Детям о В.В.Бианки
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Матвеева Людмила Алексеевна

Познакомить с жизнью и творчеством писателя В.В.Бианки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.bianki.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТемаДетям о Виталии Бианки

Задачи: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста

В. В Бианки

Цель: на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы, учить понимать природу, ее законы и особенности. Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Предварительная работа: чтение произведений В. В Бианки.

Книжная выставка «Мудрец с душой ребёнка»

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель, ученый орнитолог Виталий Валентинович Бианки.

Родился Виталий Валентинович Бианки 11 февраля 1894 года в Петербурге.

Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц, работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Мать Клара Александровна. Братья: старший Лев Валентинович, младший Анатолий Валентинович.

Именно отец привил интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.

Уже став взрослым, В. В. Бианки понял, что такой «волшебной палочкой», может быть только слово, только рассказ.

Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.

И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В. В. Бианки.

Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца.

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом обыкновенном он умеет показать новое, не замеченное нами. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника — мышонка Пика, переживаем из-за бедного муравьишки, попавшего в беду, размышляем о том, чей нос лучше, удивлённо узнаём, кто чем поёт. Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг«Лесные домишки»«Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. Она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. Это произведения он посвятил своему отцу Валентину Львовичу Бианки.

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами, ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка".

Умер Виталий Валентинович Бианки в Ленинграде 10 июня 1956 года в возрасте 62 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано:

Виталию Валентиновичу Бианки, человеку и писателю”.

Конкурс «Птичья галерея» (Ребятам предлагается по фотографиям узнать птиц)

Викторина

«Знатоки произведений Бианки»

1. Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

2. Кому посвятил В. Бианки эту книгу(своему отцу Валентину Львовичу)

3. В каком произведении Бианки встречается ласточка береговушка? (Лесные домишки)

4. Как называется книга Бианки в которой есть тонконос, крестонос,серпонос. ?

(Чей нос лучше)

5. Вспомните, из какой сказки Бианки этот отрывок.

"Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". (первая охота).

6. Из какой сказки эта дразнилка?

Ташка, Ташка, простота,

У ней собачка без хвоста,

Ухи-то лопатой,

На глазу заплата! (Латка)

7. Из какой сказки отрывок? "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему: - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только. " Сказки-не сказки «Хвосты»

8. Название трех сказок которые отец прочитал дочери из рассказа «Глупые вопросы»(сказки –не сказки) 1. Отчего у сороки такой хвост. 2. Кому зуёк кланяется, а плиска хвостом кивает. (плизка- трясогузка)3. Почему чайки белые.

Рекомендуемый список для чтения: "Приключения  Муравьишки", "Мышонок Пик", "Хвосты", "Красная горка", "Лесные домики", "Чей нос лучше?", "Паучок-пилот", "Первая охота". «Латка»

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях- 

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Теремок

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый.

Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил – выдолбил глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.

Миновала зима, опять лето пришло.

Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка. Чем Скворцу не теремок?

Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.

Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить.

Год живёт, другой живёт – сохнет старый дуб, крошится; больше дупло, шире дыра.

На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч.

Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка с кошачью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, теперь я живу – Скворец, первый в роще певец. А ты кто?

– Я Сыч. Попадёшь мне в когти – не хнычь. Ночью прилечу – цоп! – и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел!

Испугался Скворец Сыча, улетел.

Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих пёрышках.

Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про то дупло Белка. Прискакала. Видит – дуб, в дубу – дырка с собачью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, теперь я живу – Сыч. Попадёшь мне в когти – не хнычь. А ты кто?

– Я Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел!

Испугался Сыч Белки, улетел.

Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.

Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про то дупло Куница. Прибежала, видит – дуб, в дубу – дыра с человечью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадёшь ему в когти – не хнычь, теперь я живу – Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто?

– Я Куница – всех мелких зверей убийца. Я страшней Хоря, со мной не спорь зря. Ступай-ка из терема вон, пока цела.

Испугалась Белка Куницы, ускакала.

Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей шёрстке.

Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнали про то дупло пчёлы. Прилетели. Видят – дуб, в дубу – дыра с лошадиную голову. Кружат, жужжат, спрашивают:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадёшь к нему в когти – не хнычь, жила Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка, теперь я живу – Куница – всех мелких зверей убийца. А вы кто?

– Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Куница пчёл, убежала.

Натаскали пчёлы воску, стали в дупле жить. Год живут, другой живут – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришёл. Видит – дуб, в дубу – дырища в целое окнище. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадёшь ему в когти – не хнычь, жила Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка, жила Куница – всех малых зверей убийца, теперь мы живём – пчелиный рой – друг за дружку горой. А ты кто?

– А я Медведь, Мишка, вашему терему крышка! Влез на дуб, просунул голову в дупло, да как нажал!

Дуб-то пополам и расселся, а из него – считай-ка сколько лет копилось:

шерсти,

. да сена,

. . да воску,

. . . да моху,

. . . . да пуху,

«Космос»

Задачи: Расширять и углублять знания детей о космосе. Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса.

 Учить детей гордиться тем, что первый космонавт был российским человеком. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина как доброта, настойчивость, бесстрашие, которые помогли ему стать знаменитым человеком.

 Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия

. Активизировать в речи прилагательные в превосходной степени. 
Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою страну и за людей, прославивших Россию: К. Э. Циолковский, С. П . Королёв, Ю. А. Гагарин.
Обогащение словаря: Космодром, астронавт, чёрная дыра.
Активизация словаря: Звездочет, звездолет, луноход, космическая скорость, галактика.

Стихотворение Владимира Степанова « Юрий Гагарин».

В космической ракете

С названием « Восток»

Он первый на планете

Подняться к звёздам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

«Станем лесу друзьями»

Иванова Полина, 7 лет

Руководитель Матвеева Л.А.

д\с №76 Красносельского района

«Подснежники»

Матвеева Л.А,воспитатель

д\с №76 Красносельского района

«Кувшинка»

Налбандян  Артём, 7 лет

д\с №76 Красносельского района

 

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о весне, вспомнить признаки весны.

(Предполагаемые ответы детей)

Слайд 1 (Весна)

Весна, весна, пришла весна!

Тепло на крыльях принесла!

И вот на самом солнцепёке

С поднятой гордо головой

Расцвёл подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На ножке маленькой стоит.

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он – первенец среди цветов.

Ребята, а кто знает почему назвали эти цветы подснежниками? (Предполагаемые ответы детей) Снег ещё лежит, а этот цветок первым тянется на проталинке к солнышку. Ребята, а как еще называют в нашем краю подснежник? (сон-трава) Сейчас я вам расскажу один секрет, связанный с подснежником. Слайд 2 (Подснежник)

В далёкие времена люди ранней весной, увидев первый подснежник, загадывали своё желание. Подснежник утешал в беде, помогал больным, предсказал судьбу и просто радовал своим сиянием. Человек низко наклонял голову над цветком, закрывал глаза и загадывал желание. И если желание было связано с добрыми делами, то обязательно сбывалось.

Послушайте, ребята, сказку о нашей, , о наших подснежниках…

На дворе стояла суровая зима. В избушке, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом скованно льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли сиреневые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

Сколько существует разных историй связанных с прекрасным цветком подснежником.

А может быть вы, ребята знаете, еще какую-нибудь сказку о подснежнике?

Предполагаемые ответы (сказка «12 месяцев»).

Воспитатель предлагает детям вспомнить (или посмотреть) отрывок из сказки «Двенадцать месяцев», где злая мачеха отправляет девочку за подснежниками. Слайд сказки

Дети анализируют ситуацию и делают выводы, опираясь на знания по экологии. Дети вспоминают о Красной книге, о том, что эти цветы находятся под охраной.

Просмотр слайда о Красной книге –

В Красную книгу заносятся животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям планеты Земля. Их подают нам растения и животные, нуждающиеся в помощи человека.

Красная книга создается для того, чтобы защитить животных и растения.

В Красной книге есть классификация растений и животных.

Исчезающие виды – это виды животных или растений, которые уже невозможно спасти, если человек не примет специальные меры охраны.

Сокращающиеся виды – это виды, численность которых очень быстро сокращается.

