Проект "Роль сказки в жизни ребенка"
проект по развитию речи на тему
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является воспитание сказкой.
Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt4.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"
Проект
"Роль сказки в жизни ребенка"
Составитель:
воспитатель Миняева Е. В.
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт педагогического проекта
2. Введение
3. Цель и задачи проекта
4. Обеспечение проекта
5. Основные этапы проведения и реализации проекта
6. Мониторинг эффективности
7. Заключение
8. Список литературы
9. Приложение
1. Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | Педагогический проект «Роль сказки в жизни ребенка» |
Цель проекта | Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке. |
Задачи проекта |
➢Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей у детей младшего дошкольного возраста. ➢Воспитывать нравственные ценности… ➢Воспитывать умение у младших дошкольников отличать сказочные ситуации от реальных |
Ожидаемые результаты | ➢Стабилизация эмоционального состояния детей. ➢Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи. ➢ Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми. |
Срок реализации | 2014-2015 учебный год |
Вид проекта | Познавательный, групповой, среднесрочный. |
Участники | Дети младшей группы, родители, воспитатели группы, специалисты: музыкальный руководитель. |
Интеграция образовательных областей | Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка, физическая культура, чтение сказок, здоровье, безопасность, труд. |
2. Введение
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является воспитание сказкой.
Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Основные возможности воспитания сказкой заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Воспитание сказкой - это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
«Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Задачи проекта:
➢Побуждать у детей интерес к сказкам.
➢Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
➢Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
➢Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
3. Принцип активности, творчества.
4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);
6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).
Ожидаемые результаты:
➢ стабилизация эмоционального состояния детей;
➢ возникновение у дошкольников личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи;
➢взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.
Гипотеза проекта.
Мы предполагаем, что использование сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Новизна состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Методами сбора информации являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.
Объектом проекта: является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом представляется: сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Работа по нравственному воспитанию детей сказкой в рамках данного проекта осуществлялась по трем направлениям: работа с младшими дошкольниками, с родителями, работа над развитием предметно-развивающей среды.
4. Обеспечение проекта
Нормативно-правовое:
❖Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (утв.от 17.10.2013г №1155.
❖Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
❖Конституция РФ.
❖Конвенция о правах ребенка.
❖Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №75»
❖СаНПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
Материально – техническое:
∙ Аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук.
∙ Материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
∙ Детская художественная литература.
∙ Энциклопедии.
∙ Методическая литература.
∙ Дидактические игры.
∙ Конспекты непосредственно образовательной деятельности и бесед по сказкам.
∙ Мультимедийные презентации.
Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели, специалисты, родители.
5. Основные этапы проведения и реализации проекта
№ | Мероприятия | Задачи | Сроки | Участники | |
1.Подготовительный этап Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта | |||||
1.1. | Диагностирование младших дошкольников по социально – личностному развитию детей. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. | Сентябрь 2015 г. | Дети младшей группы | |
1.2. | Составление перспективного плана по реализации проекта. | Сентябрь 2015 г. | Воспитатели, специалисты. | ||
1.3. | Изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта. | Август-сентябрь 2015 г. | Воспитатели, специалисты | ||
1.4. | Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. | Август-сентябрь 2015 г. | Родители, воспитатели | ||
1.5. | Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. | Сентябрь 2015 г. | Воспитатели | ||
2.Основной этап Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе | |||||
2.1. | Знакомство со сказкой (чтение и рассказывание сказок, прослушивание и просмотр аудиозаписей и видеозаписей сказок): - «Снегурушка и лиса», - «Волк и семеро козлят», - «Колобок», - «Маша и медведь», - «Кот, лиса и петух», - «Курочка ряба», -«Теремок», - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
| Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения, развивать диалогическую речь; -повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. («Речевое развитие»); - развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения; - воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние («Социально - коммуникативное развитие»); - воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных («Художественно – эстетическое развитие»); - развивать и обогащать двигательный опыт детей, развивать самостоятельность и творчество при выполнении упражнений. ("Физическое развитие"); - развивать интерес к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении. ("Познавательное развитие"). Способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей. | 2014-2015 учебный год | Воспитанники | |
2.2. | Инсценирование и драматизация сказок: - пересказ сказки В. Сутеева «Котёнок, который забыл, как надо просить есть»; - инсценировка сказки «Репка»; - инсценировка сказки «Кошкин дом»; - спортивно – театрализованное развлечение «В гости к колобку»; - настольный театр «Заюшкина избушка»; - игровая программа «Три медведя»; - обыгрывание сказки «Колобок»; - спортивно- театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки»
| 2014-2015 учебный год | Воспитанники | ||
2.3. | Консультации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании
| Октябрь, февраль, май 2014-2015учебный год. | Родители, воспитатели | ||
2.4. | Посещение детской библиотеки «Буратино» № 13: - обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке»; - просмотр кукольного спектакля «Теремок». | Расширять кругозор за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка речевом общении. | В течение 2014-2015учебного года. | Воспитанники педагоги | |
2.5 | Рассматривание иллюстраций, слайдов по сказкам
| Развивать познавательный интерес к сказочным сюжетам | 2014-2015учебный год | Воспитанники | |
2.6 | Беседы по сказкам Корнея Чуковского
| Помочь ребенку разобраться в образе сказочного героя и высказать свое отношение к нему. | 2014-2015 учебный год | Воспитанники | |
2.7. | Проведение дидактических игр: - «Узнай сказку», - «Один начинает – другой продолжает», - «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», - «Из какой сказки герой». Проведение настольно-печатных игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) | Способствовать повышению уровня познавательной компетентности младших дошкольников. | 2014-2015учебный год | Воспитанники | |
2.8. | Продуктивная деятельность: - лепка персонажей сказки, - раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
| Закрепить полученные знания, развить наблюдательность и активность
| В течение 2014-2015учебного года | Воспитанники родители, воспитатели | |
2.9. | Сюжетно-ролевые игры по сказкам: - «Под грибком»; - «Кот, петух и лиса»; - «Гуси-лебеди»; - «Лиса и заяц».
| Обогащение жизненного опыта детей. Обогащение игрового опыта детей. Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Развивать познавательные способности детей. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд». | В течение 2014-2015учебного года | Дети младшей группы, воспитатели. | |
2.10. | Досуг: «Путешествие в сказку»
| Упражнять детей в узнавании сказок и отдельных героев по представленным элементам. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление. Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание». Упражнять детей в узнавании сказок и отдельных героев по представленным элементам. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление. Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание». | Декабрь, март, май 2014-2015учебного года. | Дети младшей группы | |
2.11. | Выставки поделок и рисунков младших дошкольников.
| Способствовать активному участию родителей в реализации образовательного процесса. | Ноябрь, декабрь, август 2014-2015 учебный год. | Дети младшей группы, родители | |
2.12. | Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
| Май 2015 | Дети младшей группы, родители | ||
2.13. | Оформление презентации «Русские народные сказки». | Совершенствовать демонстрационное и методическое оснащение образовательного процесса по теме проекта. | Сентябрь 2015 года. | Воспитатели | |
2.14. | Создание презентаций к беседам по сказкам Корнея Чуковского
| 2014-2015учебный год | Воспитатели | ||
2.15. | Конечные результаты мониторинга. | Выявить и оценить результаты мониторинга. | Май 2014-2015учебный год. | Дети младшей группы | |
3.Заключительный этап Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив | |||||
3.1. | Презентация проекта «Роль сказки в жизни ребенка ».
| Представить результаты проекта на итоговом педагогическом совете. | Май 2014-2015 учебного года. | Воспитатели. | |
|
|
|
| ||
3.2. | Оформление результатов проекта. | Выявить и оценить результаты проекта. | Май 2014-2015учебного года. | Воспитатели. | |
3.3. | Анкетирование и опрос дошкольников и родителей.
| Выявить мнение родителей и воспитанников. | Май 2014-2015учебного года. | Дети подготовительной группы, родители. | |
3.4. | Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского образовательного учреждения. | Обобщить опыт работы в рамках проектной деятельности. | Май 2014-2015учебного года. | Воспитатели. | |
6. Мониторинг эффективности
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований (приложение № 1)
1 | Интервьюирование младших дошкольников. | «Какие книги твоего любимого автора ты знаешь?», Беседа с детьми на тему «Русские сказки». |
2 | Индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми младшего дошкольного возраста. | «Любимый сказочный герой», «Любимые сказки». |
3 | Ситуации свободного выбора: диагностическая ситуация «Выбери книгу». | |
4 | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью воспитанников. | |
5 | Анализ продуктов деятельности | Выставка поделок и рисунков «Любимая книжка». |
6 | Анкетирование родителей. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация проекта «Роль сказки в жизни ребенка» будет способствовать всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию. Сказки помогут воспитать в детях духовность, милосердие, гуманность. Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Дальнейшая моя работа:
В старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни [Текст]. – СПб.: Алетея,1996. – 99 с.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст].- М.:Худож. лит.,1984 -176 с.
3. Ануфриева Г. Воображение и творчество журнал [Текст]. - Дошкольное воспитание.- 2008. - №12. – С. 12 -14
4. Бахтина В.А. Художественная функция фантастики в русской народной сказке [Текст]. - М.: Саратов, 1983. - 348 с.
5. Васькова О. Ф. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. // Дошкольное воспитание. – 2001. – С. 6 -8
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]. / Под ред. Коломинского. - Минск, 1997. - 238 с.
7. Евтухова Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] / Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина // Актуальные вопросы современной педагогики — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.
8. Житникова Л.М. Учите детей запоминать [Текст].- М., 1985. - 96 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. – СПб.: Речь, 2005. – 310 с.
10. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст]. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
11.Краснова Т. В ладу со сказкой [Текст]. - М.: АГРО, 1998. - 180 с.
12. Литвинцева Л.А. Сказка, как средство воспитания дошкольника [Текст]. – М., 2012. – 123 с.
13. Различные формы работы с народной сказкой, как средством воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://www.maam.ru/detskijsad/razlichnye-formy-raboty-s-narodnoi-skazkoi-kak-sredstvom-vospitanija-nravstvenyh-kachestv-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
14. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей [Текст] / cост. Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63 с.
15. Роль сказки в жизни дошкольника [Электронный ресурс] // http://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html
16. Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/doklad-rol-skazki-v-nravstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
17. Рыжова Н.А. Не просто сказка [Текст] - М.: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
18. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника [Текст] // Ребёнок в детском саду. - 2001.- №3.- С.80-83.
19. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст]. - М.: 2004. – 232 с.
20. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]. / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Педагогика, 1985. - 182 с.
Приложение 1
Диагностика развития ребенка в ходе восприятия и переживания сказки
На основании обзора методов работы над сказкой мы провели психолого-педагогический эксперимент, посвященный развитию ребенка в ходе восприятия и переживания сказки. Он проводился с детьми младшей группы в течение учебного года (с октября по апрель) на базе детского сада.
В эксперименте приняли участие 20 детей: 10 детей - экспериментальная группа, 10 детей контрольная группа.
При проведении формирующего эксперимента предусматривалось, что с детьми контрольной группы с не будут проводиться специальная работа над сказкой.В соответствии с темой и ограничиваясь рамками нашего исследования мы попытались определить роль сказки в развитии навыков культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
В течение эксперимента детям было предложено 10 русских народных сказок. С каждой сказкой в отдельности проводилась специальная работа. На примере одной из сказок, предложенных детьми, мы опишем психолого-педагогическую работу, которая проводилась с каждой сказкой в отдельности. Для примера используем русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Во время чтения сказки происходило наблюдение за дошкольниками. Все восклицания, высказывания, непроизвольные движения, возникшие во время чтения сказки, заносились в протокол. Сказка читалась четко, ясно, с выражением. После прочтения сказки главный акцент делался не на то, как ребенок запомнил прочитанное, а насколько он понял содержание, насколько полученные знания обогатили его детский опыт. Для этого предлагалось провести рассуждения о характере героев сказки, которые способствуют нравственному развитию детей. Первый вопрос, который мы задавали детям, звучал так: «Если бы вы попали в сказку, на месте какого героя хотели бы оказаться? » (другими словами «Ты кто в этой сказке?»).
Все единодушно хотели быть Девочкой. Следующий вопрос, который мы адресовали детям: «Почему вы хотели бы стать Девочкой?» Дети отвечали: «Она хорошая». «Хорошая - значит, какая?» - спрашивал экспериментатор. Дети называли знакомые им качества: добрая, сильная, умная. Экспериментатор возражал: «А мне кажется, что Девочка злая, потому что заигралась с подружками и забыла про братца, не хотела помочь Печке и Яблоньке». Детям предоставлялась возможность доказать хорошие человеческие качества, присущие Девочке. Дети приводили хорошие поступки, которые совершала главная героиня (девочка сказала печке и яблоньке «спасибо» за помощь, спасла братца). Здесь экспериментатор вводил и разъяснял детям такие качества, как как взаимовыручка, чувство благодарности (яблонька и печка в долгу не остались, в нужный момент оказали помощь Девочке). Далее экспериментатор говорил: «Дети, Девочка совершила хороший и смелый поступок, но не всегда ее поступки были хорошими. Какое качество (плохое) проявилось у Девочки, которое ей позволило совершить плохой поступок?» Чтобы помочь детям ответить на вопрос, цитировались строчки из сказки: «… девочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама заигралась с подруженьками и совсем забыла про братца», они затруднялись ответить, и экспериментатор помогал, предлагая им объяснить, как нужно слушать родителей и заботиться о близких.
Далее внимание детей обращалось на то, что Девочка совершила ошибку, но она ее и исправила - вышела победителем. Итак, проследив связь характера героя с последовательностью его поступков, экспериментатор помогал детям сделать вывод о том, что о человеке мы судим не по тому, что он сам о себе думает, а по тому, как он поступает.
Таким образом разбирался каждый персонаж сказки. Затем мы просили перечислить все положительные, а потом все отрицательные качества, присущие персонажам данной сказки. Здесь дети должны были назвать давно знакомые им качества и те, с которыми мы познакомили их недавно. Что касается данной сказки, то дети назвали такие качества, как добро, взаимопомощь, чувство благодарности, сочувствие, сострадание, зло, глупость, лень.
После беседы над сказкой детям была предложена игра-драматизация, в которой принимал участие и экспериментатор, который незаметно управлял всем творческим процессом. Детям были выданы предметы, принадлежащие персонажам сказки. Проигрывались несколько сюжетов из сказки. Причем роли, распределенные между детьми, менялись, так как многим хотелось побыть в роли Девочки и Братца.
Для оценки результатов экспериментальной работы использовались следующие критерии: наличие у детей представлений о добре, взаимопомощи, сострадании, терпимости, зле; перенос усвоенных знаний в новые условия, воспитанность эмоциональных реакций, проявление культуры поведения в отношении к сверстникам.
Каждый критерий оценки конкретизировался в системе соответствующих показателей:
- полнота, четкость, конкретность представлений о добре, зле и т.д.;
- активность в проявлении вежливости, сочувствия и помощи, сопереживания по отношению к сверстникам и взрослым;
- устойчивость в проявлении навыка культуры поведения, при некотором изменении обычной жизненной ситуации.
Оценка уровня воспитанности культуры поведения у детей производилась по вышеназванным критериям.
Высокий уровень культуры поведения характеризуется способностью ребенка сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение, доброжелательно воспринимать других, самостоятельно разрешать конфликты мирным путем, не смеяться над другими, а уметь оказать помощь, произвольно регулировать свое поведение, сдерживать непроизвольные эмоции и желания применять правила культуры поведения и эмоционально переживать итоги выполнения.
Средний уровень культуры поведения характеризуется тем, что ребенок не всегда сопереживает ближнему, проявляет дружеское участие и терпение по отношению к взрослым, но не всегда к сверстникам; иногда без веских оснований может создать конфликтную ситуацию, не смеется над другими, но и не желает прийти на помощь в трудной ситуации; прилагает усилия к применению правил культуры поведения, однако в большинстве случаев обращается за помощью к взрослым.
Низкий уровень культуры поведения характеризуется тем, что ребенок не способен сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение, доброжелательно воспринимать других, сдерживать непроизвольные эмоции и желания и поэтому часто провоцирует конфликтные ситуации, смеется над другими детьми попавшими в сложную ситуацию; знает, но не применяет правила культуры поведения; не считается с интересами сверстников.
Диагностические параметры представляли собой: наличие у детей представлений о добре, зле и т.д., перенос усвоенных знаний в новые условия, воспитанность эмоциональных реакций, проявление культуры поведения в отношении к сверстникам, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3). Каждый из диагностических компонентов оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычисляется по формуле:
К = максимально возможное количество баллов
После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находится средний коэффициент по формуле К= К1+3К2+К3
По среднему коэффициенту можно определить три уровня культуры поведения у детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень оптимальный. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень допустимый. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на критическом уровне.
Анализ результатов констатирующего эксперимента представлен в табл. 1.
Таблица 1 Оценка уровня культуры поведения детей в контрольной и экспериментальной группах
Группы | Всего чел. | Наличие пред-ий о добре, зле и т. д. (в баллах) | Перенос знаний в новые условия (в баллах)
| Воспит-ть эмоц-ых реакций (в баллах) | Проявл-е культуры поведения в отн-ии к сверстни-кам (в баллах) |
|
|
| 3 | 2 | 1 | 3 | 21321321 |
Экспериментальная
| 10 | 2 | 4 | 4 | - | 37-46145 |
Контрольная
| 10
| 1 | 5 | 4 | - | 37-55253 |
На констатирующем этапе эксперимента было обнаружено несоответствие между имеющимися представлениями детей о культуре поведения и уровнем проявления этих представлений в реальных поступках, особенно в отношениях со сверстниками.
В процессе формирующего эксперимента с экспериментальной группой мы использовали работу над сказкой, описанную выше.
Результаты формирующего эксперимента представлены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка уровня культуры поведения детей в контрольной и экспериментальной группах
Группы | Всего чел. | Наличие пред-ий о культуре поведения (в баллах) | Перенос знаний в новые условия (в баллах)
| Воспит-ть эмоц-ых реакций (в баллах) | Проявл-е культуры поведения в отн-ии к сверстни-кам (в баллах) |
|
|
| 3 | 2 | 1 | 3 | 21321321 |
Экспериментальная
| 10 | 5 | 4 | 1 | 4 | 51442361 |
Контрольная
| 10
| 1 | 6 | 3 | - | 37145253 |
Анализ полученных результатов показал, что высокий уровень наличия представлений о добре, взаимопомощи, сострадании, терпимости, зле, зависти имеет 50% детей экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы; переносить усвоенные знания о культуре поведения в новые условия - 40% детей экспериментальной группы и 0 % - контрольной группы; воспитанности эмоциональных реакций - 40% детей экспериментальной группы и 10% - контрольной группы; проявление культуры поведения по отношению к сверстникам - 30 % детей экспериментальной группы и 20% - контрольной группы.
Средний уровень соответственно - 40% - детей экспериментальной группы и 60% - контрольной группы; 50% и 30%; 40% и 40%; 60% и 50%.
Низкий - соответственно - 10% и 30%; 10% и 70%; 20% и 50%; 10% и 30%.
Таким образом, изменения в экспериментальной группе убедительно показывают эффективность предложенной нами системы работы над сказкой.
Полученные в ходе экспериментального исследования результаты также свидетельствовали о том, что у дошкольников повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях.
Как показали результаты тестирования и регламентированного наблюдения со стороны воспитателей и родителей, у детей в группе детского сада снизилась нервозность, раздражительность, тревожность и агрессивность (что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников), повысилась самооценка. Дети более твердо усвоили общественные нормы, правила поведения, человеческие отношения. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения.
Разбираясь в смысле сказки, дошкольник начинал понимать комичность некоторых ситуаций. Поэтому у детей появилось и получило развитие чувство комического.
Нельзя не отметить появление у младших дошкольников чувства прекрасного, которое вызывает у детей художественное произведение, а особенно сказка.
У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса. Можно отметить у детей появление такого психологического феномена, как понимание «языка чувств».
Таким образом, достаточно убедительные результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение в жизни дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".
Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...
РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.
Департамент образования города МосквыСеверо - Западное окружное управление образованияГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвысредняя общеобразовательная школа №1489дошкольное от...
Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."
Роль сказки в жизни ребенка....
«Роль сказки в жизни ребенка»
В статье говорится о важности сказки в жизни ребенка....
Роль сказки в жизни ребенка.
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, р...
Роль сказки в жизни ребенка
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит д...
Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".
Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....