Детская литература для средней группы
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа)

Литературные произведения для среденей группы:

  • краткое содержание
  • главные герои
  • пословицы
  • главная мысль
  • чему учит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_literatura_srednyaya_gruppa.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Петушок и бобовое зернышко

О. КАПИЦЫ

Краткое содержание сказки:

  1. Жили были Курочка и очень торопливый Петушок.
  2. Петушок торопился склевать бобовые зерна, подавился и упал
  3. Курочка испугалась, побежала к Хозяйке за маслом, но та отправила ее к Корове за молоком
  4. Корова отправила курочку за травой к Хозяину, а Хозяин отправил курочку к Кузнецу за косой
  5. Курочка принесла косу, Хозяин накосил травы, Корова дала молоко, Хозяйка приготовила масло
  6. Курочка смазала Петушку горло, бобовое зернышко выскочило, и Петушок запел.

Главные герои:

  1. Курочка, очень добрая, заботливая, сильно переживала за Петушка. Настойчивая, упорная, не сдается перед трудностями.
  2. Петушок, очень торопливый, легкомысленный, беззаботный.
  3. Хозяйка, Корова, Хозяин, Кузнец, не отказались помочь Курочке, проявили сочувствие. (второстепенные)

Пословицы:

  1. «Поспешишь - людей насмешишь»
  2. «Не всегда успешно, то что поспешно»
  3. «Кто скоро помог - тот дважды помог»

Главная мысль:

Спешка до добра не доводит, поэтому все следует делать, не спеша и обстоятельно.

Чему учит:

Сказка эта учит нас не проявлять поспешности в делах, в которых торопиться совершенно не куда. Учит эта сказа и взаимовыручке, ведь Курочка спасла Петушка с помощью стольких персонажей. Учит сказка действовать сообща.

Лиса и козёл УШИНСКИЙ

Краткое содержание сказки:

  1. Лиса случайно в колодец упала, а вылезти не может.
  2. Увидел ее козел, расспрашивать стал.
  3. Рассказала лиса, что от жары в колодце спряталась.
  4. Захотел козел попить и в колодец прыгнул.
  5. Лиса ему на спину заскочила и из колодца выпрыгнула.
  6. А козла потом за рога еле вытащили.

Главные герои:

  1. Лиса. Неосторожная, невнимательная, но очень хитрая.
  2. Козел. Самоуверенный, глупый.

Пословицы:

  1. Когда идешь в путь, осторожен будь.
  2. Осторожность головной боли не причиняет.
  3. Ум везде найдет применение.
  4. Смекалка во всяком деле выручит.
  5. Дураки дают - умные берут.

Главная мысль:

Хитрость и ум в любой беде спасение.

Чему учит:

Сказка учит быть внимательными и осмотрительными, всегда смотреть под ноги. Учит хитрости и находчивости. Учит не быть ротозеями и не верить всему, что говорят.

Лисичка сестричка и серый волк О КАПИЦЫ

Кратчайшее содержание сказки:

  1. Притворилась лиса мертвой, старик ее в телегу с рыбой бросил.
  2. Лиса рыбу выбросила, и стала ее есть.
  3. Волк тоже рыбы захотел, а лиса его на прорубь отправила.
  4. Увидели волка бабы, бить начали, а он хвост оторвал и убежал.
  5. Лиса в избу залезла, в тесто попала, убежала и волка встретила.
  6. Пожалел волк лису, что той мозги выбили, и повез ее в лес.

Главные герои:

  1. Волк. Бесхитростный, глупый, наивный, доверчивый.
  2. Лиса. Хитрая, находчивая, воровка.

Пословицы:

  1. Лиса семерых волков проведет.
  2. Лиса сытнее волка живет.
  3. Старая лиса всегда хитра.
  4. На вид простак, а в душе хитряк.
  5. С хитрецом водиться, в оба глаза глядеть.

Главная мысль:
Хитрый всегда лазейку найдет.

Чему учит:
Сказка учит хитрости, сноровке, находчивости, смекалке. Учит любую ситуацию оборачивать себе на пользу. Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.

Девочка Снегурочка ВЛАДИМИР ДАЛЬ

Краткое содержание сказки:

  1. Жили старик и старуха и не было у них детей.
  2. Положил старик снежок в горшочек и появилась у них девочка Снегурочка.
  3. Обманула лиса Жучку и выгнал старик Жучку в лес
  4. Пошла Снегурочка в лес с подружками и заблудилась
  5. Хотели ее медведь, волк и лиса съесть, да только Снегурочка на дереве спряталась.
  6. А как Жучку увидела, спустилась и Жучка ее домой отвела.

Главные герои:

  1. Снегурочка. Маленькая девочка, появившаяся из комочка снега. Веселая и любознательная, жалостливая, опасливая.
  2. Старик. Добрый, но иногда импульсивный.
  3. Старуха. Добрая, любящая.
  4. Жучка. Доверчивая собака, простодушная, но верная.
  5. Лиса. Хитрая, бесчестная.

