ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА "МОРОЗКО"
план-конспект урока по художественной литературе (старшая группа)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА "МОРОЗКО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozko.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе: «Зима. Явления природы» «Сказка «Морозко»

Цель: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; расширить словарный запас.

Задачи.

-Формировать умение различение сказки от других жанров.

-Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.

-Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Развивать способность понимания сказки, умение пересказывать ее используя модели.

- Воспитывать интерес к сказкам, умение понимать воспитательное значение сказки.

Ход занятия.

1 Организационный момент

«Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят? И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки. Ну, конечно, это … (Сказки)»

- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

2 Основная часть.

«Без рук рисует, Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Зимой мороз – это явление природы, которое мы не можем увидеть, но чувствуем выходя на улицу. Люди в давние времена ласково называли Мороз - МорозилкаМорозкоМорозец, Холодец. И сочиняли про него сказки, представляя его старым дедушкой с длинной седой бородой. Хорошего человека мороз мог пожалеть, а злого и жадного заморозить. Так появилась русская народная сказка которая не записывалась, а передавалась от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик добавлял что-то своё, что-то изменял, чтобы сказка стала ещё интереснее и занимательнее. Так появилась русская народная сказка : «Морозко».

Чтение воспитателям сказки «Морозко»

Физминутка. «Встали дружно, Потянулись.

Мы – березки, Мы проснулись.

Наши ветки закачались, Сил у солнышка набрались,

А теперь пора нам сесть. К вам, друзья, вопросы есть».

Беседа по сказке

- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Потому что в ней есть сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим).

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

– На кого вы хотите быть похожи? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика(Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку(Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением).

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра).

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

- Для того, чтобы мы ее не забыли, существуют маленькие книжки с картинками, чтобы мы могли посмотреть и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать).

- Можно, но это займет много времени.

- Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур).

- Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из клейкой бумаги: круг, треугольник, квадрат.

- Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?

- Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозкостаричок Лесовичок).

- Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, Баба Яга).

- Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.

- Ребята, книжки у меня всего две, а вас много, что же делать (Нужно поделиться на две команды, и делать работу коллективно).

- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?

- Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?

- Сейчас мы это проверим. С помощью своей книжки вы будете пересказывать сказкуРассказывать вы будете по одной странички из книжки, передавая ее друг другу. (Пересказ сказки детьми с опорой на алгоритм).

Итог занятия.

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши!

- А для чего мы делали эти книжки? (Для того чтобы не забыть сказку).

- Почему не надо забывать эту сказку?

- Чему она учит нас? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).

- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.

расширить словарный запас;

закрепить названия русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество

Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...

«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»

«Формирование художественно-эстетических эталонов при  реализации образовательной области «Художественное творчество»...

Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).

Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...