Редкие виды растений и животных – эти виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.

Есть малоизвестные виды, о которых очень мало информации, и трудно оценить, к какой группе они относятся.

Но в те далекие времена Красной книги еще не было, и девочка не могла знать о том, что подснежники рвать нельзя. Не знала она о том, что на том месте, где был сорван цветок, больше ни когда не вырастут подснежники.

К сожалению, не только в сказках, но и в настоящее время происходят такие случаи, когда человек нарушает законы, с корнем уничтожает все что создает природа. Я вам рассказывала о том, что не так давно у нас был прекрасный бор. Весной он радовал цветением подснежников, летом мы в нем собирали грибы, а осенью ягоды. Теперь в бору почти нет деревьев, и почти не осталось цветов.

А как вы думаете, ребята, можно исправить эту печальную ситуацию?

Воспитатель выслушивает мнения детей и предлагает помочь природе, выполнив путем конструирования из бумаги цветы подснежники. Давайте же и мы, ребята, сделаем своими руками цветок, и каждый загадает своё желание, но чтобы желание сбылось, подснежник нужно делать с любовью, с душой, аккуратно и красиво.

Физминутка«Подснежник»

Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты

(поднимают руки в сторону)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты

(руки подняли вверх, потянулись)

Ветер дует иногда, только это не беда

(дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки

(наклоны в сторону)

А потом опять встают и по прежнему цветут

(покружились) .

Дети садятся на места.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Фонограмма пение птиц, журчание ручейков)

Изготовим бутоны подснежников. Для этого отрежем полосу гофрированной бумаги размером 3,5х9 см и разрежем ее на две части.

Накрутим больший прямоугольник на карандаш, завернем плотно свободный конец и снимем заготовку. Подрежем край заготовки ножницами с зубчатой кромкой. Меньший прямоугольник сложим втрое и придадим форму лепестков. Обернем лепестки вокруг сердцевины, сожмем у основания и закрутим.

Сделаем нашему подснежнику стебелек, для этого из зеленой бумаги вырежем полоску размером 1х15 см и обмотаем ею основание цветка, подклеим. Вращая цветок, совьем из полоски жгутик, пока не получится стебель длиной 10-12 см. В случае, если стебелек выйдет очень тонким, обернем его еще одной полоской бумаги.

Когда подснежники собраны в корзину, воспитатель предлагает их унести в лес, закопать под снег, а когда наступит май,то подснежники обязательно оживут, и будут радовать нас.

«Весна. Первоцветы».

Цели:

- Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

- Учить детей  отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

- Развитие связной речи.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие творческой фантазии, образного мышления.

Чтение стихотворения «Подснежник»  Е.Серова

Выглянул подснежник в полутьме лесной

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть ещё над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга.

Пусть на спящей речке неподвижен лёд-

Раз пришёл разведчик и весна придёт

Уважаемые родители!

28 апреля (в пятницу) состоится комиссия

по выпуску детей из логопедической группы.

Присутствие детей в этот день обязательно.

Учитель-логопед.

.Вводная часть

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в математическую страну. Чтобы отправиться в эту увлекательную страну, вам необходимо решить следующие задачи(фронтальный опрос)

1. Сколько лап у двух медвежат?

2. Сегодня вторник, через неделю мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?

3. Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье

4. Пять малышек медвежат

Уложила мама спать.

Одному никак не спится

Скольким сон хороший снится?

5. На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели

Остальные на качели.

Сколько ребят на качелях?

(стук в дверь). К нам пришёл в гости Буратино. Он очень расстроен, потому что папа Карло отправил его за знаниями, но он не может сам справиться с заданиями. Давайте ему поможем.

Буратино предлагает нам выполнить задания. За каждое правильное задание мы будем получать осколки ключей, а затем сможем их склеить.

II. Основная часть

Работа у доски.

1. И так первое задание

У меня на мольберте написаны числа, но некоторые отсутствуют, помогите заполнить пропуски.

1,2,. ,4,5,. ,7,8,. ,10

2, 4,. , 8,.

10,. , 6,. , 2 (один осколок ключа)

2. Сравните числа и поставьте нужный знак (<,=,>)На сколько больше? На сколько меньше?

7 и 8 8 и 6 6 и 3 5 и 7 8 и 9 2 и 2. (один осколок ключа)

3. Решение задач

- Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца? (5)

- Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Ещё один стащила киска.

А сколько же осталось в миске(2)

(один осколок ключа)

4. Зрительный диктант. (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг).

Сейчас я буду показывать вам геометрические фигуры. Ваша задача запомнить порядок их следования и у себя расположить их также. (один осколок ключа)

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики)

5. Графический диктант.

Отсчитали от края листа 8 клеток и поставили точку. От этой точки начинаем работать. 3 клетки вниз. 3 клетки влево. 1 клетка вниз. 3 клетки вправо. 3 клетки вниз. Одна клетка вправо. 3 клетки вверх. 5 клеток вправо. 2 клетки вверх. 1 клетка влево. 1 клетка вниз. 4 клетки влево. 3 клетки вверх. 1 клетка влево. Что получилось? (Самолет).

(один осколок ключа)

6. Решение примеров.

Решите примеры, из полученных ответов сложите слово и мы узнаем куда идёт Буратино.

6+3 10 - 3 5+3 4+6 9 – 7

Какое слово у вас получилось? ШКОЛА(один осколок ключа)

III. Заключительная часть.

Работа с осколками ключа, проговаривая какие задания выполняли вместе с Буратино.

Ребята, сейчас мы возьмём картон, клей и будем склеивать осколки. Вспомните задания, которое вы выполняли, для получения осколков. (Дети проговаривают задания, которые выполняли и склеивают по порядку осколки ключа) Буратино благодарит вас ребята за помощь.

Что вам больше всего понравилось на занятии? А, что не понравилось?

Скоро вы все пойдете в школу и продолжите увлекательное путешествие в страну знаний.

Рефлексия: Если вам понравилось и было легко выполнять все задания на занятии возьмите ключик желтого цвета, а если вы испытывали трудности, возьмите серый ключик. (заранее вырезанные маленькие ключики для каждого ребенка двух цветов)

Буратино благодарит за выполненные задания и прощается с вами.

Ребята, сегодня вы все хорошо работали, спасибо Вам.

Благодарим

Екатерину Александровну

Саханчук

за участие в субботнике.

Воспит

нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести к большим затруднениям в жизни человека. Речь в той или иной Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

 Прекрасная человеческая речь — продукт сложнейших психических процессов степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Проблема готовности дошкольников с нарушением речи к обучению в школе не нова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности. В связи с этим проблема речевой подготовки дошкольников с ОНР к обучению в школе остаётся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание не только учёных-исследователей, но и логопедов-практиков, воспитателей логопедических групп. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов

. Самый эффективный метод — использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время — основного вида деятельность старшего дошкольника.

 Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

 В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений

. Структуру дидактической игры образуют: 1) основные компоненты — дидактические и игровые задачи, игровые действия; 2) дополнительные компоненты — сюжет, роль. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

 По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры

1) предметные игры — это игры с народной игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

 2) настольно-печатные — направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: ‒ — парные картинки — игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока …). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т. д.). Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственным расположением, формой. ‒ лото — они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. ‒ домино — принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д. ‒ разрезанные картинки и складные кубики — игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью. ‒ игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

 3) словесные игры — в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки: ‒ дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»; ‒ игры-инсценировки помогают разговорить ребенка при обследовании, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т. д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы взрослого и отработает (авто имитирует) звуки.

