Программа кружка "В мире сказок и стихов"
материал (старшая группа) на тему
Программа направлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_mire_skazok_i_stihov.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан | Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районының мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе “28 нче номерлы гомум үсеш төрендәге балалар бакчасы” |
Утверждено и введено в действие приказом №______ от 29 августа 2015 г. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28» ______________ Н.М. Лоскутова |
Программа
дополнительного образования
«В мире сказок и стихов»
(для детей дошкольного возраста)
Рассмотрено и принято на педагогическом совете протокол № 1 от 29 августа 2015 г. |
Юридический адрес: РТ,422983,
г. Чистополь, ул. Энгельса, 78
Телефон: (84342) ф4-31-16
E-mail: det-sad-28@yandex.ru
Разработали:
воспитатель по обучению татарскому языку высшей квалификационной категории Мирсайзянова Ландыш Гумеровна; воспитатель первой квалификационной категории Рахматуллина Гулюса Рафаэловна |
Структура программы
1. ЦЕЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1.Пояснительная записка.
1.1.2.Нормативно-правовая база
1.1.3.Цели и задачи реализации Программы
1.1.4.Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.5.Возрастная характеристика особенностей развития детей 5 – 7 лет
1.2. Планируемые результаты освоения программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности
2.1.1. Программа старшей группы
2.1.2. Программа подготовительной к школе группы
Содержание программы включает восемь основных блоков.
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы кукольного театра.
Блок 3 — основы актерского мастерства.
Блок 4 — основные принципы драматизации.
Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 — театральная азбука.
Блок 7 — проведение праздников.
Блок 8 — проведение досугов и развлечений.
2.2.Формы работы с детьми и родителями
2.3. Диагностический материал для детей 5 – 7 лет
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение программы
3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
3.3.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1. Пояснительная записка.
1.1.1. Пояснительная записка.
Познавательно-речевое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для полноценного развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная речевая деятельность. Важной задачей воспитания является развитие у детей устойчивого интереса к татарскому языку, желание общаться на родном языке. Богатейшее поле для развития речи детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ, ведётся кружок.
Программа направлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского языка. «Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ей не просто пассивно созерцать национальную культуру, а вносить в нее свой индивидуальный вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф. Ф. Харисов).
Актуальность. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Особая роль выделяется театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он наряду с проблемами современной педагогики и психологии позволяет решить и многие актуальные проблемы обучения детей дошкольного возраста двум государственным языкам.
1.1.2.Нормативно-правовая база. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана в соответствии с нормативными документами РФ и РТ:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
2. Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
5.Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
8. Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года № 26 ОБ.
10. План действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31.12.2013 г.
11. Закон РТ № 16 от 03.03.2012 г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ».
12. Методическими рекомендациями по организации обучения детей татарскому (русскому языку в дошкольных образовательных организациях от 08.11.2013г. № 15588/13
13. Уставом МБДОУ (15.04.2013г. утвержден Постановлением Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан № 269).
1.1.3.Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: формировать интерес детей к татарскому языку, к татарской культуре посредством знакомства с творчеством татарских писателей и поэтов в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством татарских писателей и поэтов;
- способствовать пониманию речи и желанию говорить на другом языке посредством организации театрализованной деятельности;
- создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.);
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Казани;
- развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- воспитывать уважение к культуре татарского народа.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Интеграция не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние. В этом направлении представлены образовательные области:
- «Художественно-эстетическое развитие», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Через танцевальные движения дети учатся передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
- «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
- «Познавательное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы построения кружка:
- принципы наглядности и доступности. Эти принципы основаны на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющие ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
- принцип сочетания, позволяющая использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающая возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
- принцип системности и последовательности.
1.1.5.Возрастная характеристика особенностей развития контингента детей 5-7 лет
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
1.2. Планируемые результаты усвоения программы.
