Конспект беседы "По страницам произведений С.Я.Маршака"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект беседы, посвященной 135летию рождения поэта и писателя С.Я.Маршака, для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_besedy_s.ya_.marshak.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект беседы
«По страницам произведений С.Я.Маршак»
( для старшего дошкольного возраста )
Автор:
Тлишева Александра Михайловна
Воспитатель ГБДОУ №86
Приморского района
Санкт-Петербург
2022
Тема: «По страницам произведений С.Я.Маршак»
Цель: познакомить детей с писателем Самуилом Яковлевичем Маршаком, его творчеством.
Задачи (с интеграцией образовательных областей):
Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством писателя Самуила Яковлевича Маршака (ПР); формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (СКР); продолжать учить отвечать на вопросы развернутым ответом, отгадывать загадки (РР).
Развивающие: развивать общую моторику (ФР); развивать связную речь детей (РР); развивать внимательность, любознательность (ПР).
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг у другу (СКР); воспитывать у детей интерес к книге и ее героям (ХЭР); формировать коммуникативные способности (СКР).
Используемый материал: портрет С.Я. Маршака, выставка книг по произведениям С.Я. Маршака, иллюстрации к произведениям, раскраски по произведениям.
Предварительная работа: чтение произведений С.Я. Маршака, организация выставки книг.
Организационный момент:
Педагог предлагает поговорить об одном известном писателе и поэте, читает стихотворение:
«Поэт весельчак» (Автор: Дворецкая Т.Н.)
Самуил Яковлевич Маршак
Был по жизни весельчак.
Писал стихи он для детей
Про добрых, сказочных зверей.
Про белочек, про зайчиков
Про девочек и мальчиков.
Ребята - юные читатели
Его таланта почитатели,
Когда стихи читают,
Смеяться начинают.
Сатира на страницах
Отражается на лицах!
Основная часть:
Педагог выставляет на мольберт портрет С.Я.Маршака и коротко рассказывает о его биографии.
«Он очень любил детей и поэтому считал ваш возраст самым важным. Писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. В этом году исполняется 135 лет со дня его рождения. Его книги знаете вы, знают ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда он еще даже не умел писать. Писать небольшие тексты Самуил начал в 4 года. А уже в 11 лет он писал настоящие большие произведения. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, писал стихи».
Педагог приглашает детей пройти к книжному уголку. Предлагает посмотреть, послушать и вспомнить названия произведений С.Я.Маршака.
1) Стала девочка учить котенка говорить:
- Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
- Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!
- Что это за произведение, есть ли оно у нас в книжном уголке?
2) Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Я, лягушка-квакушка.
Я, мышка-норушка.
Я, петушок - золотой гребешок.
Я, серый ежик -
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?
А я - волк,
Зубами щелк!
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
- Из какой сказки эти герои? («Терем-теремок»)
- А теперь взгляните на эти иллюстрации. («Кошкин дом».) Узнаете, к какой сказке или стихотворению они нарисованы? (Дети рассматривают иллюстрации и отвечают.)
- Отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова:
Да ведь у нас убогий дом,
Ни печки нет, ни крыши.
Почти под небом мы живём,
А пол прогрызли мыши. (Котенок)
А мы, ребята, вчетвером,
Авось починим старый дом.
Я и печник, и плотник,
И на мышей охотник! (Кот Василий)
Я буду вам вторая мать.
Умею сливки я снимать.
Мышей ловить я буду,
Мыть языком посуду...
Впустите бедную родню! (Кошка)
Да я вас, тётя, не гоню!
Хоть у нас и тесно,
Хоть у нас и скудно,
Но найти нам место
Для гостей нетрудно. (Котенок)
Предлагает поиграть в Д/И «Мой веселый звонкий мяч».
«Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!»
(дети передают мяч из рук в руки по кругу, проговаривая стихотворение, тому ребенку, у кого остался мяч, загадывается задание «Назови героя»)
1. Усатый …(полосатый)
2. Ванька …(встанька)
3. Умный … (мышонок)
4. Рассеянный с улицы … (Бассейнной)
5. Детки в … (клетке)
Педагог говорит, что Маршак сочинял не только стихи, но еще и загадки.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу.
(Очки)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход
То взад, то вперед.
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью.
(сапоги)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
(пила)
Педагог рассказывает, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много песенок разных народов. Маршак учился в Англии, в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он и узнавал разные английские потешки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
«Робин – Боббин».
Робин-Боббин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком.
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте,
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!
«Разговор»
Тётя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком.
Поболтать немножко.
Трот спросила: - Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
- Мурр,- сказала кошка,
Помолчав немножко.
Заключительная часть:
- С.Я.Маршак был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, могут утешить и развеселить. Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал он в 1962 году:
«Читатель мой особенного рода
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!»
Заканчивает педагог беседу стихотворением М.Я.Маршака «Пожелание друзьям», написанным в 1958 году.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Педагог спрашивает, о ком мы сегодня разговаривали? Какое у детей любимое произведение этого писателя? Предлагает в свободное время познакомиться с книгами С.Я.Маршака из нашего книжного уголка и раскраски по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина: "По страницам произведений С.Я.Маршака "
В литературной викторине принимают участие дети подготовительной группы. Дети показывают знания по произведениям С.Я.Маршака. Отгадывают загадки Маршака.Играют в игру "Что лишнее?", отгадывают п...
Проект "По страницам произведений С.Я. Маршака"
Проект "По страницам произведений С.Я.Маршака"...
Проект " По страницам произведений С.Я.Маршака"
В проекте определена проблема, определены цели и задачи проекта. Содержание проекта. Составлено календарно- тематическое планирование....
Проект "По страницам произведений С.Я. Маршака
Проект "По страницам произведений С.Я. Маршака...
Путешествие по страницам произведений С.Я.Маршака.
В нашем детском саду прошло мероприятие,посвященное творчеству С.Я.маршака. Цель этого мероприятия:Вызвать интерес к литературному творчеству С.Я.Маршака.Создать условия для развития детс...
Конспект НОД по развитию речи "По страницам произведения С. Я. Маршака
МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»Конспект НОД по развитию речи «По страницам произведений С. Я. Маршака»Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.Тема: «Пу...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»
Представлен конспект образовательной деятельности (открытого занятия) в старшей группе детского сада по теме "Путешествие по страницам произведения С. Я. Маршака"...