Конспект ООД Чтение рассказа В.Ю Драгунского "Друг детства" 27.04.2021 г.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД Чтение рассказа В.Ю Драгунского "Друг детства" 27.04.2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_rasskaza_drug_detstva.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: Речевое развитие
Раздел: Связная речь
Тема: Чтение рассказа В.Ю. Драгунского «Друг детства»
Возрастная группа: старшая
Выполнил: Мухаметова А.М., воспитатель
Квалификационная категория: нет
Стаж работы в данной должности: 2 года
г.Туймазы 2021
Тема: Чтение рассказа В.Ю. Драгунского «Друг детства»»
Цель: Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика
Задачи:
Образовательные:
1. Подвести детей к анализу произведения, отвечая на вопросы по тексту полным ответом. Совершенствовать диалогическую форму связной речи.
Развивающие:
1.Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей понимание важности верности человека старой дружбе, сопереживание и отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Средства реализации:
Демонстрационный материал: рассказ В.Ю. Драгунского «Друг детства», портрет писателя В. Драгунского, иллюстрации из произведения, игрушка плюшевый медведь
Методы и приемы:
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: пояснения, поощрение, физминутка, беседа, игра, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, чтение художественной литературы.
Планируемый результат: Дети усвоили содержание рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Предварительная работа: Знакомство с творчеством В. Драгунского, чтение рассказа ««Сверху вниз, наискосок!»
Словарная работа: растерянный, капитанский мостик, Сингапур, Ален Бомбар, челнок.
Ход организованной образовательной деятельности:
I часть. Вводная
Игра-мотивация «Клубок дружбы»
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент. Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша стала ещё крепче.
II часть. Основная
- Беседа
Воспитатель: Дети вы знаете, кого называют «друг детства»? (Предполагаемы ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете: а может ли игрушка быть другом?
Дети: Да, может.
Воспитатель: Конечно, когда вам скучно, вы с нею поиграете, когда вам грустно, ее можно обнять, положить с собой в постель, чтобы было теплее и сладко спалось. Дети, сегодня мы с вами будем читать новый рассказ Виктора Драгунского «Друг детства». Этот писатель уже знаком вам. Помните, вы слушали его рассказ «Сверху вниз, наискосок!» Это был веселый рассказ о том, как Дениска, Мишка и Аленка решили покрасить все вокруг.
В рассказе «Друг детства» вам встретятся трудные слова, значение которых я поясню: растерянный - человек, который не знает что делать и как поступить; капитанский мостик - комната на борту корабля, откуда капитан управляет кораблем; Сингапур - город-государство; Ален Бомбар - путешественник, пересекший в одиночку океан; челнок - маленькая узкая лодка.
Чтение рассказа.
Воспитатель: Рассказ В. Драгунского «Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
– Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.
Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:
– Папа, купи мне грушу!
– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
– А тебе зачем? – сказал папа.
– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.
– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
Воспитатель: Дети, понравился вам рассказ?
Дети: Понравился.
Воспитатель: Давайте немного разомнемся и продолжим дальше.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание – руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся)
Воспитатель: Вот мы немного и размялись. Ну что продолжим?
- Беседа по содержанию.
Воспитатель: О ком этот рассказ?
Дети: о мальчике Дениске
Воспитатель: Понравился вам Дениска?
Дети: да, понравился
Воспитатель: Кем в детстве мечтал стать Дениска?
Дети: капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом, машинистом метро, боксером.
Воспитатель: почему у него так часто менялось мнение?
Дети: Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мальчику хотелось, быть например, капитаном дальнего плавания?
Дети: Потому что это очень интересная работа. Капитан управляет огромным теплоходом, он может побывать в разных городах и странах, как об этом говорится в рассказе, «посетить далекий Сингапур и купить там себе забавную обезьянку»
Воспитатель: Почему Дениска решил стать боксером?
