Проект к 140 - летию К.И. Чуковского "Удивительный мир сказок Корнея Чуковского для детей среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
проект по художественной литературе

Резванова Светлана Николаевна

В проекте представлен материал по развитию стойкого интереса к чтению художественной литературы в процессе ознакомления с творчеством К.И. Чуковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Белочка» общеразвивающего вида

Проект

к 140-летию К. И. Чуковского

«Удивительный мир сказок Корнея Чуковского»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС

в группе «Сказка»

Воспитатели:

Резванова Светлана Николаевна

Мосина Галина Николаевна

Учитель дефектолог: Савко Ирина Юрьевна

Инта

2022 г.

Актуальность темы:

           Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой. Художественная книга для ребёнка – это могущественное средство всестороннего развития: она способствует воспитанию у детей любви к Родине, семье, к родному языку. Будит детское воображение, способствует развитию детской игры. Однако, увлечённость детей компьютерными играми, просмотром мультфильмов, зачастую с нелепым сюжетом может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Речь как способ общения остается примитивной. Вот поэтому так важно увлечь детей чтением художественных произведений.

          Программой «От рождения до школы» рекомендовано много авторов, чьи произведения можно и нужно читать детям для всестороннего развития. Но к 140 - летию Корнея Ивановича Чуковского, на чьих стихах выросло не одно поколение, нельзя оставить без внимания его замечательные сказки. С огромным удовольствием слушают его произведения дети и сейчас. В чем же секрет автора?

  1. Чуковский – не только сочинитель, но и талантливый лингвист и переводчик. Это означает, что он знает язык и умеет обращаться со словом. Кроме того, одна из сфер его интересов - именно изучение формирования детской речи. 
  2. Ритм стихов Чуковского особый – плавный, певучий. К тому же, в пределах одной сказки он постоянно меняется. Это не дает заскучать даже совсем крохам, которые пока не понимают смысл историй, а просто наслаждаются звучанием мастерски скомбинированных слов.
  3. Персонажи стихотворных сказок автора – запоминающиеся, яркие. Зачастую они обладают говорящими именами и интересными характерами. Дети легко видят на их примерах, какие пороки мешают жизни героев и что надо предпринять, чтобы исправить ситуацию.
  4. Стихи Чуковского расширяют кругозор. Они обогащают представления детей о животном мире, географии, этикете, взаимоотношениях между людьми. Причем происходит это незаметно, в легкой ненавязчивой манере.
  5. Стихотворные сказки Чуковского легко запоминаются. Пятилетка, цитирующий наизусть «Телефон» или «Тараканище» - не такая уж редкость.
  6.  У Чуковского добро всегда побеждает зло, которое сначала кажется практически непреодолимым. И все заканчивается хорошо. Дети просто обожают такие развязки.
  7. Все сказки пронизаны юмором, они смешные и забавные, всегда в них побеждает добро, дружба, взаимопомощь.

          В нашей группе также существует проблема: отсутствия интереса у детей к чтению художественной литературы, отсутствие заинтересованности родителей к чтению детям. И мы решили, что проект «Удивительный мир сказок Корнея Чуковского, поможет нам приблизиться к решению этой проблемы.

 Проблема:

          Отсутствия заинтересованности у детей к чтению художественной литературы.

Вид проекта:

Творческо-познавательный.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Цель проекта:

           Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе ознакомления с творчеством Корнея Чуковского.

Образовательные задачи:

  1. Знакомить  с творчеством К. И. Чуковского.
  2. Формировать устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
  3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, формировать грамматически правильную речь.
  4. Развивать умение драматизировать небольшие отрывки из произведений.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Развивать память, внимание.
  7. Воспитывать любовь к творчеству К. Чуковского.
  8. Расширять знания детей о произведениях К.Чуковского.
  9. Повышать активность родителей в совместной деятельности по развитию интереса у детей к чтению художественной литературы.

Коррекционные задачи:

Проект реализуется в группе для детей с нарушением зрения, поэтому присутствуют коррекционные задачи.

  1. Социализировать детей с нарушением зрения через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
  2. Развивать психические процессы: торможения, внимания, памяти, активизация зрительного восприятия.
  3. Обучать чтению иллюстраций, созданию на фланелеграфе сюжетных изображений, в перспективе и срисовыванию их.
  4. Обогащать эмоции слабовидящих детей через чтение, рассказывание, слушание сказок  К.И. Чуковского.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  1. У детей  сформируется интерес к художественным произведениям.
  2. Смогут зачитывать небольшие отрывки произведений наизусть.
  3. Познакомятся с новыми произведениями К.И.Чуковского.
  4. Из художественных произведений дети почерпнут  уроки морали.
  5. Коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

У педагогов:

  1. Повысится компетентности педагогов по воспитанию интересу у детей интерес к художественным произведениям К.И. Чуковского.

