Программа кружка "В мире сказок и стихов"
материал (старшая группа) на тему

Программа направлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского  языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_v_mire_skazok_i_stihov.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида № 28»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районының мәктәпкәчә белем бирү муниципаль                                        бюджет учреждениесе “28 нче номерлы гомум үсеш

төрендәге балалар бакчасы”  

Утверждено и  введено в действие                              

приказом №______ от 29 августа 2015 г.

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28»

______________ Н.М. Лоскутова                                    

Программа

дополнительного образования

«В мире сказок и стихов»

(для детей дошкольного возраста)

Рассмотрено и принято                                                                                                             на педагогическом совете

протокол № 1 от 29 августа 2015 г.

Юридический адрес: РТ,422983,

 г. Чистополь, ул. Энгельса, 78

Телефон: (84342) ф4-31-16  

E-mail: det-sad-28@yandex.ru

                            Разработали:

воспитатель по обучению татарскому языку                                                                                 высшей квалификационной категории                                                                      Мирсайзянова Ландыш Гумеровна;

воспитатель первой квалификационной категории    Рахматуллина Гулюса Рафаэловна

                                                                                       

Структура программы

1.  ЦЕЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1.Пояснительная записка.

1.1.2.Нормативно-правовая база

1.1.3.Цели и задачи реализации Программы

1.1.4.Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.5.Возрастная характеристика особенностей развития детей  5 – 7 лет

1.2. Планируемые результаты освоения программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности

2.1.1. Программа старшей группы

2.1.2. Программа подготовительной к школе группы

Содержание программы включает восемь основных блоков.

Блок 1 — основы кукловождения.

Блок 2 — основы кукольного театра.

Блок 3 — основы актерского мастерства.

Блок 4 — основные принципы драматизации.

Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 — театральная азбука.

Блок 7 — проведение праздников.

Блок 8 — проведение досугов и развлечений.

2.2.Формы работы с детьми и родителями

2.3. Диагностический материал для детей  5 – 7 лет

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение программы

3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

3.3.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Пояснительная записка.

1.1.1. Пояснительная записка.

       Познавательно-речевое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для полноценного развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная речевая деятельность. Важной задачей воспитания является развитие у детей устойчивого интереса к татарскому языку, желание общаться на родном языке. Богатейшее поле для развития речи детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ, ведётся кружок.

     Программа направлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского  языка. «Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ей не просто пассивно созерцать национальную культуру, а вносить в нее свой индивидуальный вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф. Ф. Харисов).

Актуальность. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Особая роль выделяется театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он наряду с проблемами  современной педагогики и психологии позволяет решить и многие актуальные проблемы обучения детей дошкольного возраста двум государственным языкам.

1.1.2.Нормативно-правовая база. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая  и подготовительная группы). Она разработана в соответствии с нормативными документами РФ и РТ:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.

2. Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.

3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

5.Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

8. Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».  

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года № 26 ОБ.

10. План действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31.12.2013 г.

11. Закон РТ № 16 от 03.03.2012 г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ».

12. Методическими рекомендациями по организации обучения детей татарскому (русскому языку в дошкольных образовательных организациях  от 08.11.2013г. № 15588/13

13. Уставом МБДОУ (15.04.2013г. утвержден Постановлением Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан № 269).

1.1.3.Цель и задачи реализации Программы

Цель программы: формировать интерес детей к татарскому языку, к татарской культуре посредством знакомства с творчеством татарских писателей и поэтов в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей  с творчеством татарских писателей и поэтов;        
  • способствовать пониманию речи и желанию говорить на другом языке посредством организации театрализованной деятельности;
  • создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.);
  • обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
  • совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  • ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
  • приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Казани;
  • развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
  • способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • воспитывать уважение к культуре татарского народа.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

Интеграция не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние. В этом направлении представлены образовательные области:

  1.  «Художественно-эстетическое развитие», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Через танцевальные движения дети учатся передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
  2.  «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок,  потешек. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
  3.  «Познавательное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы построения кружка:

  • принципы наглядности и доступности. Эти принципы основаны на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
  • принцип свободы и самостоятельности, позволяющие ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • принцип сочетания, позволяющая использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающая возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
  • принцип системности и последовательности.

1.1.5.Возрастная характеристика особенностей развития контингента детей 5-7 лет

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

 - нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

 - знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

 - давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

 - проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

   Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

    Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

1.2. Планируемые результаты усвоения программы.

