Рука- ручка, рученька, ручище, ручной, подручный, рукодельный, рукотворный, безрукий, наручные, рукоятка, рукав, рукавицы, нарукавники, рукодельница, рукопашный, рукописный, леворукий, праворукий, рукоприкладство, рукопожатие.

«Один – много»

Дедушка – дедушки

Друг – друзья

Внук – внуки

Рука – руки

Мяч – мячи

Игра – игры

Ложка – ложки

Камень – камни

Река – реки

Вечер – вечера

Ответ – ответы

Вопрос- вопросы

Труд – труды

Рассказ- рассказы.

Повторное чтение рассказа с установкой на запоминания и пересказ.

На доску выставляются схемы к рассказу.

Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Завершается пересказом по ролям.

Итог занятия:

- С каким рассказом мы сегодня познакомились.

( Мы   познакомились с рассказом,  «Для чего руки нужны»)

-Кто  автор рассказа?

(Рассказ написал Е.Пермяк)

- Что мы узнали о трудовых руках?

( Мы узнали, что на трудовых руках весь белый свет держится.)

 Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться не только для себя, но и на благо Родины..

Е.А.Пермяк говорил: «Только труд делает маленького человека большим.»

                                 Все профессии прекрасны.
                       Все работы хороши,
                       Знаем мы, что наши руки
                       Будут Родине нужны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"

Конспект предназначен для развития навыков пересказа художественных произведений....

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Как Маша стала большой" (подготовительная группа)

Цели: продолжать учить детей передавать содержание небольших по объему литературных произведений, используя выразительные средства автора....