Творческий проект "Наши добрые сказки"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 67.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно -творческий проект
в старшей группе
«Наши добрые сказки».
Подготовила
Авраменко С.В
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области
Сафоново, 2020
Введение
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Проведя опрос среди детей и родителей в группе мною было выявлено, что:
1.Большинство детей знают очень мало русских народных сказок.
2.Родители, в силу своей занятости, мало читают детям.
3. Некоторые родители не знают, какие сказки читать детям данного возраста.
Таким образом, мною разработан проект «Наши добрые сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для развития интереса к русским народным сказкам.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- расширять знания о сказках: характерных признаках, героях, видах сказок, структуре и роли;
- развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами, развивать творческое воображение;
- поощрять желание детей реализовывать тему и сюжет сказки в игровой и продуктивной деятельности;
- формировать умения выразительно инсценировать эпизоды сказок, вызвать интерес к сказкам через театрализованную деятельность;
- вызвать эмоциональный отклик на результаты своей деятельности.
- Для родителей: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта, повысить уровень просвещенности в вопросах развития и воспитания детей с помощью сказки.
.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей группы (5-6 лет): участвуют в разных видах деятельности
Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.
Родители: участвуют в анкетировании и совместной деятельности;
ТИП ПРОЕКТА: -информационно- творческий, групповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (с 21.03 по 02.04.2020 года)
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ПРОЕКТА:
МЕТОДЫ
№ | методы | приемы |
1 | Словесные |
|
2 | Наглядные |
|
3 | Практические |
|
ФОРМЫ
№ | Участники проекта | Формы деятельности |
1 | Родители |
|
2 | дети |
|
3 | Воспитатель |
. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети должны:
- отличать сказку, называть вид, составные части ее, называть героев знакомых сказок;
-обогатить словарь новыми словами;
-реализовывать сюжет сказки в разных видах деятельности;
-уметь инсценировать фрагмент сказки:
-получить положительные эмоции в процессе всех видов деятельности.
Родители должны:
-проявить интерес к совместной деятельности по реализации проекта;
-повысить свой уровень просвещенности в вопросах развивающей и воспитательной ролях сказок.
- План-график мероприятий
I этап. Предварительный: вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
( 21.03-22.03)
1. Викторина для детей «По страницам сказок»: определить уровень знаний детей о сказках и героях.
2.Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании ребенка»: выявить уровень просвещенности родителей по данному вопросу.
3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4. Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы.
5.Составление перспективного плана по данному проекту.
6. Подбор книг для рассматривания и чтения по возрасту, картотеки дидактических игр.
7.Чтение знакомых сказок и обсуждение содержания.
II этап. Основной
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Понедельник, 25.03 | Беседа «Сказки - добрые друзья». Цель: расширять знания о сказках, дать представление о том, чему учат сказки, развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами. Дидактические игры: «Знаешь ли ты?», «Узнай героя сказки по описанию», «Помоги герою найти свою сказку», «Волшебные предметы» (расширять знания о сказках, развивать речь). Чтение художественной литературы. Сказки о животных и беседа по прочитанному. Цель: дать представление о разных видах сказок. Самостоятельная деятельность. Раскрашивание иллюстраций сказки. Цель: поощрять желание детей реализовывать тему и сюжет сказки в художественной деятельности. Настольный театр «Теремок», обыгрывание сказки: формировать умения выразительно инсценировать эпизоды сказок. | Оформить папки-передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Воспитание сказкой». Цель: повысить уровень просвещенности родителей в вопросах воспитательной и развивающей роли сказки. | Подбор книг со сказками по возрасту, создание мини-библиотеки. Цель: вызвать желание расширять знания о сказках. Обогащение речевого уголка дидактическими и настольными играми по сказкам Цель: продолжать создавать условия для расширения и закрепления знаний о сказках |
Вторник, 26.03 | «В некотором царстве…» беседа о структуре сказки. Цель: расширять знания о сказке( учить отличать сказки от других жанров, находить основные, обязательные части сказки (зачин, концовка, волшебные предметы и т.д) Рассказывание сказки по мнемотаблице. Цель: продолжать закрепление знаний о сказках, развивать речь, творческое воображение. Дидактические игры «Найди ошибку» , «Найди пару», «Сказочная путаница» Цели: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. Чтение волшебных сказок «Финист ясный сокол», «Иван царевич и серый волк» и беседа по ним. Цели: дать представление о разных видах сказок (волшебные ). Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» : закреплять знания о сказках, формировать умения выразительно инсценировать эпизоды сказок, развивать воображение. | Консультация для родителей « Какие сказки читать». Цель: повысить уровень просвещенности родителей в том, что читать детям 5-6 лет. Помощь в разучивании слов к драматизации. Цель: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта | Внесение в театральный уголок различных театров ( настольный, ложковый, перчаточный и пальчиковый): создать условия для желания воплощать сюжет сказки в игровой деятельности |