К концу года дети каждой возрастной группы, в результате реализации Программы, должны знать и уметь:
Группа | Должен уметь | Должен знать | Должен иметь представление |
Старшая | - разыгрывать сценки по знакомым татарским сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов национальных костюмов, декораций; - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; -развивать сюжет театрализованных игр на основе знаний, полученных при восприятии литературных произведений татарских писателей и поэтов; - играть в индивидуальные и совместные режиссерские игры, отображающие сюжеты из сказок народов Поволжья, мультфильмы, используя национальные игрушки, игрушки-самоделки, и т. - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией; - эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках; - проявлять творчество, элементарное сочинительство (рассказы по потешке, прибаутке с опорой на наглядно представленный материал). - рассказывать о восприятии поступка сказочного героя, понимать с помощью воспитателя скрытые мотивы его поведения. | - некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); - некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо. - жанровые особенности сказок (в том числе татарских народных). | - о театре, театральной культуре татарского народа; истории татарского театра; - устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); -театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер) - о традициях, обычаях, обрядах народов, живущих в Республике Татарстан, о национальных праздниках (Науруз, Курбан-байрам, Сабантуй, Нардуган и др.). - о прошлом и настоящем национальной культуры РТ; - о жизни и творчестве выдающихся деятелей литературы (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин, А. Алиш, Р. Батулла и др.). |
Подгото - витель ная | - разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); - широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров; - творчески использовать в сюжетноролевых и режиссерских играх представления о литературных произведениях народов Поволжья, художественных и мультипликационных фильмах; - самостоятельно выбирать сказки народов Поволжья, стихотворений, песен, народных танцев для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. Использовать в театрализованной деятельности разные виды театра (бибабо, пальчиковый, театр кукол, картинок и др.); - понимать прочитанное произведение, оценивать действия и поступки литературных героев, придумывать свои версии происходящего; - эмоционально передавать содержание некоторых татарских прозаических текстов и выразительно читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации татарских сказок; - соединять несколько знакомых татарских литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки. | - некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); - некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном; - основные признаки сказки, рассказа, стихотворения; - объекты татарского быта, деталей народной одежды, элементов татарского орнамента, сказок и называет их на двух языках (русском и татарском).
| - о театре, театральной культуре татарского народа; - театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.); - о прошлом и настоящем национальной культуры РТ; - о жизни и творчестве выдающихся деятелей музыкального и театрального искусства: композиторов (С. Садыкова, С. Сайдашев, Ф. Яруллин и др.), певцов (Ф. Шаляпин, И. Шакиров и др.), режиссеров театра (М. Салимжанов, К. Тинчурин и др.), актеров театра (В. Качалов, Г. Камал и др.). - о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа; |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одной-двух ООД в месяц; блок 2 реализуется на двух ООД в месяц; блоки 3, 4 — на каждом ООД; блок 6 — на тематических ООД 2 раза в год (по три ООД в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
2.1.1.Программа старшей группы
(сентябрь — май)
Блоки | Цель | Формы работы |
1. Основы кукловождения | Приучать детей развивать сюжет театрализованных игр на основе знаний, полученных при восприятии литературных произведений татарских писателей и поэтов. | Сентябрь — ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Радостная встреча деда и Акбая», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки» |
Декабрь — январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок». | ||
Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. Игра: «Театр двух актеров» | ||
Март — апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра. «Голубой цветок», муз. Ф. Шаймардановой, сл. народные» — танцевальная композиция | ||
Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой». Этюды: «К нам в гости медведь пришел», «Танец куклы Алсу». | ||
2.Основы кукольного Театра | Продолжать развивать умения использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям. | Сентябрь — ноябрь. Задачи: прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. Сказки: «Глупый волк», татарская народная сказка Декабрь — февраль. Задачи: учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции; формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой». Сказки: «Лиса, еж и ежиха», татарская народная сказка (пальчиковый театр); «Три дочери», татарская народная сказка (театр бибабо). |