Пословицы:

  1. Старый друг лучше новых двух.
  2. Стрелянного воробья на мякине не проведешь.
  3. Утро вечера мудренее.
  4. Хорошая собака без хозяина не останется.
  5. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.

Главная мысль:
Никогда не следует что-то делать в гневе, не подумав и не взвесив все последствия.

Чему учит:
Сказка эта учит не принимать скоропалительных решений. Учит тому, что верный друг всегда заслуживает прощения, если он совершил проступок по неосторожности. Учит прощать и не держать зла. Учит не верить посторонним, чужим людям. Учит тому, что если чего-то очень хочется, то это всегда сбывается.

Про Иванушку дурачка МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Краткое содержание сказки:

  1. Наказал мужик Иванушке глядеть за детьми, накормить их и за дверью приглядывать.
  2. Дети испугались Иванушки и от греха подальше в лес убежали.
  3. Иванушка понес дверь в лес и встретил медведя.
  4. Медведь познакомил Иванушку с медведицей и послал за малиной.
  5. Медведь помог Иванушке найти детей.
  6. Иванушка привел домой детей, а медведь принес ему дверь.

Главные герои:

  1. Иванушка-дурачок. Добрый, простодушный, исполнительный, наивный.
  2. Медведь. Веселый, не злой.
  3. Медведица.
  4. Хозяин и его жена. Ротозеи.
  5. Дети хозяина. Разумные и осмотрительные.

Пословицы:

  1. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
  2. Как ты к людям, так и они к тебе
  3. Дураков не сеют, они сами родятся.
  4. Дурная голова ногам покоя не дает.
  5. Дурака пошлешь, за ним сам пойдешь.

Главная мысль:

Прежде чем что-то сделать, подумай, как сделать правильно.

Чему учит:

Сказка учит быть добрым, веселым, хорошо относиться к другим людям и зверям. Учит думать головой, учит думать о последствиях своих действий. Учит помогать другим, учит быть отзывчивыми.

Сказка про комара Комаровича длинный нос и мохнатого мишку короткий хвост ДМИТРИЙ МАМИН СЕБЕРЯК

Краткое содержание сказки:

  1. Комара Комаровича будят расстроенные комары - в болото улегся медведь и подавил сотни комаров
  2. Комар Комарович летит к медведю и требует убраться из болота, а медведь переворачивается на другой бок
  3. Комар Комарович рассказывает, как напугал медведя, и все комары летят к медведю
  4. Комар Комарович кусает медведя и тот начинает биться с комарами
  5. Лягушка дает медведю совет не обращать на комаров внимания
  6. Медведь уходит из болота.

Главные герои:

  1. Комар Комарович, храбрый, хвастливый, наглый, верткий, дерзкий, насмешник.
  2. Медведь Миша, сильный, важный, уверенный, толстокожий.
  3. Лягушка, умная и рассудительная.

Пословицы:

  1. Переливать из пустого в порожнее.
  2. За глупою головою и ногам плохо.
  3. Не туши дровами огонь.
  4. Не плюй против ветра.

Главная мысль:

Нет смысла сражаться с комарами на болоте, или биться с ветряными мельницами.

Чему учит:

Эта сказка учит быть разумным и не заниматься пустым делом. Не тратить свои силы на бесполезные занятия. Знать свое место и не стараться занять чужое. Учит быть мудрым и рассудительным. Учит во всем видеть положительные стороны.

Лев и мышь ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Краткое содержание сказки:

  1. Мышь мешает льву спать и он ее ловит.
  2. Маленький грызун обещает помнить добро, если большая кошка его отпустит.
  3. Лев смеется, но жалеет мышонка.
  4. Охотники ловят льва, привязывают к стволу канатом.
  5. Мышь без труда перегрызает веревку и освобождает льва из плена.

Главные герои:

  1. Лев, грозный.
  2. Мышь, крохотная, незаметная.

Пословицы:

  1. Мал, да удал.
  2. Где родился, на то и сгодился.
  3. Долг платежом красен.
  4. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Главная мысль:

Когда ты делаешь своим ближним добро, то оно потом к тебе добрыми поступками и возвращается.

Чему учит:

Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. 

Отец и сыновья ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Краткое содержание сказки:

  1. Отец просил своих сыновей быть дружными, но те не стали его слушать.
  2. Однажды отец велел им сломать веник, но у них не получилось.
  3. Зато отдельные прутья они сломали с легкостью.
  4. Отец сказал, что когда сыновья будут держаться вместе, то их тоже никто не сможет погубить.

Главные герои:

  1. Отец — мудрый и рассудительный.
  2. Сыновья — глупые и не слушались отца.

Пословицы:

  1. В единении – сила.
  2. В одиночку – слабы, вместе – сильны.
  3. Один в поле не воин.
  4. Один за всех и все за одного.
  5. На что и клад коли в семье лад.