Среда, 27.03 | Чтение бытовой сказки «Каша из топора». Цели: дать представление о разных видах сказок (волшебные). Разыгрывание минисценок по сказке: вызвать интерес к сказкам через театрализованную деятельность. Беседа «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая». Цель: расширять знания о видах сказок. Настольно-печатная игра «Сказка за сказкой», «Какому герою принадлежит предмет?». Цель: вызвать интерес к сказкам через игровую деятельность. Дидактические игры «Придумай другой конец сказки», «Отгадай сказку по картине». Цель: развивать воображение Подготовка к драматизации сказки | Помощь в изготовлении атрибутов к театрализации сказки. Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. | Пополнить уголок ряжения костюмами разных животных. Цель: создать условия для реализации сказочных сюжетов в игровой деятельности. |
Четверг, 28.03 | Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Цели: развивать творческое воображение. Дидактические игры: «Отгадай загадку», «Волшебные слова» , «Кто за кем? ». Цель: закрепить знания о сказках и героях. Совместная деятельность. «Лепим сказку». Цель: создать условия для реализации сказочных сюжетов в продуктивной деятельности. Подготовка к драматизации сказки , | Совместная деятельность с детьми . Рисование «Моя любимая сказка». Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. | |
Пятница, 29.03 | Обобщающая викторина по сказкам. Цель: закрепление знаний о сказках. Игры-драматизации по сказкам в самостоятельной деятельности. Цель: создать условия для реализации сюжета сказок в игровой деятельности. Совместная работа детей и воспитателей . Книга иллюстраций « В гостях у сказки» для малышей. Цель: вызвать желание порадовать малышей, эмоциональный отклик на результат своей деятельности. Подготовка к драматизации сказки. | Помошь в организации драматизации сказки в младших группах. Приготовление костюмов и декораций. Цель: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта. |
III этап- заключительный
01.04.-02.04. Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Цель: обобщить полученные знания и вызвать эмоциональный отклик на результат деятельности.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Презентация проекта.
II.Оценка результатов и отчетность
Качество практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, постановке сказки дошкольниками, в отзывах родителей и детей.
III. Приложения.
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
_______________________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
________________________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
__________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
__________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
__________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
__________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
__________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
__________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________________________________).
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка? __________________________
Спасибо!
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "По дорогам сказок"
Цель: выявить уровень знаний детей о сказках
Вопросы:
1.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
3. Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)
4. Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Она растаяла, потому что была сделана изо льда)
5. Чем закончилась сказка «Теремок»? ( Звери построили новый теремок)
6. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
7. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
8. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
9.В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна? (Три медведя)
10. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?
(Вершки)
- Молодцы и с этим заданием справились, а теперь давайте, проверим насколько вы запомнили иллюстрации к сказкам. Посмотрите на экран, на нем будут показаны иллюстрации, а вы назовите мне сказку.
-Молодцы, ребята! Показ иллюстраций с помощью презентации. («Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба» «Кот, петух и лиса».
- Молодцы ребята. Следующее задание угадайте, кто так говорил?
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
- «…битый небитого везет» (Лиса)
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
- «..сесть бы на пенек, съесть бы пирожок» (Медведь)
- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)
-Молодцы, ребята! А сейчас, давайте немного отдохнем, (дети встали)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
–Ребята мы немного отдохнули, а теперь давайте продолжим нашу викторину, следующее задание: «Угадай героя сказки». Ребята, вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3.Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
4. Сидит в корзине девочка.
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
5.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят)
6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
7.Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал
И желанья загадал. (Емеля)
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам
(старший дошкольный возраст)
Составила Авраменко А.В., воспитатель
«Знаешь ли ты?»
(Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»
«Узнай героя сказки по описанию»
Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»
Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»
«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.
«Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
«Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).
«Отгадай загадку» Дидактические задачи: развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА
«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…»
Сказка «По щучьему велению»
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
Сказка «Волшебное кольцо»
«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
«Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»
«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)
«Кто за кем? » Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Ход игры:
1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.