3. Основы актерского Мастерства | Учить детей эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках | Сентябрь — ноябрь. Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Полька Гульнары», муз. Р. Халитова; «На природе», муз. Р. Калимуллина; Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки-пиктограммы» Декабрь — февраль. Задачи: развивать память и фантазию детей. Этюды: на внимание, веру, наивность, фантазию Март — май. Задачи: развивать выразительность жеста. Этюды: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Юный музыкант». |
4.Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения. | Сентябрь — ноябрь. Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям. Сказки: Г. Галеев «Петух и часы»Инсценировка: «Котенок, который любил ходить в гости» по сказке С. Гильмутдинова Сценки: «Часы», «Петушок» (по стихотворению М. Джалиля) |
Декабрь — февраль. Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Сказки: «Коза и волк», татарская народная сказка. Р. Валеева «Тюбетейка и калфак», пер. Е. Муравьева; | ||
Март — май. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке. Сказки: «Два лентяя», татарская народная сказка. Инсценировка: «Малыш и мотылек» по стихотворению Г.Тукая | ||
5.Самостоятель- ная театральная деятельность | Приучать детей играть в индивидуальные и совместные режиссерские игры, отображающие сюжеты из сказок народов Поволжья, мультфильмы, используя национальные игрушки, игрушки-самоделки, и т. | Сентябрь — ноябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме. Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра бибабо. Март — май. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой». |
6.Театральная азбука | Углубить представления о прошлом и настоящем национальной культуры РТ, о жизни и творчестве выдающихся деятелей литературы (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин, А. Алиш, Р. Батулла и др.). | Сентябрь — май. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре. Экскурсии в дом культуры, городские музеи, в детскую библиотеку. |
7. Проведение Праздников | Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам. | Сентябрь — май. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия: «Лесная ярмарка» (праздник осени); «Новогодняя елка»; «Навруз» - на основе татарского народного обычая. |
8. Проведение досугов и развлечений | Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Учить внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях. Дать знания о традициях, обычаях, обрядах народов, живущих в Республике Татарстан, о национальных праздниках. | Сентябрь — ноябрь. 1. «1 сентября — День Знаний» с кукольным спектаклем «Как я учился считать» по рассказу А. Алиша в исполнении педагогов детского сада. 2. «Кот, который любил ходить в гости», кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3. «Веселая ярмарка» — театрализованное представление (педагоги). 4. «Авыл эте Акбай» — театрализованное представление по пьесе Т. Миннуллина. 5. «Кот ворюга» - кукольный спектакль по стихотворению М. Джалиля в исполнении детей подготовительных к школе групп. |
Декабрь — февраль. Задачи: учить детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства. 1. «Забавный ученик» — исценировка стихотворения Г. Тукая в исполнении детей подготовительных к школе групп. 2. «Твой носовой платок» — кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3. «Заячья дочь» — кукольный спектакль по сказке А. Алиша в исполнении детей подготовительных к школе групп | ||
Март — май. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях. 1 . «Конкурс чтецов» - по стихотворениям татарских писателей. 2. «День театра» — театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта). 3. «Праздник Навруз» — на основе татарского народного праздника. 4. «Сабантуй — праздник плуга» — развлечение на основе татарского народного праздника 5. «Фестиваль народных игр» |
2.1.2.Программа подготовительной группы
(сентябрь — май)
Блоки | Цель | Формы работы |
1. Основы Кукловождения | Приучать детей творчески использовать в режиссерских играх представления о литературных произведениях народов Поволжья, художественных и мультипликационных фильмах | Сентябрь — ноябрь. Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши» |
Декабрь — январь. Задачи: познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча» | ||
Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс» | ||
Март — май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп | ||
2. Основы кукольного театра | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров | Сентябрь — ноябрь. Задачи: формировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Куян» — по песенке-игре М. Джалиля |
Декабрь — февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Кто сильней», татарская народная сказка | ||
Март — май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» | ||
3.Основы актерского мастерства | Приучать детей разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); эмоционально передавать содержание некоторых татарских прозаических текстов и выразительно читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации татарских сказок | Сентябрь — ноябрь. Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок». Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи» |
