Проект «Русская народная сказка»
проект по художественной литературе (старшая группа)
Актуальность: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
— Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени, сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
Исходя из этого, для эмоционального, художественно-речевого развития у детей старшей группы был реализован краткосрочный проект.
Цель:
- Использование русских народных сказок, как средства развития художественно-эмоциональной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
• познакомить с творчеством русского народа.
2. Развивающие
• развивать артистические способности,
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
3. Воспитательные
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Планируемый результат:
• сочиняют сказки на свободно выбранные темы,
• умеют развить сюжет, отобрать главных действующих лиц для своего сочинения, используют знания о композиционной структуре сказки, выразительные средства раскрытия художественного образа (описание погоды, места действия, портрета героя, его настроения и чувств).
• сформирован достаточный уровень восприятия литературного произведения, его жанра, структурных компонентов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Анкетирование родителей «Нужны ли детям русские народные сказки?»
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
Подбор русских народных сказок и иллюстраций к ним
Знакомство с жанровыми особенностями сказки
Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним
Подбор настольных игр по сказкам
Основной этап
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Беседы:
«Почему сказка называется сказкой?»; «Сказки волшебные», «Сказки о животных»; «Персонажи русских народных сказок – какие они?»; «Сказки народные и сказки авторские»; «Безопасное поведение дома и на улице» (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
Проведение опыта-эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»;
- инсценировка сказок (фрагментов) «Маша и медведь», «Три поросенка» с использованием масок и театра-ширмы;
- показ сказок в настольном кукольном театре «Колобок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Речевое развитие»:
- чтение сказок и обсуждение их содержания («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Соломенный бычок – смоляной бочок» и др. ;
- сравнение сказок «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин»;
- сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- пересказ сказок по графической схеме «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»;
- рассказывание сказки по иллюстрациям;
- заучивание пословиц по сказке;
- проведение викторины по русским народным сказкам.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Конструирование: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
Аппликация: коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса».
Лепка: «Лиса и волк»
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в рукавичке живёт».
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- подвижные игры: «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы»;
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогулка», «Строим дом», «Волк и белка» и др. ;
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Мы – сказочники!»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы.
Заключительный этап:
- оформление рисунков детей и родителей в книгу «Мы – сказочники!»;
- показ сказки «Теремок» с использованием театра-ширмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская народная сказка»
Старшая группа
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Сроки реализации проекта:
Актуальность: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
— Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени, сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
Исходя из этого, для эмоционального, художественно-речевого развития у детей старшей группы был реализован краткосрочный проект.
Цель:
- Использование русских народных сказок, как средства развития художественно-эмоциональной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
• познакомить с творчеством русского народа.
2. Развивающие
• развивать артистические способности,
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
3. Воспитательные
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Планируемый результат:
• сочиняют сказки на свободно выбранные темы,
• умеют развить сюжет, отобрать главных действующих лиц для своего сочинения, используют знания о композиционной структуре сказки, выразительные средства раскрытия художественного образа (описание погоды, места действия, портрета героя, его настроения и чувств).
• сформирован достаточный уровень восприятия литературного произведения, его жанра, структурных компонентов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Анкетирование родителей «Нужны ли детям русские народные сказки?»
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
Подбор русских народных сказок и иллюстраций к ним
Знакомство с жанровыми особенностями сказки
Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним
Подбор настольных игр по сказкам
Основной этап
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Беседы:
«Почему сказка называется сказкой?»; «Сказки волшебные», «Сказки о животных»; «Персонажи русских народных сказок – какие они?»; «Сказки народные и сказки авторские»; «Безопасное поведение дома и на улице» (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
Проведение опыта-эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»;
- инсценировка сказок (фрагментов) «Маша и медведь», «Три поросенка» с использованием масок и театра-ширмы;
- показ сказок в настольном кукольном театре «Колобок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Речевое развитие»:
- чтение сказок и обсуждение их содержания («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Соломенный бычок – смоляной бочок» и др. ;
- сравнение сказок «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин»;
- сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- пересказ сказок по графической схеме «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»;
- рассказывание сказки по иллюстрациям;
- заучивание пословиц по сказке;
- проведение викторины по русским народным сказкам.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Конструирование: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
Аппликация: коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса».
Лепка: «Лиса и волк»
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в рукавичке живёт».
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- подвижные игры: «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы»;
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогулка», «Строим дом», «Волк и белка» и др. ;
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Мы – сказочники!»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы.
Заключительный этап:
- оформление рисунков детей и родителей в книгу «Мы – сказочники!»;
- показ сказки «Теремок» с использованием театра-ширмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русские народные сказки"
Вызвать интерес к русским народным сказкам.Развивать у детей речь,интонационную выразительность,исполнительские способности.В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хороше...
Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа
Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поигра...
Литературный проект "Русские красавицы в сказках"
Цель:формирование образов женщин в русских народных сказках...
Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект
Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....
Проект "Русские летние народные праздники"
Проект "Русские летние народные праздники"...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Проект "Русские народные сказки". Краткое содержание проекта.
Что мы знаем про русские народные сказки? Русские народные сказки написал народ, у этих сказок нет конкретного автора. Что мы хотим узнать?Воспитатель озадачил детей вопросом: всегда ли в русских наро...