Проект " Сказка в жизни ребенка"
проект по художественной литературе (младшая группа)
Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кугесьский детский сад «Ягодка»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Проект
«Мои первые сказки»
во II группе раннего возраста
Составила воспитатель:
Расколова Р.Г.
п. Кугеси, 2019 г
Название проекта: «Мои первые сказки» во II группе раннего возраста 1 младшей группе
Актуальность проекта:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках.
Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Цель проекта:
Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Участники проекта: дети II группы раннего возраста МБДОУ Кугесьский детский сад «Ягодка», воспитатели, родители.
Разработчики проекта: воспитатель Расколова Р.Г.
Продолжительность проекта: (краткосрочный)
Вид проекта: художественно - творческий
Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.
Формы проведения: художественно-творческая деятельность, игры, беседы, совместная деятельность.
Методическое обеспечение:
- создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
- создание тематических выставок.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- Определение темы проекта.
- Работа и подбор методической литературы
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Папка-передвижка
2 этап - Основной
1. Беседа «Мои любимые сказки», «Как вылечить книжку?».
2. Чтение РНС «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».
Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.
3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
4. Рисование-раскрашивание: «Репка», лепка « Репка»
Цель: Развитие творческих способностей детей.
5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки» (пластилин)
Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба…», развивать доброжелательность, уважение к старшим.
6. Оформление выставки- поделок «Мой любимый сказочный герой».
7. Акция «Поможем книгам». Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.
9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?».
«Угадай сказку» .
10. Пальчиковые игры.
11. Показ игры- инсценировки сказки «Репка».
Работа с родителями
Анкетирование на тему «Зачем читать детям книжки?»
Папка-передвижка «Сказка в жизни ребёнка»
3 этап – Заключительный
Развлечение, показ сказки «Репка» детям II группы раннего возраста.
Фотоотчет.
Ожидаемые результаты:
- Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Речь детей стала более, связной, выразительной;
- Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.
- Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя.
Перечень используемой литературы:
1. Интернет-ресурсы:
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
3. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.
5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.
Приложение 1
Анкета для родителей
Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
_________________________________________________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
________________________________________________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
_________________________________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
_______________________________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
_________________________________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?
_________________________________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
_________________________________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
______________________________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
________________________________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?
________________________________________________________________________________
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
_________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Приложение 2
Пальчиковые игры по сюжетам сказок: Развитие речи, подвижности и гибкости кистей рук детей.
Задачи: Способствовать освоению детьми круговых движений ладоней, запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок», развитию мелкой моторики в целом.
- Репка
В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил ( «Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка ( «Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление ( «Колечки»)
Большая –пребольшая, всем хватит угощения ( «Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. ( «Хлопки»)
Теремок
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. ( «Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. ( «Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. ( «Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый ( «Замок»), поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой ( «Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались ( «Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. ( «Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни ( «Колечки»)
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.. ( «Веер»).
Про курочку Рябу
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. ( «Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. ( «Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала ( «Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики»)
Плакали горько баба и дед ( «Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед ( «Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду ( «Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. ( «Кулачки»)
Кот, петух и лиса
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. ( «Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. ( «Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. ( «Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. ( «Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки ( «Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. ( «Маятник»)
Заюшкина избушка
В лубяной избушке, жил заяц на опушке ( «Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. ( «Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке ( «Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку ( «Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки ( «Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. ( «Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. ( «Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. ( «Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке ( «Здравствуй»),
В лубяной избушке, в избушке на опушке. ( «Колечки»).
Дождь прошел
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом ( «Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. ( «Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы… ( «Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. ( «Лучики»)
Солнце светит, солнце греет ( «Веер») гриб стоит как великан ( «Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… ( «Хлопки»).
Образовательная деятельность.
1. Развитие речи.Игра-инсценировка по сказке «Репка»
- Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
- Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая).
- Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании ( «мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»).
- Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки.