Декабрь — февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. Этюды: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу | ||
Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Этюды: на выражение основных эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза». Игры с карточками-пиктограммами | ||
Апрель — май. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Три характера». Игры с карточками-пиктограммами | ||
4. Основные принципы драматизации | Учить детей понимать прочитанное произведение, оценивать действия и поступки литературных героев, придумывать свои версии происходящего | Сентябрь — ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Луна и солнце», татарская народная сказка. Инсценировки: по стихотворениям М. Джалиля «Кот ворюга»; Һ. Такташа “Кот ворюга” |
Декабрь — февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказки: «Шурале», музыкальная сказка по отрывкам сказки Г. Тукая | ||
Март — май. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: Х. Халиков «Разговор», пер. Л. Ханбекова; Р. Миннуллин «Хочется летать», пер. С. Малышева; Г. Тукай «Забавный ученик», пер. С. Морана. | ||
5.Самостоя- тельная театрализованная деятельность | Развивать самостоятельно выбирать сказки народов Поволжья, стихотворений, песен, народных танцев для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа. | Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек |
Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол | ||
Март — май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров | ||
6. Театральная азбука | Углубить представления о прошлом и настоящем национальной культуры РТ, о жизни и творчестве выдающихся деятелей музыкального и театрального искусства: композиторов (С. Садыкова, С. Сайдашев, Ф. Яруллин и др.), певцов (Ф. Шаляпин, И. Шакиров и др.), режиссеров театра (М. Салимжанов, К. Тинчурин и др.), актеров театра (В. Качалов, Г. Камал и др.), о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа; | Сентябрь — февраль. Задачи: — углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия; — уточнять сведения об основных средствах выразительности; — закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей); — расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев); — закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля; — определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый) Экскурсии в дом культуры, городские музеи, в детскую библиотеку |
Март — май. Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности | ||
7. Проведение Праздников | Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках | Сентябрь — февраль. Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности. Мероприятия: фольклорный праздник «Сөмбелә». Праздник “Нардуган”- на основе татарского народного праздника |
Март — май. Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. Мероприятия: весенний утренник, посвященный 8 Марта; праздник «Карга боткасы» - на основе татарского народного обычая «Выпускной бал» — выпуск детей в школу | ||
8.Проведение досугов и развлечений | Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях | Сентябрь — ноябрь. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1 . «1 сентября — День Знаний» —театрализованное представление с кукольным спектаклем «Вот это музыка!» в исполнении педагогов детского сада. 2. «Лиса, ежиха и ежата» — кукольный спектакль в исполнении педагогов по татарской народной сказке. 3. «Фестиваль народных игр» — совместное с родителями театрализованное представление (педагоги). 4. «Кот который любил ходить в гости» — театрализованное представление. 5. «Моя семья» — совместное с родителями развлечение |
Декабрь — февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1 . «Су анасы» — кукольный спектакль в исполнении педагогов по сказке Г. Тукая. 2. Р. Миннуллин «Сын и мама», пер. С. Малышева; Г. Тукай «Малыш и Мотылёк», пер. В. Лунина; З. Нури «Письмо другу», пер. С. Малышева. — инсценировки. | ||
Март — май. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях. 1 . «День театра» — театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта). 2. «День смеха — театрализованное представление к 1 апреля. 3.Х. Халиков «Разговор», пер. Л. Ханбекова; Р. Миннуллин «Хочется летать», пер. С. Малышева; Г. Тукай «Забавный ученик», пер. С. Морана.- инсценировки по стихотворениям в исполнении детей подготовительной к школе группы по для детей старшей группы. 4. «Кызыл йомырка көне» - «День крашеных яиц» - развлечение на основе татарского народного обычая. 5. «Сабантуй» - совместный праздник на основе татарского народного праздника. |
2.2. Формы работы с детьми и родителями.
Формы работы с детьми:
- Чтение литературного произведения.
- Рассказ литературного произведения.
- Беседа о прочитанном произведении.
- Обсуждение литературного произведения.
- Игра на основе сюжета литературного произведения.
- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
- Сочинение по мотивам прочитанного.
- Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Информирование родителей о содержании деятельности кружка по театрализованной деятельности, их достижениях и интересах:
- Чему мы научимся (Чему научились),
- Наши достижения,
- Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
- Аудиозаписи детской речи (описательные, творческие рассказы, интересные высказывания и т.п.)
2. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется речевое развитие ребёнка, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
3. Открытые мероприятия с детьми для родителей.
4. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря детей, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
5. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения.
6. Совместные досуги, праздники, литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей («Веселый этикет», «Фестиваль народных игр», развлечение «Моя семья», «Конкурс чтецов»).
7. Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
8. Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).
2.3. Диагностический материал для детей 5 – 7 лет
Цель педагогической диагностики: выявить особенности освоения детьми 5-7-го года жизни содержания элементов татарской национальной культуры и татарского языка.
Задачи:
- Выявить уровень интереса у детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре.
- Выявить уровень представлений детей дошкольного возраста о татарской национальной культуре.
- Выявить уровень умений детей дошкольного возраста отражать национальное в практической деятельности.
МЕТОДИКА 1
Для выявления особенностей представлений детей о татарской национальной культуре применяется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие предметы быта татарского народа ты знаешь? Назови.
- Чем занимались мужчины и женщины в татарских деревнях?
- Какую татарскую национальную одежду ты знаешь?
- Выбери из предложенных орнаментов татарский орнамент (городецкая, хохломская, дымковская, татарский орнамент).
- Выбери из предложенных изделий то, которое можно отнести к предметам татарской культуры.
- Какие татарские народные игры ты знаешь?
- Каких героев татарских народных сказок ты знаешь?
- Знаешь ли ты какие-нибудь татарские слова? Назови.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа; знает много объектов татарского быта, деталей народной одежды, элементов татарского орнамента, сказок, подвижных игр и называет их на двух языках (русском и татарском). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах татарской культуры; промыслах северного народа. Стремится аргументировать свои суждения, называя объекты татарской культуры, преимущественно использует русский язык; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл – у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов на татарском языке познавательное отношение к ним неустойчиво.
МЕТОДИКА 2
Для выявления особенности умений отражать национальное в практической деятельности используется метод творческих заданий.
1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду
2 задание – украсить варежку
Критерии оценки:
1 – содержание изображения, рассказа
2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов
3 – отношение ребенка к деятельности.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.
2 балла – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.
1 балл – ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме; не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и творчества не проявляет.
МЕТОДИКА 3
При оценке интереса, представлений и умений отражать национальное в практической деятельности используется следующая шкала:
Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов - проявляют познавательный интерес к ознакомлению с национальной культурой; имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа; используют в речи много татарских слов; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой деятельности.
Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов - интерес к ознакомлению с национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; иногда в речи используют татарские слова; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.
Низкий уровень - от 1 до 1,6 балла - интерес к ознакомлению с национальной культурой явно отсутствует, сформированы поверхностные элементарные представления в области национального; татарские слова не знают. Появляются попытки отразить черты национального в практической деятельности.
МЕТОДИКА 4
Выявление особенностей умений детей отражать элементы татарской этнокультуры в игровой деятельности.
Для изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях была проведена беседа с детьми по следующим вопросам:
- Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
- Знаешь ли ты, кто такой режиссер? (актер, художник-оформитель). Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
- Любишь ли ты играть в «театр»?
- Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
- Тебе нравится исполнять роли сказочных героев на сцене? Почему?
- Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
- Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
- В спектакле с какими персонажами ты хотел бы поучаствовать?
Критерии оценки:
3 балла – ответ правильный, полный, развернутый.
2 балла – ответ частичный, поверхностный, не полный.
1 балл – ответ неправильный или отсутствие ответа.
МЕТОДИКА 5
Для выявления умений детей отражать элементы татарской этнокультуры в игровой деятельности проводится наблюдение в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей в группе детского сада. Результаты наблюдения фиксируются в таблице. В таблице фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских и оформительских умений детей 4- 7 года жизни в играх-драматизациях.
- Актерские умения – понимание эмоционального состояния персонажа; выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики.
- Принятие роли.
- Передача смысла образа.
- Импровизация.
Критерии оценки:
3 балла – принятие роли сопровождается радостью, активностью, интересом; передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), возможна импровизация.