Дети: Чтобы быть сильным, смелым и отважным.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы стать боксером?
Дети: Крепкое здоровье, ничего не бояться и быть уверенным в себе и много тренироваться.
Воспитатель: Итак, чтобы стать боксером, нужно тренироваться. А для тренировок нужна кожаная боксерская груша. Скажите, кто-нибудь из вас видел, как тренируются боксеры? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь послушайте еще раз, как это описано в рассказе: «А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу», такой продолговатый тяжелый мяч, надо бить по нему изо всех сил, чтобы развивать в себе силу удара…»
Воспитатель: Как отнесся к просьбе сына папа?
Дети: Папа ему отказал.
Воспитатель: Что почувствовал мальчик?
Дети: огорчение, обиду.
Воспитатель: А что предложила мама?
Дети: Мама предложила мишку (старую игрушку) использовать вместо груши.
Воспитатель: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксерской груши?
Дети: Ему стало жалко свою игрушку.
Воспитатель: О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?
Дети: Он вспомнил как играл с мишкой, он вспомнил, что мишка был его другом.
Воспитатель: Какие чувства вызывали эти воспоминания?
Дети: Любовь, привязанность, нежность.
Воспитатель: Как называет Дениска Мишку?
Дети: Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом.
Воспитатель: Вспомните главные слова, которые передают чувства Дениски в этот момент?
Дети: «...и я любил его тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...»
Воспитатель: Как вы думаете, Дениска был хорошим другом?
- Игровое упражнение «Какой друг?» (Дети встают со стульев)
Воспитатель: Чтобы в этом разобраться давайте поиграем, игра называется: «Какой друг?» Послушайте правила игры: Сейчас мы начнём передавать вот такого человечка и называть по одному качеству настоящего друга. Только будьте внимательны – они не должны повторяться.
Ход игры: «Какой друг?
Примеры ответов: добрый, отзывчивый, внимательный, вежливый, щедрый, настоящий, сильный, смелый, мужественный, любимый, милый, родной, незаменимый, лучший, надёжный, понимающий, старый, верный, замечательный, заботливый, преданный.
Воспитатель обобщает: Дениска оказался надежным, верным и преданным другом.
Воспитатель: У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех есть игрушка, которую вы любите больше других.
- Игровое упражнение «Опиши свою любимую игрушку»
Дети называют и описывают свои любимые игрушки (заслушать 3-4 неактивных детей, а остальных на прогулке)
Воспитатель: Молодцы! Я поняла, что у всех вас есть любимые игрушки и вы ими дорожите.
III часть. Заключительная часть.
Итог.
Воспитатель подводит итоги:
Воспитатель: Как называется рассказ, который мы прочитали?
Дети: «Друг детства».
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Писатель Виктор Драгунский.
Воспитатель: Что вы узнали про дружбу и друзей?
Дети: Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать.
Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы о друге, ваша активность на занятии. Мне кажется, что тот самый Мишка из рассказа « Друг детства» у нас в группе. Я предлагаю его найти и поиграть с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"
Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...
Конспект занятия.Чтение рассказа Бианки "Голубые лягушки"
Формирование знаний у детей об окружающем мире. Воспитание любви к природе и ее обитателям....
Конспект занятия. Чтение рассказа Скребицкого "Как белочка зимует".
Знакомство детей с жизнью белочки. Формирование познавательного интереса....
Конспект НОД Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» старшая группа
Развитие эмоционально - чувственной сферы восприятия рассказов, развитие умения детей понимать смысл и основное содержание рассказов....
Конспект НОД "Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга»(речевое развитие)
ЗадачиУчить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.Развивать навык слу...
Конспект НОД "Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непрерывной образовательной деятельности в области "Развитие Речи" на тему :Знакомство детей старшей группы с творчеством Н.Носова ....
Конспект НОД. Чтение рассказа Е. Бехлеровой «Капустный лист»
Конспект занятия ООД по речевому развитию...