2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.
«Что изменилось?» Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Ход игры;
1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.
2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«Расскажи по картинке». Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры:
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком». Ему показывают картинку – сюжет, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию.
Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно.
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Из какой сказки герой? ».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок.
Ход игры:
Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.
«Помоги герою найти свою сказку». Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Ход игры: Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
«В какую сказку попал Колобок? ».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок.
Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.
«Сказочная путаница»
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: Картинка с изображением двух разных сказок.
Ход игры: взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.
«Собери и расскажи сказку».
Цель: Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.
Материал: картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.
Ход игры: Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
«Волшебный кубик».
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.
Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.
Описание игры:
I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.
II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.
III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.
IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.
V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.
«Опиши героя».
Цель: Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.
Материал: Сказка, картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.
Ход игры:
I вариант (для детей 3 – 4 лет) :
После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (например, сказка «Лиса и заяц») – Какой Петушок?
Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д. »
II вариант (для детей 4 – 7 лет) :
После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.
«Я начну, а ты продолжи».
Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.
Материал: персонаж – герой выбранной сказки.
Ход игры: Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.
«Угадай сказку».
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: используются фигурки сказочных героев одной из сказки.
Ход игры: Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажей какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.
«Назови сказку»
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.
Материал: игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок; кубик.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев.
«Что изменилось? » - 2.
Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: Игрушки из настольного театра.
Ход игры;
На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес? » Дети должны сказать, что изменилось.
«Найди сказочных героев».
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.
I вариант:
Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.
II вариант.
Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки.
Ход игры:
Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.
«Кто лишний? »
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.
Материал: используются фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе или из настольного театра.
Ход игры: На столе или на фланелеграфе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой. Детям до 5 лет, взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.
Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.
«Отгадай слово».
(для тех кто знает буквы)
Цель: закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях, развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания.
Материал: двухсторонние карточки: с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа, название которого начинается на эту букву.
Ход игры:
I вариант:
Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа. Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку.
II вариант:
Воспитатель выкладывает из карточек слово картинками вверх. Ребёнок проговаривает название каждой картинки, выделяя первый звук. Воспитатель переворачивает карточку буквой вверх, ребёнок складывает (прочитывает) загаданное слово.
«Расскажи сказку по картинке».
Цель: развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти.
Материал: Сюжетные картинки к сказкам.
Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.
Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой "Финист-Ясный Сокол"(фрагмент)
Цель: продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. Развивать чувство языка. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение.
Предварительная работа: Накануне читается основная часть сказки. В процессе чтения поясняется, что сокол - птица. Показывается картинки и иллюстрации
Материал: Текст сказки. Кукла Домовёнка Кузи с сундучком.
Картинки: сокол, полушалок, сапожки, русское народное платье, иллюстрации к сказке - будут сопровождать пересказ и чтение. Волшебный ларец с атрибутами к сказке для проигрывания сказочных эпизодов.
Ход.
I. Звучит русская народная плясовая. "Появляется" Домовёнок Кузя.
Кузя: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! (красные - т.е. красивые). Меня вы, конечно, узнали?! (Герой одноименной сказки Т.Александровой, прочитанной в старшей группе). В руке у меня мой Волшебный сундучок. Помните, что в нём? (Сказки). Хожу я по вашему садику, сказки в свой сундучок собираю. Прослышал, что у вас в гостях волшебная русская народная сказка. У меня такой сказки ещё нет, вот и пришёл я к вам сказку послушать. Можно? А по дороге встретились мне люди добрые, тоже захотели вместе с вами сказку послушать. Так я их позвал. А вот и они! (Здороваемся с гостями).
Просим пироги кушать,
Да сказку слушать.
- Ребята, а какая сказка у нас гостит? ("Финист-Ясный Сокол")
- А кто её написал? (Это народная сказка). Имя автора нам неизвестно. На Руси сказки сказывали, а не читали. Так и переходила она от бабушек- внукам. Те своим внукам рассказывали.
Итак, жили-были...( крестьянин и его 3 дочери. Дети помогают восстановить ход событий, пересказывая первую часть, прочитанную накануне. ). Педагог подкрепляет выдержками из сказки.
Старшие "завидущие да жаднющие: модницы-перемодницы - весь день сидят да белятся, румянятся, да в обновки наряжаются. Платье им - не платье, сапожки - не сапожки, платок - не платок.