2 балла – соглашается с любой ролью, не проявляет особого интереса; не всегда использует средства выразительности, необходима помощь взрослого.
1 балл – не понимает эмоциональное состояние персонажа, равнодушен к роли; мимика и пантомимика не развиты.
- Режиссерские умения – понимание мотивов поступков героев, следование сюжетной линии; распределение ролей, умение руководить играющими.
- Планирование.
- Интерпретация.
- Комбинирование.
Критерии оценки:
3 балла – может организовать игру; понимает идею постановки; соединяет несколько знакомых татарских литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки.
2 балла – для организации игры необходима помощь взрослого; не полностью уяснил основную идею постановки; затрудняется в наращивании сюжетной линии; нет логического перетекания одного сюжета в другой.
1 балл – не может организовать игру с другими детьми; не понимает замысел литературного произведения, его художественную идею; не может соединить несколько сюжетов в один.
- Оформительские умения – отражение сюжетной линии игры-драматизации в декорациях, костюмах, игровых атрибутах; подготовка игровой среды.
- Создание декораций.
- Передача смысла образа через создание атрибутов, костюмов.
Критерии оценки:
3 балла – принимает активное участие в создании декораций; легко подбирает необходимые национальные атрибуты.
2 балла – необходима помощь взрослого в подборе декораций, атрибутов и костюмов для постановки спектакля.
1 балл – не может подобрать необходимые для постановки декорации, атрибуты и костюмы. Этнокультурные умения – отражение духовной и материальной культуры своего народа в игровой деятельности, умение сознательно использовать знания об этнокультуре, умение подбирать адекватные средства выразительности.
- Предметы быта и утвари – посуда, мебель, домашняя утварь.
Критерии оценки:
3 балла – использует национальную посуду, предметы мебели и домашней утвари, интерес ярко выражен, осознан выбор.
2 балла – использует национальную посуду по подсказке взрослого, характерны правильные, но поверхностные представления о национальных предметах быта и утвари; интерес неустойчив.
1 балл - не использует предметы быта и утвари, не проявляет интерес к предметам.
- Фольклор – песни, танцы, сказки.
Критерии оценки:
3 балла – использует знания татарского фольклора: поет национальные песни, танцует танцы, водит хороводы, знает татарские сказки; интерес ярко выражен, осознан выбор.
2 балла – характерны правильные, но поверхностные представления о фольклоре; интерес неустойчив, необходима подсказка и помощь взрослого.
1 балл - не проявляет интереса и не использует татарский народный фольклор.
- Народный костюм – традиционная мужская и женская одежда.
Критерии оценки:
3 балла – при одевании выбирает национальный костюм татарского народа, самостоятельно придумывает и детализирует образ, проявляет ярко выраженный интерес, осознан выбор.
2 балла – при одевании использует элементы татарского народного костюма, необходима помощь взрослого.
1 балл – не проявляет интереса и не использует татарский народный костюм.
4.4. Народная кухня – блюда национальной кухни.
Критерии оценки:
3 балла – использует знания о блюдах национальной кухни, осознан выбор, устойчив интерес.
2 балла – использует знания о блюдах национальной кухни по подсказке взрослого, интерес неустойчив.
1 балл – не использует знания о блюдах национальной кухни, не проявляет интереса.
- Народное прикладное искусство – плетение, вязание, вышивание, лепка из глины.
Критерии оценки:
3 балла – использует знания о народном прикладном искусстве, осознан выбор, устойчив интерес.
2 балла – использует знания о народном прикладном искусстве по подсказке взрослого, интерес неустойчив.
1 балл – не использует знания о народном прикладном искусстве, не проявляет интереса.
Характеристика уровней:
Высокий уровень – ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы; может организовать игру с другими детьми, легко создает образы литературных персонажей с помощью мимики и пантомимики; легко подбирает необходимые атрибуты и декорации; хорошо развито творческое воображение, тяготеет к импровизации; использует элементы материальной и духовной культуры татарского народа в игровой деятельности; умеет сознательно использовать знания об этнокультуре и подбирает адекватные средства выразительности.