 

К концу года дети каждой возрастной группы,  в результате реализации Программы,  должны знать и уметь:

Группа

Должен уметь

Должен знать

Должен иметь представление

Старшая

- разыгрывать сценки по знакомым татарским  сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов национальных костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

-развивать сюжет театрализованных игр на основе знаний, полученных при восприятии  литературных произведений татарских писателей и поэтов;

- играть в индивидуальные и совместные режиссерские игры, отображающие  сюжеты из сказок народов Поволжья, мультфильмы, используя национальные игрушки, игрушки-самоделки, и т.

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией;

- эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках;

- проявлять творчество, элементарное сочинительство (рассказы по потешке, прибаутке с опорой на наглядно представленный материал).

- рассказывать о восприятии поступка сказочного героя, понимать с помощью воспитателя скрытые мотивы его поведения.

- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.

- жанровые особенности сказок (в том числе татарских народных).

- о театре, театральной культуре татарского народа;  истории татарского  театра;

- устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

-театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

- о традициях, обычаях, обрядах народов, живущих в Республике Татарстан, о национальных праздниках (Науруз, Курбан-байрам, Сабантуй, Нардуган и др.).

- о прошлом и настоящем национальной культуры РТ;

 - о жизни и творчестве выдающихся деятелей литературы (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин, А. Алиш, Р. Батулла и др.).

Подгото -

витель

ная

- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

- широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров;

- творчески использовать в сюжетноролевых и режиссерских играх представления о литературных произведениях народов Поволжья, художественных и мультипликационных фильмах;

- самостоятельно выбирать сказки народов Поволжья, стихотворений, песен, народных танцев для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. Использовать в театрализованной деятельности разные виды театра (бибабо, пальчиковый, театр кукол, картинок и др.);

- понимать прочитанное произведение, оценивать действия и поступки литературных героев, придумывать свои версии происходящего;

- эмоционально передавать содержание некоторых татарских прозаических текстов и выразительно читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации татарских сказок;

- соединять несколько знакомых татарских литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки.

- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном;

- основные признаки сказки, рассказа, стихотворения;

- объекты татарского быта, деталей народной одежды, элементов татарского орнамента, сказок и  называет их на двух языках (русском и татарском).

 

- о театре, театральной  культуре татарского народа;

- театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.);

- о прошлом и настоящем национальной  культуры РТ;

- о жизни и творчестве выдающихся деятелей музыкального и театрального искусства: композиторов (С. Садыкова, С. Сайдашев, Ф. Яруллин и др.), певцов (Ф. Шаляпин, И. Шакиров и др.), режиссеров театра (М. Салимжанов, К. Тинчурин и др.), актеров театра (В. Качалов, Г. Камал и др.).

- о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа;

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одной-двух ООД  в месяц; блок 2 реализуется на двух ООД в месяц; блоки 3, 4 — на каждом ООД; блок 6 — на тематических ООД 2 раза в год (по три ООД в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

2.1.1.Программа старшей группы

(сентябрь — май)

Блоки

Цель

Формы работы

1. Основы кукловождения

Приучать детей развивать сюжет театрализованных игр на основе знаний, полученных при восприятии  литературных произведений татарских писателей и поэтов.

Сентябрь — ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Радостная встреча деда и Акбая», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»

Декабрь — январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок».

Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. Игра: «Театр двух актеров»

Март — апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.

«Голубой цветок», муз. Ф. Шаймардановой, сл. народные» — танцевальная композиция

Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».

Этюды: «К нам в гости медведь пришел», «Танец куклы Алсу».

2.Основы кукольного

Театра

Продолжать развивать умения использовать куклы разных театров в разыгрывании  сценок по знакомым сказкам, стихотворениям.

Сентябрь — ноябрь. Задачи: прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле.

Сказки: «Глупый волк», татарская народная сказка

Декабрь — февраль. Задачи: учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции;

формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой».

Сказки: «Лиса, еж и ежиха», татарская народная сказка (пальчиковый театр); «Три дочери», татарская народная сказка (театр бибабо).

3. Основы актерского

Мастерства

Учить детей эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках

Сентябрь — ноябрь. Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Полька Гульнары», муз. Р. Халитова; «На природе», муз. Р. Калимуллина; Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки-пиктограммы»

Декабрь — февраль. Задачи: развивать память и фантазию детей.