 Дидактической игре в логопедической практической деятельности, следует уделять особое внимание, так как она имеет большое значение для воспитания детей с ОНР. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Таким образом, роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в дидактические игры, мы способствуем раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создавая доброжелательную обстановку на занятии, учим детей общаться друг с другом, ищем новые пути усвоения знаний, помогаем реализовать личностные способности каждого ребёнка. Использование дидактических игр на занятиях позволит: ‒ научить детей классифицировать предметы, явления и т. д. ‒ обобщить и дифференцировать предметы, явления, понятия; ‒ научить планировать свою деятельность; ‒ научить детей самоконтролю; ‒ развить познавательные способности каждого ребенка; ‒ создать положительную мотивацию обучения; ‒ развить волевую сферу ребенка; ‒ создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка. С помощью дидактической игры дети приобретут новые знания: общаясь со взрослыми и со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, они получат много новой для себя информации. Поэтому, мы видим необходимость продолжения коррекционной работы в форме игрИгра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Прекрасная человеческая речь — продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести к большим затруднениям в жизни человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Проблема готовности дошкольников с нарушением речи к обучению в школе не нова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности. В связи с этим проблема речевой подготовки дошкольников с ОНР к обучению в школе остаётся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание не только учёных-исследователей, но и логопедов-практиков, воспитателей логопедических групп. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Самый эффективный метод — использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время — основного вида деятельность старшего дошкольника. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют: 1) основные компоненты — дидактические и игровые задачи, игровые действия; 2) дополнительные компоненты — сюжет, роль. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры 1) предметные игры — это игры с народной игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. 2) настольно-печатные — направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: ‒ — парные картинки — игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока …). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т. д.). Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственным расположением, формой. ‒ лото — они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. ‒ домино — принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д. ‒ разрезанные картинки и складные кубики — игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью. ‒ игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. 3) словесные игры — в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки: ‒ дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»; ‒ игры-инсценировки помогают разговорить ребенка при обследовании, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т. д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы взрослого и отработает (авто имитирует) звуки. Дидактической игре в логопедической практической деятельности, следует уделять особое внимание, так как она имеет большое значение для воспитания детей с ОНР. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Таким образом, роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в дидактические игры, мы способствуем раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создавая доброжелательную обстановку на занятии, учим детей общаться друг с другом, ищем новые пути усвоения знаний, помогаем реализовать личностные способности каждого ребёнка. Использование дидактических игр на занятиях позволит: ‒ научить детей классифицировать предметы, явления и т. д. ‒ обобщить и дифференцировать предметы, явления, понятия; ‒ научить планировать свою деятельность; ‒ научить детей самоконтролю; ‒ развить познавательные способности каждого ребенка; ‒ создать положительную мотивацию обучения; ‒ развить волевую сферу ребенка; ‒ создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка. С помощью дидактической игры дети приобретут новые знания: общаясь со взрослыми и со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, они получат много новой для себя информации. Поэтому, мы видим необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР. Дидактическая речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: ‒ развивать любознательность и активность ‒ побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; ‒ совершенствовать разговорную речь; ‒ обогащать словарь и т. д. Дети старшего возраста, играя в дидактические речевые игры, могут самостоятельно объяснить правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы. Систематическое проведение дидактических речевых игр обогащает речь дошкольника. Она становится более чёткой, правильной, выразительной, что способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 137-139.ы, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР. Дидактическая речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: ‒ развивать любознательность и активность ‒ побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; ‒ совершенствовать разговорную речь; ‒ обогащать словарь и т. д. Дети старшего возраста, играя в дидактические речевые игры, могут самостоятельно объяснить правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы. Систематическое проведение дидактических речевых игр обогащает речь дошкольника. Она становится более чёткой, правильной, выразительной, что способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 137-139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА В.В. БИАНКИ

  Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей...

Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет «Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Конспект занятия для детей средней группы ОНР по развитию связной речи. На занятии отрабатывается умение пересказывать текст по опорным картинкам....

ПРОЕКТ «ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ»

Расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя — натуралиста В. Бианки...

Знакомим детей с писателем В. Бианки (фото писателя, иллюстрации к произведениям)

Подборка фото из жизни В. Бианки. Биография его жизни.Книжная выставка....

Лес зимой — короткий рассказ о зиме для детей Автор: В. В. Бианки

Цель: продолжить формировать представление детей о живой и неживой природе.Задачи:  расширить представления детей о деревьях в зимнее время года, формировать умение выявлять причинно – след...

Конспект по обучению детей пересказыванию рассказа В. Бианки «Первая охота» в подготовительной группе.

Цель: продолжать формировать умения пересказывать рассказы близко к тексту....