У родителей:

  1. Появится  заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества  по созданию интереса к чтению художественной литературы.
  2. Родители увидят значение художественной литературы в развитии коммуникативных способностей детей.
  3. У родителей появится заинтересованность в продолжение  сотрудничества по вопросам воспитания детей.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Разработана анкета для родителей «Чем  занять ребёнка?»
  2. Подобран материала к играм: "Угадай, к какой сказке         иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Расскажи, что видишь на картинке", "Перепутанные книжки", «Собери разрезную картинку». 
  3. Подобраны презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского.
  4. Разработаны: беседы по сказкам «Мойдодыр», «Федорино горе», «Бибигон», «Краденое солнце», «Тараканище»;  ООД «Краденое солнце»,  ООД "В гости к нам пришла тётушка Федора", ООД «В гостях у дедушки Корнея» – литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.
  5. Совместно с родителями изготовлены маски и атрибуты для драматизации небольшие отрывки из произведений.
  6. Подготовлен информационный материал для родителей «Сказки   К. И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников».
  7. Подобраны рекомендации по коррекционной работе для детей с нарушением зрения.

Основной этап:

  1. Проведена  анкета для родителей «Чем  занять ребёнка?».
  2. В совместной деятельности с детьми проведены следующие формы работы:
  • ООД  «Краденое солнце» (вхождение в проект), ООД "В гости к нам пришла тётушка Федора".
  • Чтение и беседы по сказкам «Мойдодыр», «Муха - Цокотуха», «Айболит»,  «Федорино горе», «Бибигон», «Краденое солнце», «Тараканище».
  •  Проведены дидактические игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Испорченный телефон", "Расскажи, что видишь на картинке", "Перепутанные книжки", «Собери разрезную картинку». Подвижные игры  "Паутинка", "Путаница".  Сюжетно - ролевая игра «Больница «Айболита». Игра – подражание по стихотворению «Скрюченная песня».
  • Провели пальчиковая гимнастика «Свинки».
  • Зрительные гимнастики «Солнышко», «Тучки – летучки», «Послушные глазки» (для детей с нарушением зрения).
  • Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского  (для детей с нарушением зрения использовались держатели, конторки, сенсорно-дидактические подвески).
  • Просмотрели презентации по произведениям К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Бибигон».
  • Лепка работ детей с родителями «Герои сказок Корнея Чуковского».
  • Рисование рисунков по прочитанным стихотворениям.
  • Драматизировали небольшие отрывки из произведений К.И. Чуковского «Путаница», «Муха - Цокотуха».
  • Отгадывание загадок по теме проекта.

Заключительный этап:

  1. ООД "В гостях у дедушки Корнея" – литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.

Результаты проекта:

  1. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению художественных произведений К.И.Чуковского. Это видно из наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности. Они продолжают играть в игры, которые проводились во время проекта. Рассматривать иллюстрации в книгах, заниматься продуктивными видами деятельности по прочитанным сказкам.
  2. Родители понимают ценность художественных произведений, которые можно читать с детьми дома.
  3. В группе в развивающей среде продолжают создаваться условия для формирования устойчивого интереса  к художественным произведениям К.И. Чуковского:  центр художественной литературы дополнен произведениями автора.

Продукт проекта:  

  1.  ООД "В гостях у дедушки Корнея" – литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.
  2.  Презентация проекта «К 140-летию К. И. Чуковского «Удивительный мир сказок Корнея Чуковского» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 
  3. Выставка работ детей и родителей по лепке «Герои сказок Корнея Чуковского».
  4. Участие во Всероссийском конкурсе ВШДА рисунков «Мир сказок К. И. Чуковского».
  5. Центр художественно литературы пополнен произведениями К.И.Чуковского.