Этюды: на внимание, веру, наивность, фантазию

Март — май. Задачи: развивать выразительность жеста.

Этюды: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Юный музыкант».

4.Основные принципы

драматизации

Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.

Сентябрь — ноябрь. Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям.

Сказки: Г. Галеев «Петух и часы»Инсценировка: «Котенок, который любил ходить в гости» по сказке С. Гильмутдинова

Сценки: «Часы», «Петушок» (по стихотворению М. Джалиля)

Декабрь — февраль. Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

Сказки: «Коза и волк», татарская народная сказка.

Р. Валеева «Тюбетейка и калфак», пер. Е. Муравьева;

Март — май. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.

Сказки: «Два лентяя», татарская народная сказка.

Инсценировка: «Малыш и мотылек» по стихотворению Г.Тукая

5.Самостоятель-

ная театральная деятельность

Приучать детей играть в индивидуальные и совместные режиссерские игры, отображающие  сюжеты из сказок народов Поволжья, мультфильмы, используя национальные игрушки, игрушки-самоделки, и т.

Сентябрь — ноябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.

Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра бибабо.

Март — май. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой».

6.Театральная азбука

Углубить представления о прошлом и настоящем национальной культуры РТ,  о жизни и творчестве выдающихся деятелей литературы (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин, А. Алиш, Р. Батулла и др.).

Сентябрь — май. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.

Экскурсии в дом культуры, городские музеи, в детскую библиотеку.

7. Проведение

Праздников

Приучать детей к

активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.

Сентябрь — май. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия: «Лесная ярмарка» (праздник осени); «Новогодняя елка»; «Навруз» - на основе татарского народного обычая.

8. Проведение досугов

и развлечений

Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Учить внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.

 Дать знания о традициях, обычаях, обрядах народов, живущих в Республике Татарстан, о национальных праздниках.

Сентябрь — ноябрь.

1. «1 сентября — День Знаний» с кукольным спектаклем «Как я учился считать» по рассказу А. Алиша в исполнении педагогов детского сада.

2. «Кот, который любил ходить в гости», кукольный спектакль в исполнении педагогов.

3. «Веселая ярмарка» — театрализованное представление (педагоги).

4. «Авыл эте Акбай» — театрализованное представление по пьесе Т. Миннуллина.

5. «Кот ворюга»  - кукольный спектакль по стихотворению М. Джалиля в исполнении

детей подготовительных к школе групп.

Декабрь — февраль. Задачи: учить детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.

1. «Забавный ученик» — исценировка стихотворения Г. Тукая в исполнении детей подготовительных к школе групп.

2. «Твой носовой платок» — кукольный спектакль в исполнении педагогов.

3. «Заячья дочь» — кукольный спектакль по сказке А. Алиша в исполнении детей подготовительных к школе групп

Март — май. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных  развлечениях.

1 . «Конкурс чтецов» - по стихотворениям татарских писателей.

2. «День театра» — театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).

3. «Праздник Навруз» — на основе татарского народного праздника.

4. «Сабантуй — праздник плуга» — развлечение на основе татарского народного праздника

5. «Фестиваль народных игр»

2.1.2.Программа подготовительной группы

(сентябрь — май)

Блоки

Цель

Формы работы

1. Основы

Кукловождения

Приучать детей творчески использовать в   режиссерских играх представления о литературных произведениях народов Поволжья, художественных и мультипликационных фильмах

Сентябрь — ноябрь. Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши»

Декабрь — январь. Задачи: познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча»

Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол.

Игра «Театр двух актеров».

Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс»

Март — май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.

Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра  по программам разных возрастных групп

2. Основы кукольного театра

Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров

Сентябрь — ноябрь. Задачи: формировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле.

Инсценировка: «Куян» — по  песенке-игре М. Джалиля

Декабрь — февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать

творческую самостоятельность в передаче образа.

Сказки: «Кто сильней», татарская народная сказка

Март — май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами  различных систем.

Инсценировка: «Карнавал кукол»

3.Основы актерского мастерства

Приучать детей разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); эмоционально передавать содержание некоторых татарских прозаических текстов и выразительно читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации татарских сказок

Сентябрь — ноябрь. Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок».

Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»

Декабрь — февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.

Этюды: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу

Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Этюды: на выражение основных эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза».