Главная мысль:

Чтоб быть сильными, нужно держаться вместе.

Чему учит:

Произведение учит быть дружными, сплоченными, работать в команде и поддерживать друг друга.

Первая охота ВИТАЛИЙ БИАНК

Краткое содержание сказки:

  1. Щенок отправляется на охоту в лес за дикими птицами и зверями.
  2. Щенку встречаются разнообразные насекомые, которые стремятся от него скрыться.
  3. Щенок встречает удода и пытается его поймать, но птица скрывается от него.
  4. Щенок пробует поймать ящерицу, но в итоге ловит только её хвост.
  5. Щенок пробуем поймать жука, которые убегает от него и еще прыскает на его мордочку едкое вещество.
  6. Щенок возвращается домой, так и не поймав никого.

Главные герои:

  1. Щенок. Молодой, глупый, неопытный.
  2. Выпь. Прячется в камышах
  3. Удод. Претворяется тряпкой.
  4. Вертишейка. Претворяется змеей.
  5. Ящерка. Сбрасывает хвост.
  6. Насекомые. Отлично маскируются.
  7. Жук-бомбардир. Стреляет едкой жидкостью

Пословицы:

  1. Чего не знаешь, за то не берись.
  2. За все берется, да ничто не удается.
  3. Всякий родится, но не всякий в охотники годиться.
  4. И пчела свой дом защищает.
  5. Маскировка - это хитрость и сноровка.

Главная мысль:

Каждый защищается как умеет.

Чему учит:

Сказка учит любить природу и всех живых обитателей. Учит знать повадки различных птиц, животных, насекомых. Учит не обижать тех, кто меньше тебя. Учит побеждать силу хитростью.

Подкидыш ВИТАЛИЙ БИАНК

Краткое содержание сказки:

  1. Мальчишки разоряют гнездо Каменки
  2. Автор спасает одно яйцо и подкидывает его Пересмешке
  3. Пересмешка начинает высиживать чужое яйцо
  4. Вылупляется птенец и Пересмешка его кормит.
  5. Птенец помогает высиживать яйца, согревая их своим теплом.

Главные герои:

  1. Автор-рассказчик. Натуралист, любитель природы.
  2. Пересмешка, пеночка. Маленькая птичка, которая отнеслась к чужому яйцу как к родному.
  3. Птенец Каменки. Выкормлен пеночкой, и потому согревал яйца пеночки своим тельцем.

Пословицы:

  1. Рыбак рыбака видит издалека
  2. Соловей поет — себя тешит.

Главная мысль:

Даже животным не чуждо чувство прекрасного, и они могут получать наслаждение от звуков музыки.

Чему учит: 

Рассказ учит нас бережно относиться к природе, видеть в ней прекрасное и сочувствовать тем животным, которые, как и человек, могут чувствовать это прекрасное.

Показательный ребёнок МИХАИЛ ЗОЩЕНКО

Краткое содержание сказки:

  1. Жил в Ленинграде маленький мальчик Павлик. 
  2. У него были мама, папа, бабушка, и кошка по кличке Бубенчик, Павлик дрессировал Бубенчика.
  3. Вдруг на лестнице раздался звонок, Бабушка и Павлик пошли открывать двери. 
  4. В это время Бубенчик убежал, Павлик пошел его искать.
  5. На улице Павлик встретил милиционера, Милиционер проводил Павлика домой.
  6. Мама отругала мальчика за то, что он убежал на улицу, а Бубенчик, оказывается, сидел на шкафу. 

Главные герои:

  1. Павлик, умненький и рассудительный.

Пословицы:

  1. Старый старится, а молодой растет.
  2. У семи нянек дитя без глазу.
  3. Мал, да удал.

Главная мысль:

За маленькими детьми необходимо постоянно присматривать. Дети очень инициативны и любознательны, много чего придумывают, и в любой момент могут отправиться на поиски приключений.

Чему учит:

Рассказ учит быть внимательным с маленькими детьми, никогда не выпускать их из поля зрения, чтобы не случилось каких-либо неприятностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по художественной литературе в средней группе "Наш детский сад

Знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду...

Тематического планирование по чтению художественной литературы в средней группе детского сада.

Данная публикация - методическая разработка планирования по чтению художественной литературы  в средней группе детского сада. Планирование составлено на полный учебный год, с учётом ежедневного ч...

Перечень детской художественной литературы для средней группы

Перечень детской художественной литературы для средней группы, рекомендованной к чтению программой «Мир открытий»....

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада "У страха глаза велики".

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада "У страха глаза велики"....

Конспект по художественной литературе в средней группе " Как вести себя в детском саду"

Цель: Объяснить правила поведения в детском саду. Обратить внимание на положительные примеры.Задачи:Обучающие:- формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим поступкам, поступк...

Детская литература для средней группы по лексической теме «Хлеб»

знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь....