Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по развитию речи. Чтение рассказа Л.Н Толстого "Прыжок"
Познакомить детей с еще одним рассказом Л. Н Толстого, Продолжить учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи. Подготовительная группа | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»
Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».
Задачи:
образовательные: формировать умение детей внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
развивающие: способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;
воспитательные: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Методы и приемы: наглядный: рассматривание портрета, иллюстраций; словесный метод: беседа, рассказ о творчестве писателя, пояснения.
Словарная работа: палуба, мачта, раззадориться или разобрал задор.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», картина парусного корабля.
Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, какое сегодня прекрасное морозное утро! Давайте с вами поздороваемся!
Дети стоят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
- Дети, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Воспитатель:
- Ребята, желать добра друг другу можно не только приветствием, но и через поступки, отношения. Как же это можно сделать?
Дети: не обижать товарищей, помогать всем окружающим, любить всё живое.
Воспитатель: Как совершать добрые дела друзьям, могут научить наши умные верные друзья – книги. Я расставила книги, которые вы сами составили, принеся их из дома. (Книжная выставка представлена книгами с произведениями: басня «Отец и сыновья», рассказ « Был у Пети и Миши конь», рассказ «Филипок», рассказ «Галка и кувшин», портрет Толстого).
-Ребята, посмотрите внимательно, есть ли знакомые вам книги?
Дети рассматривают иллюстрации книг и вспоминают содержание рассказа «Был у Пети и Миши конь»
Воспитатель:
- Ребята, о чём говорится в рассказе «Был у Пети и Миши конь»?
Дети: В рассказе говорится о том, что мальчики не поделили игрушку
Воспитатель:
- Чему учит рассказ?
Дети: Нужно уметь дружить: делиться игрушками.
Воспитатель: Да, я вспомнила такую пословицу о дружбе «Дружба всего дороже».
- А вы знаете пословицы о дружбе? Назовите их. - Что означают пословицы «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «старый друг лучше новых двух»?
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мы рассмотрели книги нашей выставки.
Скажите, а что общего между всеми этими книгами.
Дети:
- Герои этих книг, дети и животные. Написал Л. Толстой.
Воспитатель:
- Ребята, пройдите к своим стульчикам и тихо сядьте. (Воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики).
- Автор этих рассказов Лев Николаевич Толстой (показываю портрет писателя). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Толстой жил очень-очень давно, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле, человеческих поступках. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филипок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких. Все произведения Толстого поучительны.
- Основная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой Л. Толстого «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль… (Воспитатель показывает картину корабля).
Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое палуба? (Ответы детей)
Палуба – пол корабля.
Мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8- этажного дома. (Показываю и объясняю, что такое палуба, мачта).
Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса. Корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.
- Ребята, вы хотели бы отправиться в морское путешествие?
- Я приглашаю вас в необычное путешествие…
Для того чтобы начали происходить чудеса, вы должны слушать меня внимательно и выполнять то, что я буду вам говорить.
Закройте глаза и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Вокруг себя обернись и на море очутись». Откройте глаза. Мы с вами превратились в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем пошуметь как волны, когда они накатывают на берег, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы они умели говорить. Наверное,они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас». Предлагаю каждому из вас по очереди, искупаться в море. Купающийся становиться центр, волны по одной подбегают к нему и поглаживают его,тихонько проговаривая слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя». А теперь снова закройте глаза. Повторяем наше заклинание «Вокруг себя обернись, и в детском саду очутись».
Воспитатель: Немного отдохнули, набрались сил. Ну а теперь, отправляемся в путешествие и необычное оно потому, что будет оно вместе с героями рассказа Л. Толстого «Прыжок». (Сели правильно и внимательно слушайте).
Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).
После прочтения небольшая пауза. Затем беседа по содержанию. Воспитатель:
- Понравился вам рассказ?
Дети: Да!
Воспитатель: Назовите главных героев этого рассказа?
Дети: (полным ответом) Главные герои рассказа мальчик и его отец, капитан корабля.
Воспитатель: Где происходят все события?
Дети: События происходят на палубе корабля.
Воспитатель: Почему весь народ был на палубе?
Дети: Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.
Воспитатель: Что происходит на палубе?
Дети: Обезьяна сорвала шляпу с мальчика.
Воспитатель: Как ведёт себя мальчик?
Дети: Мальчик бросился за обезьяной.
Воспитатель: Что означает - мальчик «раззадорился»? (развеселился)
Воспитатель: Как ведут себя люди?
Дети: Люди смеются.
Воспитатель: От чего опомнился мальчик?
Дети: Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха.
Воспитатель: Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?
Дети: Отец заставил сына прыгнуть вниз.
Воспитатель: Чем закончилась эта история?
Дети: Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.
Воспитатель: Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?
Дети: Да нам жаль мальчика. Он мог разбиться.
Воспитатель: А за что вы ругаете мальчика?
Дети: Ругаем мальчика за то, что залез так высоко.
Воспитатель: А за что хвалим мальчика?
Дети: Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Чему вас научил этот рассказ?
Дети: Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно огорчить взрослых, родителей.
- Заключительная часть. Итог занятия
Воспитатель: Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала? Кто автор этого рассказа? Почему рассказ называется «Прыжок»?
(Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
Воспитатель: Дети, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. Пусть произведения Л. Толстого учат вас только доброму по отношению к себе и другим.
Если Вам понравилось занятие похлопайте, если нет- потопайте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок""
Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Пры...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» ...
Технологическая карта ООД развитие речи «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».
Цель: развитие речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, формирование знаний у детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок»Задачи: Совершенствовать умение пер...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Чтение рассказа Л.Н. Толстого прыжок"
22.Конспект занятия. Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» »...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»
Формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок»....
Открытый просмотр ООД по речевому развитию на тему "Чтение были Л.Н. Толстого "Прыжок""
Продолжение знакомства детей с писателем Л.Н. Толстым, знакомство с новым произведением писателя "Прыжок"...
«Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе)
Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Пры...