Игры с карточками-пиктограммами

Апрель — май. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.

Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Три характера». Игры с карточками-пиктограммами

4. Основные принципы

драматизации

Учить детей понимать прочитанное произведение, оценивать действия и поступки литературных героев, придумывать свои версии происходящего

Сентябрь — ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Сказки: «Луна и солнце», татарская народная сказка.

Инсценировки: по стихотворениям М. Джалиля «Кот ворюга»; Һ. Такташа “Кот ворюга”

Декабрь — февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Сказки: «Шурале»,  музыкальная сказка по отрывкам сказки Г. Тукая

Март — май. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Инсценировки: Х. Халиков «Разговор», пер. Л. Ханбекова; Р. Миннуллин «Хочется летать», пер. С. Малышева; Г. Тукай «Забавный ученик», пер. С. Морана.

5.Самостоя- тельная театрализованная деятельность

Развивать самостоятельно выбирать сказки народов Поволжья, стихотворений, песен, народных танцев для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

 Развивать творческую самостояельность в передаче образа.

Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек

Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и

напольных кукол

Март — май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров

6. Театральная

азбука

Углубить представления о прошлом и настоящем национальной  культуры РТ, о жизни и творчестве выдающихся деятелей музыкального и театрального искусства: композиторов (С. Садыкова, С. Сайдашев, Ф. Яруллин и др.), певцов (Ф. Шаляпин, И. Шакиров и др.), режиссеров театра (М. Салимжанов, К. Тинчурин и др.), актеров театра (В. Качалов, Г. Камал и др.), о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа;

Сентябрь — февраль. Задачи: — углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;

— уточнять сведения об основных средствах выразительности;

— закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей);

— расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев);

— закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;

— определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый)

Экскурсии в дом культуры, городские музеи, в детскую библиотеку

Март — май. Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности

7. Проведение

Праздников

Привлекать детей к активному участию в подготовке  праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках

Сентябрь — февраль. Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.

Мероприятия: фольклорный праздник «Сөмбелә». Праздник “Нардуган”- на основе татарского народного праздника

Март — май. Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям.

Мероприятия: весенний утренник, посвященный 8 Марта; праздник «Карга боткасы» - на основе татарского народного обычая

«Выпускной бал» — выпуск детей в школу

8.Проведение досугов

и развлечений

Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок.

Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях

Сентябрь — ноябрь. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.

1 . «1 сентября — День Знаний» —театрализованное представление с кукольным спектаклем «Вот это музыка!» в исполнении педагогов детского сада.

2. «Лиса, ежиха и ежата» — кукольный спектакль в исполнении педагогов по татарской народной сказке.

3. «Фестиваль народных игр» — совместное с родителями театрализованное представление (педагоги).

4. «Кот который любил ходить в гости» — театрализованное представление.

5. «Моя семья» — совместное с родителями развлечение

Декабрь — февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.

1 . «Су анасы» — кукольный спектакль в исполнении педагогов по сказке Г. Тукая.

2. Р. Миннуллин «Сын и мама», пер. С. Малышева; Г. Тукай «Малыш и Мотылёк», пер. В. Лунина; З. Нури «Письмо другу», пер. С. Малышева. — инсценировки.

Март — май. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях.

1 . «День театра» — театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).

2. «День смеха — театрализованное представление к 1 апреля.

3.Х. Халиков «Разговор», пер. Л. Ханбекова; Р. Миннуллин «Хочется летать», пер. С. Малышева; Г. Тукай «Забавный ученик», пер. С. Морана.- инсценировки по стихотворениям в исполнении детей подготовительной к школе группы по для детей старшей группы.

4. «Кызыл йомырка көне» - «День крашеных яиц» - развлечение на основе татарского народного обычая.

5. «Сабантуй» - совместный праздник на основе татарского народного праздника.

2.2. Формы работы с детьми и родителями.

 Формы  работы с детьми:

  1. Чтение литературного произведения.
  2. Рассказ литературного произведения.
  3. Беседа о прочитанном произведении.
  4. Обсуждение литературного произведения.  
  5. Игра на основе сюжета литературного произведения.
  6. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
  7. Сочинение по мотивам прочитанного.
  8. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Информирование родителей о содержании деятельности кружка по театрализованной деятельности, их достижениях и интересах:

  • Чему мы научимся (Чему научились),
  • Наши достижения,
  • Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
  • Аудиозаписи детской речи (описательные, творческие рассказы, интересные высказывания и т.п.)

2. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется речевое развитие ребёнка, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.

3. Открытые мероприятия с детьми для родителей.

4. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря детей, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.

5. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения.

6. Совместные досуги, праздники, литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей («Веселый этикет», «Фестиваль народных игр», развлечение «Моя семья», «Конкурс чтецов»).

7. Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.

8. Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).

2.3. Диагностический материал для детей  5 – 7 лет

        

Цель педагогической диагностики: выявить особенности освоения детьми 5-7-го года жизни содержания элементов татарской национальной культуры и татарского языка.

Задачи:

  1. Выявить уровень интереса у детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре.
  2. Выявить уровень представлений детей дошкольного возраста о татарской  национальной культуре.
  3. Выявить уровень умений детей дошкольного возраста отражать национальное в практической деятельности.

МЕТОДИКА 1

Для выявления особенностей представлений детей о татарской национальной культуре применяется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается  ответить на следующие вопросы:

  1. Какие предметы быта татарского народа ты знаешь? Назови.
  2. Чем занимались мужчины и женщины в татарских деревнях?
  3. Какую татарскую национальную одежду ты знаешь?
  4. Выбери из предложенных орнаментов татарский орнамент (городецкая, хохломская, дымковская, татарский орнамент).
  5. Выбери из предложенных изделий то, которое можно отнести к предметам татарской культуры.
  6. Какие татарские народные игры ты знаешь?
  7. Каких героев татарских народных сказок ты знаешь?
  8. Знаешь ли ты какие-нибудь татарские слова? Назови.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа; знает много объектов татарского быта, деталей народной одежды, элементов татарского орнамента, сказок, подвижных игр и называет их на двух языках (русском и татарском). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.

2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах татарской культуры; промыслах северного народа. Стремится  аргументировать свои суждения, называя объекты татарской культуры, преимущественно использует русский язык; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.

1 балл – у ребенка не сформированы  представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов на татарском языке познавательное отношение к ним неустойчиво.

МЕТОДИКА 2  

Для выявления  особенности умений отражать национальное в практической деятельности используется метод творческих заданий.  

1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду

2 задание – украсить варежку

Критерии  оценки:

    1 – содержание  изображения, рассказа

2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов

3 – отношение ребенка к деятельности.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.

2 балла – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.

1 балл – ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме;  не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и  творчества не проявляет.

МЕТОДИКА 3

     При оценке интереса, представлений и умений отражать национальное в практической деятельности  используется следующая шкала:

Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов - проявляют познавательный  интерес к ознакомлению с национальной культурой;  имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах татарского народа; используют в речи много татарских слов; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой  деятельности.

Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов - интерес к ознакомлению с  национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; иногда в речи используют татарские слова; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.

Низкий  уровень - от 1 до 1,6 балла - интерес к ознакомлению с национальной культурой явно отсутствует, сформированы поверхностные элементарные представления в области национального; татарские слова не знают. Появляются попытки отразить черты национального в  практической деятельности.

МЕТОДИКА 4

Выявление особенностей умений детей отражать элементы татарской этнокультуры в игровой деятельности.

Для изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях была проведена беседа с детьми по следующим вопросам:

  1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
  2. Знаешь ли ты, кто такой режиссер? (актер, художник-оформитель). Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
  3. Любишь ли ты играть в «театр»?
  4. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
  5.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев на сцене? Почему?
  6. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  7. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
  8. В спектакле с какими персонажами ты хотел бы поучаствовать?

Критерии оценки:

3 балла – ответ правильный, полный, развернутый.

2 балла – ответ частичный, поверхностный, не полный.

1 балл – ответ неправильный или отсутствие ответа.

МЕТОДИКА 5

Для выявления  умений детей отражать элементы татарской этнокультуры в игровой деятельности   проводится наблюдение в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей в группе детского сада. Результаты наблюдения фиксируются в таблице. В таблице фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.  

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских и  оформительских  умений детей 4- 7 года жизни  в играх-драматизациях.  

  1. Актерские умения – понимание эмоционального состояния персонажа;  выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики.
  1. Принятие роли.
  2. Передача смысла образа.
  3. Импровизация.

Критерии оценки:

3 балла – принятие роли сопровождается радостью, активностью, интересом; передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), возможна импровизация.

