Программа кружка «В мире сказок»
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»
Программа кружка «В мире сказок»
для детей младшей группы №2 «Непоседы»
Разработала: воспитатель Морозова Алла Валерьевна
Содержание
1.Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка
1.2 Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию 3-4
1.3 Основные принципы обучения 4
1.4 Целевые ориентиры освоения программы 4-5
2.Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 3- 4 лет 5-6
2.2 Формы и методы по реализации основных задач программы 6
2.3 Система педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми планируемых результатов освоения программы 6-7
3.Организационный раздел
3.1 Планирование театрализованных занятий с детьми 7-14
4. Работа с родителями 14
5. Литература 14
6. Приложение 15-22
1.1 Пояснительная записка
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться самостоятельной деятельностью детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и д. р.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, и умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
1.2 Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки.
2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок, изготовленных воспитателем в присутствии детей.
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог; обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки потешки.
5. Знакомить детей с приёмами кукловождения театра картинок, театра кружек, пальчикового театра.
6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.
Кружок рассчитан на 1 год обучения, с детьми второй младшей группы (3-4 года).
Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность 15 мин. Общее количество часов за год – 30 часов.
1.3 Основные принципы обучения
-принцип возрастных показателей– содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
-принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
-принцип системности – работа проводится систематически.
-принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
-принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
1.4 Целевые ориентиры освоения программы
Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:
- узнавать и эмоционально положительно реагировать на содержание и просмотр знакомых сказок;
- сопереживать положительным героям;
- учиться говорить правильно, четко, выразительно.
В игровой деятельности:
- выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
- повторять отдельные действия в процессе показа настольного театра;
- выражать чувства мимикой, движениями;
- разыгрывать тексты потешек, знакомых сказок.
В сценической деятельности:
- инсценировать, с помощью взрослого тексты знакомых сказок с использованием атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения ребенок узнает:
- о малых поэтических жанрах народного фольклора;
- про два вида театра (театр игрушек, кукольный);
Инициатива детей
- ряженье
- проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
- пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.
2.Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 3- 4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
2.2 Формы и методы по реализации основных задач программы
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Игры – драматизации;
- Слушание музыкальных произведений;
- Просмотр сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Заучивание стихов;
2.4 Система педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми планируемых результатов освоения программы
№ | Ф.И. ребёнка | Активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности | Имитируют движения согласно словам потешки, сказки | С интересом слушает | Выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Авезов Эмиль | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||
2 | Березин Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
3 | Божитов Вячеслав | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
4 | Бочаров Константин | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
5 | Григорьева София | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
6 | Дряпочко Макар | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
7 | Киселева Мария | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
8 | Малеванных Данил | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
9 | Медведев Артем | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
10 | Николаева Ева | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
11 | Рабиев Абдуллох | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
12 | Саибназаров Мустафа | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
13 | Тарасова Василиса | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
14 | Теплухин Иван | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
15 | Усманов Тимур | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
16 | Федотов Арсений | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
17 | Цыклер Данил | 2 | 2 | 2 | 2 |
Оценка уровня :1б - Отказывается от ответов, не может выполнить, делает не правильно; 2б - Нуждается в помощи педагога, делает несколько ошибок; 3б - Выполняет все самостоятельно, без ошибочно
3.Организационный раздел
3.1 Планирование театрализованных занятий с детьми
Сентябрь
1. Обыгрывание потешки «Пошёл котик на торжок»
Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке, учить интонацией передавать вопросы и ответы.
Потешка «Танечка, баю-баю-бай»
Повторить известный текст; учить с помощью жестов, мимики передавать своё отношение к героям потешки с помощью куклы обыгрывать потешку.
2. Этюд «Наши уточки с утра…»
Предложить детям изобразить разговор птиц; прочитать потешку по ролям; с помощью игры «Мамы и их дети», учить детей с помощью голоса (высокий, низкий) изобразить, как поёт мама и как поёт её птенец.
Игры с ручками и пальчиками «Где же наши ручки», «пальчик, пальчик, где ты был?»
Учить детей действовать руками и управлять пальчиками в ритм стихотворного текста.
3. Потешка «Сорока-Белобока»
Беседа по потешке, обыгрывание потешки, раскрасить вместе с детьми рисунки маленького и большого горшков цветными карандашами.
Этюд «Курочка-рябушечка» (картинки на фланелеграфе)
Заучивание потешки, чтение её по ролям.
