Серия дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста «в мире сказок».
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)
Серия дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста «в мире сказок».
Актуальность игры:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasoprt_didakt._posobie_-_skazki.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №66»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Серия дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста
«в мире сказок».
Авторы работы воспитатели:
Гафиятуллина Оксана Геннадьевна
Нижнекамск 2022
Серия дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста «в мире сказок».
Актуальность игры:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель дидактического пособия: Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие:
- Способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Познавательное развитие:
-Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
-Развивать воображение и творческую активность.
Речевое развитие:
- Способствовать развитию речи детей.
- Содействовать обогащению словарного запаса детей, активизировать словарный запас детей.
- Знакомить с детской литературой.
- Развивать речевое творчество, развитие звуковой и интонационной речи.
-Учить понимать на слух текст русского народного творчества.
Художественно – эстетическое развитие:
- Развивать предпосылки смыслового восприятия и понимания словесного и изобразительного произведений искусства.
- Стимулирование сопереживания персонажам русских народных сказок.
Возраст: для детей раннего возраста (2-4 года).
Оборудование: пособие выполнено из ковролина (размер А3), фигурки по сказкам на липучках: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Теремок».
Разрезные картинки по сказкам: «Репка», «Теремок».
Круги Луллия по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба».
Варианты игры:
- Вариант игры. Д/и «Расскажем сказку вместе» - необходимо в правильной последовательности расставить фигурки и составить рассказ по сказке.
- Вариант игры. Речевая игра «Кто за кем тянул репку». Детям нужно в правильной последовательности расставить героев.
- Вариант игры. Найди пару.
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материалы и оборудование: фигурки с героями различных сказочных персонажей.
Ход игры.
Воспитатель выкладывает перед детьми картинки со сказочными персонажами. Дети должны каждому персонажу подобрать соответствующую пару.
Например: дед и баба, лиса и волк.
- Вариант игры. «Найди среди карточек с героями сказок того, кого я назову».
Воспитатель раскладывает на столе фигурки с иллюстрациями из сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», « Курочка Ряба » и предлагает ребенку найти и показать того героя, которого назвал воспитатель.
- Вариант игры. «Кто лишний?».
Воспитатель прикрепляет на ковролине картинки с героями сказки « Курочка ряба » и добавляет картинку с изображением колобка.
-Детям предлагается назвать лишнего героя.
(« Теремок + бабка, « Курочка Ряба » + « Колобок »)
- Вариант игры. «Кого не хватает?»
Воспитатель раскладывает карточки с изображениями героев сказки
«Теремок », карточка с изображением лягушки не выложена. Ребенку предлагается назвать героя, которого не хватает. «Теремок » - волк,
« Колобок » - медведь.
- Вариант игры. « Собери картинку ».
Перед ребенком на столе хаотично расположены разрезные картинки из сказки « Теремок », воспитатель предлагает ребенку собрать картинку.
« Теремок », « Репка».
- Вариант игры. «Вспомни и спой ».
Воспитатель прикрепляет на ковролин иллюстрацию из сказки « Колобок » и просит ребенка вспомнить песенку колобка и спеть ее.(если ребенок затрудняется воспитатель помогает ему ).
Дидактическая игра «Круги Луллия» «Расскажи сказку». Для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное словопроизношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Оборудование:
Круги Луллия по сказкам: «Репка»», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Возраст: (2-3 лет).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Варианты игры:
1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.
2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.).
4 вариант: задаём вопросы по сказкам.
Репка
- Кто посадил репку?
- Кого дед позвал на помощь сначала, а кого потом?
- Как зовут собачку?
- Где спряталась мышка (кошка, собачка Жучка?)
- Где у мышки (кошки, собачки) ушки (глазки, носик, ротик?)
- Где живёт мышка (кошка, собачка?)
- А у репки есть ушки?
- Репка – это животное?
- Где живёт репка?
- А кошка живёт на грядке?
- Кто ёщё живёт на грядке?
- Как назвать одним словом?
- Что посадил дед и она выросла большая – пребольшая?
- Какая выросла репка?
- Какая репка была сначала? А какая выросла потом?
- А что ещё бывает жёлтое? твёрдое? большое? маленькое?
- Кто помог вытянуть репку?
- Что дед будет делать с репкой?
Колобок
- Это кто? (Колобок)
- Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- Что еще бывает такое же круглое? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Колобок какого цвета? (жёлтого). Найди в группе предметы такого же цвета, что колобок.
- Кто испёк Колобка?
- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- Куда отправился Колобок? Зачем?
- Кого встретил Колобок сначала? Кого потом?
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Кто съел колобка?
- Почему лиса съела колобка?
- Что бы было, если бы колобок встретил ёжика?
Сказочное лото: «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».
Задача:
Собрать комплект карточек к одной, двум или трём сказкам.
Материал:
* За ламинированные 3 карты с иллюстрациями к русским народным сказкам : «Теремок», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка».
* За ламинированные маленькие карточки с персонажами из сказок.
Ход:
Дети берут себе большую карту со сказкой. Маленькие карточки лежат на столе в стопке. Воспитатель читает сказку, выбранную ребёнком, показывает на большой карте по очереди все иллюстрацию. После воспитатель просит ребёнка выбрать из стопки те карточки, которые подходят именно к его сказке (у каждой сказки есть дополнительные обозначения). После ребёнок выкладывает маленькие карточки на большую карту, так что бы сказка получилась.
После вместе с воспитателем рассказывает сказку по картинкам.
С другими детьми повторяем игру, но с другими сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии конспектов занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста
Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...
Дидактическая игра по речевому развитию для детей раннего возраста с использованием ИКТ «Дикие животные».
Дидактическая игра по речевому развитию для детей раннего возраста с использованием ИКТ «Дикие животные». ...
Паспорт дидактической игры для детей раннего возраста «В мире сказок»
Паспорт дидактической игрыдля детей раннего возраста«В мире сказок»...
«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»
Автор представил опыт работы с дедактическим пособием "Сказка на фартуке"...
«Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста.»
laquo;Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание детей.Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -...
«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»
Автор описал дидактическое пособие по развитию речи в раннем дошкольном возрасте....