2 балла –  соглашается с любой ролью, не проявляет особого интереса; не всегда использует средства выразительности, необходима помощь взрослого.

1 балл –  не понимает эмоциональное состояние персонажа, равнодушен к роли; мимика и пантомимика не развиты.

  1. Режиссерские умения – понимание мотивов поступков героев, следование сюжетной линии; распределение ролей, умение руководить играющими.
  1. Планирование.
  2. Интерпретация.
  3. Комбинирование.

Критерии оценки:

3 балла – может организовать игру; понимает идею постановки; соединяет несколько знакомых татарских литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки.

2 балла –  для организации игры необходима помощь взрослого;  не полностью уяснил основную идею постановки; затрудняется в наращивании сюжетной линии; нет логического перетекания одного сюжета в другой.

1 балл – не может организовать игру с другими детьми; не понимает замысел литературного произведения, его художественную идею; не может соединить несколько сюжетов в один.

  1. Оформительские умения – отражение сюжетной линии игры-драматизации в декорациях, костюмах, игровых атрибутах; подготовка игровой среды.
  1. Создание декораций.
  2. Передача смысла образа через создание атрибутов, костюмов.

Критерии оценки:

3 балла –  принимает активное участие в создании декораций; легко подбирает необходимые национальные атрибуты.

2 балла –   необходима помощь взрослого в подборе декораций, атрибутов и костюмов для постановки спектакля.

1 балл –  не может подобрать необходимые для постановки декорации, атрибуты и костюмы. Этнокультурные умения – отражение духовной и материальной культуры своего народа в игровой деятельности, умение сознательно использовать знания об этнокультуре, умение подбирать адекватные средства выразительности.

  1. Предметы быта и утвари – посуда, мебель,  домашняя утварь.

Критерии оценки:

3 балла – использует национальную посуду, предметы мебели и домашней утвари,  интерес ярко выражен, осознан выбор.

2 балла – использует национальную посуду по подсказке взрослого, характерны правильные, но поверхностные представления о национальных предметах быта и утвари; интерес неустойчив.

1 балл - не использует предметы быта и утвари,  не проявляет интерес к предметам.  

  1. Фольклор – песни, танцы, сказки.

Критерии оценки:

3 балла –  использует знания татарского фольклора: поет национальные песни, танцует танцы, водит хороводы, знает татарские сказки;  интерес ярко выражен, осознан выбор.

2 балла – характерны правильные, но поверхностные представления о фольклоре; интерес неустойчив,  необходима подсказка и помощь взрослого.

1 балл - не проявляет интереса и  не использует  татарский народный фольклор.  

  1. Народный костюм – традиционная мужская и женская одежда.

Критерии оценки:

3 балла – при одевании выбирает национальный костюм татарского народа, самостоятельно придумывает и детализирует образ, проявляет ярко выраженный интерес, осознан выбор.

2 балла – при одевании использует элементы татарского народного костюма, необходима помощь взрослого.

1 балл – не проявляет интереса и не использует татарский  народный костюм.

4.4. Народная кухня – блюда национальной кухни.

Критерии оценки:

3 балла – использует знания о блюдах национальной кухни, осознан выбор, устойчив интерес.

2 балла – использует знания о блюдах национальной кухни по подсказке взрослого, интерес неустойчив.

1 балл – не использует знания о блюдах национальной кухни, не проявляет интереса.

  1. Народное прикладное искусство – плетение, вязание, вышивание, лепка из глины.

Критерии оценки:

3 балла –  использует знания о народном прикладном искусстве, осознан выбор, устойчив интерес.

2 балла – использует знания о народном прикладном искусстве по подсказке взрослого, интерес неустойчив.

1 балл – не использует знания о народном прикладном искусстве, не проявляет интереса.

Характеристика уровней:

Высокий уровень – ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы; может организовать игру с другими детьми,  легко создает образы литературных персонажей с помощью мимики и пантомимики; легко подбирает необходимые атрибуты и декорации; хорошо развито творческое воображение, тяготеет к импровизации; использует элементы материальной и духовной культуры татарского народа в игровой деятельности; умеет  сознательно использовать знания об этнокультуре и  подбирает адекватные средства выразительности.

Средний уровень – ребенок адекватно реагирует на героев литературного произведения, но необходима подсказка взрослого в понимании их  эмоционального состояния; организует игру с небольшой помощью взрослого;  мимика и пантомимика развиты не в достаточной степени;  затрудняется в подборе атрибутов и декораций; не всегда  использует элементы  духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не осознан выбор, неустойчив интерес.  