4. Потешка «Козочка-белоногушка»
Учить детей обыгрывать потешку по ролям, используя настольную игрушку, беседа по потешке, учить выражать интонацией разные чувства.
Игры с пальчиками «Этот пальчик – бабушка…», «Мой мизинчик»
Развивать мелкую моторику рук, заучить новую потешку, побуждать детей выразительно говорить текст.
Октябрь
1. Потешка «Тили-тили-тили-бом»
При чтении стихотворения вызвать у детей желание пожалеть, оказать помощь больному зайчику; выучить потешку, побуждать детей поиграть зайчиком, управляя игрушкой так же, как взрослый.
Спектакль «Алёнушка и лиса»
Вызвать сочувствие к бедной Алёнушке, желание помочь, радость, что всё закончилось хорошо.
2. Повторение сказки Алёнушка и лиса»
Помочь детям самостоятельно выкладывать картинки, в определённом порядке; предложить самостоятельно играть роли лесных зверей медведя, волка, лисы.
Игры с пальчиками и ручками «Топ-топ, топотушки»
Выучить новую игру с пальчиками; развивать у детей интонационную выразительность; перед зеркалом учить изображать радость.
3. Потешка «Наша-то хозяюшка»
Разучить потешку; с помощью жестов учить передавать действия персонажей, побеседовать по потешке; вспомнить, кто как кричит.
Изготовление масок.
Привлечь детей к изготовлению масок-шапочек из бумаги, побуждать к стремлению помочь воспитателю; обыграть с масками потешку «Наша-то хозяюшка»
4. Народная игра «Солнышко и дождик»
Выучить игру, привлечь к игре всех детей, учить с выражением говорить слова, действовать в соответствии с текстом, вызвать у детей желание играть.
Иры с пальчиками и ручками «Вот, как пальчики шагают»
Выучить названия пальчиков с помощью текста игры; добиваться согласованного движения пальчиков на обеих руках; вызвать у детей эмоциональный отклик на игру.
Ноябрь
1. Песенка «Каравай»
Вспомнить с детьми знакомый хоровод; предложить детям слепить из пластилина три каравая разного размера: папе – большой, маме – поменьше, малышу – маленький.
Этюд «Котик серенький сидит»
Продолжать учить детей действовать с картинками; учить передавать голосом нежность по отношению к персонажу, радость от его пробуждения.
2. Потешка «Кисонька-мурысонька»
Предложить детям выучить новую потешку, учить детей диалогической речи: вовремя задавать вопрос и вовремя отвечать на него; обыграть потешку, используя характерные мимику и жесты.
Игры с пальчиками и ручками «Кто приехал?»
Выучить новую игру с руками; развивать мелкую моторику рук, добиваться четкого произношения слов текста в соответствии с движением пальчиков; повторить игру «Этот пальчик – дедушка»
3. Изготовление картинок для сказки «Репка»
Привлечь детей к изготовлению картинок к сказке «Репка»; по ходу изготовления вспомнить сказку.
Сказка «Репка».
Привлекать детей к самостоятельному показу сказки; учить распределять роли, передавать голосом характеры персонажей.
4. Повтор потешки «Пошёл котик по дорожке»
Повторить знакомые потешки, используя настольные игрушки; побуждать детей к самостоятельному показу характерных движений игрушки: идёт, говорит; упражнять в интонационной выразительности.
Пальчиковая сказка «Упрямые козы»
Вспомнить знакомую сказку, учить обыгрывать, используя шапочки пальчикового театра; побуждать к выразительному произношению диалога.
Декабрь.
1. Потешка «Приходите в гости»
Вспомнить потешку; с помощью масок-шапочек инсценировать её; учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонации.
Сказка «Снегурочка и лиса»
Вызвать интерес у малышей к новой сказке; посочувствовать снегурочке; побуждать детей к повторению реплик из диалогов.
2. Игры с пальчиками и ручками. Повторить игру «Топ-топ-топотушки»
Побуждать к эмоциональной выразительности при произношении слов; учить согласовывать слова с движениями рук и пальчиков.
Народная игра «Мыши водят хоровод»
Выучить с детьми новую игру; использовать маску кота, учить детей выполнять движения в такт стихам.
Изготовление картинок для теневого театра «Заюшкина избушка»
Рассказать детям о теневом театре, в присутствии детей изготовить фигурки из сказки, побуждать детей к узнаванию персонажей.
3. Показ сказки «Заюшкина избушка» (теневой театр).