Список литературы:

  1. https://dzen.ru/media/id/5ef5d03b62346a31ca58a708/zachem-chitat-chukovskogo-malenkim-detiam-fenomen-stihov-5ef760f05ba3375e16180f00
  2.  prezentatsiya_k.i._chuvoskiy.pptx
  3. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе»
  4. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго», М. - Пр. 2001г.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Белочка» общеразвивающего вида

Проект

к 140-летию К. И. Чуковского

«Удивительный мир сказок Корнея Чуковского»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС

в группе «Сказка»

Воспитатели:

Резванова Светлана Николаевна

Мосина Галина Николаевна

Учитель дефектолог: Савко Ирина Юрьевна

Инта

2022 г.

Актуальность темы:

           Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой. Художественная книга для ребёнка – это могущественное средство всестороннего развития: она способствует воспитанию у детей любви к Родине, семье, к родному языку. Будит детское воображение, способствует развитию детской игры. Однако, увлечённость детей компьютерными играми, просмотром мультфильмов, зачастую с нелепым сюжетом может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Речь как способ общения остается примитивной. Вот поэтому так важно увлечь детей чтением художественных произведений.

          Программой «От рождения до школы» рекомендовано много авторов, чьи произведения можно и нужно читать детям для всестороннего развития. Но к 140 - летию Корнея Ивановича Чуковского, на чьих стихах выросло не одно поколение, нельзя оставить без внимания его замечательные сказки. С огромным удовольствием слушают его произведения дети и сейчас. В чем же секрет автора?

  1. Чуковский – не только сочинитель, но и талантливый лингвист и переводчик. Это означает, что он знает язык и умеет обращаться со словом. Кроме того, одна из сфер его интересов - именно изучение формирования детской речи. 
  2. Ритм стихов Чуковского особый – плавный, певучий. К тому же, в пределах одной сказки он постоянно меняется. Это не дает заскучать даже совсем крохам, которые пока не понимают смысл историй, а просто наслаждаются звучанием мастерски скомбинированных слов.
  3. Персонажи стихотворных сказок автора – запоминающиеся, яркие. Зачастую они обладают говорящими именами и интересными характерами. Дети легко видят на их примерах, какие пороки мешают жизни героев и что надо предпринять, чтобы исправить ситуацию.
  4. Стихи Чуковского расширяют кругозор. Они обогащают представления детей о животном мире, географии, этикете, взаимоотношениях между людьми. Причем происходит это незаметно, в легкой ненавязчивой манере.
  5. Стихотворные сказки Чуковского легко запоминаются. Пятилетка, цитирующий наизусть «Телефон» или «Тараканище» - не такая уж редкость.
  6.  У Чуковского добро всегда побеждает зло, которое сначала кажется практически непреодолимым. И все заканчивается хорошо. Дети просто обожают такие развязки.
  7. Все сказки пронизаны юмором, они смешные и забавные, всегда в них побеждает добро, дружба, взаимопомощь.

          В нашей группе также существует проблема: отсутствия интереса у детей к чтению художественной литературы, отсутствие заинтересованности родителей к чтению детям. И мы решили, что проект «Удивительный мир сказок Корнея Чуковского, поможет нам приблизиться к решению этой проблемы.

 Проблема:

          Отсутствия заинтересованности у детей к чтению художественной литературы.

Вид проекта:

Творческо-познавательный.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Цель проекта:

           Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе ознакомления с творчеством Корнея Чуковского.

Образовательные задачи:

  1. Знакомить  с творчеством К. И. Чуковского.
  2. Формировать устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
  3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, формировать грамматически правильную речь.
  4. Развивать умение драматизировать небольшие отрывки из произведений.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Развивать память, внимание.
  7. Воспитывать любовь к творчеству К. Чуковского.
  8. Расширять знания детей о произведениях К.Чуковского.
  9. Повышать активность родителей в совместной деятельности по развитию интереса у детей к чтению художественной литературы.

Коррекционные задачи:

Проект реализуется в группе для детей с нарушением зрения, поэтому присутствуют коррекционные задачи.

  1. Социализировать детей с нарушением зрения через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
  2. Развивать психические процессы: торможения, внимания, памяти, активизация зрительного восприятия.
  3. Обучать чтению иллюстраций, созданию на фланелеграфе сюжетных изображений, в перспективе и срисовыванию их.
  4. Обогащать эмоции слабовидящих детей через чтение, рассказывание, слушание сказок  К.И. Чуковского.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  1. У детей  сформируется интерес к художественным произведениям.
  2. Смогут зачитывать небольшие отрывки произведений наизусть.
  3. Познакомятся с новыми произведениями К.И.Чуковского.
  4. Из художественных произведений дети почерпнут  уроки морали.
  5. Коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

У педагогов:

  1. Повысится компетентности педагогов по воспитанию интересу у детей интерес к художественным произведениям К.И. Чуковского.

У родителей:

  1. Появится  заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества  по созданию интереса к чтению художественной литературы.
  2. Родители увидят значение художественной литературы в развитии коммуникативных способностей детей.
  3. У родителей появится заинтересованность в продолжение  сотрудничества по вопросам воспитания детей.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Разработана анкета для родителей «Чем  занять ребёнка?»
  2. Подобран материала к играм: "Угадай, к какой сказке         иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Расскажи, что видишь на картинке", "Перепутанные книжки", «Собери разрезную картинку». 
  3. Подобраны презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского.
  4. Разработаны: беседы по сказкам «Мойдодыр», «Федорино горе», «Бибигон», «Краденое солнце», «Тараканище»;  ООД «Краденое солнце»,  ООД "В гости к нам пришла тётушка Федора", ООД «В гостях у дедушки Корнея» – литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.
  5. Совместно с родителями изготовлены маски и атрибуты для драматизации небольшие отрывки из произведений.
  6. Подготовлен информационный материал для родителей «Сказки   К. И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников».
  7. Подобраны рекомендации по коррекционной работе для детей с нарушением зрения.

Основной этап:

  1. Проведена  анкета для родителей «Чем  занять ребёнка?».
  2. В совместной деятельности с детьми проведены следующие формы работы:
  • ООД  «Краденое солнце» (вхождение в проект), ООД "В гости к нам пришла тётушка Федора".
  • Чтение и беседы по сказкам «Мойдодыр», «Муха - Цокотуха», «Айболит»,  «Федорино горе», «Бибигон», «Краденое солнце», «Тараканище».
  •  Проведены дидактические игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Испорченный телефон", "Расскажи, что видишь на картинке", "Перепутанные книжки", «Собери разрезную картинку». Подвижные игры  "Паутинка", "Путаница".  Сюжетно - ролевая игра «Больница «Айболита». Игра – подражание по стихотворению «Скрюченная песня».
  • Провели пальчиковая гимнастика «Свинки».
  • Зрительные гимнастики «Солнышко», «Тучки – летучки», «Послушные глазки» (для детей с нарушением зрения).
  • Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского  (для детей с нарушением зрения использовались держатели, конторки, сенсорно-дидактические подвески).
  • Просмотрели презентации по произведениям К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Бибигон».
  • Лепка работ детей с родителями «Герои сказок Корнея Чуковского».
  • Рисование рисунков по прочитанным стихотворениям.
  • Драматизировали небольшие отрывки из произведений К.И. Чуковского «Путаница», «Муха - Цокотуха».
  • Отгадывание загадок по теме проекта.

Заключительный этап:

  1. ООД "В гостях у дедушки Корнея" – литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.

Результаты проекта:

  1. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению художественных произведений К.И.Чуковского. Это видно из наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности. Они продолжают играть в игры, которые проводились во время проекта. Рассматривать иллюстрации в книгах, заниматься продуктивными видами деятельности по прочитанным сказкам.
  2. Родители понимают ценность художественных произведений, которые можно читать с детьми дома.
  3. В группе в развивающей среде продолжают создаваться условия для формирования устойчивого интереса  к художественным произведениям К.И. Чуковского:  центр художественной литературы дополнен произведениями автора.

Продукт проекта:  

  1.  ООД "В гостях у дедушки Корнея" – литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.
  2.  Презентация проекта «К 140-летию К. И. Чуковского «Удивительный мир сказок Корнея Чуковского» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 
  3. Выставка работ детей и родителей по лепке «Герои сказок Корнея Чуковского».
  4. Участие во Всероссийском конкурсе ВШДА рисунков «Мир сказок К. И. Чуковского».
  5. Центр художественно литературы пополнен произведениями К.И.Чуковского.

Список литературы:

  1. https://dzen.ru/media/id/5ef5d03b62346a31ca58a708/zachem-chitat-chukovskogo-malenkim-detiam-fenomen-stihov-5ef760f05ba3375e16180f00
  2.  prezentatsiya_k.i._chuvoskiy.pptx
  3. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе»
  4. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго», М. - Пр. 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

Проект «Мы против террора» Обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Наш  проект  создан по учебно - методическому пособию: Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста  «Безопасность» авторы: Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стер...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программа художественно - эстетической направленности «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста составлена с учетом авторской программы по А.И.Бурениной....