Средний уровень – ребенок адекватно реагирует на героев литературного произведения, но необходима подсказка взрослого в понимании их эмоционального состояния; организует игру с небольшой помощью взрослого; мимика и пантомимика развиты не в достаточной степени; затрудняется в подборе атрибутов и декораций; не всегда использует элементы духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не осознан выбор, неустойчив интерес.
Низкий уровень – ребенок не может понять замысел литературного произведения, его художественную идею; не воспринимает произведение целостно; не может организовать игру с другими детьми; не развита мимика и пантомимика; постоянно отвлекается, не следует сюжетной линии, театральную постановку не доводит до конца, не использует элементы духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не проявляет интереса к игре-драматизации.
Контрольная диагностика (конец учебного года) – по тем же критериям.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Сумма баллов | Средний балл | Уровень | |
представления детей о татарской национальной культуре | Рассказ о кукле | Укрась Варежку | Интерес | Умение детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности | |||||
1 | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
15. |
Диагностический лист педагогического исследования по разделу:
«Национально – региональный компонент»
Старшая группа № Воспитатель: . Дата проведения: .
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- DVD-плеер
- фотоаппарат
- мультимедийное оборудование
- интерактивная доска
Обучающие видеофильмы, фонотека:
- мультфильмы на татарском языке;
- мультфильмы по мотивам татарских сказок на русском и татарском языках;
- записи со звуками природы, птиц, животных;
- презентации по художественной литературе, по окружающему миру.
3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Список использованной литературы
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 185 с.
- Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО: технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - Москва: Сфера, 2014. - 125 с. : ил. - (Управление детским садом). - Библиогр. 123с.
- Гомәрова В.Г., Зарипова Ф.Я. Бәйрәмнәр бәйләме: Балалар бакчалары тәрбиячеләренә, сыйныф җитәкчеләренә ярдәмлек. – Казан: Мәгариф, 2005. – 207 б.
- Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 205 с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Москва: Мозаика – Синтез, 2015. – 160 с.
- Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008. - 201 с.
- Закирова К.В. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей.- Казань: РИЦ, 2011. – 256 с.
- Закирова К.В. Мин бәйрәмнәр яратам: сценарийлар, музыкаль уеннар, жырлар. – Казан: Татар китап нәшрияты, 2009. – 232 б.
- Закирова К.В. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.- 215с.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Свирская Л. В, Роменской. Л. В. Где растут таланты? : Учебно-методическое пособие. - Москва: Обруч, 2014. - 207 с.
- Микляева, Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы : методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы. - М. : Сфера, 2014. - 127 с.
- Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.- 246 с.
- Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
- Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012.- 208 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.- 256 с.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3.3.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
Режим проведения кружковой работы:
Программа предполагает проведение одного ООД в неделю во вторую половину дня. Продолжительность ООД: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная к школе группа. Общее количество учебных ООД в год — 36.
Учебный план работы кружка
Возраст детей | Всего занятий/ часов в неделю | Всего занятий/ часов в месяц | Всего занятий/ часов в год |
5 - 6 лет | 1/25 мин | 4 / 1 час 40 мин | 36 / 17 часов |
6 - 7 лет | 1 / 30 мин | 4 / 2 часа | 36 / 18 часов |
Примечание: на первой ООД в сентябре и последней в мае проводится диагностика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов и детей дошкольного возраста "В мире сказок и стихов Тукая".
Данная презентация составлена для использования педагогами на тематических занятиях, вечерах по ознакомлению с творчеством известного татарского поэта Габдуллы Тукая детей подготовительной групп...
Игра- презентация «В мире сказок и стихов татарского поэта Габдуллы Тукая»
Габдулла Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. Неиссякаемый интерес детей, воспитателей, родит...
Программа кружка «В мире сказок» для детей 3-4 лет
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.Задачи: 1. Обогащать детский з...
Программа театрального кружка "В мире сказок и стихов"
Программа напрвлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам нац...
Программа «В мире сказок» дополнительного образования по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Программа кружка по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста....
Программа кружка «Хоровод сказок» старшая логопедическая группа
Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа....
Программа кружка «Хоровод сказок» подготовительная логопедическая группа
Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа....