ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА "МОРОЗКО"
план-конспект урока по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе: «Зима. Явления природы» «Сказка «Морозко»
Цель: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; расширить словарный запас.
Задачи.
-Формировать умение различение сказки от других жанров.
-Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.
-Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Развивать способность понимания сказки, умение пересказывать ее используя модели.
- Воспитывать интерес к сказкам, умение понимать воспитательное значение сказки.
Ход занятия.
1 Организационный момент
«Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят? И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки. Ну, конечно, это … (Сказки)»
- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.
2 Основная часть.
«Без рук рисует, Без зубов кусает (мороз)
Не огонь, а жжётся (мороз)
Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады (мороз)
– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Зимой мороз – это явление природы, которое мы не можем увидеть, но чувствуем выходя на улицу. Люди в давние времена ласково называли Мороз - Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец. И сочиняли про него сказки, представляя его старым дедушкой с длинной седой бородой. Хорошего человека мороз мог пожалеть, а злого и жадного заморозить. Так появилась русская народная сказка которая не записывалась, а передавалась от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик добавлял что-то своё, что-то изменял, чтобы сказка стала ещё интереснее и занимательнее. Так появилась русская народная сказка : «Морозко».
Чтение воспитателям сказки «Морозко»
Физминутка. «Встали дружно, Потянулись.
Мы – березки, Мы проснулись.
Наши ветки закачались, Сил у солнышка набрались,
А теперь пора нам сесть. К вам, друзья, вопросы есть».
Беседа по сказке
- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Потому что в ней есть сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая собачка, волшебная дорога).
– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.
– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим).
– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).
– На кого вы хотите быть похожи? (На Настеньку)
– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
– Как жилось дочке старика? (Плохо)
– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)
– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением).
– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра).
– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)
- Для того, чтобы мы ее не забыли, существуют маленькие книжки с картинками, чтобы мы могли посмотреть и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать).
- Можно, но это займет много времени.
- Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур).
- Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из клейкой бумаги: круг, треугольник, квадрат.
- Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?
- Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко, старичок Лесовичок).
- Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, Баба Яга).
- Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.
- Ребята, книжки у меня всего две, а вас много, что же делать (Нужно поделиться на две команды, и делать работу коллективно).
- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?
- Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?
- Сейчас мы это проверим. С помощью своей книжки вы будете пересказывать сказку. Рассказывать вы будете по одной странички из книжки, передавая ее друг другу. (Пересказ сказки детьми с опорой на алгоритм).
Итог занятия.
Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши!
- А для чего мы делали эти книжки? (Для того чтобы не забыть сказку).
- Почему не надо забывать эту сказку?
- Чему она учит нас? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).
- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.
расширить словарный запас;
закрепить названия русских народных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество
Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...
«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»
«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»...
Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).
Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Нетрадиционная техника в изодеятельности» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества»
«Рисунок – придаёт вещам форму, ...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....
НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва
Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...