Ознакомление дошкольников с художественной литературой посредством музыкального воспитания
консультация по художественной литературе
Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребёнка в дошкольном возрасте оказывает музыка. В процессе музыкального восприятия ребёнок переживает всё, что связано с восприятием красоты художественного и музыкального образа, чувств, мыслей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников с художественной литературой посредством музыкального воспитания
Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребёнка в дошкольном возрасте оказывает музыка. В процессе музыкального восприятия ребёнок переживает всё, что связано с восприятием красоты художественного и музыкального образа, чувств, мыслей.
Раннее эстетическое воспитание создаёт огромный потенциал для всего дальнейшего развития человека. Говоря словами В.А. Сухомлинского, музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Исходя из этого, музыкальное воспитание строится на основе восприятия музыкальных произведений, имеющие художественную ценность. Это произведения отечественной и зарубежной классики, современного искусства и народного творчества. На занятиях нужно объяснять детям, что музыка и литература настолько тесно переплетены, и что их взаимопроникновение очень велико. Поэтому, знакомя детей с художественной литературой, порой, невозможно не говорить о музыке. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления.
Музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Очень многие литературные произведения для детей имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание.
Исходя из этого, знакомство с литературными произведениями должно соответствовать возрастным группам. Так, занятия в первой младшей группе основываются на небольших потешках, прибаутках, ролевых играх, пальчиковой гимнастике, физкультминутке, которые все сопровождаются музыкой. Также можно использовать элементарное музицирование. (пропевание строчек из стихов, изображение животных) В средних и старших группах дети слушают музыкальные произведения и учатся их анализировать.
Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка способна вызвать у детей соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений. Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему занятия. На подобных занятиях необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор детей, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован на занятиях, посвященных изучению поэтических произведений. Музыка может стать основой для прочтения, что всегда делает стихи более выразительными. Так фортепианный цикл Чайковского «Времена года» может стать прекрасным музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о природе к примеру, в старшей группе. Также для таких произведений можно использовать произведения Вивальди «Времена года», которые очень нравятся детям.
Вторым приемом использования музыки на занятии является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из музыкальных произведений . Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать фрагменты «Полет шмеля», «Арию царевны Лебедь».
Следующим приемом использования музыки на занятиях по чтению художественной литературы является анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя.
Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др., игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Здесь помогут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке.
Также можно использовать инсценирование и музыкальные игры-драматизации, основанные на литературном материале. Этот метод становится одним из средств развития детского творчества.
Проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным произведениям, активизация слушательских впечатлений, гармонизация личности, развитие способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно- творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно- музыкальной композиции- возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики. Этим мы можем развить в детях творчество и восприятие.
При ознакомлении с произведениями и чтении стихотворений можно использовать марши, вальсы, торжественную музыку.
Рекомендуемые музыкальные произведения
А. Т. Гречанинов, «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон», музыка опер.
Л. Яначек, «Приключения Лисички-плутовки», сюита Симфоническая сказка для детей. А. Сен-Санс, «Карнавал животных»
Русские волшебные сказки
Н. А. Римский-Корсаков,«Кащей Бессмертный (осенняя сказка, музыка оперы.
И. Ф. Стравинский, «Жар-птица», музыка балета.
А. К. Лядов, «Баба Яга», симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора»; «Волшебное озеро», симфоническая сказочная картинка.
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».
С. С. Прокофьев, «Сказки старой бабушки».
Русская народная сказка «Снегурочка»
П. И. Чайковский, «Снегурочка», музыка к пьесе.
Н. А. Римский-Корсаков, «Снегурочка», музыка оперы.
Русская былина «Садко»
Н. А. Римский-Корсаков, «Садко», музыка оперы и музыкальная картина.
Ш. Перро, «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица». Ц. А. Кюи, «Красная шапочка», «Кот в сапогах».
Дж. Россини, «Золушка», музыка оперы.
С. С. Прокофьев, «Золушка», музыка балета.
П. И. Чайковский, «Спящая красавица», музыка балета.
О. Респиги, «Спящая красавица».
Г. К. Андерсен, «Маленькая русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей».
А. Дворжак, «Русалочка» (лирическая сказка, музыка оперы.
С. С. Прокофьев, «Гадкий утенок», сказка для голоса с оркестром.
И. Ф. Стравинский, «Соловей», музыка оперы.
А. С. Даргомыжский, «Русалка», музыка опера.
А. Дворжак, «Русалочка» (лирическая сказка, музыка оперы.
С. С. Прокофьев, «Гадкий утенок», сказка для голоса с оркестром.
И. Ф. Стравинский, «Соловей», музыка оперы.
А. С. Даргомыжский, «Русалка», музыка опера.
В. А. Успенский, «Добрый заяц и другие обитатели леса», сифенбах, «Сказки Гофмана», музыка оперы. Л. Делиб, «Коппелия», музыка балета.
П. И. Чайковский, «Щелкунчик», музыка балета.
А. С. Пушкин, «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Н. А. Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане», музыка оперы.
П. П. Ершов, «Конек-Горбунок».
Р. К. Щедрин, «Конек-Горбунок», музыка балета.
Ц. Пуни, «Конек-Горбунок», музыка балета.
П. П. Бажов, «Каменный цветок».
С. С. Прокофьев, «Сказ о каменном цветке», музыка оперы.
Р. Киплинг, «Маугли».
Ю. Н. Корнаков, «Маугли», сюита из балета, музыка балета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников
В статье идёт речь о воздействии музыки на ребёнка в дошкольном возрасте и ее роли в ознакомлении с художественной литературой....
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой....
Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле
В авторской разработке представлен системный подход по развитию диалогической речи у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...