Вызвать у детей интерес к спектаклю в теневом театре; поощрять узнавание персонажей; развивать творческое воображение.
Показ сказки «Заюшкина избушка» (теневой театр).
Учить детей управлять фигурками в теневом театре; вызывать желание к самостоятельному показу сказки; продолжать учить детей правильному произнесению диалога (вопрос-ответ).
4. Игры с пальчиками.
Вспомнить с детьми знакомые игры: «Этот пальчик – бабушка…», «Мой мизинчик»; продолжать развивать мелкую моторику рук; учить соотносить действия пальчиками со словами.
Январь.
1. Потешка «Эти сани-самокаты» Познакомить детей с новой потешкой; объяснить непонятные слова; показать, как в потешке передаётся образ саней; поощрять самостоятельный показ с детьми картинок.
Инсценировка потешки «Как на тоненький ледок»
Учить детей действиями передавать текст песенки; точно выполнять действия в соответствии со словами; развивать творческое воображение.
2. Изготовление шапочек для спектакля «Колобок»
Вызвать у детей интерес к знакомой сказке; заинтересовать процессом изготовления атрибутов; вспомнить песенку колобка.
Сказка «Колобок»
Учить детей передавать образы героев сказок, их характерные особенности; продолжать учить детей диалогической речи; показ сказки с использованием шапочек-масок.
3. Слушание сказки «Колобок» в записи.
Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.
Игры с пальчиками и ручками «Как живёшь?»
Выучить новую игру; продолжать учить детей соотносить действия рук со словами; учить играть перед зеркалом.
Потешка «Тень-тень-потетень»
Вспомнить знакомую потешку; побуждать детей повторять слова персонажей, голосом изображая героев; продолжать учить самостоятельно выставлять картинки в соответствии с текстом.
4. Показ пальчикового театра «Алёнушка и лиса».
Показать знакомую сказку с помощью кукол пальчикового театра; вызвать у детей интерес, желание самостоятельно обыграть сказку.
Февраль
1. Этюд «Идёт коза рогатая» (театр игрушки).
Рассказать потешку, показать игрушку; учить управлять игрушкой, согласовывая движения с ритмом текста потешки и побуждая произносить текст выразительно.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Вспомнить знакомую потешку; жестами и голосом передавать основные характеристики персонажей; учить последовательно, без пауз вступать друг за другом.
2. Народная игра «Баба сеяла горох».
Познакомить детей с игрой; продолжать учить согласовывать действия со словами текста; обращать внимание детей на то, какие действия производит ведущий; предложить всем детям побыть в роли ведущего.
Пальчиковая игра «Четыре брата».
Повторить название пальчиков; развивать мелкую моторику.
3. Изготовление картинок к сказке «Теремок».
Вместе с детьми изготовить картинки к сказке «Теремок»; вспомнить основные цвета всех животных, их прозвища, последовательность прихода в теремок; поддерживать интерес к сказке.
Слушание сказки «Теремок» в записи.
Продолжать учить детей слушать сказку в записи; быть внимательными; обратить внимание на то, как рассказчик интонационно передаёт образы героев сказки.
4. Показ сказки «Теремок»
Учить детей воспринимать знакомую сказку не только на слух, но и зрительно; соотносить образы героев с характерными для них интонациями; побуждать к самостоятельному показу сказки, передавать голосом особенности персонажей.
Игра с пальчиками и ручками «Вот как пальчики шагают».
Вспомнить знакомую игру; учить одновременному действию обеих рук; следить за выразительностью речи.
Март.
1. Потешка «Алёнка-малёнка».
Обыграть потешку; учить соотносить слова потешки с действиями; передавать быстроту и стремительность.
Этюд «Киска» (театр игрушек).
Прочитать потешку, управляя игрушкой, заучить потешку наизусть; учить детей самостоятельно управлять игрушкой, произнося слова кошки жалобным голосом.
2. Этюд «Котик серенький» (театр кружек).
Познакомить детей с новым видом театра – театром кружек; прочитать потешку, объяснить трудные слова; показ потешку с помощью кружки.
Пальчиковый театр «Кисонька-мурысонька».
Вспомнить знакомую потешку; с помощью кукол пальчикового театра побуждать выразительно рассказывать потешку (вопрос-ответ); продолжать учить согласовывать действия пальчиков со словами.
3. Показ сказки «Лиса, заяц и петух» (театр игрушек).
Вспомнить знакомую сказку; отметить основные характерные особенности персонажей; учить передавать голосом; продолжать учить детей управлять игрушками во время рассказывания сказки.
Слушание сказки «Лиса, заяц и петух в записи».
Учить, слушая сказку, подмечать, какие голосовые интонации использовал рассказчик; учить характеризовать героев сказки.
4. Народная игра «Огуречик».
Разучить новую игру; выучить текст; побуждать детей к согласованным совместным действиям; доставить детям радость.
Игры с пальчиками и ручками «Как живёшь».
Вспомнить знакомую игру; продолжать учить выражать слова действиями; с помощью зеркала обращать внимание детей на то, как точно они выполняют движения.
Апрель.
1. Потешка «Небывальщина» (картинки).
Познакомить детей с юмористической потешкой, сопровождая показом картинок; помочь детям осознать юмор этой потешки.
Изготовление атрибутов к сказке «Репка» для показа в театре кружек.
Вместе с детьми изготовить кружки (приклеить картинки); вспомнить персонажей сказки; в какой последовательности происходило действие; вызвать у детей интерес и желание самостоятельно показывать сказку.
2. Сказка «Репка» (театр кружек).
Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию знакомой сказки, сопровождая показом кружек с картинками; учить соблюдать последовательность повествования.
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».
Вспомнить знакомую игру; учить синхронно выполнять все движения руками, согласовывать движения со словами.
3. Слушание сказки «Теремок» в записи.
Приучать детей внимательно слушать сказку; обратить внимание на музыкальное сопровождение: как с помощью музыки переданы характеры героев сказки.
Показ сказки «Теремок» (театр игрушек).
Привлекать детей к самостоятельному управлению игрушками; учить голосом передавать особенности персонажей.
4. Народная игра «Рыбаки и рыбы»
Познакомить детей с правилами игры; выучить стихотворение; учить говорить слова чётко, выговаривая все звуки; соблюдать правила игры.
Игры с пальчиками и ручками «Две сороконожки».
Разучить новую игру; продолжать учить согласовывать движения рук со словами, соблюдать ритм; развивать мелкую мускулатуру рук.
Май.
1. Этюд «Тили-бом» (картинки).
Вспомнить знакомую потешку с помощью показа картинок; разучить текст; учить рассказывать потешку, соблюдая интонационную выразительность.
Изготовление масок –шапочек для спектакля «Теремок».
Привлечь детей к изготовлению атрибутов к сказке; вспомнить их диалоги; отметить характеристики голосов.
2. Показ сказки «Теремок» для детей группы раннего возраста (шапочки-маски).
Поощрять детей к выступлению перед зрителями: громко и чётко произносить диалоги, эмоционально и выразительно передавать образы героев; доставить радость малышам.
Игры с пальчиками и ручками «Топ-топ».
Продолжать развивать мелкую моторику рук и пальчиков; учить согласовывать слова с движениями рук; для игры использовать зеркало, чтобы дети могли контролировать свою мимику.
3. Сказка «Репка» (теневой театр).
Вспомнить сказку; учить детей управлять фигурками из теневого театра; согласовывать движения фигурок со словами персонажей; выделять голосом их особенности.
Слушание сказки «Бычок-смоляной бочок» в записи.
Познакомить детей с новой сказкой; дать характеристики героям.
4. Сказка «Бычок-смоляной бочок» (картинки).
Привлечь детей к показу сказки; продолжать учить вовремя выставлять картинки на доску, вовремя убирать их; передавать голосом характеры героев; вести диалог.
Народная игра «Мы на луг ходили»
Выучить новую игру; использовать шапочку-маску зайки; учить слова, согласовывать с движениями.
4. Формы работы с родителями:
1.Совместное изготовление пособий для организации предметной среды.
2.Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Консультирование родителей по ведущим вопросам.
5.Список литературы
1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.
2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.
4.Васильева М.В, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
5. Веракса Н.Е, Васильева М.В, Комарова Т.С. «Программа «От рождения до школы»;
6.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
7. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
8.Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
9.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
10.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Приложение
Приложение № 1.
Расписание занятие кружка «В мире сказок»
Ф.И.О. руководителя кружка | День недели | Время | Вид деятельности |
Морозова Алла Валерьевна | Среда | 16.20 – 16.40 | Занятие кружка «В мире сказок» |
Приложение № 2
Список детей
1 Авезов Эмиль
2 Березин Илья
3 Божитов Вячеслав
4 Бочаров Константин
5 Григорьева София
6 Дряпочко Макар
7 Киселева Мария
8 Малеванных Данил
9 Медведев Артем
10 Николаева Ева
11 Рабиев Абдуллох
12 Саибназаров Мустафа
13 Тарасова Василиса
14 Теплухин Иван
15 Усманов Тимур
16 Федотов Арсений
17 Цыклер Данил
Приложение №3.
Анкета для родителей-1
Уважаемые родители!
Мы очень заинтересованы в успешном развитии вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в условиях семьи.
Просим вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.
1. Делится ли ваш ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях в кружке, праздниках, проводимых в детском саду? (Да, нет)
2. Устраиваете ли вы дома театрализованные игры и представления? (Да, нет)
3. Посещаете ли вы со своим ребенком театры с детскими постановками? (Да, нет)
4. Вызывают ли у вашего ребенка эмоциональный отклик театральные постановки? (Да, нет)
5. Слушаете ли вы с ребенком аудиозаписи сказок? (Да, нет)
6. Знаете ли вы, как организовать театрализованную деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
7. Есть ли у вас необходимость и желание узнать о том, как организовать театрализованную деятельность с ребенком в домашних условиях? (Да, нет)
Большое спасибо за участие!
Анкета для родителей-2
Тема - «Любите ли Вы театр?»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей с искусством театра
1. Как Вы относитесь к театральному искусству?________________________
2.Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?___________________________________________________
3.Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?______________
4.Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?_____________________________________________________________
5.Какой вид театра Вам нравится больше всего:
- кукольный;
- настольный;
- театр семей;
- театр марионеток;
- опера и балет;
- музыкальный театр;
- другой.
6. Что Вы знаете о театрах нашего города?______________________________________________________________________________________________________________________________
7.Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?____________________________________________________________
8. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:
- изготовление кукол;
- пошив костюмов для театральных постановок;
- изготовление декораций;
- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;
- личное участие в постановках.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №4.
Памятка для родителей
«Организация театрализованной деятельности в семье»
Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!
Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:
психофизические способности (мимика и пантомимика);
психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);
речь (монологическая и диалогическая);
творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Он глубже познает окружающий мир; освоит новые способы общения.
Для этого Вы можете вместе с ребёнком:
разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или использовать предметы - заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы). Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений.
во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;
учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;
изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;
на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры - драматизации по мотивам сказок.
Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.
Желаем Вам всем творческих успехов!
Приложение №5.
Консультация для родителей
«Организация театрализованной деятельности в семье»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием
перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла», говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его…. Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе. Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально - игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям. Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем. Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится. Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения. Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры. В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Приложение №6.
Папка-передвижка
«Пальчиковый театр – как средство речевого развития»
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.
Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимают ребенку настроение, успокаивают, если он расшалился, развлекают, если вдруг становится скучно.
Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.
Сегодня все мамы и папы должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Фигурки сказочных персонажей одеваются на пальчики ребенка, и герои оживают, они умеют двигаться и говорить, это развивает речь детей, учит общению между сверстниками. Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают развивать кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.
Пальчиковый театр - это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир. Домашний театр считается популярной формой семейного досуга. Домашние представления способствуют ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом. Игра в пальчиковый театр хороша тем, что в ней могут участвовать все члены вашей семьи. Совместное творчество поможет вам не только развивать фантазию ваших детей, но и даст возможность лучше узнать друг друга, разовьёт чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело, сплотить вашу семью.
Прежде чем разыгрывать мини-сценку или мини-спектакль, детей необходимо познакомить с содержанием. Затем необходимо объяснить значение незнакомых или непонятных слов.
Следующий этап – характеристика героев мини-спектакля. Очень важно учить детей анализировать поступки других, предлагая стать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук.
Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев, движения должны быть активными и свободными. Например, на указательном пальце – «шапочка» - персонаж «Дед», большой и средний пальцы – «руки деда».
Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Хотите, чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться, играя, а играя познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый театр. Сделать театр своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "В мире оригами" (старшая группа"
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, при...
Программа кружка «В мире сказок» для детей 3-4 лет
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.Задачи: 1. Обогащать детский з...
Рабочая программа кружка "В мире сказок" в соответствии с ФГОС ДО. Старшая группа.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящи...
Программа кружка "В мире сказок и стихов"
Программа направлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам на...
Программа театрального кружка «В мире сказок».
laquo;В мире сказок»...
Программа театрального кружка "В мире сказок и стихов"
Программа напрвлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам нац...
План - программа кружка "В МИРЕ СКАЗОК"
Театрализованная деятельность...