А младшая - Марьюшка (не Марья, не Маша!)
"Всё-то она умеет, всё-то у неё ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растёт."
Раз собрался крестьянин на базар в город и спрашивает своих дочерей:
- Что вам, дочки, купить? Чем порадовать? (Дети вспоминают - полушалки. (вторичный показ полушалка - элемента народного костюма. Впервые показан во время чтения. Если не вспомнили - как подсказка)
Купи по полушалку, да такому, чтоб цветы покрупнее, золотом расписанные.
А Марьюшка молчит.
Купи мне, батюшка, пёрышко Финиста-Ясна Сокола.
Педагог: полушалки купил, а пёрышка не нашёл!
Второй раз собирается на базар. (Сапожки с серебряными подковками. - Показывается картинка).
Педагог: сапожки купил, а пёрышка не нашёл!
Третий раз - (купи нам по платью)
Педагог: платья купил, а пёрышка не нашёл! Выехал из города, навстречу ...(древний старичок).
"Есть у меня такое пёрышко, да оно заветное: но доброму человеку отдам."
Сёстры над Марьюшкой смеются: "Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи своё пёрышко в волоса да любуйся!
Промолчала Марьюшка, отошла в сторону, а когда все спать легли:..
с.22 - Любезный Финист-Ясный Сокол, явись ко мне, жданный мой жених!
"Три дня Марьюшка привечала к себемолодца на четвёртый день сёстры задумали недоброе:
Вот летит...
и сказал тогда Сокол
Услышала это Марьюшка, вскочила ...
Педагог: шла она чистым полем, тёмным лесом, высокими горами. Птички весёлыми песнями сердце ей радовали. И никто не мог М. тронуть..
Физкультминутка."По тропинке в лес пойдём"
По тропинке в лес пойдем
(дети шагают)
Лужу мимо обойдем
(обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек,
(перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево,
(смотрят налево)
Посмотрели мы направо,
(смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко
(смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота!
(удивляются, разводят руки в стороны)
Педагог: Износила Марьюшка башмаки железные,
посох железный изломала
и колпак порвала
видит на поляне стоит избушка на курьих ножках - вертится
Какие волшебные слова произносит Марьюшка, обращаясь к избушке?
(Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!
Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Педагог: Что произошло дальше? (Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом, а там.. Кто? (Баба-Яга)
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!
Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь? (по делу пришла или от безделья)
Кузя: Ой, видел я у вас в группе фигурки Бабы-Яги. Она такая злая! (Речь о фигурках, вылепленных детьми).Сейчас баба-Яга Марьюшку в бане выпарит, изжарит и съест! Как хотела съесть Иванушку в сказке... позабыл, как называется (Ребята вспоминают сказки "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и сообщают Кузе, что в сказке "Финист-Ясный Сокол" Баба-Яга другая: она помогает Марьюшке)
Педагог: А почему? (Марьюшка - добрая и работящая. Идёт спасать Финиста.)
Давайте посмотрим на портреты Бабы-Яги, которые вы раскрашивали дома. Какими художественными средствами вы передали, что она добрая? (Анализ работ).
Что подарила Баба-Яга Марьюшке? (серебряное блюдо и золотое яичко)
Что наказала? (будут покупать - не продавай , просись Финиста-Ясного Сокола повидать.)
Поблагодарила М. Бабу-Ягу и пошла.
Потемнел лес, страшно стало М., боится и шагнуть, а навстречу... Кто? (Кот). Он и говорит: Будет ещё страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся!
Вторую пару сапог железных износила, второй посох поломала, второй колпак порвала и пришла... Куда? (К избушке другой Бабы-Яги).
Что она подарила М.? (серебряные пяльцы, золотую иголочку)
Что наказала? (Буду покупать - не продавай, просись Финиста-Ясного Сокола повидать.)
Педагог: пустилась в путь Марюшка. "В селу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало М. Кто выбежал навстречу? Приободрил? (Собака: Будет ещё страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся!)
Педагог: не дай страху себя победить! Только вперёд смотри, помни - что идёшь Финиста-Ясного Сокола из беды выручать.)
А лес ещё страшнее, темнее: за рукава хватает, за ноги цепляет.
Идёт М., идёт, назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла Износила Марьюшка башмаки железные,
посох железный изломала и колпак порвала
полянке избушка (- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!
Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
- Трудно, да я тебе помогу.
Педагог: Что подарила третья Баба-Яга? (Серебряное донце, золотое веретёнце)
Физкультминутка "Листики осенние"
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
II. Музыка русская народная тревожная. Педагог читает сказку до конца
III. Сказка "Финист-Ясный Сокол" - волшебная. В ней волшебные персонажи (три Бабы-Яги), волшебные помощники (кот, собака, серый волк) подсказывают, как пройти испытания, помогают их преодолеть.
В сказках добрые герои всегда побеждают зло.
Почему Марьюшка нашла своего Финиста-Ясного Сокола? (Рассуждения детей).
Чем закончилась сказка? (И стали они жить-поживать и добра наживать.)
Конспект ОД по лепке «Мой любимый сказочный герой».
Пр.задачи: создать условия для реализации сюжета сказки в продуктивной деятельности, развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Ход:
Организационная часть: дети становятся в круг и приветствуют друг друга.
Колокольчик поёт,
Всех детей в кружок зовёт.
Мы в кружочек все придём
И здороваться начнём.
Воспитатель (предлагает отгадать загадки о сказочных героях)
Кощеем околдована,
Иваном очарована.
Зелёная подружка
Царевна (лягушка).
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе,
Может целую неделю
На печи лежать … (Емеля).
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Воспитатель: Ребята, о ком эта загадки? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам слепить героев из своей любимой сказки. Но сначала давайте вспомним, что есть у героев сказок (голова, туловище, лапы, ноги).
Воспитатель: Где находится голова, туловище, лапы, ноги? (голова – вверху над туловищем, лапы- вверху по бокам туловища и ноги в низу по бокам).
Воспитатель: Что есть на голове? (ушки вверху, глаза, нос и рот спереди головы).
Воспитатель: Ребята, давайте теперь мы сядем за стол и вспомним, кого мы должны слепить и что нам нужно для лепки?
Воспитатель: Сегодня мы будем лепить из пластилина (глины). А кого мы будем лепить?
Воспитатель: Каким способом их будем лепить? (по частям, скульптурный, комбинированный).
Воспитатель: На сколько кусочков разделим пластилин или (глину? (на 3 не равные куска: большой, поменьше и совсем маленький).
Воспитатель: Что слепим из большого, поменьше и совсем маленького кусочка? Покажите в воздухе, каким способом слепите туловище? (круговыми движениями между ладоней скатаем шарик, потом продольными движениями чуть-чуть раскатаем, получится столбик- это туловище).
Воспитатель: А из кусочка поменьше? (голову).
Воспитатель: Каким приёмом? (скатаем между ладоней круговыми движениями шарик, оттянем двумя пальцами, большим и указательным, ушки).
Воспитатель: А из маленького кусочка? (лапы и ноги).
Воспитатель: Что делаем дальше? (присоединяем лапы, ноги к туловищу и примазываем).
Физминутка (про хомку)
Хомка – хомка- хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щеки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
А теперь мы с вами все обговорили. Приступайте к работе (индивидуальная работа с детьми)
Вывод: Ребята, кого мы с вами сегодня лепили? Из чего лепили?Какими приёмами пользовались в лепке? Какие работы вам больше всего понравились и почему? А кто скажет о своей работе? Кому нравится своя работа? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Добрые сказки К. И. Чуковского»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пер...
Творческий проект "Наши добрые сказки "
Автор:Морозова Ифада Тимерзагитовна,воспитатель высшей категории старшей группыГБОУ СОШ №358 Отделение дошкольного образованияДля чего нужны нам сказки?Для чего нужны нам ...
Творческий проект «Добрые сказки Корнея Чуковского»
Творческий проект«Добрые сказки Корнея Чуковского»...
Творческо-речевой проект: "Добрая сказка".
Сказочна и богата художественная литература для дошкольников: это кладовая для фантазии и игры воображения. Дошкольники проявляют большой интерес сказкам. А для лучшего усвоения русских народных сказо...
Творческий проект «Добрые сказки К. И. Чуковского»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться рад...
Творческий проект "Добрые сказки"
Творческий проект"Добрые сказки"...
Презентация к проекту «Влияние авторской сказки на творческие способности и развитие речи дошкольников». «Наши добрые сказки».
Цели проекта: Развитие устойчивого интереса к сказке у детей и взрослых как источнику нравственного воспитания. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Развитие речи дошк...