Ход:Ребята проходите, садитесь на стульчики. Я принесла Вам сказку. Она у меня в сундучке, но чтоб его открыть, нужно произнести волшебные слова ТУК –ТУК, ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок. Не открывается, давайте все вместе скажем слова ТУК-ТУК ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок.
Ой, ребята тут не только сказка, тут ещё и подсказка, по которой мы узнаем сказку. Ребята посмотрите, что у меня в руках. Значит какая сказка в сундучке.
Ребята, а кто осадил репку (Дед)
Какая выросла репка (Большая, Сочная, Сладкая, Жёлтая)
Дед один репку тянул? А кто ему помогал? Молодцы! Правильно.
Когда позвали мышку на помощь, как она отозвалась? (ПИ-ПИ-ПИ)
Когда позвали кошку мурку, как она отозвалась? (МЯУ-МЯУ)
Когда собачку жучку? (ГАВ-ГАВ)
Физ. Минутка.
Ребята подходите ко мне давайте покажем как росла репка.
-В огороде дедка репку посадил (присели).
-И водой из лейки репку он помыл (тихонько поднимаемся). Расти расти репка и сладка и крепка (тянемся вверх на носочках).
-Выросла репка всем на удивление (подняли плечики).
-Большая-пребольшая, всем хватит угощения (разводим руки в стороны).
А теперь мы с вами поиграем в сказку и побудем героями этой сказки.
Сценарий сказки «РЕПКА».
Действующие лица: Дед, Бабка, Репка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Рассказчик. На сцене декорация: изба, огород.
Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.
Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Рассказчик:
Пошёл в огород и посадил репку.
Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.
Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка- чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было-
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!
Дед (машет рукой):
Бабка, Бабка. где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
Рассказчик:
Раз –вот эдак!
Два –вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!
Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку
Рассказчик:
Раз –вот эдак!
Два- вот так!
Нет! Не вытянуть никак!
Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…
Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.
Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз –вот эдак!
Два- вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.
Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка
Рассказчик:
Раз-вот эдак!
Два- вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!
Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка
Рассказчик:
Мышка эта- очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,
Мышка:
Пи-пи-пи!
Репку хотите? Дружно тяните!
Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.
Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Артисты кланяются.
Примечание.
Сценарий составлен с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет (речевое развитие), поэтому основная роль в представлении принадлежит рассказчику-взрослому.
2. Художественная литература.
«Загадки кота Мурлыки».
Задачи: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия: Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка. Здоровается с детьми и приглашает их сесть поудобнее, потому что будет очень интересная игра. А называется эта игра – «Загадки кота Мурлыки!». Кот Мурлыка объясняет, что он будет детям загадывать разные загадки, а дети должны их отгадывать.
Задание №1.
Перед детьми выставляются персонажи сказок «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка».
-Посмотрите на этих героев и поселите каждого в свой домик.
Дети поочередно берут знакомого героя сказки (колобка, мышку или курочку Рябу) и помещают в свой домик-сказку. Если дети затрудняются, воспитатель помогает фразами из сказки или наводящими вопросами.
Задание №2.
Детям раздают разрезные карточки (две части) с изображением фрагмента сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка».
-Соберите карточку и назовите героев сказки!
Дети собирают части карточки, узнают и называют имя героя сказки.
Задание №3.
Перед детьми на столе стоит колобок и волк.
Воспитатель просит детей вспомнить песенки, которые пели эти герои. Если дети затрудняются, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.
3.Познание.
«Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса)»
Задачи: Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок».
Ход занятия. Детям показывается Колобок.
Воспитатель: Дети, кто это? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, Колобок. Колобок ушел от бабушки, дедушки и покатился в лес. Вот катится, катится Колобок и видит елочку. А за елочкой спрятался (показывает игрушку зайца) … Кто это? (Ответы детей).
Воспитатель: Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением зайца. Вызванный ребенок выполняет задание. Воспитатель оказывает помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Зайчик (стих с движениями):
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
(дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
(дети сидят на корточках и хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
(Дети прыгают на месте).
Воспитатель: Ускакал зайчик, Колобок покатился дальше. Ой, детки, смотрите, кто это за елочкой сидит такой серый, зубастый? Показ игрушки или картинки волка. (Ответы детей).
Воспитатель: Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением волка.
Вызванный ребенок выполняет задание.
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Волчок (стих с движениями): Бежал по лесу волчок,
(бег на месте)
Завалился на бочок.
(остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку)
Он поспал, полежал
И опять побежал.
(бег на месте)
Убежал Колобок от волка. А, смотрите-ка, кто это под деревцем спрятался, такой большой, косолапый. Показ игрушки медведя. (Ответы детей).
Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением медведя. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение. Ребята, а как медведь ревет? (Дети имитируют рев медведя).
Мишка (стих с движениями): Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
(ходьба на месте)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
(бью ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ.
(дети топают ножкой)
Воспитатель: Ушел мишка мед собирать, а колобок покатился дальше. Ой, дети, смотрите, рыжая плутовка. Показ игрушки лисы. Кто это? (Ответы детей).
Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением лисы.
Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Лисичка (стих с движениями): Лисичка – сестричка по лесу бежала,
(Бег на месте)
Мышку увидала.
(Остановились, посмотрели на ножки)
Мышка испугалась
И в норку – юрк.
(Закрыли ладошками глазки)
На этот раз лиса не съела Колобка, он от нее укатился. Но, вот беда, Колобок заблудился в лесу. Кто ж ему поможет? Смотрите-ка, кто это сидит под елочкой такой колючий. Показ игрушки ежа.
Воспитатель: Ребята – это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие.
(Дети рассматривают игрушку ежа, изучают его).
Воспитатель: Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением ежа. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Ёжик (стихотворение с движениями):
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
( «роют» сидя на корточках ручками)
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
(Встают, показывают какие ежата маленькие)
Ежик пожалел Колобка и проводил его домой к бабе, к деду. Вот какой добрый ежик!
Дети, кого Колобок повстречал в лесу? Демонстрация картинок или игрушек животных. (Дети называют животных).
4. Лепка. «Репка».
Задачи: вызвать интерес у детей к созданию образа по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме. Развивать чувство формы.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», беседа по её содержанию. Д/и «Чудесный мешочек». Рассматривание овощей. Знакомство с репкой (форма, Цвет).
Материалы, инструменты, оборудование: кусочки пластилина жёлтого и зелёного цвета для лепки репки, дощечки, салфетки бумажные. Муляж репки.
Ход работа.
Воспитатель приносит репку и говорит детям:
-Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку: — Посадил Дед? (Репку)
-Выросла репка большая при большая (Произносим вместе с детьми)
-Посмотрите, какую я вам репку принесла
-Какая она? (Ответы детей)
-Ребята, у вас на столах, муляжи маленькой репки, давайте возьмем в ручки и попробуем её.
-Репка это овощь или фрукт?
Потом воспитатель предлагает детям слепить репку только не большую, а маленькую, чтобы дедушка с бабушкой могли сами её вытянуть и им не пришлось звать не кого на помощь.
Затем воспитатель показывает поэтапно, как нужно лепить репку и комментирует свои действия.
-Для репки я беру желтый или оранжевый пластилин, раскатываю его в ладошках (круговые движения, немного сдавливаю). Для листочков беру зеленый пластилин сдавливаю его между ладошек чтобы листочки стали широкими. Прикрепляю листочки к репки, репка готова. Самостоятельная деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.
Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....
Консультация на тему: Сказка в жизни ребенка.
Консультация для родителей....
Проект реализации развития способностей детей с помощью детской литературы «Сказки в жизни ребенка»
Нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей, приобщение к художественной литературе. Развитие творческих способностей и фантазии ребенка....
Проект "Роль сказки в жизни ребенка"
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. ...
Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"
консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...
Проект в средней группе "Сказка в жизни ребенка"
В этом проекте проводилось приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, п...
Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".
Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....