Низкий уровень – ребенок не может понять замысел литературного произведения, его художественную идею; не воспринимает произведение целостно;  не может организовать игру с другими детьми; не развита мимика и пантомимика;  постоянно отвлекается, не следует сюжетной линии, театральную постановку не доводит до конца, не использует  элементы  духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не проявляет интереса к игре-драматизации.

Контрольная диагностика (конец учебного года) – по тем же критериям.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Методика      

1

Методика

2

Методика

3

Методика

4

Сумма баллов

Средний балл

Уровень

представления детей о татарской  национальной культуре

Рассказ

о кукле

Укрась

Варежку

Интерес

Умение детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Диагностический лист педагогического исследования по разделу:

«Национально – региональный компонент»

Старшая группа  №              Воспитатель:                                              . Дата проведения:                .


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.1. Материально-техническое обеспечение программы.

Технические средства обучения:

- музыкальный центр,

- DVD-плеер

- фотоаппарат

- мультимедийное оборудование

- интерактивная доска

        Обучающие видеофильмы,  фонотека:

         - мультфильмы на татарском языке;

         - мультфильмы по мотивам татарских сказок на русском и татарском языках;

         - записи со звуками природы, птиц, животных;

         - презентации по художественной литературе, по окружающему миру.

3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

Список использованной литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 185 с.
  2. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО: технология разработки в соответствии с ФГОС ДО.  - Москва: Сфера, 2014. - 125 с. : ил. - (Управление детским садом). - Библиогр. 123с.
  3. Гомәрова В.Г., Зарипова Ф.Я. Бәйрәмнәр бәйләме: Балалар бакчалары тәрбиячеләренә, сыйныф җитәкчеләренә ярдәмлек. – Казан: Мәгариф, 2005. – 207 б.
  4. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 205 с.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Москва: Мозаика – Синтез, 2015. –    160 с.  
  6. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика –      Синтез, 2008. - 201 с.
  7. Закирова К.В. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей.- Казань: РИЦ, 2011. – 256 с.
  8. Закирова К.В. Мин бәйрәмнәр яратам: сценарийлар, музыкаль уеннар, жырлар. – Казан: Татар китап нәшрияты, 2009. – 232 б.
  9. Закирова К.В. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.
  10. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. –              М.: Лепта-Книга, 2007.- 215с.
  11. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  12. Свирская Л. В,   Роменской. Л. В.   Где растут таланты? : Учебно-методическое пособие.  -  Москва: Обруч, 2014. - 207 с.
  13.  Микляева, Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы : методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы. - М. : Сфера, 2014. - 127 с.
  14. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.- 246 с.
  15.  Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  16. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012.- 208 с.
  17.  Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.- 256 с.
  18. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.3.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении

Режим проведения кружковой работы:

Программа предполагает проведение одного ООД в неделю во вторую половину дня. Продолжительность ООД: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная к школе группа. Общее количество учебных ООД в год — 36.

Учебный план работы кружка

Возраст детей

Всего занятий/ часов в неделю

Всего занятий/ часов в месяц

Всего занятий/ часов в год

5 - 6 лет

1/25 мин

4 / 1 час 40 мин

36 / 17 часов

6 - 7 лет

1 / 30 мин

4 / 2 часа

36 / 18 часов

Примечание: на первой ООД в сентябре и последней в мае проводится диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов и детей дошкольного возраста "В мире сказок и стихов Тукая".

Данная презентация составлена для использования  педагогами на тематических занятиях, вечерах по ознакомлению с творчеством известного татарского поэта Габдуллы Тукая детей подготовительной групп...

Игра- презентация «В мире сказок и стихов татарского поэта Габдуллы Тукая»

    Габдулла Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.       Неиссякаемый интерес детей, воспитателей, родит...

Программа кружка «В мире сказок» для детей 3-4 лет

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.Задачи:      1. Обогащать детский з...

Программа театрального кружка "В мире сказок и стихов"

Программа напрвлена на всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам нац...

Программа «В мире сказок» дополнительного образования по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Программа кружка по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста....

Программа кружка «Хоровод сказок» старшая логопедическая группа

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа....

Программа кружка «Хоровод сказок» подготовительная логопедическая группа

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа....