Творчество И. А. Крылова в детском чтении
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитать в маленьком ребенке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время басни И. А. Крылова. Эти произведения написаны образным языком и их скрытый смысл понятен даже детям. Действующими персонажами как правило выступаю животные и растения, что и привлекает внимание дошкольников.
В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринужденной форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_krylova_v_detskoy_literature.docx | 50.52 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ПОРХОВСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» (сокращенное наименование МБДОУ «Детский сад «Солнышко»)
г. Порхов
«Творчество И.А Крылова в детском чтении»
Подготовила:
Старший воспитатель
высшей категории
Отделения МБДОУ
«Детский сад «Солнышко»
«Детский сад «Орленок»
Корякина Е. В.
Содержание
- Введение………………………………………………………………………...…3
- Продукты исследования…………………………………………………………………………..5-7
- Понятие юмора и его использование в детской литературе………..........5
- Жизнь и творчество Н.Н. Носова………………………………………….6
- Художественные особенности юмористических рассказов Н.Н. Носова для детей…………………………………………………………………………..8
- Сочетание познавательного, фантастического и сатирического в трилогии о Незнайке…………………………………………………………..…11
- Воспитательное значение юмористических произведений Н.Н. Носова для детей…………………………………………………………………….……14
- Описание дидактических игр к произведениям Н.Н. Носова для детей……...16
- Заключение…………………………………………………………………….…17
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение
- Введение.
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитать в маленьком ребенке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время басни И. А. Крылова. Эти произведения написаны образным языком и их скрытый смысл понятен даже детям. Действующими персонажами как правило выступаю животные и растения, что и привлекает внимание дошкольников.
В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринужденной форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.
Цель:
формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с основными баснями И. А. Крылова («Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Лебедь, рак да щука», «Ворона и Лисица», «Чиж и голубь», «Лиса и виноград», «Кукушка и петух»);
- Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басен; учить понимать мораль басен;
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык басен;
- Развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей;
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Методы исследования: просмотр видео, изучение литературы, прочтение басен автора, обобщение и систематизация результатов.
Продукты исследования:
1 этап - Целеполагание (подготовительный)
Формулировка проблемы - опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме
- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды
- создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр
- рассказы, беседы с детьми о творчестве И. А. Крылова
- определение цели и задач проекта
- ознакомление родителей с планом работы по проекту
-организованная деятельность в книжном уголке:
рассматривание детьми книг И. А. Крылова, иллюстраций к басням
осознание и принятие детьми проблемы
- приобретение необходимой информации в группе и дома
- участие в обсуждении
- принятие задач проекта темы
2 этап - Проектировочный
- планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательным областям
- планирование работы с родителями
3 этап Работа над проектом (практический)
«Познание», «Коммуникация»:
- рассказы, беседы
«Знакомство с творчеством И. А. Крылова», «Хорошие и плохие поступки», «Беседа о насекомых», «Крылатые выражения»
- инсценировка басни «Ворона и лисица»
-проведение литературной викторины «В гостях у дедушки Крылова»
«Здоровье», «Физическая культура»
- пальчиковая гимнастика «Ученые мартышки», «Умный слон»
- подвижные игры «Хитрая лиса», «Кот и мыши».
«Художественное творчество»
- аппликация «Трудолюбивый муравей»
- рисование «Любимый герой басни И. А. Крылова»
- лепка «Хитрая лиса»
- конструирование из бумаги «Виноград»
«Социализация»
- сюжетно-ролевые игры
«В библиотеке», «Мы артисты театра»
-дидактические игры «Угадай басню» (словесные) с использованием отрывков из басен, «Продолжи крылатую фразу», «Собери героя»
«Чтение художественной литературы»
- чтение басен И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Лебедь, рак да щука», «Ворона и Лисица», «Чиж и голубь», «Лиса и виноград», «Кукушка и петух»
- организация выставки книг
-конкурс чтецов басен
- кроссворд по басням И. А. Крылова
Взаимодействие с семьей
- знакомство родителей с ходом работы над проектом
- оформление стендовой информации «Организация детского чтения»
- консультации для родителей: «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
-домашний просмотр мультфильмов по сюжетам басен
-изготовление поделок и диафильмов к басням И. А. Крылова
-изготовление костюмов, атрибутов и декораций к инсценировке басни «Ворона и Лисица»
- поход в библиотеку, чтение книг, рассматривание иллюстраций)
- создание совместно с родителями диафильмов к выбранной басне
- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы
- подбор песен, лексического материала (пословицы и поговорки)
- совместное создание атрибутов для театрализованной деятельности
-прослушивание аудио - записи «Басни Крылова»
4 этап - Презентация проекта (заключительный)
Представление результатов
- открытый показ для воспитанников других групп ОДО инсценировки басни «Ворона и лисица»
-выставка диафильмов к басням
-вечер, посвященный творчеству И. А. Крылова
- показ родителям презентации проектной деятельности
- выступления детей по теме проекта
5 этап Аналитический
- анализ выполнения проекта
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По количеству участников:групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По продолжительности:среднесрочный (четыре недели).
Авторы проекта: Салимон Татьяна Александровна - воспитатель
Хуснутдинова Екатерина Васильевна - воспитатель
Структура проекта:
Актуальность:
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время- басни.
В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.
Цель:
формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.
Задачи проекта:
-учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;
-познакомить детей с баснями через драматизацию, художественную деятельность;
-учить понимать мораль басен; образный язык басен;
-формировать эмоционально-образное восприятие произведений;- развивать у детей адекватную, оценочную деятельность, как собственного поведения, так и поступков окружающих;- стимулировать появление у воспитанников положительных черт характера и корректировать нежелательные;-развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей;- познакомить детей с некоторыми словами-архаизмами и их современными эквивалентами;- развивать умение создавать образ героя посредством использования костюма, жестов, мимики;-приобщить родителей к семейному чтению литературы;-обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
-выбор темы проекта;
- анкетирование родителей;
-постановка целей и задач проекта;
-подборка наглядного материала, мультипликационной продукции, музыкального сопровождения;
- подборка книг с иллюстрациями;
- подготовка атрибутов для драматизации;
- консультации для родителей.
Анкетирование родителей:
1)Читаете ли вы своему ребёнку книги?
2)Какие произведения вы читаете ребёнку? (перечислите)
3)Что больше нравится вашему ребёнку? (сказки, стихи, рассказы, прочее.)
4)Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?
5)Каких жанров книги есть в библиотеке ребёнка? (перечислите)
Организационный этап:организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.
План реализации проекта:
Срок исполнения | Мероприятия | Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности | Ответственные |
1неделя | Анкетирование родителей с целью выявления предпочтений детей, жанров художественной литературы. | Воспитатели | |
2 неделя | Презентация «Что такое басня?» Чтение и обсуждение басен И. А. Крылова. Раскрашивание картинок по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей». Просмотр м/ф по басням Крылова. Лепка «Сова». | Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки», Книги с иллюстрациями, разных издательств. Раскраски по теме. СД «Басни Крылова» | Воспитатели |
2 неделя | Посещение интерактивного театра «Сказкин Дом» спектакль «Не всё сказки сказывать, будем басней радовать…» | Воспитатели Родители. | |
3неделя | Изготовление масок для инсценировок басен. Вечер инсценировок басен. Лепка по басне «Ворона и лисица». Рисование по басне «Ворона и лисица». | Раскраски масок. Д/и «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки», «Эмоции». Пантомима «Узнай басню». | Воспитатели. |
4 неделя | Сочинение басен и изготовление книжек-малышек. Короткометражный фильм по басням Крылова. | Чтение и обсуждение новых басен. Просмотр и обсуждение фильмов. | Воспитатели. Родители. |
4 неделя | Литературная викторина «Знаток басен». | Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки». Пантомима «Узнай басню» | Воспитатели. |
Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие. | Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей. |
Познание. | Развивать любознательность, познавательный интерес. |
Речевое развитие | Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи.Формировать умения строить самостоятельные высказывания. Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос. |
Художественно-эстетическое развитие. | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры. |
Физическое развитие | Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде. Воспитывать командный дух. |
План осуществления проекта
Методы, использованные педагогами:
Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)
Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)
Наглядные: (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)
Интерактивные:( посещение интерактивного театра ).
Виды детской деятельности,задействованные в ходе реализации проекта:
Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)
Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)
Двигательная: (подвижные игры)
Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная: (прослушивание)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (оригами)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)
Познавательно-исследовательская:(проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Совместная работа педагога с детьми | Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды. |
Чтение: басни И. А. Крылова Беседы:«Что такое басня?», «Лесть и похвала», «Непонятные слова», «Хорошие и плохие поступки». Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки». Речевые игры: Отгадывание загадок, «Доскажи словечко». Сюжетно-ролевые игры: «Мы артисты театра». Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Сокол и лиса», «Утушка», «Барашек». Мультфильмы: Союзмультфильм ,1953г. По басням И.А.Крылова. Музыкальные двигательные упражнения: «Где мы были –мы не скажем, а что делали покажем…», пантомима «Узнай басню». Драматизация: Инсценировка басен: «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Слон и моська», «Обезьяна и зеркало», «Мартышка и очки». | Наглядно-дидактические пособия: Картинки к басням. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:«Мы артисты театра». Дидактические игры:«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки». Игровое оборудование: Куклы би-ба-бо. Плоскостной театр. Оборудование для самостоятельного творчества:трафареты, обводки, раскраски. Музыкальные фонограммы по теме проекта. Детская литература: Басни И.А.Крылова, С.Михалкова, А.Н.Толстого. |
Заключительный этап работы:
Ожидаемый результат:
-оснащение развивающей среды в группе;
-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;
-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;
-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;
-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;
-активное участие родителей в реализации проекта;
-популяризация семейного чтения.
Рефлексия проекта (выводы):
После завершения проекта дети приобрели следующие умения:
- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;
- объяснять смысл поступков, в том числе своих.
В самостоятельной игровой деятельности разыгрывать басни с помощью кукол би-ба-бо и изготовленных масок. Воспитанники получают удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации, собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей.Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная задача поповышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, цель достигнута.
Продукт проекта:
Продуктом проекта является сочинение басен и изготовление книжек-малышек (совместное творчество родителей и детей).
Производство короткометражного фильма по басням Крылова.
Список литературы:
1.Веселый этикет / авт. Н.Е.Богуславская. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 2002.
2. Занятия по культуре поведения с дошкольниками / авт. Николаева С.О.. - Москва :Гуматнитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
3. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / авт. Майя Маханева. - Москва : Сфера, 2008 . - Т. Серия Вместе с детьми .
4. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ авт. Лыкова И.А. Москва 2007.
5.Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. / авт.Нищева Н.В – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
6. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / авт. В. И. Петрова Т. Д. Стульник. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / авт. Н.Е. Вераксы Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014.
6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / авт. В.В Гербова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010.
7. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / авт. С.Р. Буре. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Театрализованная деятельность в детском саду / авт. Е.А. Антипина. - Москва : Сфера, 2009. - Т. Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ".
9. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-7 лет” / авт. Щеткин А. В. / Под ред. О. ФГорбуновой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007.
Интернет ресурсы:
- http://www.tvoyrebenok.ru
- http://www.dddgazeta.ru
- Maam.ru
- Ped-kopilka
- jubimyj-detskij.ru
- http://numama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
знакомство с творчеством И.А.Крылова
Презентация содержит тексты басен И.А.Крылова, краткую биографию и викторину по басням....
Сценарий конкурса чтецов посвященного творчеству Ивана Андреевича Крылова
Сценарий конкурса чтецов в ДОУ...
Жизнь и творчество И.А.Крылова
Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.....
Сценарий "Знакомство с творчеством И.А.Крылова".
Данное мероприятие познакомить детей с творчеством писателя, жанровыми особенностями басни и художественными особенностями басен И.А. Крылова....
Познавательная деятельность Развитие речи "Знакомство с творчеством И.А. Крылова, басня «Стрекоза и Муравей»
Знакомство детей с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение басни "Стрекоза и муравей"....
Творчество И.А. Крылова
Конспект занятия "Творчество И.А. Крылова"...
Творчество И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней....