Конспект НОД «Чтение рассказа А. И. Куприна «Слон»» в подготовительной группе. (2021 уч. Г.)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Чтение рассказа А. И. Куприна «Слон»» в подготовительной группе.
Воспитатель МБДОУ №49 «Росинка» Нарусон Н.П.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы,
Цель:
-Познакомить с произведением А. И. Куприна «Слон», его творчеством.
Задачи:
- Формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения.
- Воспитывать у детей чувство сопереживания к больным людям.
- Развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы в разговорной речи.
- Обогатить словарь детей за счет знакомства с новыми словами: равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, публикум.
- Развивать умение грамматически правильно строить предложения.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Словарная работа: равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, дрессировщик, публикум.
Возможные достижения ребёнка: различает жанры литературных произведений, пересказывает содержание рассказа; эмоционально реагирует на литературное произведение, сопереживает героям рассказа.
Наглядный материал: изображение слона, портрет А. И. Куприна, рассказ писателя, волшебная палочка.
Предварительная работа: Беседа: «Здоровье-главная ценность человеческой жизни», с обращением к личному опыту, вопросы к детям, словарная работа.
Основная часть: знакомство с писателем- А. И. Куприн, чтение рассказа «Слон». Вопросы к детям.
Заключительная часть: закрепление полученных знаний.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
-Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем А. И. Куприн(показываю портрет). В историю отечественной литературы А. И. Куприн вошел как автор повестей и романов, а так же как крупный мастер рассказов. А. И. Купин один из самых читаемых писателей в наши дни. Многие его произведения переведены на ряд иностранных языков. Произведения с которым мы сегодня познакомимся называется «Слон». В нём встречаются трудные слова, такие как равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, дрессировщик, публикум. В.: - Что такое равнодушие, кто знает?(ответы детей)
- Равнодушие – это состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему миру. А что обозначает сударыня? (ответы детей)
- Если быть точнее, сударыня – это вежливая форма обращения к собеседнице, использовавшаяся в Российской империи. Для обращения к молодой незамужней женщине из высших слоёв общества также использовался термин барышня.
- В рассказе также встретится слово благовоспитанный. Как вы думаете, это какой человек? (ответы детей)
- Благовоспитанный – это человек, умеющий себя хорошо держать, внешне выдержанный, обладающий хорошими манерами.
- Встретится нам слово зверинец, как вы думаете, что обозначает? (ответы детей)
- А дрессировщик? ?(ответы детей)
- И еще слово публикум – это публика, люди.
- Сейчас внимательно ребята, слушайте рассказ. Потом мы его с вами перескажем. И в конце занятия мы должны дать ответы на два главных вопроса. Почему родители Нади готовы исполнить любое ее желание? Почему же девочка все-таки выздоравливает?
2. Основная часть.
1) Выразительное чтение всего рассказа воспитателем с установкой на запоминание и последующий пересказ.
2) Разбор произведения. Физкультминутка. Беседа по содержанию текста.
- Кто был главным героем в рассказе? (ответы детей)
- Что случилось с девочкой? (ответы детей)
- Отчего угасает маленькая Надя? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Она была больна равнодушием к жизни. Что посоветовал доктор её родителям? (ответы детей)
- Какое желание появилось у больной девочки? (ответы детей)
- Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? ?(ответы детей)
- Что сделал её отец? (ответы детей)
- Что случилось дальше? Почему дрессировщик не отказал? (ответы детей)
- Как хозяин зверинца сначала отнесся к просьбе Надиного папы привести слона? ?(ответы детей)
- А как видно, что родители Нади за неё переживают? (ответы детей)
- Почему папа выбирает для Нади именно Томми – самого большого слона, - ведь в зверинце есть и два маленьких? (ответы детей)
- Каким Надя хочет видеть слона? (ответы детей)
- Как проходит общение между Томми и Надей? (ответы детей)
- Надя сама протягивает руку слону, о чем это говорит? (ответы детей)
– От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденной булочки? (ответы детей)
- Надя боялась слона? (ответы детей)
– Почему, описывая обед, автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона? (ответы детей)
- Чем закончился рассказ? (ответы детей)
- Почему родители Нади готовы были исполнить любое её желание? (ответы детей)
- Почему же девочка все-таки выздоравливает? (ответы детей)
- И кто помог осуществлению её желания? (ответы детей)
- Ребята, скажите, а часто ли исполняются ваши желания? (ответы детей)
-Было ли у вас какое-то необыкновенное желание? Исполнилось ли оно?
Кто исполнил его? Почему? (ответы детей)
- Что хотел нам сказать писатель этим произведением? (ответы детей)
- Как вы думаете, это сказка или рассказ? (ответы детей)
- Докажите, свою точку зрения (Дети высказывают свою точку зрения).
- Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Какие моменты особенно понравились?(ответы детей)
Физминутка:
В зоопарке ходит слон
Уши, хобот, серый он (наклоны головы в сторону)
Головой своей кивает (наклон в перед)
Будто в гости приглашает(голову прямо)
1,2,3 вперед наклон
1,2,3 теперь назад
Головой качает слон
Он зарядку делать рад
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка
3. Заключительная часть.
-Как вы думаете зачем же русский писатель придумал такую историю сто лет тому назад?
-Чем мы сегодня занимались, чтобы ответить на главный вопрос?
Русский писатель очень хотел что бы вы поняли, что рядом с вами самые дорогие для вас люди.
4.Дидактическая игра: «Близкие слова»
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам, развивать точность, выражение мысли при составлении предложения.
Материал: волшебная палочка.
-Осенью дни пасмурные…..(серые, унылые)
-Осенью часто погода бывает холодной…….(ветряной, дождливой)
-Осенью настроение грустное……(печальное, тоскливое)
-Осенью дожди частые…..(холодные, проливные)
-Небо прикрывают серые тучи….(темные, дождливые)
-В начале осени бывают ясные дни….(безоблачные, светлые)
-Поздней осенью на улице холодно…..(пасмурно, ветрено)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД составление рассказов по сюжетной картине "Ежик" в подготовительной группе
Цель: составление рассказа по картине, используя имеющиеся знания о животных. В данном занятии используется дидактические игры технологии ОТСМ-ТРИЗ....
Конспект НОД Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» старшая группа
Развитие эмоционально - чувственной сферы восприятия рассказов, развитие умения детей понимать смысл и основное содержание рассказов....
Конспект ООД Чтение рассказа В.Ю Драгунского "Друг детства" 27.04.2021 г.
Конспект ООД Чтение рассказа В.Ю Драгунского "Друг детства" 27.04.2021 г....
2021. Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского Старшая группа
Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. ПаустовскогоСтаршая группа...
Конспект занятия «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе.
Конспект занятия «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе.Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взро...
конспект занятия "Пересказ рассказа С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».".
конспект занятия по теме теме животные жарких стран...